Тема 6. Культура Нового времени.
Новое время в истории Западной Европы охватывает XVII и XVIII столетия. Между ними имеется много общего, поскольку в этот период закладывались основы современного мира. XVII век стал началом коренных изменений в мировой истории. XVIII век известен, прежде всего, как эпоха Просвещения.
В социально-политической области, с одной стороны, наблюдается заметное усиление феодального строя, принимающего форму абсолютной монархии, характерной для подавляющего большинства европейских стран. Поэтому XVII в. часто называется эпохой абсолютизма. В то же время возникшая ранее тенденция к капитализму все больше набирает силу.
XVII в. стал временем формирования национальных культур. Вслед за Италией, создавшей свою национальную культуру в эпоху Ренессанса, то же самое делают другие европейские страны. Италия при этом уступает свои ведущие позиции в культуре Франции. В течение примерно трех столетий - с середины XVII в. и до середины XX в. - Париж будет выступать в качестве признанной столицы мировой культуры и искусства.
ХVII столетие стало «золотым веком» театра. В Англии продолжает творить Уильям Шекспир, пьесы которого ставятся в известном театре «Глобус».
Настоящий расцвет переживает театр Испании. Главой этого театра считается Лопе де Вега (1562-1635). написавший около 200 пьес, из которых наиболее известной в наши дни является «Собака на сене». Выдающимся представителем испанского барокко стал Педро Кальдерон (1600-1681), создавший интересные произведения в разных жанрах - комедию «С любовью не шутят», драму «Стойкий принц», а также философскую драму «Жизнь есть сон», посвященную нравственной силе человека.
Стиль классицизма представляет французский театр, также переживающий невиданный расцвет. Его успех и славу обеспечили три великих имени: Пьер Корнель (1606-1684), Жан Расин (1639-1699), Жан Батист Поклен Мольер (1622-1673).
Трагикомедия Корнеля «Сид», раскрывающая конфликт чувства и долга, означала утверждение классического стиля. Трагедии Расина «Британика», «Федра» и др. также посвящены теме торжества нравственного долга над чувствами. Мольер был не только великим драматургом, но и актером и режиссером. Он создал жанр социально-бытовой комедии. Мольер оказал огромное влияние на развитие мировой драматургии и театра. Многие его пьесы - «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Скупой» и др. - идут в театрах и в наши дни. В 1680 г. в результате слияния театров Расина и Мольера возник известный театр «Комеди франсез», ставший признанной школой актерского и режиссерского искусства.
XVII столетие можно с полным правом назвать веком пауки и научной революции. До этого времени наука развивалась в рамках и в тесном единстве с философией, религией и искусством. Теперь она четко обособляется, начинает существовать в чистом виде. В ней формируются фигуры ученых в их современном виде, которые раньше были исключениями.
XVII век стал также началом научно-технического прогресса. Именно на это время приходятся такие важные технические изобретения, как часы с маятником, ртутный барометр, телескоп, микроскоп и др. Во многом они явились логическим следствием успехов науки. В то же время их создание послужило мощным ускорителем развития науки. Благодаря телескопу и другим оптическим приборам была создана современная астрономия. Микроскоп явился основой для прогресса биологии.
XVII столетие положило начало процессу, ныне называемому научной революцией. Фрэнсис Бэкон был автором индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.
Рене Декарт, французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики. В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта, «Рассуждение о методе». В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях - многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике (в том числе - правильная формулировка закона преломления света) и многое другое.
Сэр Исаак Ньютон, английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.
Блез Паскаль, французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.
Эдмунд (Эдмонд) Галлей, английский Королевский астроном, геофизик, математик, метеоролог, физик и демограф. Составил первый каталог звезд Южного неба, открыл собственное движение звезд (1718). Вычислил орбиты св. 20 комет. Предсказал время нового появления (1758) кометы 1682 (т. н. кометы Галлея), доказав наличие периодических комет. Исследовал земной магнетизм.
В музыке рождается опера. Создателем этого жанра является итальянский композитор К. Монтеверди (1567-1643), написавший оперу «Орфей», которая была поставлена в 1607 г. и стала настоящим шедевром оперного искусства. Музыка в ней впервые не просто дополняет стихи, но является главным действующим лицом, выражающим смысл всего происходящего на сцене. Помимо оперы в музыке также возникают кантаты и оратории.
Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм. Некоторые искусствоведы считают, что в это же время возникает и реализм
Стиль барокко появился в XVI-XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Само слово «барокко» означает на итальянском «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», на португальском «жемчужина неправильной формы». Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров.
