Глава 4. психология преподавания искусства
ОБУЧЕНИЕ– процесс передачи общественно-исторического, творческого опыта в специально организованных условиях от одного человека к другому. Это совместная работа учителя и ученика. Педагог помогает учащемуся понять, присвоить умения, информацию, извлечь из нее личностный смысл. Учебная деятельность (учение) направлена на усвоение знаний, умений, навыков и способов действий. В настоящее время происходят изменения в соотношении преподавания и учения в пользу второго: переход от школы памяти к школе мышления, обучение становится развивающим, интерактивным, креативным (творческим).
ВОСПИТАНИЕ личности, в отличие от обучения, происходит через обращение к бессознательному воспитанника (прежде всего через подражание воспитателю). Цель воспитания – создание положительных интересов и угашение нежелательных, обеспечение свободы воспитаннику в смысле его личностного самоопределения. Воспитание – искусство, напоминающее деятельность художника: результат всегда уникален, так как личность каждого ученика неповторима.
«Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием; если же его не воспитывать, или давать ему ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого произвела земля». Платон.
ТРАДИЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ | АКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ | |
Активность Поиск и получение информации Обучение Темп обучения Методы обучения Задания Форма общения Результат обучения | Педагог активен. Ученик пассивен, является объектом воздействия педагога, страх перед ошибкой Готовая информация, пассивное восприятие и. учениками Через подражание, заучивание, тренировку по готовым образцам, опора на память Единый темп и объем знаний Сообщение, разъяснение, показ (объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивные методы). Задания на воспроизведение информации, знаний, на усвоение и закрепление навыков Монолог Ученик-исполнитель, неумение приме- нить и использовать знания в жизни | Активность учителя и ученика. Ученик–субъект сотрудничества Частичное информирование, активный поиск информации учениками Вызываются познавательные затруднения, требующие актив- ности учащихся, опора и развитие мышления Индивидуальный темп обучения Постановка проблем и задач, пробуждение интереса к задаче, метод «удивления ученика», творчество, Творческие задания, самостоятельная деятельность ученика, игры, тренинги Диалог, сотрудничество Знания личностно присвоены, развитие мышления, личности, творческ способностей ученика. |
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить». А.Дистервег.!9 век
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
Цель-------------------------------содержание ---------------------учащиеся
Формы организации-------------методы----------------------педагог
Цель обучения (зачем учить?) – содержание (чему учить?) – формы организации обучения (где учить?) – методы (как учить?) - педагог (кто учит?) – учащиеся (кто учится?) – все это составляющие процесса обучения, связанные между собой, влияющие на результат обучения.