Чтение: работа с информацией

Сбор информации о книге с опорой на внешние показатели и иллюстра­тивный материал.

Таблица и схема. Чтение данных в таблице, заполнение под руководством учителя несложных таблиц информацией о произведении и книге.

Универсальные учебные действия (УУД):

· получать информацию о героях произведения;

· работать с готовыми таблицами, схемами, моделями;

· дополнять таблицы, схемы, модели.

Межпредметные связи:

· с уроками письма (русского языка): запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;

· с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одной и той же книге;

· с уроками труда: изготовление книг-самоделок, групповые творче­ские работы («Сказочные домики», «В гостях у сказки» и т. д.).

Планируемые результаты обучения

Класс Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

· осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

· читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

· правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие); - моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о Родине, о детях, о природе, о животных);

Ученик получит возможность научиться:

· понимать нравственное содержание прочитанного произведения;

· высказывать суждения о произведении и поступках героев;

· узнавать изученные произведения по отрывкам из них;

· оформлять информацию о произведении или книге в виде таблицы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

· определять и называть жанры и темы изучаемых произведений;

· использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения);

· различать стихотворение, сказку, рассказ, загадку, пословицу;

· сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок.

Ученик получит возможность:

· сравнивать тексты сказок и стихотворений, загадок и пословиц;

· находить в тексте произведения сравнения, обращения;

· находить в тексте и читать диалоги героев;

· определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

· читать по ролям небольшие произведения в диалогической форме;

· моделировать «живые картины» к изученным произведениям или отдельным эпизодам;

· придумывать истории с героями изученных произведений;

· пересказывать эпизоды от лица героя или от своего лица.

Ученик получит возможность научиться:

· иллюстрировать отдельные эпизоды произведения;

· инсценировать отдельные эпизоды произведения в парах или группах;

· создавать устно небольшие произведения (истории, комиксы).

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

· получать информацию о героях, произведении или книге;

· работать с несложными таблицами, схемами, моделями;

· дополнять таблицы, схемы, модели;

· сравнивать произведения по таблице.

Ученик получит возможность научиться:

· находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема);

· дополнять недостающими данными готовую таблицу, схему, модель;

· находить в тексте информацию о героях произведений;

К рабочей программе прилагаются календарно-тематические планирования.

Окружающий мир

Пояснительная записка

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения предмету

Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие куль­тур народов России.

Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю. Общее число часов по классам: 1 класс — 66 ч, 2класс — 68 ч, 3 класс — 68 ч., 4 класс — 68 ч. Распределение часов по темам условно, учитель по своему ус­мотрению может изменить соотношение часов.

К учебнику разработаны рабочие тетради, в которых представлены поисковые, исследовательские и творческие задания.

Учебно-тематический план

№ п/п Названия разделов, тем Количество часов Практические работы Контрольные работы
1 класс
Введение. Что такое окружающий мир  
Мы – школьники .  
Ты и здоровье  
Мы и вещи    
Родная природа  
Родная страна.
  Итого
2 класс
Что тебя окружает    
Кто ты такой    
Ты и твоё здоровье
Кто живёт рядом с тобой?  
Россия – твоя Родина  
Мы - жители Земли    
Природные сообщества
Природа и человек  
  Итого:
3 класс
Земля - наш общий дом  
Человек изучает Землю  
Царства природы
Наша Родина: от Руси до России    
Как люди жили в старину  
Как трудились в старину  
  Итого
4 класс
Человек – живое существо (организм)    
Твое здоровье    
Человек – часть природы  
Человек среди людей    
Родная страна: от края до края    
Человек-творец культурных ценностей    
Человек-защитник своего Отечества    
Гражданин и государство    
Проверь себя  
  Итого  

Содержание курса

Класс

Ты — первоклассник

Универсальные учебные действия:

• определять время по часам с точностью до часа;

• анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения;

• воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;

• различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;

• описывать назначение различных школьных помещений;

• конструировать игровые и учебные ситуации, раскрывающие правила поведения на уроке;

• реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.

Ты и здоровье

Универсальные учебные действия:

• демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

Мы и вещи

Универсальные учебные действия:

• классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т.д.);

• ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта.

