Каким был человек в разные времена
Универсальные учебные действия:
• воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
• составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
• описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;
• воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.
Как трудились люди в разные времена
Универсальные учебные действия:
• ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
• рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;
• приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
• называть древние города, описывать их достопримечательности;
• ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
• объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
• называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
• называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Класс
Введение
Универсальные учебные действия:
• объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.
Человек — живое существо
Универсальные учебные действия:
• характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;
• объяснять роль нервной системы в организме;
• рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;
• конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
• характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;
• устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;
• характеризовать условия роста и развития ребенка;
• различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.
Человек и общество, в котором он живет
Универсальные учебные действия:
• описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;
• моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;
• находить на карте равнины и горы России (своего края);
• выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);
• составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
• ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;
• составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;
• называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);
• называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;
• называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
• узнавать символы царской власти;
• знать имя Президента современной России;
• составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первомклассе учащиеся научатся:
• воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
• различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;
• ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
• различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
• различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
• определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
• устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
• описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
• сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первомклассе учащиеся могут научиться:
• анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
• различать основные нравственно-этические понятия;
• рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
• участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
2. К концу обучения во второмклассе учащиеся научатся:
• составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
• называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
• оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;
• различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;
• кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;
• называть царства природы;
• описывать признаки животного и растения как живого существа;
• моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;
• различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;
• устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;
• описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;
• сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;
К концу обучения во второмклассе учащиеся могут научиться:
• «читать» информацию, представленную в виде схемы;
• воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;
• ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»
• проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);
• приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
3. К концу обучения в третьемклассе учащиеся научатся:
• характеризовать условия жизни на Земле;
• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
• описывать свойства воды (воздуха);
• различать растения разных видов, описывать их;
• объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
• объяснять отличия грибов от растений;
• характеризовать животное как организм;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
• составлять описательный рассказ о животном;
• приводить примеры (конструировать) цепи питания;
• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
• называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
• работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьемклассе учащиеся могут научиться:
• ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
• приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
• проводить несложные опыты по размножению растений;
• ориентируясь на существенный признак, проводить классификацию животных по классам;
• рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
• ориентироваться, в сущности, и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
4. К концу обучения в четвертомклассе учащиеся научатся:
• характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
• моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
• устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
• оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
• описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
• составлять рас сказ-описание о странах-соседях России;
• различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
• соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
• называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
• различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
• описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
• называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертомклассе учащиеся могут научиться:
• применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
• различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
• раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) (в рамках изученного).
К рабочей программе прилагаются календарно-тематические планирования
Технология
Пояснительная записка
Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов, тем | Количество часов |
1 класс | ||
Что нас окружает | ||
Кто где живет | ||
Азбука мастерства | ||
Работаем с бумагой | ||
Помощники мастера | ||
Сначала нарисуем | ||
Много и ровно | ||
Работаем с тканью | ||
Итого | ||
2 класс | ||
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание | ||
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты | ||
Конструирование и моделирование | ||
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) | ||
Итого | ||
3 класс | ||
Информация и её преобразование | ||
Человек – строитель, созидатель, творец. (Преобразование сырья и материалов) | ||
Преобразование энергии сил природы. (Технология преобразования и использования энергии) | ||
Из истории изобретений. (Развитие техники и технологий от Средних веков до начала XX века) | ||
Итого | ||
4 класс | ||
Работа с природным материалом | ||
Работа с пластилином и соленым тестом | ||
Работа с тканью | ||
От простой конструкции к сложной | ||
Материал и фактура | ||
Итого |
Содержание курса
Класс (33ч)