Принципы преподавания искусства

Принципы обучения разрабатывались на протяжении длительного времен и на основании пед. опыта разных эпох, стран, опыта работы лучших преподавателей.

· Принцип художественности (преподавать творчески, личностно, образно, эмоционально, единство творческого и технического развития ученика)

· Принцип системности (учебный процесс и его содержание представляет собой определенную систему, обучение от простого к сложному)

· Принцип связиобучения с жизнью (взаимосвязь искусства с жизнью, с опытом учеников)

· Принцип доступности и индивидуального подхода к ученику (учет возрастных, индивидуальных особенностей учеников, уровня их подготовки, последовательность в обучении)

· Принцип творческой активности (развитие познавательной и творческой активности учеников)

· Принцип интереса (вызывается интересным содержанием, занимательностью, разнообразием видов деятельности, эмоциональным комфортом ученика на уроке)

· Принцип наглядности (словесная, изобразительная, звуковая наглядность /чем больше органов чувств участвует в восприятии информации, тем лучше она усваивается)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

Цели ДХШ: 1.формирование художественной культуры ученика как части его духовной культуры; 2. развитие в контакте с СШ личности ученика.

3 подготовка учеников к профессиональной художественной деятельности

Задачи:1. Развитие вкуса, интереса и любви к искусству

2. развитие художественных способностей

3. обучение техническим навыкам, приемам рисования и др. видов изобразит. деятельности

4. выявление одаренных детей, подготовка их к профессиональной художеств. деятельности.

Цели преподавания: 1.Познавательные 2.Воспитательные 3.Развивающие, 4. методические

Методы обучения.Метод – в переводе с греч. «путь»: СЛОВЕСНЫЕ (лекции, беседы); НАГЛЯДНЫЕ (демонстрация, показ);ПРАКТИЧЕСКИЕ (показ и отработка действий, формирование умений и навыков).

Основные формы обучения – урок /в школе, лекция /для ВУЗов и ССУЗов, дает теоретическую основу знаний/, практические занятия, семинары, учебные игры, экскурсия-урок, могут быть занятия групповые и индивидуальные, самостоятельные занятия. Конкурс, выставка, вечер и др. – творческие формы обучения.

НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

В начальной школе закладываются основы дальнейшего благополучия ученика, а именно: его умение учиться, отношение к учению, к искусству,

Урок искусства в начальных классах: не однообразен и не перегружен заданиями;

Частая смена заданий, чередование легких и трудных заданий,

Проводится живо, увлекательно;

Чуткость учителя к поведению, настроению ученика.

Структура психолого-педагогической характеристики ученика

1. Личностные особенности: а) возрастные особенности;

б) особенности темперамента;

в) основные черты характера;

г) интересы и склонности, их широта, устойчивость.

2. Индивидуальные особенности познавательных процессов:

а) внимание (устойчивость, способность к распределению, переключению;

б) восприятие и мышление (точность, быстрота, самостоятельность, находчивость, гибкость, критичность);

в) особенности памяти, запоминания;

г) воображение; д) особенности эмоционально-волевой сферы.

Художественное и техническое развитие в процессе обучения.

Пути творческого развития ученика.

Для успешного обучения, как и для любой деятельности, необходима ГОТОВНОСТЬ ученика:

· физическая готовность:нормальное физическое развитие, в том числе состояние зрения, слуха, моторики (в особенности мелкой), координация, состояние нервной системы ребенка (степень ее возбудимости и уравновешенности), общее состояние здоровья

· психическая готовность: управление своим поведением, умение сосредотачиваться, дифференциация восприятия, владение определенными приемами умственной деятельности, проявление самостоятельности, положительное отношение к сверстникам и взрослым

· мотивационная готовность: желание учиться, интерес к искусству.