Родная природа

Универсальные учебные действия:

• описывать сезонные изменения в природе;

• определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности;

• устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

• описывать внешние признаки растения;

• характеризовать условия роста растения;

• выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;

• различать животных по классам (без термина);

• сравнивать домашних и диких животных, выделять признаки домашних животных, различать животных по месту обитания.

Родная страна

Универсальные учебные действия:

• составлять небольшой рассказ о своей семье;

• взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;

• различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;

• называть достопримечательности столицы (с опорой на фото, рисунки), ориентироваться в понятии «народное творчество»: приводить примеры малых фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;

• различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к ним антонимы и синонимы;

• реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и растениями.

Класс

Введение. Что нас окружает

Универсальные учебные действия:

• «читать» информацию, представленную в виде схемы;

• сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия.

Кто ты такой

Универсальные учебные действия:

• описывать кратко особенности разных органов чувств;

• сопоставлять орган чувств с выполняемой им функцией;

• анализировать режим дня, рассказывать о его значении в жизни школьника;

• характеризовать значение и особенности физической культуры, закаливания;

• реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Кто живет рядом с тобой

Универсальные учебные действия:

• составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

• характеризовать правила поведения в среде сверстников, со взрослыми, старшими и младшими;

• реализовывать правила поведения в учебной, игровой деятельности и житейских ситуациях.

Россия — твоя Родина

Универсальные учебные действия:

• ориентироваться в понятии «Родина», приводить примеры синонимов к слову «Родина»;

• различать флаг и герб России. Основные достопримечательности;

• различать основные достопримечательности родного края и описывать их;

• ориентироваться в понятии «Конституция РФ»: называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

• воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-рассуждении) события, связанные с историей Древней Руси.

Мы — жители Земли

Универсальные учебные действия:

• кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); выделять отличия Земли от других планет Солнечной системы;

• называть царства природы, описывать признаки животного и растения как живого существа;

• различать этажи леса: называть особенности каждого этажа;

• узнавать в реальной обстановке и на рисунке деревья леса (с ориентировкой на родной край);

• различать понятия (без термина): сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения;

• составлять небольшое описание на тему «Лес — сообщество»;

• моделировать на примере цепи питания жизнь леса;

• конструировать в игровых и учебных ситуациях правила безопасно­го поведения в лесу;

• отличать водоем как сообщество от других сообществ; кратко характеризовать его особенности;

• различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды. Проводить несложные опыты по определению свойств воды;

• отличать водоем от реки как водного потока;

• описывать представителей растительного и животного мира луга (поля, сада). Приводить примеры лекарственных растений луга;

• узнавать в процессе наблюдения (по рисункам) опасные для человека растения;

• отличать поле (луг, сад) как сообщество от других сообществ. Приводить примеры культур, выращиваемых на полях. «Читать» информацию, представленную в виде схемы;

• описывать сезонный труд в саду и огороде (по проведенным наблюдениям);

• различать плодовые и ягодные культуры;

• составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека;

• приводить примеры произведений живописи (музыки), посвященных природе;

• приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

Класс

Введение

Универсальные учебные действия:

• ориентироваться в понятии «историческое время»;

• различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом

Универсальные учебные действия:

• характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;

• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);

• различать географическую и историческую карты;

• анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

• характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, све­та;

• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

• описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

• называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Различать водный поток (река) и водоемы;

• проводить наблюдения, несложные опыты по установлению свойств воздуха;

• моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;

• ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли

Универсальные учебные действия:

• характеризовать значение растений для жизни;

• различать растения разных видов, описывать их;

• объяснять последовательность развития жизни растения, характери­зовать значение органов растения;

• проводить несложные опыты по размножению растений;

• приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведче­ском материале).

Грибы

Универсальные учебные действия:

• объяснять отличия грибов от растений;

• различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли.

Универсальные учебные действия:

• характеризовать роль животных в природе;

• приводить примеры одноклеточных и многоклеточных животных;

• характеризовать животное как организм;

• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

• приводить примеры (конструировать) цепи питания;

• составлять описательный рассказ о животных разных классов;

• составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;

• ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных»: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Наши рекомендации