Эпоха барокко порождает огромное количество времени ради развлечений: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука. Барокко явилось стилем аристократической элиты уходящего феодального общества, стилем католической культуры. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки.
Микеланджело Меризи да Караваджо, итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» - резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте. Автор таких картин, как «Давид с головой Голиафа», «Положение во гроб», «Се Человек», «Юдифь и Олоферн» и другие…
Одной из знаменитых фигур европейского барокко является фламандский художник Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Автор портретов, картин на мифические (Самсон и Далила) и библейские сюжеты (Успение Пресвятой Девы Марии).
Антонис (Антон, Энтони) ван Дейк (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко. Автор таких работ, как «Портрет Карла I», «Снятие с креста», «Коронование терновым венцом», «Амур и Психея», и другие.
Рембрандт Харменс ван Рейн, голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний в таких картинах, как «Даная», «Ночной дозор», «Святое семейство», «Возвращение блудного сына» и др.
Во Франции барочные черты присущи парадным портретам Иасента Риго. Самая известная его работа - портрет Людовика XIV.
Более жесткое, строгое воплощение получил стиль барокко в Испании, воплотившись в работах таких мастеров как Веласкес, Сурбаран. К тому времени Испания переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и политическом упадке.
Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес, испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи. Автор таких работ, как «Венера с зеркалом», Портрет Инфанты Маргариты Австрийской, «Менины (Фрейлины)», Портрет инфанты Маргариты в голубом и др. Франсиско де Сурбаран, испанский художник, представитель севильской школы живописи. Знамениты такие его работы, как «Отрочество мадонны», Христос на кресте, «Апофеоз св. Фомы Аквинского», и др.
Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Характерные детали барокко - теламон (атлант), кариатида, маскарон (вид скульптурного украшения здания в форме головы человека или животного анфас).
Барокко был широко распространен в Европе, интересными его разновидностями являются Русское барокко и Украинское или казацкое барокко. Русское барокко - общее название разновидностей стиля барокко, которые сформировались в Московском государстве и в Российской империи в конце XVII-XVIII веках. Именно в этом стиле началось строительство новой российской столицы – Санкт-Петербурга.
Одним из самых известных архитекторов этот направления является - Бартоломео Франческо Растрелли, русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Им построены Большой Петергофский дворец, Зимний дворец, Большой Екатерининский дворец, Смольный собор, Андреевская церковь.
Украинское или казацкое барокко - распространённая на Левобережной и Приднепровской Украине в XVII-XVIII веках вариация стиля барокко, для которой свойственно сочетание западноевропейского барокко с творческой переработкой наследия православного храмового зодчества и древнерусской архитектуры.
На смену барокко приходит стиль – Рококо (от фр. дробленый камень, декоративная раковина, ракушка) стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, личному комфорту.
Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильна украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо - очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.
Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Идейная основа стиля - вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Стиль рококо зародился во Франции и распространился в других странах: в Италии, Германии, России, Чехии и др.
Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции - Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.
В Италии крупнейший представитель того времени Джованни Баттиста Тьеполо. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Была даже особая специализация среди художников - квадратурист. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Кроме этого в Италии в это время развилось и другое направление, которое не совсем вписывается в рамки стиля. Это - ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности. Величайшим ведутистом считается итальянец Джованни Антонио Каналь - Каналетто. Помимо реалистических сцен городской жизни, пользовались спросом и каприччио - вымышленные пейзажи грандиозных развалин.
Самым популярным музыкальным инструментом периода рококо был клавесин. Все большую популярность приобретает скрипка, в этот период работают такие известные скрипичных дел мастера, как Никола Амати и его ученики Антонио Страдивари и Андреа Гварнери. Крупнейшим представителем итальянского скрипичного искусства XVIII века является Антонио Лючио Вивальди, его наиболее известной работой является серия из четырёх скрипичных концертов «Времена года».
Известным французским композитором был Жан-Батист Люлли, композитор, скрипач, танцор, дирижёр и педагог, создатель французской национальной оперы.
В 1708 году алхимик Иоганн Фридрих Бётгер открыл секрет изготовления фарфора. И нашел подходящую для этого глину. В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Литературные произведения этого периода отличались утончённым изяществом, лишённым каких-либо гражданско-патриотических мотивов; им свойственны фривольность, игривость и беззаботность. Актуальность приобретают идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни), которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо.
Литература рококо - это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы, игривые стихи и новеллы. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др.
Лирика рококо гораздо легче высокопарной поэзии классицизма, в связи с чем получает название «лёгкая поэзия» или «поэзия мимолётностей». Наиболее распространёнными для стиля формами были застольные песни, игривые послания, мадригалы, сонеты и эпиграммы (лирика Эвариста Парни, маркиза де Лафара и др.)
