VI. Начало практической работы. «Чайная пара»
С лепки какого предмета можно начать эту работу? Поможет нам такая подсказка. Когда накрывают стол к чаю, то первые предметы, которые на нем расставляют, это чашки.
- Как вы думаете, почему? (Ответы школьников.)
А потом уже вносят и расставляют на столе все остальные принадлежности для чаепития. Поэтому и нашу лепку мы начнем с изготовления чашки.
Итак, вы уже определились с главными моментами — выяснили, какого цвета (или цветов) пластилин вам понадобится и какой формы будут ваши поделки. И еще нужен третий параметр - величина предмета. Возьмите кусочек пластилина, подходящий но объему вашей будущей чашке, слегка разомните его в руках и скатайте в комок. Из такой заготовки надо смастерить чашку.
Придайте пластилину выбранную форму. При этом чашку можно поставить на картонку для лепки. После того как ваша чашка внешне приобрела ту форму, которая нам нужна, сверху в ней надо проделать углубление. Его можно просто продавить пальцем. После этого еще раз проверьте форму чашки - возможно, что она немного изменилась из-за появления углубления. Выровняйте ее края. Какой будет ручка у вашей чашки? Подумайте, ведь ее можно сделать не только простой полубараночкой, а украсить какими-нибудь завитушками. Только учтите, что тогда подобные ручки надо будет сделать и для всех остальных принадлежностей сервиза.
Будет ли у вашей чашки блюдечко? Ведь бывают сервизы, в которых блюдца отсутствуют. Договоримся, чтобы у ваших чашек блюдца были. Для того чтобы изготовить блюдце, скатайте кусочек пластилина в шарик, расплющьте его в тонкую лепешку и поднимите у нее края вверх. Посмотрите, нельзя ли сделать так, чтобы даже блюдце по своей форме гармонировало с чашкой. Например, если у чашки волнистые края, то и у блюдечка тоже можно краешки сделать слегка волнистыми.
Чашка и блюдце носят в обиходе название «чайная пара». Значит, первую такую чайную пару вы уже изготовили. Можно ее пока установить на краю вашей картонки для лепки или на время вообще переставить в другое место. Теперь займемся другой поделкой, а потом вернемся к чайной паре вновь.
VII. Продолжение практической работы
Вторая поделка из сервиза - командир всех блюдец и чашек, про него так и говорят — «над чашками начальник». Кто же это? Верно, это чайник.
По сравнению с чашкой этот предмет крупнее. Поэтому и пластилина для него потребуется больше. А технология изготовления чайника похожа на ту, которую вы уже освоили, выполняя чашку.
Сначала лепится его основная внешняя форма — круглая, конусовидная или просто в виде цилиндра. Потом в форме делается углубление, и будущий чайник подравнивается с боков и сверху. Какие детали мы должны сделать для него? Первая деталь — это ручка. Обратите внимание на то, что она должна иметь сходство с ручкой чашки. А можно ее вылепить и интереснее, богаче украшенной. Ведь чайник - центр чайного стола, поэтому ему разрешено выглядеть наряднее. Прикрепите ручку с одного бока чайника. Обратите внимание на то, что ручка не должна быть тонкой. Ведь она должна выдерживать вес чайника, за нее чайник поднимают.
Какие еще детали следует вылепить для чайника? Это носик и крышечка. Носик прикрепляется с противоположной стороны от ручки. Эта деталь тоже не должна получиться узкой, ведь подразумевается, что через носик из чайника наливают чай.
Последняя деталь - крышка. Тот, кто делает сервиз из пластилина разных цветов, может выбрать для нее любой цвет. Крышку лепят из шарика, слегка приплюснув его в лепешечку. Завершить крышку надо сверху маленьким шариком.
После того как вы закончите изготовление чайника со всеми деталями, поставьте эту поделку рядом с чайной парой. Обратите внимание, есть ли сходство в облике чашки и чайника. Получились ли они похожими между собой по своей форме? На следующем этапе работы мы это сходство усилим с помощью декоративных деталей оформления.
VIII. Физкультминутка
Мы с вами попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал нарядный чайный сервиз. Только что вы вспоминали, как выглядит праздничный стол, покрытый нарядной скатертью, уставленный красивой посудой с различным угощением, и какие предметы входят и чайный сервиз. Вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. Сейчас попробуем изобразить каждый из них жестами. А поможет нам в этом плясовая музыка.
(Под аудиозапись произвольной плясовой русской народной мелодии школьники выполняют движения, стоя на месте или передвигаясь вперед маленькими шагами.)
1. Чайные чашки - повороты плечами, руки опущены вниз, ладони отогнуты под прямым углом.
2. Блюдца — двигаются аналогично, только их руки с отогнутыми ладонями выпрямлены в стороны.
3. Чайник - одна рука поднята вверх и развернута ладонью и сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Повороты и разные стороны. Чайник - фигура важная, двигаться он должен медленно, с достоинством.
IX. Понятие о колорите
Теперь надо выбрать колорит вашего сервиза. Слово «колорит» в переводе с латинского языка означает «цвет», «окраска». В живописи колорит — это система подбора цветов для передачи нужного художественного образа. Зависит от подбора красок, которыми пользуется художник.
- Какие цвета вы выберете для передачи летнего пейзажа? (В основном — зеленый, синий.)
— Какие цвета вы выберете для передачи осеннего пейзажа? (Желтый, оранжевый, красный.)
Для изображения лета также можно выбрать желтый цвет -это окраска солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а как дополнительный.
Подумайте, какой колорит понадобится для оформления вашего сервиза.
X. Декоративное оформление
Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям. Подумайте, как можно украсить ваши поделки, какие на них могут быть орнаменты. Имейте в виду, что в их украшении должны быть общие детали — какие на чайнике, такие и на чашке. Причем украшать можно не только бока этих предметов, но и их ручки. Не забудьте про блюдце - и оно должно стать красивым.
Какой рисунок для украшения вы выберете? Это могут быть какие-то фигуры или узор в виде цветов.
При выполнении отделки можно воспользоваться специальными заостренными палочками, которые называются стеки. Их можно изготовить из простой заостренной спички. С помощью такой спички удобно наносить украшения, выдавливая их на пластилине. Какую часть предмета легко украсить такими выдавливаниями? Например, края вокруг крышки у чайника и сделать похожую каемку по верху чашечки. Или, наоборот, украсить мелкими точками низ чайника и чашечки. Не забудьте и про блюдце — его тоже можно украсить такой техникой.
Сделайте украшение сначала на одном каком-то предмете, затем, если у вас узор получится удачным, перенесите его на второй предмет. Как вы думаете, на чайнике узор может быть крупнее, чем на чашке? Ведь и сам этот предмет по объему немного больше.
(Школьники выполняют декоративное оформление посуды.)