Практические занятия. Этапы действенного анализа
1) «Разведка умом» и «разведка действием»;
2) Сверхзадача и сверх-сверхзадача произведения;
3) Исходное событие ;
4) Поиски промежуточных событий;
5) Этюд в действенном анализе;
6) Вспомогательные этюды;
7) Последовательность событий;
8) Центральное и главное события ;
9) Сквозное действие;
10) Вскрытие основного конфликта;
11) Цели и задачи действующих лиц;
12) Действие и контрдействие.
Творческие сюрпризы и шутки
Творческий сюрприз – творческое сочинение малой формы – это упражнение, в котором заложено фантазирование на свободную тему, или сочинительство основанное на воспоминаниях из собственной жизни хорошая провокация для самостоятельной работы .
Творческим сюрпризом может быть все что угодно: песня, стихи, монологи, шутки, наблюдения, розыгрыши и т. д. В этом упражнении наиболее полно проявляются личностные качества учащихся, творческая индивидуальность каждого из них.
Творческие сюрпризы открывают новые возможности самовоспитания и самопознания. Надо давать выход творческой энергии, которая может не до конца проявляться в уроках. Работа над сюрпризами дает студентам толчок к самостоятельному и более глубокому изучению литературного, музыкального, живописного, жизненного материала и творческому выражению его в оригинальной сюрпризной форме.
Внутри группы можно проводить музыкальные конкурсы, поэтические вечера. Любой творческий сюрприз, коллективный или персональный, должен быть соотнесен с тем, чем занимается группа на уроках творческого развития, с актуальными жизненными явлениями, процессами и событиями. Тогда он полезен и даже необходим.
В основу сюрприза может быть заложен музыкальный, литературный, драматургический или сценарный материал. Сюрпризные задания могут вытекать из тренинга, наблюдений и других учебных задач.
Рекомендуется использование музыкального материала, т. к. это способствует нахождению творческой формы, подробному и полноценному воплощению замысла сюрприза.
В сюрпризах возникает необходимость проявить свои музыкальные, пластические возможности.
Сюрприз – это домашнее задание, которое может послужить толчком к учебной работе.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Формы работы
В организации учебного процесса по реализации программы используются разнообразные формы работы:
1) Урок ( теория и практика) – основная форма организации образовательного процесса – имеет следующую структуру:
1. Зачин. Автор-лидер: режиссер встречи(Зачины - коллективные упражнения всей группы (продолжительностью не более 5 минут), настраивающие группу перед началом занятия, своеобразное творческое «здравствуйте» друг-другу и педагогу).
2. Самостоятельный творческий блок (летопись-сценарий предыдущего дня, стихи – в подарок, творческий рейтинг, эквивалент-метафора икебана).
3. Творческий туалет и тренинг.
4. Этюдные показы.
5. Сюрпризные показы.
6. Обсуждение показов.
7. Работа над учебным материалом –организация и процесс сьемки
8. Финал урока.
2) Репетиции (застольные, в выгородке, на сценической площадке, технические) – одна из форм работы над учебным материалом (этюдами, сюрпризами, творческими заданиями), которые могут проводиться в групповой форме, подгрупповой или индивидуальной (в зависимости от специфики учебного материала).
3) Беседы (индивидуальные и групповые по содержанию программы, воспитательные).
4) Экскурсии (тематические – как основа работы над творческим заданием «Наблюдение»).
5) Поездки (по местам, связанным с тем или иным событием, местом действия, поиск локации- места сьемки и т. д.).
6) Выезды (за город – для укрепления межличностных отношений )
7) Вечера (творческий вечер группы, авторской песни, тематические, приуроченные к праздничным датам)
8) Творческие встречи (с деятелями культуры и искусства, творческими мастерскими, театральными коллективами города, России и зарубежья).
9) Мастер-классы
Основным приемом организации образовательного процесса является сочетание следующих методов обучения:
Словесных – сообщение учебной информации при помощи слов (устного и печатного). Это рассказ, беседа, лекция, работа с печатными источниками. Деятельность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении получаемой информации, выполнении записей в творческом дневнике, работе с учебным материалом.
Наглядных – сообщение учебной информации при помощи средств наглядности. Это демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, макетов), а также просмотр видеофильмов, кинофильмов, телепередач и т.д.
