Дадаизм и сюрреализм в фотографии
Дадаизм и сюрреализм — это одно из порождений потрясений военных лет (1914—1918). Направление дадаизма, возникшего в 1916 году в швейцарском Цюрихе, выражало анархический бунт в живописи и декоративно-прикладном искусстве против буржуазной цивилизации, угнетения, войн.
Чувствуя бессилие и страх перед враждебным человеку буржуазным обществом, художники-дадаисты пришли к отрицанию реальной действительности вообще. Дадаисты — Франсуа Пикабия, Жан Арп, Макс Эрнст и другие немецкие и швейцарские художники, ставившие своей целью уничтожение искусства вообще, апеллировали к «подсознательному и инстинктивному» самовыражению чувств; шумные публичные скандалы и развязный цинизм сопровождали выступления сторонников дадаизма, являвшегося одним из крайних проявлений идеологического мракобесия, полного отрицания цивилизации и прогресса. Дадаисты объявили разум, моральные нормы, эстетику ложью и обманом. «Произведения» дадаистов представляли собой подражание «детскому», точнее, младенческому рисунку. Они культивировали также беспредметность, деформацию и грубый натурализм. Произвольный акт фиксирования случайно возникающих хаотических ассоциаций провозглашался проявлением свободного творчества. На выставках «дада» экспонировались наклеенные на холст куски мочала, пуговицы, битое стекло и другие предметы обихода. Из анархического нигилизма дадаистов в живописи выросло к началу 1920-х годов течение сюрреализм (от французского слова «surrealite», т. е. искусство «сверхреального», «сверхъестественного»), наиболее непосредственное выражение в искусстве кризиса буржуазной культуры. Он возник на французской почве и первоначально включал в свой пестрый состав талантливых писателей, поэтов, режиссеров. Эти деятели, позже перейдя от анархического бунтарства на сознательно прогрессивные общественные позиции, отошли от сюрреализма и создали ряд произведений, полных гуманистического содержания (Луи Арагон, поэт Поль Элюар и др.).
Основное ядро сюрреалистов (особенно работавших в области изобразительного искусства) продолжало придерживаться враждебных реализму взглядов (Сальвадор Дали, Макс Эрнст, Ив Танги, Дороти Таннинг и др.). Их холодное циничное искусство апеллирует к разрушительным, инстинктивным побуждениям и влечениям, к кошмарным психопатическим видениям, бредовым ассоциациям душевнобольных и представляет фантастически уродливое изображение переплетенных человеческих тел, переданных то натуралистически достоверно, то причудливо деформированно, в абсурдных взаимосочетаниях с различными предметами — таковы «Пылающий жираф», «Великий бред параноика» Сальвадора Дали, одного из крайних представителей модернизма. К концу 1930-х годов некоторые сюрреалисты переселились в Америку — их творчество стало одним из проявлений реакционной идеологии американского империализма.
В США абстракционизм и абстрактный экспрессионизм фактически стали официальными направлениями. Здесь находят признание и поддержку многие европейские художники формалистических течений. Работы абстракционистов и сюрреалистов покупаются крупными музеями Западной Европы и США, им обеспечиваются реклама и сбыт. Для них создаются музеи современного искусства в Нью-Йорке и Париже, их «произведения» преобладают на выставках Биеннале в Венеции. Абстракционизм распространяется в Италии, Франции, Швейцарии, ФРГ, Японии и т. д.
В противоположность реакционным формалистическим направлениям 20 века стремительно развивается на почве революционного движения новый реализм, который приобретает все более боевой характер, политическую и эмоциональную заостренность. Большую роль в развитии реализма сыграли художники Американского континента, на формирование которых оказали воздействие художники Франции, Англии, Германии. Неповторимое своеобразие американской живописи определилось, однако, деятельностью множества любителей — «художников воскресного дня». Большое значение имела также традиция искусства колониального периода.
Группа «Восьмерка» в США. Еще в начале 20 века в борьбе за новые принципы реализма немалые заслуги принадлежали художникам, объединившимся на выставке 1908 года в группу «Восьмерка». Это были молодые филадельфийские газетные рисовальщики Д. Слоун, Д. Лаке и другие, сформировавшиеся под воздействием Р. Генри, который призывал молодежь изображать в живописи повседневную жизнь. На выставке впервые появились произведения, показывающие жизнь большого города с изнанки — его задворки, трущобы, ночные бары, жалкие жилища бедняков и т. д. Картины, разоблачающие американское «процветание», вызвали озлобление буржуазной публики. «Восьмерка» получила прозвище «Школы мусорного ящика». Из мастерской Генри вышел и выдающийся американский живописец Д. Беллоуз, автор многочисленных картин и литографий на темы современности («Ставьте у Шарки», 1909, Кливленд, Художественный музей и др.).