В Англии стиль рококо не получил в литературе широкого распространения. В Италии и Германии наоборот, было много приверженцев данного стиля.
Во Франции в XVII веке сформировался новый художественный стиль и эстетическое направление – Классицизм. В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки.
Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), беря его за идеальный эстетический образец, "золотой век".
Никола Пуссен, французский художник, стоявший у истоков живописи классицизма. Практически все его картины - на историко-мифологические сюжеты. Клод Лоррен, французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа. В его работах всегда важен свет. Он первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Цитаделью французского классицизма считалась Национальная высшая школа изящных искусств, основанная в Париже прямо напротив Лувра в 1671 году.
Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился французский художник Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).
Первые опыты обновления скульптуры через возвращение её к принципам античного искусства сделаны были в конце XVIII столетия итальянцем Антонио Канова. Широко известен французский скульптор Этьенн Морис Фальконе, автор «Медного всадника» - памятника Петру I. Скульптура широко используется для украшения городов, парков, дворцов.
Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов - в виде Марса, а Полина Боргезе - в виде Венеры. При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.
Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Одесса, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других.
Музыкой периода классицизма или музыкой классицизма, называют период в развитии европейской музыки приблизительно между 1730 и 1820 годами. Понятие классицизма в музыке устойчиво ассоциируется с творчеством Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, называемых венскими классиками и определивших направление дальнейшего развития музыкальной композиции.
Рост промышленного производства привлек внимание к изучению профессиональных заболеваний. На рубеже 17-18 веков итальянский врач Бернардино Рамаццини положил начало изучению промышленной патологии и гигиены труда, в своем труде «О болезнях ремесленников» (1700). С развитием медицины зарождаются в разных странах медицинские учебные заведения. Во второй половине XVIII века - первой половине XIX века были заложены основы военной и морской гигиены.
Этот период нового времени часто называют - Эпоха Просвещения - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.
Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизнь.
В эпоху Просвещения происходил отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Впервые в истории был поставлен вопрос о практическом использовании достижений науки в интересах общественного развития.
Учёные нового типа стремились распространять знание, популяризировать его. Знание не должно быть больше исключительным владением некоторых посвящённых и привилегированных, а должно быть доступно всем и иметь практическую пользу. Оно становится предметом общественной коммуникации, общественных дискуссий. В них теперь могли принимать участие даже те, кто традиционно был исключён от учёбы – женщины. Появились даже специальные издания, рассчитанные на них, например, в 1737 году книга «Ньютонианизм для дам» автора Фраческо Алгаротти.
Кульминацией этого стремления популяризировать знания стало издание Дени Дидро и его единомышленниками «Энциклопедии» (1751-1780) в 35 томах. Это был самый успешный и значительный «проект» века. Этот труд собрал воедино всё накопленное человечеством до того времени знание. В нём доступно объяснялись все стороны мира, жизни, общества, наук, ремесла и техники, повседневных вещей. И эта энциклопедия была не единственной в своём роде. Ей предшествовали другие, но только французская стала такой знаменитой. Так, в Англии Ефраим Чемберс в 1728 г опубликовал двухтомную «Циклопедию» (по-гречески «круговое обучение»). В Германии в 1731-1754 гг Йохан Цедлер издал «Большой универсальный лексикон» в 68 томах. Это была самая большая энциклопедия XVIII века.
Но именно французская Энциклопедия, во-первых, она стала более знаменитой, и уже среди современников, потому что её писали знаменитейшие люди своего времени, и это было всем известно, в то время как над немецким лексиконом работало множество никому неизвестных авторов. Во-вторых: её статьи были более спорными, полемичными, открытыми духу времени, частично революционными; их вычёркивала цензура, были гонения. В-третьих: в то время международным научным языком был уже французский, а не немецкий. Одновременно с общими энциклопедиями появляются и специальные, и для разных отдельных наук, которые тогда переросли в отдельный жанр литературы. Латынь перестала быть научным языком. На её место приходит французский язык. Обычная же литература, ненаучная, писалась на национальных языках.
Среди авторов Энциклопедии были такие известные литераторы, как Жан-Жак Руссо, французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством - прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии.
Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё, французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей из «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», труда «О духе законов» (1748), сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Разработал доктрину о разделении властей.
В этот период работал Вольтер - один из крупнейших французских философов-просветителей XVIII века: поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник. Творчество Вольтера (1694-1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества.
