Привлечение птиц на участок в разные времена года. Устройство кормушек, искусственных гнездовий. Птичий столб.

Привлечение птиц на участок в разные времена года. Устройство кормушек, искусственных гнездовий. Птичий столб.

На участке детского сада можно круглый год наблюдать птиц. Один из способов привлечения птиц - зимняя подкормка. С наступлением осени многие птицы близко подлетают к жилью человека.

Это воробьи, вороны, большие синицы, щеглы, снегири. В это время и нужно на участке установить кормушки и начинать подкормку.

Самая простая кормушка - кормовая полочка (дощечка размером 50 х 60 см с низкими бортиками). Ее можно подвесить к дереву, шесту или окну.

Кормушка-столик и кормовой домик наиболее удобны, так как они имеют крышу, защищающую корм от дождя и снега.

Для подкормки птиц из окна предпочтительна такая кормушка, в которой бы птицы видны были из комнаты. Такую кормушку можно сделать из стеклянной литровой банки. Положенная боком и привязанная к перилам балкона, она выполняет роль оконной кормушки.

Корм для птиц очень разнообразен. Это семена и плоды дикорастущих растений, березы, ольхи, репейника, конского щавеля. Хорошим кормом для птиц являются семечки тыквенные, арбузные, а также подсолнуха. Эти корма охотно поедают большие синицы.

Любимый корм синиц зимой - несоленое сало. Ягоды рябины и калины, а также семена ясеня, оставшиеся на дереве, служат хорошим кормом для снегирей.

Искусственные гнездовья.

Размещение искусственных гнездовий на участке способствует привлечению таких птиц, как большие синицы, скворцы, мухоловки.

Чаще всего изготовляются дощатые синичники и скворечники. Размеры гнездовий определяются тремя показателями: площадью дна, глубиной (расстояние от дна до летка) и размерами летка. Лучшие размеры гнездовий для скворцов - 14 х 14 см, для мухоловок - 9x9 см, для синиц - 12х12 см.

Для изготовления синичников и скворечников нужно брать доски толщиной 1,5-2,5 см (фанера непригодна). Хорошие гнездовья должны быть прочно сбиты, в них нежелательны щели, они должны быть простыми в изготовлении.

Доски можно выстругать только с наружной стороны, так как по гладкой внутренней стенке птице будет трудно выбираться. Леток надо располагать недалеко от крышки и ни в коем случае не в середине доски. Расстояние от летка до крышки равно приблизительно диаметру летка. Леток делают круглым, крышку съемной. Направление летка для разных птиц может быть различным: мухоловки предпочитают восточное направление, а большие синицы - западное.

Чтобы птицы заселяли гнездовья, важно правильно их развесить. Развешивают гнездовья летом и осенью. Гнездовья для птиц зимой очень нужны, потому что зимующие птицы в них ночуют, спасаясь от холода.

На большом участке детского сада в одном из тихих уголков можно устроить площадку природы, на которой будут сосредоточены разные сооружения и объекты природы: птичий столб, Птичий столб высотой 3-4,5 метра устанавливается в центре площадки, на нем крепятся две стационарные кормушки для подкормки птиц, вверху - домик для гнездования, на земле вокруг столба - желоб для воды (это летний птичий водопой). Такой столб функционирует круглый год - зимой птицы будут кормиться, летом прилетать на водопой, весной кто-нибудь устроит гнездо в домике и станет выводить птенцов, а в холодное время от непогоды в нем будут прятаться воробьи. Птичий столб поможет в организации наблюдений интересных явлений неживой природы: если на его вершине установить флюгер, то можно замечать направление ветра; если вокруг столба и желоба утрамбованная площадка, тогда в солнечный день на ней можно фиксировать перемещение тени столба, т.е. движение солнца.

Экологическая тропа для дошкольников, ее специфика. Разнообразие природных объектов. Оформление троны и ее использование в педагогическом процессе.

