Каким был человек в разные времена

Универсальные учебные действия:

• воспроизводить названия русского государства в разные историче­ские эпохи;

• составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;

• описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян;

• воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились люди в разные времена

Универсальные учебные действия:

• ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;

• рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника;

• приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;

• называть древние города, описывать их достопримечательности;

• ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;

• объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;

• называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

• называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

Класс

Введение

Универсальные учебные действия:

• объяснять значение природы как источника существования человеческого общества.

Человек — живое существо

Универсальные учебные действия:

• характеризовать человека как живое существо, организм: раскрывать особенности деятельности различных органов;

• объяснять роль нервной системы в организме;

• рассказывать о вреде курения, наркотиков, алкоголя;

• конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

• характеризовать человека как часть природы: выделять общее и отличное от организма животного;

• устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека;

• характеризовать условия роста и развития ребенка;

• различать положительные и отрицательные качества человека, приводить житейские примеры проявления отзывчивости, доброты, справедливости и др.

Человек и общество, в котором он живет

Универсальные учебные действия:

• описывать картины природных зон, узнавать на рисунках (фото, схемах) особенности разных природных зон;

• моделировать схему строения почвы, характеризовать особенности разных почв;

• находить на карте равнины и горы России (своего края);

• выделять особенности кремлевских городов, узнавать по рисункам (достопримечательностям);

• составлять рассказ-описание о странах-соседях России;

• ориентироваться в понятии «культура», «наполнять» его характеристику конкретными примерами;

• составлять рассказы-повествования об исторических событиях, связанных с развитием культуры Российского государства;

• называть основные события в культурной жизни России и их даты (в разные исторические времена);

• называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох;

• называть имена наиболее известных правителей Древней и Руси и России разных исторических эпох, рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

• узнавать символы царской власти;

• знать имя Президента современной России;

• составлять рассказ-повествование об основных событиях, связанных с освободительными войнами Руси и России, называть даты их протекания.

Планируемые результаты обучения

1. К концу обучения в первомклассе учащиеся научатся:

• воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

• различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребыва­ния на улице; применять знания о безопасном пребывании на улицах;

• ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

• различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;

• различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;

• определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;

• устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

• описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

• сравнивать домашних и диких животных.

К концу обучения в первомклассе учащиеся могут научиться:

• анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;

• различать основные нравственно-этические понятия;

• рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;

• участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.

2. К концу обучения во второмклассе учащиеся научатся:

• составлять небольшие тексты о семье: труде, отдыхе, взаимоотношениях членов семьи;

• называть основные права и обязанности граждан России, права ребенка;

• оценивать жизненную ситуацию, а также представленную в художественном произведении с точки зрения этики и правил нравственности;

• различать (соотносить) прошлое-настоящее-будущее; год-век (столетие); соотносить событие с датой его происхождения;

• кратко характеризовать Солнечную систему (солнечную «семью»); называть отличия Земли от других планет Солнечной системы;

• называть царства природы;

• описывать признаки животного и растения как живого существа;

• моделировать жизнь сообщества на примере цепи питания;

• различать состояния воды как вещества, приводить примеры различных состояний воды;

• устанавливать основные признаки разных сообществ; сравнивать сообщества;

• описывать представителей растительного и животного мира разных сообществ;

• сравнивать представителей растительного и животного мира по условиям их обитания;

К концу обучения во второмклассе учащиеся могут научиться:

• «читать» информацию, представленную в виде схемы;

• воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании (рассказе-описании) изученные сведения из истории Древней Руси;

• ориентироваться в понятиях: Солнечная система; сообщество, деревья-кустарники-травы, лекарственные и ядовитые растения; плодовые и ягодные культуры»

• проводить несложные опыты и наблюдения (в соответствии с программой);

• приводить примеры из Красной книги России (своей местности).

3. К концу обучения в третьемклассе учащиеся научатся:

• характеризовать условия жизни на Земле;

• устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;

• описывать свойства воды (воздуха);

• различать растения разных видов, описывать их;

• объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;

• объяснять отличия грибов от растений;

• характеризовать животное как организм;

• устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;

• составлять описательный рассказ о животном;

• приводить примеры (конструировать) цепи питания;

• характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);

• сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;

• называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;

• работать с географической и исторической картой, контурной картой.

К концу обучения в третьемклассе учащиеся могут научиться:

• ориентироваться в понятии «историческое время»; различать поня­тия «век», «столетие», «эпоха»;

• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;

• приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;

• проводить несложные опыты по размножению растений;

• ориентируясь на существенный признак, проводить классификацию животных по классам;

• рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена

• ориентироваться, в сущности, и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);

• высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.

4. К концу обучения в четвертомклассе учащиеся научатся:

• характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;

• моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;

• устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;

• оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;

• анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту); в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты; оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;

• описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;

• составлять рас сказ-описание о странах-соседях России;

• различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;

• соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;

• называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;

• различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;

• описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);

• называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.

К концу обучения в четвертомклассе учащиеся могут научиться:

• применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;

• различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;

• раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни) (в рамках изученного).

К рабочей программе прилагаются календарно-тематические планирования

Технология

Пояснительная записка

Программа по технологии разработана на основе требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.).

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

Уникальная предметно-практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно-манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно-материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формированию у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т. д.).

Учебно-тематический план

№ п/п Названия разделов, тем Количество часов
1 класс
Что нас окружает
Кто где живет
Азбука мастерства
Работаем с бумагой
Помощники мастера
Сначала нарисуем
Много и ровно
Работаем с тканью
  Итого
2 класс
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
Конструирование и моделирование
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
  Итого
3 класс
Информация и её преобразование
Человек – строитель, созидатель, творец. (Преобразование сырья и материалов)
Преобразование энергии сил природы. (Технология преобразования и использования энергии)
Из истории изобретений. (Развитие техники и технологий от Средних веков до начала XX века)
  Итого
4 класс
Работа с природным материалом
Работа с пластилином и соленым тестом
Работа с тканью
От простой конструкции к сложной
Материал и фактура
  Итого

Содержание курса

Класс (33ч)

Наши рекомендации