VI. Творческая практическая деятельность учащихся.
Индивидуальный рисунок не тему «Царство деревьев», «Дуб-
великан», «Семья деревьев», «Деревья-долгожители» или др.
(см. лист 7 Творческой папки).
- Приготовьте акварельные краски или гуашь. Изобразите сказочный лес, где деревья похожи на разные по форме листья. Какие цвета вы подберете для своего леса? Почему?
- Вспомните стихи об осени, репродукции осенних пейзажей. Это вам поможет при выборе цветовой гаммы.
ü Дети изображают любой утолок леса, в котором растут разные по харак-
теру и внешнему облику деревья, придумывают к своим работам названия.
ü Это задание ученики могут выполнять на цветных листах бумаги, используя цветной фон в качестве эмоционально-образного фона (дерево на закате, дерево под дождём, дерево и тучи, семья деревьев радуется и т. п.).
По мере завершения работы рисунки оформляются на классной доске.
VI. Итоги урока. Рефлексия
1.Выставка работ учащихся.
- Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Они все не похожи друг на друга. Каждая интересна по-своему.
2.Обсуждение цветовой г а м м ы.
3.Обобщение по теме. Рефлексия.
– Какая работа вам больше всего понравилась?
– На каком рисунке изображены деревья – стражи леса? На
каком – слабенькие, хилые?
ВСД
Выполнить наброски деревьев с натуры (см. лист 6 Творческой папки) или нарисовать с натуры комнатные цветы, используя любой графический материал.
Тема: Необычные цветы.
Цели: познакомить с Мастером Украшения и его направлением художественной деятельности; развивать эстетический вкус, творческое воображение.
Задачи:
– учить оценивать выразительность необычных природных форм;
– использовать сравнение как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках;
– выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов;
– передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов;
– оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности
и сверстников
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Есть волшебные слова,
Скажешь - сразу тишина.
Будь внимательней, дружок,
Начинается урок.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока. Постановка и формулирование учебной задачи
- Сегодня на уроке вы познакомитесь еще с одним мастером. А вот как его зовут, вы узнаете позже.
III. «Мир полон украшений». Введение в тему урока
1. Эвристическая беседа.
- Тема нашего занятия - «Мир полон украшений». Что такое украшения, как вы думаете? Приходилось ли вам когда-нибудь что- то украшать? (Ответы детей.)
- Украшения всюду вокруг нас - украшена орнаментами одежда, игрушки, дома, комнаты, посуда и другие различные предметы.
Делать предметы неповторимыми, красивыми нам помогает Мастер Украшения. Он веселый, добрый волшебник, искренне желающий сделать мир краше.
Слово «украсить» означает придать чему-нибудь или кому- нибудь красивый вид, сделать наряднее.
2.Работа по учебнику.
- Откройте с. 16-17 учебника. Что вы видите на картинке? (Цветы.)
- Цветы удивительно красивы, и они тоже украшены. Как? (Необычные узорчатые лепестки, резные листочки, тычинки.)
- Какие цветы вам нравятся? (Ответы детей.)
- Цветок является украшением земли. Послушайте песню Ю. Чичкова о волшебном цветке на слова М. Пляцковского и полюбуйтесь изображениями цветов на фотографиях и рисунках.
Есть на свете цветок алый, алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовется не зря.
Может, там, за седьмым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
В жизни хочется всем нам, пожалуй,
Как бы путь ни был крут и далек,
Отыскать на земле небывалый,
Самый-самый красивый цветок.
Вспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
- О чем эта песня? О каком цветке идет речь? (О волшебном.)
- Какой он, этот волшебный цветок? Каким вы себе его представляете?
Физминутка
IV. Педагогический рисунок
- Прежде чем мы начнем рисовать, давайте посмотрим на многообразие цветов в природе.
Мультимедийная презентация.
Предлагаю представить, что они благодаря машине времени оказались в доисторических временах.
- Возможно, именно тогда на нашей планете появились цветы-гиганты, которые больше человеческого роста. Необычные цветы громадных размеров и сегодня можно встретить в Индонезии, на острове Суматра. Глядя на фотографию цветка на с. 16 учебника, вместе с детьми читаем информацию о «тёплом цветке» на с. 16–17. Сравнивает его с ещё одним гигантом – цветком, который называют «красной чашей» (с. 17 учебника). Затем, обращаю внимание учеников на детские рисунки, помещённые на с. 18.
– В каких сказках человек меньше ростом, чем растения и цветы?
Обращаю внимание на выставку детских книг (Ханса Кристиана Андерсена «Дюймовочка», Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес», Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик» или другие), оформленных разными художниками, или рассматриваем с детьми иллюстрации в Творческой папке (см. лист 9 Творческой папки). По мере того как дети называют известное им произведение, показываю обложку книжки и некоторые иллюстрации, отражающие содержание книги. Обращаю внимание на принцип сравнения, который используют художники, изображая человека маленьким, а цветы и окружающий человека растительный мир – большими. Перед практической работой показываю на доске приёмы изображения человека способом «от одежды». Сначала рисуется голова, шея, затем – кофта, брюки или юбка, завершает рисунок изображение кистей рук и ступней ног. Во время работы у доски учитель напоминает, что голова человека укладывается в фигуре человека 6–7 раз.