Развитие художественнного восприятия
(ХВ) должно идти путем параллельного освоения – средств художественной выразительности (цвета, линии, колорита, фактуры и др.), формы (законов и способов построения изобразительной композиции) с одной стороны, и содержания (художественных образов, смысла произведений) – с другой стороны. Т.о. ученик, воспринимая то или иное художественное произведение, должен стремиться прочувствовать и промыслить, ЧТО в нем изображено и КАК, каким образом этого достигает художник.При этом в сфере общего образования (средние школы) акцент должен ставиться на первом (что), а в сфере профессионального образования становятся одинаково значимы обе стороны восприятия. Формирование ХВ невозможно вне активной творческой деятельности учащихся. Только попробовав самостоятельно создать пусть и простое, но свое худ произведение, попытавшись выразить на языке живописи, скульптуры, графики и др. свои чувства, впечатления, учащийся сможет стать настоящим художником, научиться видеть, воспринимать изобразительное искусство. Направить восприятие учеников помогают вопросы (задачи) учителя:
Какие чувства передает произведение? Как, с помощью чего художнику удалось передать их?
Что ты чувствуешь, когда смотришь на эту работу?
Как ты думаешь, для чего автор создал это произведение? Что он хотел сказать людям?
Почему автор так назвал эту работу? (как бы ты назвал его?)
Как автор относится к своим героям? (с симпатией, состраданием, иронией?)
Какие события, впечатления из твоей жизни напомнило тебе это произведение?
……….
ПАМЯТЬ
Память – сложный процесс запечатления, сохранения и воспроизведения различных сторон жизненного опыта. Связывает настоящее с прошлым и будущим. Активно включается во все проявления психической жизни человека, связана с познавательными процессами – восприятием, мышлением, воображением, со способностями человека. Аудио- и видеозапись фиксируют световые и звуковые сигналы и затем воспроизводят их в точности. В человеческой памяти информация претерпевает определенные изменения, «спрессовывается», многие детали выпадают, наиболее значимое для человека остается. Так память о муз произведении нередко хранит обобщенный образ, «свернутый» в генеральную интонацию (так 5 симфония Бетховена у многих сохраняется в образе темы Судьбы). Сохранение информации зависит от интересов, степени включенности личности, физиологических особенностей деятельности мозга и мн. др. условий. Сохранение и забывание – два параллельно протекающих процесса памяти. Забывается второстепенное, не жизненно необходимое. В целом, забывание – защитный механизм, предохраняющий сознание от перегрузки (у др. греков неподалеку от источника памяти протекает река Лета).
Виды памяти: 1) по характеру целей память делят на произвольную (запоминание сознательно, целенаправленно) и непроизвольную (информация запоминается сама собой, без специальных усилий, непроизвольная память сильно развита в детстве, с возрастом ослабевает).
2) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности – на двигательную (память на движения, психомоторика), эмоциональную (на чувства), образную(зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую и др.) и словесно-логическую (память на мысли, языковую информацию).
3) по продолжительности закрепления и сохранения на кратковременную, долговременную и промежуточную. Кратковременная память (КП) – запоминание на 5-7 минут (формула КП: 7 + - 2), после чего информация забывается или переводится в долговременную память (ДП), чаще только при условии повторения. Помимо ДП с сознательным доступом, есть закрытая ДП, где хранится забытый опыт. В естественных условиях человек к ней доступа не имеет (информация в ней актуализируется в состоянии гипноза и при раздражении определенных участков мозга). Промежуточная память сохраняет информацию несколько часов, накапливая ее в течение дня. Во время ночного сна инф. из ПП перерабатывается, переводится в ДП. По окончанию сна ПП опять готова к приему информации. (У человека, который спит менее 3х часов в сутки, ПП не успевает разгружаться, что ведет к нарушению мыслительных процессов, внимания и пр.)
