Чтение: работа с информацией
Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстративный материал.
Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.
Универсальные учебные действия (УУД):
· получать информацию о героях произведения;
· работать с готовыми таблицами, схемами, моделями;
· дополнять таблицы, схемы, модели.
Межпредметные связи:
· с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
· с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;
· с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творческие работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).
Планируемые результаты обучения
Класс Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Ученик научится:
· осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);
· читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;
· правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); - моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);
Ученик получит возможность научиться:
· понимать нравственное содержание прочитанного произведения;
· высказывать суждения о произведении и поступках героев;
· узнавать изученные произведения по отрывкам из них;
· оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Ученик научится:
· определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;
· использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);
· различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;
· сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.
Ученик получит возможность:
· сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;
· находить в тексте произведения сравнения, обращения;
· находить в тексте и читать диалоги героев;
· определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.
Раздел «Творческая деятельность»
Ученик научится:
· читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;
· моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;
· придумывать истории с героями изученных произведений;
· пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.
Ученик получит возможность научиться:
· иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;
· инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;
· создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).
Раздел «Чтение: работа с информацией»
Ученик научится:
· получать информацию о героях, произведении или книге;
· работать с несложными таблицами, схемами, моделями;
· дополнять таблицы, схемы, модели;
· сравнивать произведения по таблице.
Ученик получит возможность научиться:
· находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);
· дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;
· находить в тексте информацию о героях произведений;
К рабочей программе прилагаются календарно-тематические планирования.
Окружающий мир
Пояснительная записка
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения предмету
Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 ч, 2класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч., 4 класс — 68 ч. Распределение часов по темам условно, учитель по своему усмотрению может изменить соотношение часов.
К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.
Учебно-тематический план
№ п/п | Названия разделов, тем | Количество часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 класс | ||||
Введение. Что такое окружающий мир | ||||
Мы – школьники . | ||||
Ты и здоровье | ||||
Мы и вещи | ||||
Родная природа | ||||
Родная страна. | ||||
Итого | ||||
2 класс | ||||
Что тебя окружает | ||||
Кто ты такой | ||||
Ты и твоё здоровье | ||||
Кто живёт рядом с тобой? | ||||
Россия – твоя Родина | ||||
Мы - жители Земли | ||||
Природные сообщества | ||||
Природа и человек | ||||
Итого: | ||||
3 класс | ||||
Земля - наш общий дом | ||||
Человек изучает Землю | ||||
Царства природы | ||||
Наша Родина: от Руси до России | ||||
Как люди жили в старину | ||||
Как трудились в старину | ||||
Итого | ||||
4 класс | ||||
Человек – живое существо (организм) | ||||
Твое здоровье | ||||
Человек – часть природы | ||||
Человек среди людей | ||||
Родная страна: от края до края | ||||
Человек-творец культурных ценностей | ||||
Человек-защитник своего Отечества | ||||
Гражданин и государство | ||||
Проверь себя | ||||
Итого |
Содержание курса
Класс
Ты — первоклассник
Универсальные учебные действия:
• определять время по часам с точностью до часа;
• анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;
• воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
• различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
• описывать назначение различных школьных помещений;
• конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;
• реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Ты и здоровье
Универсальные учебные действия:
• демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Мы и вещи
Универсальные учебные действия:
• классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.);
• ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.
Родная природа
Универсальные учебные действия:
• описывать сезонные изменения в природе;
• определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;
• устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
• описывать внешние признаки растения;
• характеризовать условия роста растения;
• выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
• различать животных по классам (без термина);
• сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных, различать животных по месту обитания.
Родная страна
Универсальные учебные действия:
• составлять небольшой рассказ о своей семье;
• взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
• различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
• называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
• различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;
• реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.
Класс
Введение. Что нас окружает
Универсальные учебные действия:
• «читать» информацию, представленную в виде схемы;
• сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.
Кто ты такой
Универсальные учебные действия:
• описывать кратко особенности разных органов чувств;
• сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;
• анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;
• характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;
• реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.
Кто живет рядом с тобой
Универсальные учебные действия:
• составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;
• характеризовать правила поведения в среде сверстников, со взрослыми, старшими и младшими;
• реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.
Россия — твоя Родина
Универсальные учебные действия:
• ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;
• различать флаг и герб России. Основные достопримечательности;
• различать основные достопримечательности родного края и описывать их;
• ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;
• воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.
Мы — жители Земли
Универсальные учебные действия:
• кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;
• называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;
• различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;
• узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);
• различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;
• составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;
• моделировать на примере цепи питания жизнь леса;
• конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасного поведения в лесу;
• отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;
• различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды;
• отличать водоем от реки как водного потока;
• описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга;
• узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;
• отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;
• описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям);
• различать плодовые и ягодные культуры;
• составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;
• приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;
• приводить примеры из Красной книги России (своей местности).
Класс
Введение
Универсальные учебные действия:
• ориентироваться в понятии «историческое время»;
• различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Земля — наш общий дом
Универсальные учебные действия:
• характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
• различать географическую и историческую карты;
• анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
• характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
• описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
• называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Различать водный поток (река) и водоемы;
• проводить наблюдения, несложные опыты по установлению свойств воздуха;
• моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
• ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Растительный мир Земли
Универсальные учебные действия:
• характеризовать значение растений для жизни;
• различать растения разных видов, описывать их;
• объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
• проводить несложные опыты по размножению растений;
• приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Грибы
Универсальные учебные действия:
• объяснять отличия грибов от растений;
• различать грибы съедобные от ядовитых.
Животный мир Земли.
Универсальные учебные действия:
• характеризовать роль животных в природе;
• приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных;
• характеризовать животное как организм;
• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
• приводить примеры (конструировать) цепи питания;
• составлять описательный рассказ о животных разных классов;
• составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
• ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.