Практических – практические действия - пробы, репетиции, тренинги, практики, упражнения, творческие задания и показы, организация и сьемка отрывков.
Данный метод обучения по данной программе является основным.
Дидактический материал
1. Учебная литература по теме «Основы режиссуры», « Монтаж»» Операторское искусство»
2. Тематические материалы видеофонда
3. Художественные материалы (художественные альбомы, наборы открыток, репродукции)
4. Фотоматериалы, кино и видеоматериалы;
5. Литературные произведения (басни, притчи,прозаические рассказы, драматургия ,сценарии) как основа этюдной работы.
Техническое оснащение
1) Помещение ( от 2-х метров на человека).
2) Стулья (по количеству контингента группы).
3) Стол.
4) Кубы.
5) Ширмы.
6) Световое оборудование
7) Звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура.
8) Видеозаписывающая и видеовоспроизводящая аппаратура.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ
Процесс обучения в мастерской позволяют оценить творческие выступления на контрольных (открытые, зачетные и экзаменационные) уроки, проводимые по окончании каждого этапа.
Суть этих уроков в оценке практической работы педагога и группы по освоению упражнений тренинга, структуры самих уроков, уровня активности учащихся и умения педагога сознательно и импровизационно руководить ходом занятия.
Зачетный открытый урок состоит из следующих частей:
1-ый этап обучения:
1) Зачин.
2) Творческий туалет-разминка.
3) Этюдные показы на площадке и снятые на камеру:
4) « Молчание в кадре»
5) этюды «Молча вдвоем»,
6) «Знакомая работа-ПФД»,
7) «Музыкальный момент»
8) « Дубляж-озвучание»
9) Драматический пересказ «ногами» Притч, отрывков из прозы, рассказов, сценариев
10) Стихи в подарок, пересказ прозы в событии. Творческие сюрпризы, метафоры, эквиваленты.
11) Показ смонтированных учебных отрывков на эти темы
12) Финал урока.
2-ой этап обучения:
1) Зачин.
2) Творческий туалет и тренинг.
3) Этюды по сценарию на литературной основе.
4) Кинонаблюдения
5) Творческие сюрпризы.
6) Финал урока.
3-й этап:
Сценическое сочинение - творческий вечер группы.
Показ кино-видеоотрывков.
4-й этап
Показ отрывков из киноработ
Видеопортфолио ( Шоурил)
Важнейшим и необходимым условием прохождения курса является выполнение практических и художественных задач поставленных педагогом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аллан Пиз. Язык тела и жестов. - Воронеж., 1992.
2. Вановская Е. В. Литературная композиция и монтаж на самодеятельной сцене. - Л., 1989.
3. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 1986.
4. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств. - Л., М., 1967.
5. Грачева Л. В. «Воспитание чувств // Диагностика и развитие художественной одаренности. Сборник. – СПб., 1992.
6. Гринер В. А. Ритм в искусстве актера. - М., 1966
7. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене.
8. Кнебель М. О. О действенном анализе пьесы и роли. – М., 1982.
9. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. – М., 1978.
10. Кнебель М. О. Слово в творчестве актера. – М., 1964.
11. Корогодский З. Я. Начало. – СПб., 1996.
12. Корогодский З. Я. Режиссер и актер. - М., 1967.
13. Корогодский З. Я. Этюд и школа. – М., 1975.
14. Мелик-Пашев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. - М., 1991.
15. Ошо( Оранжевая книга, Горчичное зерно. Пустая лодка, Жизнь, Любовь, Смех. Дар Атиши)
16 Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1958-
16. Чехов М. А. Путь актера.: В 2 т. – М., 1986.
17. Шмойлов М. Г. Мастерство актера (Упражнения и игры начального этапа обучения) Методическая разработка. – Л., 1990.
18. Штаркин В. Грим. Пособие по гриму для художественной самодеятельности. – М., 1971.
19. Эфрос А. Репетиция – любовь моя. – М., 1993.
20. Эфрос А. Профессия режиссер. – М., 1993.
21. Эфрос А. Продолжение театрального романа. – М., 1993.
22. Эфрос А. Книга четвертая. – М., 1993.
23. А.Г. Соколов Монтаж –телевидение, кино, видео- М.2005 учебник
24. Л.В. Грачева Тренинг в работе актера над ролью –СПб , 2010 г