Viii. поиски колорита для раскрашивания

После того как вы нарисовали портрет, его необходимо рас­красить. А самым сложным здесь является поиск опенка для лица. Лицо необходимо раскрасить краской специального оттенка — те­лесного. В чистом виде такой краски не существует. Для получения подходящего теплого телесного цвета надо смешать несколько цветов — желтый, белый, красный. Попробуйте поискать нужный оттенок для раскрашивания частей тела. После того как вы нашли нужный цвет, прорисовываем им лицо, шею, плечи, руки.

- Какие детали надо нарисовать на лице? (Глаза, брови, нос, губы.)

- Какие детали будут парными? (Глаза и брови.)

При рисовании парных деталей помните, что они должны по­лучиться как можно больше похожими друг на друга. То есть левая часть лица должна иметь сходство с правой и наоборот.

- Какая кисточка понадобится для рисования эти деталей? (Тонкая.)

Ваши рисунки-портреты вы завершите на следующем уроке.

IX, Актуализация понятия

Откройте учебник на с. 122—123. Какой из этих портретов можно назвать парадным, а какой — домашним? Найдите сре­ди репродукций, представленных в учебнике, потрет погрудный, поясной, полный. На прошлом уроке вы составляли рассказ о по­нравившейся картине.

- Как называется профессия человека, который в музеях рас­сказывает посетителям о картинах и других произведениях искусства? (Экскурсовод.)

Выберите понравившийся вам портрет, вообразите себя экс­курсоводом и сделайте сообщение об этой картине.

Все портреты, представленные в учебнике, являются зна­менитыми. Но, пожалуй, особенным среди них можно назвать «Портрет А.П. Струйской», который принадлежит кисти художника Ф. Рокотова. Это был совершенно удивительный мастер портретных изображений, и для каждого знатного его современ­ника было честью заказать портрет у Ф. Рокотова. Причем сам художник удивлял своих знакомых тем, что он мог одновременно работать сразу над несколькими портретами. Один из его друзей вспоминал, что видел, как в мастерской художника находилось около 50 портретов, которые он доводил до совершенства.

- Чем вам нравится портрет Александры Петровны Струй­ской? (В этом портрете художник уделил много внимания глазам красавицы. Она смотрит вперед, и ее глаза расположе­ны так, что мы можем переходить на разные места, но будет казаться, что она наблюдает за нами, переводя свой взгляд.)

В XX в. поэт Н. Заболоцкий даже посвятил картине известное стихотворение «Портрет». (Педагог читает отрывок из стихотворения.)

Я помню, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотомснова

Смотрела Струйским на мае.

Ее глаза — как два тумана.

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач...

Обратите внимание на то что поэт подчеркнул важную вещь: в тяжелую минуту жизни человек, чтобы не терять присутствия духа, может обратиться к выдающемуся произведению искусства, и оно поможет ему в трудный час, поддержит его. Таково свой­ство всех произведений, которые мы называем шедеврами. Не зря стихотворение Н. Заболоцкого «Портрет» заканчивается такими словами:

Когда потемки настигают

Иль надвигается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Когда надвигается трудный час, жизненная усталость, бес­силие, надо непременно вспоминать прекрасные произведения искусства, илюбая беда не покажется уже такой страшной, а че­ловек найдет в себе силы, чтобы переломить ее.

- К какому жанру относится эта картина?

- Чей портрет изобразил художник?

- Какой художник нарисовал эту картину?

Картина «Портрет А.П. Сгруйской» находится в Третьяков­ской галерее. Поэтому, если вы попадете в этот выставочный зал, го сможете им там полюбоваться.

- Каким важным свойством обладают все произведения ис­кусства, которые называются шедеврами?

X, Рефлексия

- Что такое портрет?

- По каким признакам вы узнаете, что перед вами портрет?

- Каких людей изображают художники?

- Какими видами работы вы занимались на уроке?

- С чего вы начинили рисовать портрет?

- Какие краски вы смешивали для прорисовки цвета кожи?

- Какому портрету посвящены стихи, в которых есть слова «ее глаза - как два тумана»?

- В чем заключается сила художественных шедевров?

