Специальность 071501 «Народное художественное творчество»
Специальность 071501 «Народное художественное творчество»
По виду Театральное творчество
Допустить к защите Зав. ПЦК «Социально – культурная деятельность» и «Театральное творчество» ________О. В. Кузнецова «____» __________2017 г. |
Дипломная РАБОТА
СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
Студент _______________________ А.Э.Дульянинова
Подпись
Группа 414 «_____»____________ 20____ г.
Дата
Научный руководитель ________________________ Д.Д.Жамсоева
Подпись
«_____»____________ 20____ г.
дата
Чита, 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. | ||
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ ………………………………………………. | ||
1.1 | Театрализованное представление как синтез действительности и искусства…………………………………………………………… | |
1.2 | Основные этапы и средства создания художественного образа в театрализованном представлении…………………………………. | |
2. | РЕЖИССЕРСКО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ПРОЕКТ …………... | |
2.1 | Режиссерская экспликация эпизода «Мы – гордые дочери батюшки Байкала» (театрализованное представление «Берегите эту Землю – Белую юрту Забайкалья»)…………………………… | |
2.2 | Создание художественных образов в эпизоде «Мы – гордые дочери батюшки Байкала» (театрализованное представление «Берегите эту Землю – Белую юрту Забайкалья»)………………... | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….. | ||
список использованных источников и литературы ……………………………………………………….. | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….. |
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы говорим «театрализация», мы имеем в виду явление, принадлежащее области искусства. Театрализованное действо - это особый способ удовлетворения духовных потребностей людей, особый вид искусства. Театрализованное действо - всегда дитя повседневности, жизненных реалий, необходимости их одухотворения и существования в иной эмоционально-образной форме, т.е. обращение к эмоционально-образной сфере человеческого восприятия, художественное творчество или его элементы с использованием выразительных средств театрального искусства.
Актуальность. Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Художественным образом можно назвать любое явление, которое было творчески воссоздано автором в искусстве.
Тема значения художественного образа всегда была актуальна, потому что художественный образ лежит в основе любого творчества. Творческий процесс, в частности его роль в структуре создания художественного образа – проблема весьма занимательная, увлекательная и важная. Вопрос превращения жизненного материала в «мысленный образ», а затем превращение последнего в «образ художественный» - один из самых сложных и самых актуальных в познавательном процессе, ведущем к пониманию специфики искусства. К нему обращались и великие теоретики театра К. С Станиславский, В.И. Немерович-Данченко, Е.Б.Вахтангов, В.Э.Мейерхольд, Ю. А. Завадский, Е.В. Сперанский, Н.Н. Евреинов, и наши современники А. В. Эфрос, О. Н. Ефремов, Б. А. Львов-Анохин, Макиенко М. Г. и др.
В области режиссуры театрализованных представлений, поднимая проблему создания художественного образа, мы находим ряд схожих во многом, но, тем не менее, различных определений данного понятия. Режиссеры, занимающиеся театрализованными представлениями, в своих работах, чаще всего приводят примеры из своей практики, не давая одного четкого определения художественного образа. Это обуславливается еще и тем, что художественный образ – это категория, базирующаяся на интуитивном, почти на метафизическом постижении художественного материала.
Объект исследования:театрализованное представление
Предмет исследования:особенности создания художественных образов в театрализованном представлении
Цель: рассмотреть процесс формирования художественного образа в театрализованном представлении и осуществить постановку эпизода «Мы – гордые дочери батюшки Байкала».
Задачи: -рассмотреть сущность и специфику художественного образа в театрализации;
- выявить основные этапы и средства создания художественного образа в театрализации;
- разработать режиссерскую экспликацию театрализованного эпизода;
-сформировать художественные образы театрализованного эпизода «Мы – гордые дочери батюшки Байкала» (театрализованное представление «Берегите эту Землю – Белую юрту Забайкалья»)
Практическая значимость исследованиясвязана с особенностями создания художественного образа, способствующего формированию умений режиссёра в организации театрализованных представлений. Данный материал может быть использован в практическом обучении студентов по специальности «Народное художественное творчество» и «Социально-культурная деятельность», а также в работе специалистов различных социально-культурных учреждений.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Театрализованное представление – это явление необычное, синтезирующее действительность и искусство, художественно оформляющее то или иное реальное жизненное событие.
Театрализация – создание художественного образа по законам драматургии, театра при самом активном участии большинства зрителей. Сутью театрализации как творческого метода является художественное осмысление реальных событий в жизни страны, конкретного коллектива или даже отдельной личности, при котором эти события воплощаются в яркой образной форме, содержащей их художественную интерпретацию. Художественный образ — всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определённого эстетического идеала, путём создания эстетически воздействующих объектов. Это субъективная форма отражения объективной действительности в сознании человека.Образная сфера любого произведения искусства формируется одновременно на различных уровнях сознания: интуиции, чувствах, воображении, логики, фантазии, мысли. При этом характерными особенностями художественного образа являются: «чувственная конкретность, обобщенность, эмоциональность, целостность, многозначность, единство субъективного и объективного, рационального и эмоционального, подобного и условного». В любом из видов искусств образ является высшей категорией, доказывая это тем, что только образное воздействие и восприятие оправдывают существование искусства.