прочному запоминанию способствует:
· внутренняя установка на прочное усвоение
· осмысливание и «вчувствование» в материал
· повторение (первое повторение через 40 мин после заучивания, т.к. через час в памяти остается ок. 50% информации). Чаще повторять в первые дни после заучивания (в это время максимальны потери от забывания. ! 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день
· особое внимание трудным местам
· при каждом повторении осмысление допущенных промахов. Последнее повторение – перед сном
Определяющую роль в развитии и протекании всех психических процессов человека, а так же в его деятельности играет АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (АЛ порождается потребностями, желаниями, целями человека). Так избирательность, памяти, прочность запоминания определяется тем, какое значение имеет данная информация, например, музыка или картина для человека. Такая значимость проявляется уже в процессе восприятия: в зависимости от художественного вкуса, профессиональных потребностей будут запечатлеваться разные стороны информации.
Воспроизведение – критерий, по которому обычно оценивается память, может осуществляться в разных формах:
Узнавание – возникает при повторном восприятии объекта (образа)
Воспоминание – происходит при отсутствии о.
Припоминание – управляется сознанием, зависит от задач, которые ставятся перед памятью
Реминисценция – отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым (память отказывается выдать нужную информацию, спустя время, информация внезапно «всплывает» в сознании). Большая часть воспринимаемого человеком «погружается» на хранение в бессознательный «банк» памяти, в закрытую память, там же происходят процессы перезаписи информации из КП, ПП в ДП «Подъем этой информации на уровень сознания далеко не всегда возможен по желанию. Однако нередко бывает достаточно мысленно послать «заказ» своей памяти на поиск нужной информации (И) и дать время на его выполнение. И. всплывет спустя некоторое время (так иногда мы не можем припомнить и напеть муз. тему, а через некоторое время она вдруг ясно начинает звучать в нашем сознании).
Как и восприятие, память зависит от преобладания одного из трех основных каналов восприятия, по которым человек получает информацию об окружающем его мире – ВИЗУАЛЬНОГО, АУДИАЛЬНОГО (слухового), КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО (телесного). Кроме того, память опосредуется мышлением, оперированием знаковыми системами (слово, символ). Запоминание тем глубже, чем больше органов чувств (глаз, ухо, голос, тело) принимают участие в запечатлении. См. «пирамиду» запоминания
Хорошую память связывают часто с большой одаренностью.А. Македонский знал в лицо и по имени каждого из 30 тыс. своих солдат. Исключительной памятью обладали Моцарт ((в 13 лет записавший а одного прослушивания «Мизерере» Аллегри). Но наряду с этим можно назвать имена людей, выдающейся памятью не обладавших, и в то же время добившихся исключительных результатов в своей деятельности – Л,Н,Толстой, Ф,М,Достоевский.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Возникающие в психике образы предметов или явлений, в данный момент нами не воспринимаемых, называются представлениями. Все, с чем мы сталкиваемся в жизни, запечатлевается психикой и спустя некоторое время вольно или невольно может вновь возникнуть в нашем сознании, в своеобразном (виртуальном) внутреннем, психическом пространстве. Различают представления памяти (представления того, что было ранее воспринято, например, ранее звучавшей музыки) и представления воображения – процесс преобразования образов прошлых восприятий и создание на их основе своих представлений. Например, представление некоторого места, где не был, но читал его описание. В представлениях может осуществляться синтез образов - агглютинация /русалка, кентавр/; происходить их увеличение/уменьшение – прием гиперболизации /Дюймовочка, великан/; подчеркивание существенных признаков человека или его проявлений – заострение /карикатура, пародия; искаженное преувеличение некоторых сторон – / образы Циклопа, Гидры/. Представления возникают в форме образов (зрительных, слуховых, осязательных) и, как правило, бледны в сравнении с восприятием, но у людей художественного типа, с ярким воображением, могут не уступать по своей насыщенности восприятию реальности. Изобразительная деятельность часто требует от художника построения образа в уме, во внутреннем психическом пространстве, т.е. развитых художественно зрительных представлений.
Таким образом, способность к зрительным представлениям – это возможность человека оперировать образами предметов, явлений в своем внутреннем психическом пространстве.
ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение (Вб)– это психический процесс, представляющий собой создание образов таких объектов, которых мы ранее не воспринимали, которых не было в нашем опыте. Виды воображения: Воссоздающее (воссоздание того, что было или есть в действительности, но мы лично не видели, не воспринимали: например, дно океана, историческое прошлое); Творческое (создание образов новых объектов, которых еще не было в действительности, но которые могут быть созданы, запечатлены на бумаге, киноленте, в музыке и пр.). Мечты – тоже форма воображения (образ желаемого будущего, не обязательно что-либо новое). Грезы – воображение без определенной направленности, нечетко фиксирующее объект, положительно эмоционально окрашенное. Образы воображения могут возникать по внушению («Представьте себе...»), по вдохновению. Деятельность воображения всегда индивидуальна, различается по широте, содержательности, яркости, степени связи с реальностью.
В Творческом воображении в свою очередь выделяют: научное, конструкторское, художественное В. Если ученый в Вб создает некоторую абстрактную модель, близкую к действительности, то конструктор воображает модель, которая должна быть, но которой еще нет на самом деле. Художественное Вб ставит иные цели: создавая образ (некую модель действительности) художник воплощает в ней свое видение мира, отношение к изображаемому, свои интересы, личностные особенности. В худ. образе нерасторжимо спаяны переживания, представления, ассоциации, интуитивные прозрения художника.
Приемы создания образов в художественном творчестве: агглютинация, гиперболизация, заострение – см. выше Представления воображения.
Процесс Вб протекает, как правило, неосознанно. Образ рождается в глубинах подсознания. Здесь все идет в дело: прочитанные книги, случайные впечатления, воспоминания. Образ возникает постепенно, обрастает подробностями, развивается, может быть эйдетическим, т.е. обладающим яркостью зрительных, слуховых, тактильных и пр. ощущений. Образ соединяется в сознании художника с языковыми средствами того или иного искусства (красками, звуками, словами) и воплощается. На этом этапе в работу включаются процессы мышления.
МЫШЛЕНИЕ. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШДЕНИЕ
Мышление (М) венчает процесс познания. С помощью восприятия, представлений, воображения, мышления сознание не только познает, отражает действительность, но и творчески ее преобразует. С помощью М человек способен проникать в суть вещей, улавливать скрытые связи между ними, обнаруживать причины и следствия событий и явлений. М бесконечно расширяет возможности познания вплоть до невидимого, недоступного восприятию. В своем развитии М проходит две стадии – допонятийную (ДпМ) и понятийную (ПМ). ДпМ - начальная стадия мышления ребенка – конкретно, привязано к знакомому, к вещам, ситуациям, компонентами М служат конкретные образы. Поэтому, объясняя или убеждая ребенка, необходимо подкреплять свою речь наглядными примерами (пример – первичная форма доказательства). Мышление ребенка эгоцентрично: он не может посмотреть на себя, на ситуацию со стороны, отсюда – нечувствительность к противоречиям, синкретизм (тенденция связывать все со всем) и др. особенности. ПМ формируется постепенно и в основном складывается к 11- 14 годам (первичные понятия возникают на основе житейского опыта), совершенные понятия формируются в юношеском возрасте, когда использование понятий, теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.
Виды мышления: наглядно-действенное мышление – М ребенка, простейший вид М, опирается на восприятие конкретных предметов и реализуется в действии с ними, подчиняется чувствам, плохо контролируется. Образное М опирается на представления и образы, когда некая ситуация, предметы или явления преобразуются во внутреннем психическом пространстве. Словесно-логическое - осуществляется с помощью логических операций с понятиями. Помимо того, мышление может оперировать знаками (цифрами, нотами), символами. Все виды М тесно переплетены в сознании человека, задействуются в зависимости от типа задачи.
В воображении и образном мышлении огромную роль играют ассоциативные процессы. Ассоциации сцепляют между собой отдельные представления, способствуют запоминанию. Ассоциативная игра, беглость, способность к отдаленным ассоциациям – свойство творческого мышления.
Различают теоретическое мышление (познание законов и правил), и практическое (преобразование действительности), интуитивное (неосознанное) и аналитическое (логическое) мышление (развернуто во времени, осознанно).