- Вам понравилось быть экскурсоводом, рассказывая про портреты?

- Какова роль братьев-Мастеров при создании картины в жанре портрета?

А теперь сочиним синквейн на тему «Портрет».

XI. Уборка рабочего места, задание на следующий урок

Сложите и уберите принадлежности для рисования. На следу­ющий урок вновь принесите карандаши, краски или фломастеры. Л также не забудьте портреты, над которыми вы начали трудиться.

Прошу вас выполнить домашнее задание: выбрать картину-портрет и составить по ней рассказ экскурсовода.

Урок 3 0. Картина-портрет (завершение темы)

Цели: завершить рисование портрета; создать его фоновое ре­шение; расширить знания о видах портретов; познакомить с жан­ром «автопортрет».

Вид деятельности: рисование.

Планируемые результаты: школьники закрепят приобретен­ные знания о жанре портрета; завершат начатые работы; приоб­ретут навыки связных повествований о картинах.

Оборудование: образцы портретов и автопортретов разных ви­дов и эпох, бумага, карандаши, краски.

Ключевые слова и понятия:автопортрет, портретисты, черты лица, Международный день музеев.

Примечание. Для пояснения темы «Автопортрет» можно под­готовить компьютерную презентацию.

Ход урока

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)

II. Повторение пройденного материала

- Вспомните и назовите известные вам жанры изобразитель­ного искусства.

- Что изображено на картине в жанре пейзажа?

- Что изображено на картине в жанре портрета?

- Сколько человек может быть изображено на портрете?

- Чем отличается портрет индивидуальный от портрета парного?

- В чем отличие портрета группового?

- Как вы отличите портрет парадный от портрета домашнего?

- Как называется человек, который работает в музеях и про­водит экскурсии с посетителями музея?

Кто из вас выполнил домашнее задание к этому уроку - нашел картину-портрет и придумал по ней свой рассказ экскурсовода? Кто готов познакомить нас со своим рассказом? Остальные ребята вместе со мной превращаются в посетителей музея, внимательно рассматривают картину и слушают пояснения экскурсовода.

(Рассказы школьников о картинах-портретах.)

- Назовите виды работ, которыми вы занимались на послед­нем уроке.

Вы приступили к рисованию портрета. Сегодня вам надо за­вершить эту работу.

III. Беседа по теме урока

Слово «портрет» произошло от французского выражения «черта в черту». То есть главное условие при создании портрета — передача индивидуального сходства этого произведения изобразительного искусства с его оригиналом.

- Кто является оригиналом при создании художником порт­рета? (Тот, с кого пишется портрет.)

Художники пишут портреты знакомых, близких или просто интересных им людей. Однако портрет отражает не только вне­шность, но и характер человека, его настроение.

- Если человек на портрете улыбается, то в каком настроении он находится?

- Как изобразить черты лица, чтобы было понятно, что че­ловек озабочен или недоволен? (Он нахмурен, углы его рта опущены вниз, глаза потухли, взгляд унылый.)

Сегодня вы познакомитесь с разновидностью портретов, ко­торая называется словом «автопортрет».

IV. Работа в тетради

Запишите в тетрадях определение жанра автопортрета.

Автопортрет - это разновидность портрета, изображение художника, выполненное им самим. Слово «автопортрет» про­изошло от греческого «авто», что означает «сам».

Чаще всего автопортреты рисуют с помощью зеркала или даже нескольких зеркал, поставленных так, чтобы художнику было удобно видеть себя в нужном ракурсе. Обычно художник хочет передать автопортретом какие-то мысли, желания, продемонстри­ровать свое окружение, свою роль и мире искусства.

— Какая разновидность портрета называется «автопортрет»? (Изображение художника, выполненное им самим.)

V. Знакомство с образцами автопортретов

Посмотрите на репродукции автопортретов, на которых ху­дожники изображали самих себя.

(Демонстрация автопортретов А. ван Дейка, К. Брюллова, Ра­фаэля, В. Тропинина, Рембрандта.)

— Чем эти работы отличаются друг от друга? (Педагог обобщает ответы школьников.)