Творчество Ман Рэя
Ман Рэй увлекся фотографией Альфреда Стиглица. Благодаря Стиглицу Рэй познакомился с европейским авангардизмом. Ман Рэй основал нью-йоркское отделение дадаизма
безоговорочного авторитета в области фотографии ХХ века, художника-авангардиста, превратившего фотографию в вид искусства.
Этот человек доказал миру того времени, что фотография не бездушна. Что портреты могут быть полны настроения и характера, фото в стиле ню — чувственности, а экспериментальные снимки — мистики. Он работал для модных журналов Harper’s Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair, которые привлекали только самых авангардных художников.
Ман Рэй сделал самую знаменитую фотографию иконы мира моды, Коко Шанель.
В душе Ман всегда был художником, просто рисовал через объектив. Он и фотокамеру-то взял в руки впервые в жизни в 24 года, и то исключительно для того, чтобы сделать приличные снимки своих картин и арт-объектов.
Он никогда не воспринимал свои снимки всерьез: сначала фотография была способом заработка, а затем стала отдушиной, средством переключения внимания с живописи на скульптуру.
Но с тех пор он фотоаппарат больше из рук не выпускал, всерьез занявшись фотоискусством. Когда родная Америка не могла больше удовлетворять творческих потребностей души художника, он переехал в Париж, центр мировой арт-вселенной.
В Париже XX века, когда творчество Шагала, Дали, Пикассо, Матисса, Бэкона было верхом совершенства изобразительного искусства, фотография считалась лишь бездушным отражением реальности. Но Ману Рэю удалось доказать, что в ней есть место творчеству.
Он познакомился с Дали и Пикассо, Гертрудой Стайн и Андре Бретоном. И чтобы заработать на жизнь, начал фотографировать своих богемных друзей, ставших великими. Эти снимки и положили начало его головокружительной карьере.
В конце 1920-х годов он стал одним из самых востребованных и высокооплачиваемых фотографов Парижа. Вскоре сфотографироваться у Мана Рэя стало считаться престижным. Через его снимки мы видим жизнь той среды величайших художников и экспериментаторов ХХ века, в которой он находился.
Ман Рэй обожал эксперименты с техникой. Он не боялся пробовать создать что-то новое, благодаря чему появились такие приёмы как рэйография и соляризация. При рейографии изображение из-за проекции предметов на светочувствительную бумагу получалось деформированным и преломленным, а эффект соляризации получался при повторной печати негатива — предметы, лица и тела приобретали мистические очертания.
Ман Рэй совершил революцию в мире фотографии, возведя ее в ранг искусства. В то время как все в один голос твердили, что в фотографиях заложена лишь реальность, ему удалось доказать, что тут есть место творчеству. И до своего последнего дня он не уставал повторять: «Я фотографирую только то, что не смог нарисовать».
Жанр ню в творчестве Ман Рэя (настоящее имя Эммануэль Радинский) занимал особое место: некоторые из его произведений, такие как «Скрипка Энгра», серии «Наташа» и «Сюзи Солидор», стали одновременно символами сюрреалистического движения и культовыми образами XX века. Любимые модели фотографа были часто его любовницами: Кики де Монпарнас (Алиса Эрнестин Прэн), Ли Миллер, Мерет Оппенхейм, Эди Файделин.
Творчество Ф. Халсмана
Он был не только талантливым и неординарным мастером фотографии, но и интересной личностью, тонким психологом. Он сумел расположить к себе своих знаменитых современников, завоевать доверие выдающихся и уважаемых людей.
Сам Халсман писал, что почти всегда был рад любой возможности увидеть себя в непривычной, новой ситуации, отчего его жизнь была интересна и увлекательна. Правда, нельзя сказать, что безоблачна.
Филипп родился в интеллигентной семье стоматолога Макса Халсмана и учительницы Иты Гринтуч 2 мая 10906 года в Риге. С детства был одаренным ребенком, со школьной скамьи тянулся к иностранным языкам, изучив латинский, немецкий, французский и русский. И хотя хорошее поведение и Филипп сочетались плохо, сумел получить нужные знания и окончить школу со званием «лучший ученик класса».
После того, как на свой пятнадцатый день рождения Филипп получил фотокамеру, он увлекся фотографией, снимая своих родственников и друзей. Вряд ли будущий фотохудожник задумывался тогда, что именно искусство фотографии станет смыслом его жизни и принесет его автору всемирную славу. Там Халсман поступает в Сорбонну, чтобы развивать свой литературный дар и открывает фотоателье. Благодаря своему таланту, трудолюбию и оптимизму, Филипп Халсман стает модным французким фотографом, чьи работы с удовольствием печатают престижные журналы Vu", "Vogue", и "Voila". Ему позируют известные люди, к каждому из которых он сумел найти свой особый подход.