Организация экологической тропы и работы на ней, как условие формированияэкологической культуры дошкольников

Роль экологической тропы в формировании экологической культуры подчеркивалось рядом выдающихся педагогов прошлого.Ее создание способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природой среды и человека. На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду.

Можно выделить следующие функции экологической тропы:

• познавательная,

• оздоровительная,

• развивающая,

• ознакомительная.

В ходе эколого-педагогической работы с дошкольниками на экологической тропе на ряду со всем происходит развитие эмоциональной и сенсорной среды ребенка, а также формирования знаний и представлений «о правильном общении с природой».

Экологическая тропа - это перспективная учебная теория, где дошкольники выступают в роли педагогов, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Для детей важно, чтобы усвоение научных знаний об окружающей природной среде сочеталось с личным участием в разнообразных практических делах по защите и улучшению природы, а также в пропаганде знаний об ее охране. Только такое сочетание познания, и практической, деятельности формирует экологическую культуру.Экологическая тропа — наиболее «молодая» разновидность едагогическиорганизованного маршрута на местности для проведения учебной и пропагандистской природоохранительной работы. Назначение такой тропы — создать условия для целенаправленного воспитания экологической культуры учащихся. В роли воспитателей и одновременно воспитуемых здесь выступает молодежь разного возраста, в первую очередь дошкольного.

Экологическая тропа имеет ряд отличий от познавательных троп природы. Они касаются организации тропы, ее протяженности, набора расположенных на ней объектов, а также методов пропагандистской работы.

Экологическая тропа в основном, создается на территории ДОУ. Существует общий подход в создании экологических троп, которое происходит поэтапно.

Первый этап - подготовительный. Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят –организаторов и помощников воспитателя. Это могут быть объединенные общими интересами члены кружка, или дети одной возрастной группы. На этом этапе большую роль играет постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом определенных задач и объема работы, раскрытие перспектив и определение места каждого человека в предстоящем деле.После того как выявлен перечень объектов, которые нужно изготовить и установить на тропе, организуется конкурс команд детей и родителей на лучший проект каждого сооружения. В нем участвуют дети старшего возраста. Впоследствии по этим проектам на занятиях изготовляют и соответствующие изделия. К созданию отдельных крупных объектов привлекаются шефы, родители. Последовательность действий по созданию экологической тропинки может быть следующей.

Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» — сказочного персонажа, который будет давать задания, и приглашать в гости.

Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).

• Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.

• Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Следующий этап - открытие тропы.

В дальнейшем на экологической тропе происходит следующее:

1. Встречи с интересными людьми; членами организаций общества охраны природы и станции юннатов; руководителям и членам кружка Дворца творчества детей и молодежи «Юный эколог»; представители метеослужбы.

2. Экскурсии, наблюдения за отдельными объектами тропы, занятия.

3. Посещение старших дошкольников в экскурсоводы.

Возле каждого объекта экологической тропинки должна быть табличка с названием видовой точки, на тропинке можно также разместить различные природоохранные знаки, которые необходимо соблюдать во время экскурсии с детьми по тропе существует несколько видов экологических тропинок:

1. Экологическая тропинка на территории детского сада.

2. Экологическая тропинка в естественных условиях.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада нужно помнить о том, что в состав ее видовых точек можно включить те объекты, которые уже имеются на территории, а в дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками, посадить группы деревьев, создать водоем и т. п.

Эффективнее всего организовать экологическую тропинку используя результаты исследования, выполненных при составлении экологического паспорта ДОУ.