Все эти портреты изображают людей в разные периоды их жизни - в успешное время и во время нищеты; в разные возрас­ты - в юности и в старости. У каждого из людей, изображенных на автопортрете, разные позы, разные предметы одежды, по кото­рым можно судить, в какой стране они жили. Предметы, которые их окружают, также могут рассказать о каждом портрете что-то свое, особенное, присущее только ему. По портрету можно судить, в каком состоянии находился художник во время написания про­изведения - хорошо ли ему жилось или его преследовали неудачи. Например, голландский художник Рембрандт неоднократно ри­совал свои портреты и в годы успеха, и в глубокой старости, когда умерли все его близкие и он остался в одиночестве. В юности он изображал себя молодым, пышущим здоровьем, в окружении пре­красных драгоценных вещей, с бокалом вина в руке.

— Как вы думаете, когда нарисован этот автопортрет Рем­брандта? (В конце жизни, когда он обнищал и состарился.)

Верно, этот автопортрет — последний из тех, что рисовал Рем­брандт. Возможно, вы помните, что одними из самых значитель­ных мастеров портрета были художники из Голландии, в их числе и Рембрандт.

А в конце XVII в. одним из самых знаменитых портретистов этой страны был А. ван Дейк. Посмотрите на его автопортрет. А ван Дейк жил не только в Голландии, но также в Италии, в Ан­глии, и везде богатые люди стремились в его мастерскую, чтобы он изобразил их своей виртуозной кистью. Маркизы и сенато­ры, многие знаменитости того времени считали за честь, если их портрет напишет этот художник, который рисовал и членов королевских семей.

— Рассмотрите автопортрет А. ван Дейка, опишите его — что вы видите, какие детали говорят об образе жизни художни­ка, его характере?

(Педагог обобщает ответы школьников.)

Перед нами молодой, красивый человек с вьющимися воло­сами пепельного цвета, в шелковом итальянском костюме, дей­ствительно, художник проживал в это время в Италии. Но его вьющиеся волосы слишком светлые, чтобы мы решили, будто он — итальянец. Так внешность на портрете подсказывает нам, где родился этот человек — на севере Европы, в Голландии. Его непринужденная, смелая поза говорит о характере А. ван Дейка. И, правда, художник не стеснялся смело разговаривать с высо­копоставленными вельможами, ведь ему приходилось общаться даже с самими королями, которые были в восторге от его картин.

— Какие руки у художника на автопортрете? (У него длинные, узкие кисти с тонкими пальцами.)

Это выдает профессию того, кто нарисован: мы сразу верим, что этот человек — художник, мастер своего дела в творчестве, в изобразительном искусстве. И потому что он молод, но талант­лив и уже известен, мы уверены - он еще не раз покорит зрителей своим мастерством. А. ван Дейк нарисовал сотни портретов, но одной из лучших его работ является вот этот автопортрет, где он так точно передал многие черты своего характера.

— В каких тонах нарисован этот автопортрет? (В светлых, ра­достных, передающих оттенки дневного света.)

Эта картина находится в Эрмитаже.

А теперь посмотрите на автопортрет русского художника К. Брюллова. Художник нарисовал его после того, как много меся­цев болел, а когда начал поправляться, то потребовал, чтобы ему дали кисти, краски и поставили перед ним мольберт и зеркало. Всего два часа потребовалось этому живописцу, чтобы нарисовать автопортрет.

— О чем нам говорит этот автопортрет К. Брюллова? (О том, что этот человек действительно был болен, у него утомлен­ный вид, страдальчески сдвинутые брови, мрачный взгляд.)

— В каких тонах нарисован автопортрет К. Брюллова? (В тем­ных — черных, коричневых.)

Действительно, и спинка кресла, на которую он облокотился, и блуза художника изображены в мрачных, затемненных тонах. Даже черты лица предстают перед нами в полумраке. Верхнюю часть автопортрета художник обвел гибкой линией, создав впечат­ление, как будто он смотрит н зеркало и видит там свое отражение.

— Какая деталь выделяется светлым пятном на картине? (Рука художника.)

— Есть сходство изображений руки Брюллова и руки А. ван Дейка? (Да, рука Брюллова также узкая, с удлинен­ными пальцами, что подтверждает — перед нами художник.)