Процесс М – это процесс оперативный. Выделяют мыслительные операции: анализ (расчленение сложного объекта на составляющие); сравнение (установление сходства и различия); синтез (мысленный переход от частей к целому); обобщение (объединение объектов по их общим признакам); абстрагирование (отвлечение от несущественных признаков), конкретизация, классификация, систематизация. Мысли человека оформляются в виде суждений (утверждение или отрицание чего-либо). Если мы имеем о предмете несколько суждений, это означает, что мы имеем понятие об этом предмете. Умозаключение – форма М, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Формы образного мышления более сложны, недискретны (не делимы), не поддаются точному анализу.
В психической активности человека ведущую роль играет деятельность головного мозга. При этом левое (доминирующее у современного человека) полушарие является базой аналитического, словесно-логического мышления, а правое – целостного, образного мышления. Нейрофизиологами установлен факт доминирования правого полушария в художественной деятельности (даже мозг новорожденного реагирует на музыку, стихи, яркие изображения преимущественно правым полушарием, в то время, как речь воспринимается левым). Недостаточная активность правого полушария ведет к торможению психического развития, инициативности личности. И наоборот, активизация правого полушария (особенно в художественной деятельности) высвобождает творческие потенциал личности, в целом благотворно влияет на личность и общее состояние человека.
Художественное мышление
Художественное мышление часто сопоставляется с научным мышлением. Главная задача науки – познание мира и человека. Гл. задача искусства – образное моделирование мира, не только его познание, но и оценка, раскрытие общечеловеческих ценностей через личное, индивидуальное отношение автора. У каждого мышления свой метод познания. Научное М использует понятия, категории, законы. Художественное М есть мышление в образах. Оно близко по своей природе символическому мышлению как древнейшей и наиболее значимой форме мышления человека. Мышление в искусстве начинается с потребности высказаться, с осознания идеи, темы, смысла высказывания. М намечает пути образного решения. Худ смысл «притягивает» для своего выражения определенные средства того или иного искусства. Так смысл музыкального высказывания воплощается с помощью разнообразных звуковых средств, картины – с помощью художественно–изобразительных средств (красок, линий, пропорций, светотени и др.). Т.о. художественное произведение – результат мыслительной деятельности автора, «свертывание» художественной информации в художественно–изобразительныхкомплексах. При восприятии произведения искусства происходит обратное движение от изображения к смыслу, к образу.ХМ делает возможным коммуникацию (общение) автора и зрителя.
«Надличностная» система ХМ складывается в социальной среде, вбирает в себя особенности национальной культуры. Так свои особенности имеет художественная культура Востока и Запада, каждая историческая эпоха формирует свой стиль в культуре, и художественные произведения одной эпохи имеют много общего в особенностях художественного языка, которым они написаны. Так мы говорим о стиле романтизма, импрессионизма и др. Своеобразие способов художественного мышления отражается в разных направлениях (храмовое искусство, светское, фольклор и пр.), в произведениях одного автора (мы отличим картины Репина от картин Айвазовскоего или Левитана, музыку Чайковского от музыки Шопена). Т.о. стиль – это своеобразие способов художественного мышления.
Развитие ХМ связано с процессом освоения художественных языков искусства. Сегодня еще нередко обучение сводится к развитию профессионально-технических способностей учащихся, к освоению конструктивных законов построения изображения, при этом ученик оказывается не в состоянии проникнуть за зримую оболочку произведения, к его смысловым пластам. Однако многие преподаватели-художники понимают значение осмысленности в художественном творчестве и стремятся активизировать мышление учеников с помощью заданий проблемного характера
· целостный художественно-смысловой анализ произведения;
· поиск аналогий с жизнью и другими искусствами,
· сравнение нескольких произведений по определенным признакам между собой,
· определение главных смысловых точек,
· нахождение наиболее целесообразных путей изображения и др.
Осознания только лишь конструктивно-технических законов «построения» произведения для полноценной работы ХМ недостаточно, необходимо проникновение в выразительно-смысловой подтекст, осмысление произведения и искусства в целом как проявления человеческого духа.