В качестве видовых точек выбрать деревья и кустарники разных пород, разного возраста и разной формы. Это создает условия для проведения различных наблюдений. Если участок прилегающий к зданию ДОУ достаточно большой можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ характерных прежде всего для данной местности (лес, луг, это поможет познакомить детей с представителями местной флоры и фауны и системами, луговыми экосистемы. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных) так как многие животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания. По возможности, можно создать небольшой водоем с растениями и животными - это даст положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения. Также целесообразно сделать небольшие возвышения, что разнообразит условие произрастания растений, позволит организовать различные наблюдения. Однако лежащие камни не только украсит тропинки, но и послужат убежищем для различных, насекомых, улиток, мокриц и т. д.Традиционно в ДОУ выделяют участки для лекарственных растений, необходимо создать условие и для выращивания растений подлежащих охране. Тем самым вы оформите своеобразную «живую красную книгу». В состав растений тропинки могут также войти растения часы и растения барометры им соответствуют аналогичные по названию клумбы. На территории, возможно, создать сад или клумбу «непрерывного цветения». Интересной для наблюдения может стать. Точка «муравейник», а также метеоплощадка с размещенным на ней соответствующим оборудованием Главный принцип организации экологической тропинки Как можно больше разнообразия.

В каждой возрастной группе работа на экологической тропе предусматривает определенное содержание и методические приемы.

В младшей группе проводятся занятия с целью ознакомления с окружающей природой, трудом взрослых и старших дошкольников в природе. Это могут быть наблюдения, экскурсии, дидактические игры, рассматривание репродукций картин и рисунков о природе старших детей, чтение художественной литературы, заучивание стихов. Кроме того, дети приобретают практические навыки по выращиванию некоторых растений: лука, гороха, бобов, настурции.

В средней группе содержание работы по экологическому воспитанию становится более целенаправленным.

Ставятся задачи — показать взаимосвязь явлений в природе, учить оказывать посильную помощь растениям и животным, упражнять в правилах поведения в природе. Все полученные знания закрепляются на занятиях в группе.С детьми этого возраста можно составлять загадки о деревьях, растениях, животных и временах года заучивать пословицы и народные приметы знакомить с лекарственными растениями, привлекать к их сбору. На занятиях по труду дети учатся делать сувениры из природного материала.

В старшей группе экологическое воспитание включается в систему всех занятий, проводимых в детском саду. Экскурсии по экологической тропе становятся более продолжительными, летом можно использовать время, отведенное для прогулки. Предусматривается организация познавательной, природоохранной, трудовой и художественной деятельности дошкольников.

Дети подготовительнойгруппы становятся настоящими хозяевами экологической тропы. Они уже могут, выступать в роли экскурсоводов. Воспитанию ответственного отношения к природе способствует организация поста «Зеленый патруль». Дети ведут и большую пропагандистскую работу: рисуют плакаты о правилах поведения в природе, готовят литературно-музыкальные композиции и выступают с ними перед родителями и гостями детского сада. В этом возрасте дети уже умеют лечить деревья.

Для организации работы на необходимо разработать специальный паспорт экологической тропинки, который содержит карту-схему с указанием изучаемых объектов, одна более сложная схема - для педагогов; вторая проще для детей. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам.

Методические рекомендации по организации экологической тропы в ДОУ

На сегодняшний день проблема формирования экологической культуры дошкольников остается наиболее активное - следует учесть, что одним из основных условий осуществления данного процесса является контакт ребенка с природой, непосредственное общение с ней. А это возможно лишь в условиях развивающейэкологической среды ДОУ, неотъемлемой частью которой является экологическая тропа. Но не сама по себе тропа, а правильная ее организация.

Видовыми точками могут стать:

- отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных видов; экземпляры с необычной по форме кроной или стволом (например деревья с особо изогнутым или разделенным на несколько частей ствол); растения с разными по размеру (крупными и мелкими, форме (округлыми, заостренными, выемчатыми и т. п., цвету (светло-зелеными и темно-зелеными, характеру поверхности (шершавыми, морщинистыми, гладкими)листьями; сухие старые деревья (как еще стоящие, так и уже лежащие на земле, пни; крупные травянистые растения (лопух, крапива).