Но обратите внимание на такие детали: рука русского художника натруженная, на ней проступают тяжелые вены, жилы. К. Брюллов был великим тружеником, он создал картины, кото­рые относят к классическим шедеврам. Его картины - большие по своим размерам, поэтому, чтобы нарисовать их, приходилось работать подолгу, не считаясь со здоровьем.

- Как А ван Дейк и К. Брюллов подчеркнули в автопортретах свою профессию? (Нарисовали свои руки.)

Этот автопортрет Брюллова находится в Русском музее Санкт-Петербурга. И там же находится его самая знаменитая картина — «Последний день Помпеи».

(Демонстрация репродукции картины.)

На картине изображено извержение вулкана. Это страшное событие произошло на самом деле в Италии несколько веков назад, но рассказал о нем в своей картине русский живописец К.. Брюллов. На картине видно, как рушатся статуи, как паникой охвачены люди. Этой картиной восхищались многие современ­ники художника, в том числе и А. Пушкин, который описал эту картину в своих восторженных стихах.

Картина «Последний день Помпеи» многофигурная, но для нас важным моментом является то, что на своей самой знаменитой картине ее создатель нашел место для автопортрета. Посмотрите на левую часть картины: на втором плане, у входа в здание изобра­жен художник, который пытается спасти от стихии самое дорогое, что у него есть, - свои краски и кисти. Ящик с этими принадлежностями он поставил на голову, чтобы его было удобнее нести. Для облика этого юного художника-итальянца К. Брюллов использовал свой автопортрет: так он выглядел, когда был молодым.

Видите, как иногда бывает: на огромной картине, которая на­селена большим числом людей, художник находит местечко для автопортрета. И случай с картиной «Последний день Помпеи» К. Брюллова — не единственный тому пример.

- Какую картину художника Брюллова вы видели на прошлом уроке? («Всадница».)

Посмотрите на автопортрет величайшего художника Италии Рафаэля.

- Опишите автопортрет. (На нем изображен молодой художник в бархатном берете, голова его обращена к зрителям в полу­повороте.)

Теперь посмотрите на картину Рафаэля «Афинская школа», где он изобразил многих великих ученых античности: Платона, Аристотеля, Пифагора. — Рассмотрите ее внимательно, может быть, вам удастся отыс­кать на ней автопортрет самого художника. (Да, он изобра­жен также в образе художника, рисующего картину.)

— Какой вывод можно сделать, рассматривая картины «По­следний день Помпеи» и «Афинская школа»? (Художники нередко вставляли автопортреты в свои картины.)

С оставшимся последним автопортретом вы подробно позна­комитесь в конце урока.

VI. Продолжение самостоятельной работы

Сегодня вам надо завершить работу над портретом, который вы начали на прошлом уроке.

— Какую работу вы провели на прошлом уроке? (Выбрали, чей портрет вы будете рисовать, в какой позе будет находиться этот человек, каким получится портрет — поясным, погрудным и т. д.)

Вы занимались поисками телесного оттенка для раскрашива­ния кожи на изображении человека.

— Какие краски вы смешивали с этой целью? (Ответы школь­ников.)

Сегодня вам необходимо завершить работу над портретом — прорисовать черты лица, дополнить ряд изображений на втором плане.

Прежде чем приступить к рисованию мелких деталей лица, надо воображаемыми линиями разделить его на три части. Детали лица лучше рисовать, начиная сверху.

— Вспомните, какую часть лица занимает лоб. (Почти одну треть).

Иногда при рисовании портрета про это забывают. Давайте сделаем оформление лица мысленно, в уме проведя нужную работу.

Сначала работаем над верхней частью лица, где главными ори­ентирами у вас должны стать следующие:

• брови рисуют на лбу;

• глаза расположены ниже бровей.

Но обычно рисование черт лица начинают не с бровей, а с глаз. Не зря про глаза существует пословица: «Глаза — зеркало души», поэтому художники всегда много времени уделяют тща­тельной прорисовке и оформлению глаз. Кроме того, рисовать глаза сложнее, чем брови.