Джонатан Свифт англо-ирландский писатель-сатирик, публицист, философ, поэт и общественный деятель. Наиболее известен как автор знаменитой фантастической тетралогии «Путешествия Гулливера», в которой остроумно высмеял человеческие и общественные пороки.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Михаилом Васильевичем Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась, по сути, адаптацией французских классических правил к русскому языку. Ломоносов создает свою теорию русского литературного языка с опорой на опыт греческой и латинской риторики.
Денис Иванович Фонвизин, русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии («Недоросль»). Гавриил Романович Державин, русский поэт и драматург эпохи Просвещения, его творчество представляет собой вершину русского классицизма. Александр Петрович Сумароков, один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра.
Тема 7.Культура XIX века.
В культуре нового времени XIX век занимает особое место. В этот период происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии вступает в кризисную стадию, что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества.
В начале XIX века появился новый стиль - Ампир (от фр. «имперский стиль»), стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I. Стиль получил распространение во многих европейских государствах и активно развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX века.
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Особенность архитектурного ампира заключается в обязательном наличии колонн, пилястров, лепных карнизов и других классических элементов, а также мотивов, подобных львиным лапам, грифонам, сфинксам, и т.д. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Художественный замысел стиля был призван подчёркивать и воплощать идеи могущества власти и государства, наличия сильной армии. В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.
В Российской империи этот стиль появился при Александре I. Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, впоследствии ставшего одним из основоположников «русского ампира». В 1828-1834 годах Монферан построил в Санкт-Петербурге, Александровскую колонну, в память о победе Александра I над Наполеоном.
Так же в стиле ампир построен Казанский собор, в 1801-1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным. После Отечественной войны 1812 года, он приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В стиле ампир работал Карл Иванович Росси (1775-1849) российский архитектор итальянского происхождения, автор Дворцовой площади с грандиозным дугообразным зданием Главного Штаба и триумфальной аркой, Сенатской площади со зданиями Сената и Синода и других величественных зданий.
На смену ампиру приходит - Эклектика (эклектизм, историзм), направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг. Характеризуется использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль, неовизантийский стиль, индо-сарацинский стиль, неомавританский стиль).
Известными архитекторами работающими в данном стиле были:
Жан Луи Шарль Гарнье (1825 -1898) французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Идеолог и практик стиля боз-ар. Автор Опера Гарнье, здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар.
Джон Нэш (1752 - 1835) британский архитектор, крупнейший представитель британского ампира («регентский стиль»), в то же время создавал архитектурные сооружения в стиле историзма (эклектики), такие как Королевский павильон в Брайтоне.
Константин Андреевич Тон (1794 - 1881) русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем - храмом Христа Спасителя в Москве.
Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 - 1865) знаменитый петербургский архитектор. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец , построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.
Модерн - архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е—1910-е годы. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло). Как и ряд других стилей, архитектуру модерна отличает также стремление к созданию одновременно и эстетически красивых, и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.
Одним из первых архитекторов, работавших в стиле модерн, был бельгиец Виктор Орта. В своих проектах он активно использовал новые материалы, в первую очередь, металл и стекло. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные формы, напоминающие какие-то фантастические растения. Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - все тщательно проектировалось в едином стиле. Во Франции идеи модерна развивал Эктор Гимар, создавший, в том числе, входные павильоны парижского метро.
Ещё дальше от классических представлений об архитектуре ушёл Антонио Гауди. Здания, сооруженные им, настолько органически вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся делом рук природы, а не человека.
Впервые появившись в Бельгии, этот стиль в Германии получил название югендстиля (правильнее югендштиль), в Австрии он назывался сецессион, во Франции - ар нуво и т. д. Термин «сецессион» происходит от названия объединений художников и архитекторов, появившихся в Европе в конце XIX века, сецессий. В переводе - «раскол».
Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшего модерну эклектизма, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко.
В России был популярен "северный модерн", в Санкт-Петербурге в этом стиле построены - Витебский вокзал, арх. Станислав Антонович Бржозовский, Дом компании «Зингер» по проекту архитектора Павла Сюзора, Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы», построен в 1902-1903 годах архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским и д.р.
Романтизм как идейное направление возник в Германии в конце XVIII века в ответ на прагматизм и рационализм Просвещения. Постепенно идеи Романтизма достигли Англии, Франции и других стран Европы. Людям наскучило Просвещение и классицизм с их безликостью, механичностью, искусственностью, рациональностью. Во-вторых - перемен мировоззрения требовали Великая французская революция и немецкая классическая философия.
Романтики ценили свободу, вдохновение, эмоции, самовыражение. Они больше не чувствовали себя зависимыми от аристократического строя, п<