Обучение требует активности сознания учащихся, формирует его. Чтобы активно включиться в учение, необходима

МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ

Формирование мотивации к учению – искусство педагога как человека, психолога, личности. Для того, чтобы ученик включился в учение, нужно, чтобы задачи учебной деятельности были им не только поняты, но и внутренне приняты, нашли отклик в его переживаниях[2], чтобы в учении гармонично сочетались «надо» и «хочу», чтобы процесс обучения доставлял удовольствие ученику, а это возможно у преподавателя, который сам не только знает свой предмет, но и получает удовольствие от своей деятельности. Учитель должен как бы «переливать» свой интерес к занятиям в детей, заражать их своей эмоциональностью.

Мотивации нельзя научить, это не навык, не информация, но ее можно развивать, активизировать. Учебная деятельность полимотивирована: ученик может быть ориентирован на результаты, на оценку, на сам процесс учения, на общение с учителем и другими учениками и др. по отношению к любой деятельности мотивация бывает внутренней (ориентация на дело и его результат) и внешней (самоутверждение, избегание наказания и пр.). Контроль и регламентация, поощрение и наказание снижают внутреннюю мотивацию и усиливают внешнюю. Хотя учеба может быть при этом успешной, но как только контроль прекращается, прекращается и учеба. Первоначально мотивация к учению большинства учащихся носит внешний характер, поддерживается множеством внешних факторов (привлекательностью для ребенка роли ученика, художника, контролем и поощрениями со стороны родителей и учителей). Но постепенно, если процесс обучения строится психологически грамотно и протекает успешно, функции внешнего контроля передаются ученику, присваиваются им (интериоризируются, т.е. становятся его внутренним контролем). Если этого не происходит, ученик будет нуждаться в постоянных внешних стимулах («в кнуте и прянике»), что в свою очередь будет тормозить развитие личности, самостоятельности учащегося.

Нередко бывает, что первый интерес к занятиям искусством угасает и ребенок начинает в той или иной форме выражать свое нежелание учиться. Чаще всего это бывает в следующих случаях: 1) если ребенок не приучен в дошкольном детстве ограничивать свои желания, преодолевать трудности, если у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилий»; 2) неумение учителя строить взаимоотношения с учеником (частые или резкие порицания, непосильные задания, эмоциональный «холод», отсутствие «положительного подкрепления» успехов ученика). Негативные эмоциональные переживания ученика, вызванные общением с учителем, могут приводить к явлению «смыслового барьера»: ученик как бы перестает воспринимать учителя, «не слышит» его, и, следовательно, не в состоянии выполнить его требования.

В случае того или иного неуспеха ученика необходим анализ обусловивших его причин, который должен завершиться прогнозом на будущее. Если в результате анализа выяснилось, что неуспех был связан со стилем учебной работы, с недостаточными усилиями, непродуктивными приемами работы, то мотивы к учению усиливаются. И наоборот, если ученик видит только внешние причины своего неуспеха – трудность задания, недоброжелательность преподавателей, или обладает негативной самооценкой («я не способный»), - то сила мотивов, желание учиться значительно снижается. Выявить мотивацию учения можно, получив ответы ученика на вопросы: Зачем ты учишься? Нравится ли тебе учиться? Хочешь ли ты быть художником? Почему?

Средства и способы активизации мотивации учения:

· теплые эмоциональные отношения учителя и ученика,

· создание условий для переживания учеником успеха (посильные задачи, соответствующие его способностям, поощрение сдвигов к лучшему)

· значимость и привлекательность для ученика личности учителя (если он полюбит учителя, то полюбит и его предмет),

· связь обучения с жизнью и опытом учеников,

· занимательный, образный, эмоционально насыщенный учебный материал,

· стимулирование и поддержание высокой самооценки (компетентности) учащихся,

· интерактивный характер обучения (диалог, позитивная обратная связь с учащимися),

· ситуации свободного выбора (учебных заданий, источников информации),

· использование рефлексии[3], игровых, творческих, методов обучения.

Наши рекомендации