Создание художественного образа искусства, невозможно только путем фиксации прекрасного, непосредственного, интуитивного впечатления. Образ этого впечатления окажется в искусстве малозначителен, если он не одухотворен мыслью. Художественный образ искусства является и результатом впечатления и продуктом мысли.[13]
Существуют определенные средства, используемые постановщиками для создания художественных образов, которые направлены на создание художественного образа программы, на раскрытие ее смыслового содержания, на формирование эмоционального отношения зрителей к заявленной проблеме, их оценки. Профессионально и грамотно применяя эти средства, можно добиться наибольшей выразительности.
Проблема сохранения и охраны окружающей среды поднималась в спектакле-концерте «Берегите эту землю — Белую юрту Забайкалья!», который был посвящен Сагаалгану (Новому году по лунному календарю) и Году экологии. Частью спектакля-концерта «Берегите эту землю — Белую юрту Забайкалья!» стал театрализованный эпизод «Мы – гордые дочери батюшки Байкала». Эпизод органично вплетается в драматургию представления, помогая раскрыть общий замысел, что человек – часть природы, он обязан сохранять, беречь и преумножать удивительное биоразнообразие планеты и помнить, что человек должен быть - Человеком!
В создании художественных образов героев эпизода были использованы различные приемы и средства: пластическое выражение характера, манера речи, костюм, музыкальное оформление, световое решение.
Расчет костюмов
Наименование костюмов | Количество по размеру, по цвету | Примечания |
Платье «Ингода», стилизованная шапка. | Кол – во – 1 ш. Размер – 42 Цвет – желтая блуза, разноцветная юбка, зеленый шлейф. | |
Платье «Шилка», стилизованная шапка. | Кол- во – 1ш. Размер – 46 Цвет – зеленый | |
Платье «Чара», стилизованная шапка. | Кол – во 1 ш. Размер – 42 Цвет - голубой | |
Платье «Читинка», стилизованная шапка. | Кол – во 1 ш. Размер – 42 Цвет – розовый. | |
«Онон» | Кол – во 1 ш. Размер – 48 Цвет - красный | Бурятский женский дыгыл |
Платье «Аргунь», стилизованная шапка. | Кол – во 1 ш. Размер – 48 Цвет - синий | |
Костюм гонца | Кол – во 1 Размер – 48 Цвет - синий | Бурятский мужской дыгыл |
Приложение 3
Расчет участников
Действующие лица, коллективы | Количество | Примечания |
Студенты театрального отделения ЗабКУК | ||
Артисты бурятской студии | ||
Ансамбль танца «Радуга» |
Приложение 4
Звукошумовая партитура
Реплика, действие | Наименование фонограммы, номер трека | Примечание |
Начало – бурятская фоновая музыка. | Бурятская музыка | |
Все: Что делать? Как быть? | Начало «Цветок Байкала», номер 2. | |
Гонец: … Годом Экологии в России. | «Цветок Байкала» |
Приложение 5
Световая партитура
Реплика, действие | Характер освещения | Примечание |
Выход рек и ансамбля «Радуга» | Боковые и задние пушки – зеленый, синий, морской цвета. | |
На авансцене | Сценическое освещение | |
Задний фон | Затемнён синим светом | |
Ингода: Ой, Ямар гоенууд горнонууд бэ! … | Сценический свет | |
Все: Что делать? Как быть? –появляется гонец. | Выделяется белым светом пушки. | |
Гонец: … Годом Экологии в России! – появление ансамбля Алтан Туя с танцем «Цветок Байкала». | Полностью синий свет. | |
Приложение 6
[1] Генкин, Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. - 2013.
[2] Толковый словарь Ожегова. - Режим доступа: http://slovarozhegova.ru/
[3] Марков О.И. Сценарная технология. Учебное пособие. - Краснодар, 2014. — 200 с.
[4] Голубева О. Л. Основы композиции. Учебное пособие для студентов образовательных учреждений высшего и среднего художественного образования - М., «Изобразительное искусство», 2014.
[5] Кутузов А.В. Культурология: учеб. пособие. Ч.1 / А.В. Кутузов; ГПОУ РПА Минюста России, Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал. - М.; СПб.: ГПОУ РПА Минюста России, 2014. - 56 с.
[6] Понятие художественный образ. Город эрудитов. Научный ресурс. - Режим доступа: http://www.eruditcity.ru/4995
[7] Николаев А.И. Основы литературоведения: пособие для студентов.-Иваново:ЛИСТОС, 2015.
[8] Ритуалами, фестивалем, спектаклем, ёхором и белой пищей встретят Сагаалган в Забайкалье. (Дулмажап Жамсоева). - Режим доступа:http://gtrkchita.ru/news/?id=11353
[9] Река Ингода (Ирина Дмитроченкова). - Режим доступа: https://www.stihi.ru/2012/11/22/10878
[10] История географических названий Руси.- Режим доступа: https://books.google. ru/ books?isbn= 5457265692
[11] Река Онон - степи моей царица. Режим доступа: http://www.aginsk-pravda.ru/news/reka_onon_stepi_moej_carica/2015-09-22-3851
[12] Аргунь (Александр Савин 2). Режим доступа: https://www.stihi.ru/2012/02/19/7135
[13] Кутузов А.В. Культурология: учеб. пособие. Ч.1 / А.В. Кутузов; ГПОУ РПА Минюста России, Северо-Западный (г. Санкт-Петербург) филиал. - М.; СПб.: ГПОУ РПА Минюста России, 2014. - 56 с.
Специальность 071501 «Народное художественное творчество»