- Сообщества растений — фрагменты ландшафтов луговой, лесной (в северных регионах — тундровой, в южных — степной) растительности с их наиболее характерными представителями. Это могут быть как. дикорастущие заросли, так и растения специально посаженные педагогами и детьми. На территории детского сада можно обнаружить полянки одуванчиков. Заросли подорожника, птичьей травы (горца почечуйного) и других видов. У водоема обитают разнообразные прибрежные растения. К таким же точкам можно отнести искусственные сообщества растений — участки сада, огорода.

- Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности — естественные и искусственные гнездовья, кормушки (включая «птичьи столбы», муравейники, кротовины, земляные норки дождевых червей и кучки выбрасываемой ими земли; сезонные скопления насекомых (например, весной можно наблюдать за клопами-«солдатиками», обитателей пруда или озера, реки.

- Участки 9 интересными объектами неживой природы — овраги, крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном и том же месте. Зимой можно собирать снег в сугробы, сооружать ледяные горки(для наблюдений) и тоже в определенных местах. А весной хорошо выделить участок для наблюдения за сосульками.

- Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха, количеством выпавших осадков (дождя, снега, высотой стояния Солнца (солнечные часы); поляна сказок (сказочные скульптуры, строения). - Птичья столовая с кормушками.

- Клумбы — обычные и особого назначения (с растениями - часами, растениями-барометрами).

- Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля», в северных районах - теплицы.

- Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т. п.

На этих видовых точках могут иметь место различные объекты, с которыми осуществляется эколого-педагогическая работа .

Следует также отметить, что на территории экологической тропы должны быть:

1. Фитонцидные растения

2. Сад редких растений

3. Пень

- Так как фитонциды - это летучие вещества растений, способные убивать микроорганизмы. Они очищают воздух, уничтожают некоторых возбудителей болезней человека и животных. На участке детского сада устроены площадки таких растений. Здесь произрастают черемуха, можжевельник, хвойные деревья (сосна кедровая, обыкновенная, веймутова; пихта, лиственница, туя).

- Знакомство с хвойными растениями (елью и сосной) начинается со средней группы. В старшем дошкольном возрасте дети узнают о свойствах всех финтоцидных растений участка.

- Пень – жилище для мелких организмов: насекомых, пауков.

грибов, лишайников, мхов и многих других. Он постепенно разрушается, превращаясь в труху. Наблюдения за пнем помогают детям понять круговорот веществ в природе. Обитатели пня: на коре яркими желтыми пятнышками сверкает лишайник — стенная золотянка. Гриб трутовик разросся красивыми серо-коричневыми оборками. Под корой поселились мокрицы, жуки-дровосеки, жуки-усачи и другие насекомые. В солнечный день на пне можно встретить прыткую ящерицу, снующую взад-вперед, клопов-«солдатиков», муравьев.

Это объект исследования для детей старшего дошкольного возраста.

Организация «Метеоплащадки», на экологической тропе имеет большое значение. Следует отметить то, что работа, с детьми на ней вводится по следующим причинам:

1. Ребенок развивается в деятельности, а прогнозирование погоды есть деятельность познавательная доступная ребенку, развивающая его способности.

2. Этот вид деятельности позволяет углубить знания о природе, о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической.

3. Прогнозирование погоды позволяет использовать все методы экологического образования, прежде всего эпизодические, повторные, и длительные, самостоятельные наблюдения - исследования за растениями и животными в уголке природы.

4. Этот вид деятельности позволяет детям открыть неизвестное, новое в известном, хорошо знакомом.

5. Прогнозирование погоды детьми позволяет приобщить их к народной культуре, к народной мудрости, а это воспитывает уважение к предкам.

6. Знание народных примет, результата собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески.

7. Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время.

8. Прогнозирование погоды позволяет детям испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

9. Знакомство с живыми «барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе.

10. Благодаря этому методу дети учатся понимать язык природы.

11. Дети на практике знакомится с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условном окружающей среды.

12. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей подведению детей к философскому понятию всеединства мира.

13. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы, а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру.

14. Этот метод помогает детям разобраться в причинно – следственных связей, что очень важно для пониманию экологических закономерностей и для жизни вообще.

Чтобы получиться «предсказывать» погоду, надо наблюдать за состояниями растениями, поведениями животных, производить замеры, сравнивать полученные данные, делать выводы и сверить прогноз с реальными результатами.

Экологическая тропа для дошкольников, ее специфика. Разнообразие природных объектов. Оформление троны и ее использование в педагогическом процессе.

Террариум. Типы террариумов. Содержание земноводных и пресмыкающихся.

Пресмыкающиеся

Содержание сухопутных черепах

Бытует ошибочное мнение, что черепахи не требуют никакого специального ухода. Действительно, эти животные неприхотливы и достаточно выносливы, чтобы длительное время существовать в неблагоприятных для себя условиях. Однако необходимо помнить, что, как и любое живое существо, черепаха нуждается во внимании и заботе. Многие сухопутные черепахи узнают людей, которые за ними ухаживают, и любят, когда их гладят по панцирю, который, кстати, чрезвычайно чувствителен.Оптимальным для содержания любой сухопутной черепахи помещением будет специально оборудованный террариум, который можно сделать своими руками.Это могут быть простой деревянный или фанерный ящик, аквариум или небольшой загончик с невысокими стенками. Очень важны его размеры, которые зависят от количества животных. Черепахи должны передвигаться по террариуму, поэтому для одной черепахи с размерами панциря 20 см необходимо помещение длиной 50–60 см и шириной 30–50 см. Высота должна быть достаточной, чтобы животное не смогло покинуть пределы террариума. При размещении террариума с черепахами необходимо учитывать прежде всего температуру воздуха в помещении. В холодное время года (а в некоторых районах и круглогодично) животным необходимо обеспечить обогрев. В обогреваемом помещении следует держать молодых и больных животных в любое время года.

Если емкость с черепахой стоит в холодном помещении, имеет смысл закрыть ее сверху крышкой, однако боковых стенках нужно сделать отверстия для вентиляции, что поможет избежать повышенной влажности воздуха.

На дно террариума насыпают крупный речной песок или мелкий гравий. В качестве грунта могут быть использованы торф или древесная стружка, но ни в коем случае не опилки. Эти животные не могут чихать, освобождаясь от инородных тел в полости носа, поэтому их придется отвезти к врачу.Мелкий песок может попасть с пищей в пищеварительную систему черепахи и вызвать ее расстройство, а также может оказаться в дыхательных путях животного. Если отказаться от грунта полностью, на ногах черепах могут появиться потертости, нагноения и мозоли.

Перед тем как поместить грунт в террариум, его нужно ошпарить кипятком и хорошо просушить. Важно помнить, что черепахи очень охотно копают грунт, причем делают это довольно настойчиво, поэтому при украшении террариума следует это учитывать.

Вдоль задней стенки можно установить декоративную стенку из камней, скрепленных с помощью цемента, которую следует хорошо закрепить.

На эту стенку можно поставить несколько маленьких горшков с ксерофитными растениями.

Средиземноморская и среднеазиатская черепахи достаточно терпимы в отношении температуры, поэтому им достаточно обогрева от светильников, укрепленных над террариумом, подогрев грунта для них необязателен. В одном углу террариума обязательно должна располагаться зеркальная или инфракрасная лампа.

Можно приобрести и специальные люминесцентные лампы для террариумов.

В другом углу устанавливают искусственное укрытие для черепахи, чтобы она могла регулировать температуру своего тела. Летом, как только температура поднимется до 20 °C, черепаху можно выносить ненадолго на улицу, чтобы она погрелась на солнышке. При этом нужно обязательно следить за ней.

Очень большое значение для здоровья черепахи имеет не только тепло, но и свет.