— В какой картине глаза на портрете нарисованы так вырази­тельно, что поэт даже посвятил им строчки своего стихо­творения? («Портрет А.П. Стружкой».)

Поднимите руку, которой вы рисуете, и в воздухе вместе со мной начните рисовать нужные детали лица.

(Школьники рисуют в воздухе воображаемой кистью.)

Очертания глаз, их контуры рисуют дугообразными линия­ми Конечно, цвет глаз у каждого свой, он зависит от расцветки радужной оболочки. Но эту деталь лучше подрисовать позднее, когда высохнут сами контуры глаз.

После изображения глаз к ним подрисовывают брови — в верхней части лица, на лбу.

Начало носа, расположенное ниже точки соединения бровей, называется словом «переносица». Повторите это слово все вместе хором. От этого места надо нарисовать нос портрета. Можно нарисовать нос плавной дугообразной линией, очертив его полностью пни только с одной стороны.

Ниже носа рисуют верхнюю губу, состоящую из двух дуго­образных линий, выгнутых вверх. Внизу — нижняя губа, которая состоит из одной дугообразной линии и выгнута вниз. Примерно и таком порядке вам предстоит нарисовать мелкие детали лица на портрете.

- Какая кисточка вам для этого понадобится? (Тонкая.) После оформления лица подумайте о том, какой будет при­ческа и цвет волос. Может быть, вы нарисуете головной убор или украшение — заколку, цветок, ленточку.

— Какие еще декоративные детали могут быть на портрете? (Воротничок, бусы, верх одежды.)

(Школьники приступают к самостоятельной работе по рисо­ванию черт лица.)

VII. Физкультминутка

Проведем физкультминутку под названием «Вертушка». (Педагог читает текст с одновременным выполнением метро­ритмических движений, которые за ним повторяют школьники. Автор текста — М. Давыдова).

Солнце, я 6eгy по парку,

(Легкий бег на носках.)

Мне и весело, и жарко,

(Машут ладонями рук на себя.)

Ветер закрутил вертушку,

(Активно дуют сложенными в трубочку губами.)

Самодельную игрушку.

(Делают круговые движения руками от плеч.)

Веет, веет ветерок,

Навевает холодок. (Поднимают руки вверх, делают наклоны в стороны.)

Мы вертушку соберем,

В путь-дорогу с ней пойдем.

(Выполняют перекручивания кистями рук вверху.)

VIII. Завершение самостоятельной работы

Если вы оформили лицо портрета мелкими деталями, то можно подумать о дополнениях к нему. Если образ того, кого вы пока­зывается на портрете, поясной или поколенный, полный, то понадобится нарисовать и раскрасить одежду. Но ведь обычно портрет не занимает весь альбомный лист, на нем остается еще достаточно места, чтобы обогатить сам портрет дополнительными деталями.

Подумайте, как можно дорисовать задний план рисунка, что там может быть изображено. Для этого надо вспомнить, где и в какой обстановке вам привычнее всего видеть изображаемого чело­века. Например, вы рисуете портрет мамы.

— Где может находиться ваша мама в момент, когда художник запечатлевает ее образ в рисунке? (На кухне, у окна, на даче, в саду, на работе.)

Все ваши ответы верные, и они дают подсказку — что же тогда уместно нарисовать на втором плане картины.

— Допустим, мама хозяйничает на кухне. Тогда какие предметы могут служить фоном картины? (Полки, плита, овощи, развешенные на стенах, окно, нарядная занавеска.)

Подумайте, какие предметы можно изобразить, если портрет вашей мамы вы поместили в комнату.

— Что там делает мама?

— Какие предметы с ней соседствуют?

— Какие из них можно изобразить на втором плане?

Вы можете сделать эскизные изображения предметов на заднем фоне, а завершить свой рисунок полностью дома.

— Как надо потом дома оформить ваши готовые портреты? (Ответы школьников.)

Конечно, в первую очередь, ваши работы надо завершить, а потом их можно вставить в рамочку и повесить на стену или поставить на полочку.

А если вы нарисовали портрет друга или того, у кого вскоре будет день рождения, то такой портрет, выполненный вашими руками, будет приятным и неожиданным подарком.

Наши рекомендации