Дадаизм: мир — бессмыслица и безумие

2. Дадаизм: мир— бессмыслица и безумие.Дадаизм (термин воз­ник в 1916 г. в Базеле, в среде молодых завсегдатаев кабаре «Вольтер», предложил термин Ж. Арп; «dada» (дада) = слово детского лексикона: иг­рушка — соломенная лошадка; другая трактовка: мужское начало, припи­сываемое новому искусству, противостоящему старому искусству с его женским началом — «mama»; главный смысл термина — «ничто»)—ху­дожественное направление, утверждающее художественную концеп­цию мир — бессмысленное безумие, подвергающее ревизии разум и веру.

Дадаизм — художественное направление, зародившееся в среде анар­хической молодежи (Арп, Балль, Сернер, Хельсенбек), выражавшее про­тест интеллигенции против Первой мировой войны и культуры, привед­шей к войне. Дадаизм не выдвигал позитивных идеалов и был пронизан пессимизмом. Тцара писал: «Война разрушила гуманистическую цивили­зацию. Это свидетельство ее несостоятельности. Необходимо ликвидиро­вать эту цивилизацию, подрывая ее основы — мысль и язык. Из этой необ­ходимости и возникло слово «дада» — лепет ребенка или старика».

«Манифест Дада» (1918) написал зачинатель этого направления поэт Тристан Тцара (1896—1963). Позже он вспоминал: «К 1916—1917 годам война казалась установившейся навечно и конца ей не было видно. Отсю­да отвращение и гнев. Мы были решительно против войны, мы знали, что войны не отменить, если не вырвать ее с корнем. Все проявления этой со­временной цивилизации были нам омерзительны — сами ее устои, ее ло­гика, ее язык. И тогда возмущение приняло такие формы, в которых гроте­скное и абсурдное взяло верх над эстетическими ценностями». Дадаизм бежал от безумия мировой войны в абсурд отрешения от смысла искусст­ва. Тцара писал: «Я за действие и постоянное противоречие, я ни за и ни против, я объясняю, почему я ненавижу здравый смысл».

Постулатом дадаизма стала формула Тцары: «Мысль формируется во рту». Позже из этого постулата родилась сюрреалистическая техника «от­ключения разума», «автоматического письма». Принципами дадаизма

стали: разрыв с традициями мировой культуры, в том числе и с традиция­ми языка; бегство от культуры и от реальности, представление омире как о хаосе безумия, в который обрушена беззащитная личность; пессимизм, безверие, отрицание ценностей, ощущение всеобщей потерянности и бессмысленности бытия, разрушение идеалов и цели жизни. Дадаизм — выражение кризиса классических ценностей культуры, поиски нового языка и новых ценностей.

Дадаизм — направление, подвергающее ревизии разум и веру. По­пытки избежать словесных клише привели к созданию «бессмыслен­ных» текстов.

Одно из главных произведений Тцары — «Первое небесное приклю­чение г-на Антипирина» (1916). После войны он переехал в Париж из Цю­риха (1919) и сблизился с сюрреалистами А. Бретоном и Ф. Супо, изда­вавшими журнал «Литература». Совместно с ними Тцара опубликовал не­что вроде нового манифеста «Литература дада», где утверждалось: поэзия — живая сила в любых проявлениях, даже антипоэтических, а литератур­ное творчество — лишь случайное проявление этой живой силы.

Сотрудничество Тцары, Бретона и Супо привело к слиянию дадаизма с сюрреализмом, что было ознаменовано публичными акциями: пред­ставлениями «Газовое сердце» (1921) и «Бородатое сердце» (1923) по сце­нариям Тцары. Однако вскоре разгорелся конфликт Тцары с Бретоном.

Последний манифест дадаизма подчеркивал нигилизм его позиций. Манифесты дадаизма были собраны и опубликованы в 1924 г. Творчество дадаистов почти не оказывало воздействия на жизнь общества, поскольку не обладало положительной программой. Дадаизм не создал непреходя­щих художественных ценностей и интересен для теории и истории искус­ства лишь как звено художественного процесса, многое определившее в его дальнейшем развитии и, в частности, как явление, повлиявшее на та­кое крупное художественное направление, как сюрреализм.

Дадаизм возник внезапно и также внезапно исчез, просуществовав около десяти лет. В 1927 г. студенты Парижской художественной школы утопили в Сене сделанную ими фигуру соломенной лошадки — олицет­ворения дадаизма. Ранее эти же студенты утопили олицетворение кубиз­ма и футуризма.

Наши рекомендации