Свет должен гореть около 10–12 ч в сутки. Для этой цели оптимальными будут люминесцентные лампы или специальные лампы для террариумов с ультрафиолетовым излучением. Продолжительность светового дня для черепах можно изменять в зависимости от периода (например, для стимуляции к размножению).

В террариуме устанавливается посуда для еды. Она должна быть тяжелой, чтобы животное не перевернуло ее, и с невысокими бортиками. Ее можно зарыть в грунт.

В природе черепахи питаются как растительной (травами, в том числе сухими, стеблями, сочными плодами кактусов, листьями кустарников, плодами культурных растений), так и животной пищей (насекомыми, падалью). Они могут поедать достаточно жесткие корма острыми роговыми чехлами на челюстях, которые заменяют черепахам зубы. Для того чтобы оторвать часть большого куска пищи, черепахи пользуются передними лапами, которыми наступают на этот кусок.

Молодь черепах кормят ежедневно, при достижении ими годовалого возраста переходят на кормление 1 раз в 2 дня. Аппетит черепахи зависит напрямую от температурного режима в террариуме.

Лучше всего, если обогрев продолжается весь световой день, однако, если это не так, за 1–2 ч до приема еды включают обогрев.

Это обязательное условие, иначе животное откажется от еды, а насильно положенная в рот пища не будет перевариваться, потому что слюна этих рептилий не содержит ферментов, и вскоре загниет.

После кормления обогрев продолжается в течение 1–2 ч, чтобы черепаха нормально переварила пищу.

Основной пищей черепах являются различные овощи и фрукты, особенно ярко окрашенные. Важно, чтобы питание черепахи было разнообразным.

Черепахам дают яблоки, груши, сливы, малину, клубнику, вишню и другие ягоды, арбуз, апельсины, бананы, огурцы, помидоры, свеклу, морковь, капусту. Очень любят черепахи салат, охотно поедают горошек и молодые бобы. Однако важно помнить, что все растения, которые содержат оксалаты (такие как свекла, шпинат, петрушка и т. д.), черепахам нельзя давать в большом количестве.

Жесткие овощи и фрукты нужно резать мелкими кусочками, морковь, свеклу, апельсины, мандарины очищать. Мягкие, спелые бананы можно предложить животному неочищенными. Из плодов с косточками надо удалить косточки. Летом можно давать черепахам цветы клевера, одуванчика и мать-и-мачехи.

Периодически черепахам нужно давать мясной фарш без жира, а также мелко нарезанное сваренное вкрутую яйцо. Летом можно предложить насекомых, например кузнечиков или кобылок.

Ни в коем случае нельзя давать рептилиям молоко или другие молочные продукты!

Если пища, которую черепаха получает, достаточно сочна, то специальной поилки в террариуме не нужно. Однако воду можно все-таки поставить в устойчивом блюдце.

Если в террариуме нет водоема, то раз в неделю черепахе необходимо устраивать водные процедуры. Для этого ей помещают в тазик с теплой, нагретой до 25–30 °C чистой водой. Такое купание продолжается от 30 мин до 1 ч.

Во время купания черепахи пьют, а также очищают кишечник и мочевой пузырь.

В целях профилактики заболеваний можно растворить в воде небольшое количество перманганата калия до светло-розового цвета.

Важным вопросом при содержании черепах является вопрос о зимней спячке. Правильно организовать ее очень сложно, поэтому, если нет таких навыков, от организации спячки следует отказаться.

С наступлением холодного периода года животное необходимо продолжать греть и кормить, не давая переохлаждаться. Если все же организовывать правильную зимовку, то нужно обратить внимание на несколько аспектов:

1) черепаха должна быть здоровой;

2) она должна накопить достаточное количество жира, чтобы не умереть от истощения во время сна;

3) температуру на зимовке снижают достаточно плавно, избегая резких скачков. На протяжении всей зимней спячки необходимо следить за температурой, не позволяя ей опускаться ниже 5—10 °C.