Война вынуждает семью Халсмана к эмиграции, но сам фотограф не может покинуть Францию через отсутствие визы. Помощь Альберта Эйнштейна подоспела вовремя, Халсман попадает в нужный список значимых персон, которым в первую очередь дают визу, и в ноябре 1940 года Филипп прибывает в Нью-Йорк. Он еще не знает, что в Новом Свете его талант раскроется в полной мере, здесь создадутся его лучшие фотографии, здесь он обретет новых друзей и станет одним из десяти прославленных фотографов мира.
В США Ф. Халсман начинает сотрудничать с журналом «Life», для которого он снимает яркие, неординарные фото, так отличающиеся от бледных и невыразительных снимков тогдашних американских газет и журналов. Больше всего фотохудожника Халсмана интересует портретная съемка, именно она станет его визитной карточкой и даст возможность увидеть людей такими, какими они есть в действительности.
Так его работы с художником-сюрреалистом Сальвадором Дали, с которым Халсмана с 1941 года связывали теплые дружеские отношения, стали мировыми шедеврами в области фотографии. Их творческий тандем продолжался около тридцати лет, благодаря которому было создано много разнообразных фоторабот, посвященных знаменитому испанцу и его фирменным усам. Эти работы вошли в книгу «Усы Дали», которой автор положил зарождение сюрреалистических идей в фотоискусстве. Современному человеку иногда трудно понять, что фото сделаны без какого-либо монтажа, а являются результатом смелых экспериментов и неожиданных идей их создателя. Конечно же, без усердия, большого терпения всей творческой команды и умения фотографа убеждать в том, что только так и создается шедевр, ничего бы не получилось.
Для создания фотографических шедевров Халсман воплощал в жизнь экстраординарные идеи, которые в соавторстве с Дали давали, казалось нереальную картинку. На одной из них знаменитый испанец, размышляющий, наверное, о смысле бытия, рядом с человеческим черепом, выполненным из обнаженных тел молодых натурщиц. На другой – вытянутое лицо Сальвадора изображает циферблат часов, стрелками у которых служат роскошные усы сюрреалиста. На них же, усах, отображена, по словам самого Дали, история марксизма – это та фотография, где к усам художника прикреплены белые бумажные кружочки с портретами Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина, Маленкова и Хрущева. Есть и не менее оригинальные снимки, например, лицо Дали с зажмуренными глазами и широко открытым ртом, в котором как в зеркале видны его же отражения. Или лицо Леонардовской Джоконды, украшенное торчащими вверх усами Дали, а из-под платья видна волосатая рука художника. А вот одноглазый, словно циклоп, Дали с тонкой шеей и огромными плечами.
Но самой, пожалуй, удивительной смотрится фотография «Дали Атомикус», на которой Филипп Халсман изобразил тогдашнее открытие в физике - представление человека о составе атома. Идея подвесить в пространстве табурет, мольберт с картиной Сальвадора, а также его полотно «Атомная Леда» вызвала восторг у Дали, и он с энтузиазмом согласился стать частью композиции. В процессе необычной шестичасовой фотосъемки были задействованы жена Халсмана Ивон, держащая за одну ножку наклоненный стул, три кошки и двадцать восемь ведер воды. А также ассистенты, которым пришлось сначала подбрасывать кошек и выливать из ведер воду, а после каждого сделанного кадра ловить тех же перепуганных кошек и убирать пролитую на пол воду. Дали пришлось подпрыгивать около тридцати раз в ярком свете сильных павильонных фотовспышек, пока Халсман не добился нужной картинки.
Филипп Халсман умел расположить к себе и зажечь в человеке желание творить, помогать фотографу в создании настоящего образа реального человека, а не знаменитости. Поэтому все личности, согласившееся стать под объектив его камеры, демонстрировали свое истинное нутро, а не маски, за которыми часто приходиться прятаться известным людям. Чтобы достичь такого эффекта, вызвать звезд на откровенный диалог, Халсман изобрел весьма оригинальный способ – запечатлевать знаменитостей в невесомом состоянии, в прыжке. Так появился фотоальбом, вышедший в 1959 году под названием «Книга прыжков», включающий в себя двести фотоснимков.
Идею «фото-джамп» Халсман подсмотрел у известных комических актеров, прыгающих для обретения ощущения радости и беззаботности перед выступлением. Это были Эд Вайн, Сид Кесар, Боб Хоуп, которых Филипп фотографировал в пятидесятых годах.
Уже, будучи фотографом с мировым именем Халсман фотографировал для журнала “Vanity Fair” одну из самых красивых актрис двадцатого века Одри Хепберн. Снимать довелось не в самый радостный период её жизни, она разводилась с мужем, и ей совсем было не до съемок. Но профессионалу Халсману все же удалось найти нужные слова, чтобы эта восхитительная женщина прыгала за растущими высоко яблоками (такой ход придумал Филипп, сказав, что изучает возможности человека «двигаться вверх»), забыв на время обо всех своих проблемах.