Амфибии

Содержание амфибий

Прежде чем завести амфибий в детском саду, создайте им соответствующие условия. Для этого прежде всего нужно подобрать аквариум должной формы и объема, выбрать для него подходящий грунт и растения, а также оборудование для фильтрации, аэрации, поддержания температурного и светового режимов.

В помещении аквариум лучше всего поставить на хорошо освещенное место (но не прямо у окна), чтобы можно было регулировать тепловой и световой режимы. Оптимальное размещение аквариума – на столе или в нише, в 1–2 м от окна, торцом к нему.

В этом случае растения и животные в аквариуме будут наиболее эффектно смотреться. При размещении аквариума на большем удалении от окна потребуются искусственные источники света.

Аквариум должен прочно стоять на своем месте, не шататься. Желательно не двигать аквариум, наполненный водой, иначе он может дать течь.

Для содержания амфибий лучше всего подходят прямоугольные аквариумы с соотношением длины, высоты и ширины 2: 1: 1 соответственно.

Идеален цельный стеклянный аквариум, так как аквариумы из оргстекла легко царапаются. Размеры аквариума зависят от количества и вида животных, которых в них предполагается содержать.

Подготовка воды для аквариума – одно из необходимых условий для правильного содержания амфибий. Ни в коем случае нельзя сразу наливать воду в аквариум из водопроводного крана. Она должна отстоятся.

Для земноводных необходима вода с определенным содержанием минеральных солей и органических веществ.Соленая вода смертельна для почти всех видов амфибий. Также нельзя содержать их в дистиллированной воде. Важнейшими показателями воды являются жесткость и кислотность. Жесткость воды зависит от содержания в ней солей кальция и магния.Для амфибий нужна вода мягкая или средней жесткости. Обычно этим требованиям соответствует водопроводная вода. Если вода слишком жесткая, ее разбавляют дистиллированной водой. Смягчают воду и некоторые аквариумные растения (роголистник, валлиснерия). Кислотность воды должна быть близка к нейтральной.

Для того чтобы подготовить водопроводную воду для аквариума, необходимо произвести ряд действий. Воду набирают в емкость с большой открытой поверхностью (ведро) и дают отстояться в течение 2–3 дней. За это время выходит хлор, вода избавляется от излишков газов. У уже отстоявшейся воды регулируют жесткость и кислотность. Подготовленную таким образом воду заливают в аквариум, в который уже выложен грунт и высажены растения.

Для того чтобы вода не размывала грунт, на дно аквариума устанавливается блюдце, на которое и льется вода тонкой струйкой из шланга. Аквариум заполняют водой практически полностью, оставляют лишь 5 см до верхней кромки. После этого аквариум закрывают куском стекла и оставляют на несколько дней. За это время в аквариуме происходит бурное развитие микроорганизмов, сопровождающееся помутнением воды. После того как вода посветлеет, в нее можно высаживать амфибий.

Земноводные чувствительны к содержанию кислорода, растворенного в воде. Если аквариум просторный с большим количеством растений, а амфибий в нем мало, они вполне могут обходиться кислородом, поступающим в воду естественным путем. В противном случае рекомендуются дополнительные приборы.

Лучше всего для этой цели подходит обычный компрессор. Распылитель со шлангом помещают так, чтобы он не портил интерьер аквариума. Для этого его лучше размещать у задней стенки аквариума среди растений, в 2–3 см от грунта. Особенно важна аэрация в ночное время, когда растения не выделяют кислород, и в жаркие летние дни.

Для очистки воды в аквариуме можно применять фильтры. Постоянная фильтрация необходима только в некрупном аквариуме с большим количеством животных. Если же число животных невелико, аквариум можно не оснащать фильтром.

В этом случае достаточно будет ежемесячной уборки. Необходимо регулярно производить уборку аквариума с амфибиями.

На ее время животных и плавающие растения лучше всего убрать в другую емкость. Уборку начинают с очистки стекла от налета водорослей. Это производят бритвой или специальным скребком, но аквариумы из оргстекла чистят только специальной капроновой щеточкой. Одновременно производятся чистка и замена фильтрующего материала.

После очистки стекла и фильтра из аквариума удаляют поврежденные листья растений. Грязь со дна убирают с помощью специального шланга или трубки. При этом один конец шланга помещают на дно аквариума, второй – в ведро, находящееся ниже уровня аквариума, и отсасывают воду. Старайтесь, чтобы объем разовой замены воды был минимальным, но не менее 1/4 объема.

Для освещения аквариума обычно используют люминесцентные лампы. Они равномерно освещают всю поверхность аквариума и не нагревают воду. Для нормальной жизнедеятельности растений и животных достаточно, чтобы подсветка осуществлялась 12–14 ч в сутки.

Желательно также позаботиться о декоративном оформлении аквариума.

Не загромождайте аквариум предметами интерьера, поскольку амфибии могут о них пораниться.

Лучше всего поместить на дно несколько крупных камней и 1–2 коряги. Растения высаживают с учетом их декоративности. Широколистные растения высаживают одиночными кустами в центре. Растения с длинными и тонкими листьями размещают на заднем фоне и по бокам. Низкорослые растения высаживают на переднем плане. Можно использовать для декоративного оформления аквариума искусственные замки, гроты или кувшинчики, где животное может скрыться. На заднюю стенку аквариума приклеивают фон зеленого или коричневого цвета.

Содержание шпорцевых лягушек не представляет никакого труда.

Этот вид не требует поддержания определенной температуры. Их можно держать при температуре 18–25 °C.

В природных условиях шпорцевые лягушки живут в водоемах со стоячей водой и небольшим количеством кислорода. Поэтому они не нуждаются в дополнительной аэрации воды, которая даже может вызвать их беспокойство, создавая течение воды в аквариуме.

Требования к составу воды в аквариуме у лягушек не отличаются от требований к содержанию других земноводных. Источником кислорода для этих амфибий является атмосферный воздух, который они заглатывают, поднимаясь на поверхность. Поэтому нельзя плотно закрывать аквариум с этими животными стеклом, необходимо оставлять небольшую щель. В природе шпорцевые лягушки обитают в водоемах с уровнем воды 15–40 см, такую же глубину можно порекомендовать и для искусственного содержания этих амфибий.

В качестве грунта для шпорцевых лягушек следует избегать мелкого гравия и гранитной крошки, так как мелкие камешки могут быть проглочены амфибиями, жадно поедающими пищу.

Желательно использовать крупный грунт, а растения высадить в отдельные горшочки и установить. Если растения посадить непосредственно в грунт, шпорцевые лягушки могут выкопать их.

Простым решением могут быть отказ от грунта и размещение на дне нескольких отдельных крупных камней. Важно проследить, чтобы они были обкатаны и не имели острых краев. Растения в аквариум с этими земноводными помещаются исключительно с декоративными целями, поэтому их не должно быть много. В аквариум обязательно помещают какое-либо укрытие для животных. Например, для этой цели хорошо подойдет пещерка, сложенная из камней, склеенных нетоксичным клеем, которую можно купить в магазине уже готовую.

Кормление шпорцевых лягушек имеет одну особенность: они не могут регулировать объем пищи, который им необходим, поэтому могут переедать. Надо следить за этим и давать лягушкам еды не больше, чем они съедают за 10–15 мин. Кормят их мотылем, трубочником, дафниями, некрупными дождевыми червями, кусочками сырого нежирного мяса, птицы или рыбы.

Шпорцевые лягушки очень легко размножаются в условиях неволи, при этом могут давать потомство круглогодично. Для этого в аквариум помещают 2 самцов и 2 самок.

В природных условиях их цикл размножения приу

Наши рекомендации