За что бы человек ни взялся, на каждое «хочу» есть своё «не хочу»
За несколько лет работы, мы заметили одну особенность: если вновь пришедший «удержался» первые 4-5 занятий, как правило, он продолжает свое обучение, если пропустил следующее, то уже нужно какое-то время, иногда годы, чтобы вернутся еще.
Почему так происходит? Первое - ученик, мягко говоря, не созрел: «…вот Вам я, такой хорошенький, я плачу за обучение, а Вы меня учите, и если не научите – не такой учитель, пойду искать другого…» и ходят они из курса на курс, особо нигде не задерживаясь и обвиняя других, что их плохо учат.
Во-первых, нет взаимного сотрудничества «учитель-ученик», во вторых - человек еще не принял на себя ответственность, за все события, которые он втянул в свою жизнь для собственного развития, и твердо убежден, что кто-то другой виноват во всех бедах. Таких учеников, например, буддистские монахи чуяли за версту и не впускали на территорию монастыря, оставляя дозревать один на один за воротами.
«…-жутко не люблю «учителей» Отучилась уже, влезала во все. Теперь лучший критерий учителя, который на вопрос «как?» говорит: Думай сама…Виталина»
Мой личный взгляд на природу учительства очень простой.
Во взаимоотношении людей возникают резонансные отношения, имеющие особую природу.
Всегда в окружении есть люди, которых мы почитаем за мудрость, святость – это наши наставники, учителя (возможно, они даже не догадываются о своей роли в нашей жизни). От них исходит необычайно притягательный свет, аура. Когда они рядом, их энергетика рядом с нашей энергетикой, и таким образом жизнь становится более насыщенной, богатой. Нам хорошо. Есть ощущение Дома. Если в результате такой встречи обретено исцеление, обострение зрения, духовное просветление - в большинстве случаев, мы склонны считать это даром гуру или учителя. Однако с выходом на более высокий уровень своего развития, возможности сознания расширяются и ты совершенно непринужденно берешь ответственность за свою жизнь и все что ты с ней сотворяешь. И только тогда понимаешь, что гуру тут ни причем… это всего лишь результат новых возможностей, а гуру – он просто-напросто лучше резонирует со Вселенной.
Иногда, вместо ожидаемого позитива, при работе с цветом всплывают разные проблемы: эмоциональные, ментальные, жизненные: неизвестно откуда возникают чувства обиды, тоски, уныния или агрессии, иногда перед мысленным взором вспыхивают определенные образы, жизненные ситуации и т.п. Стулья неудобные, слишком мало (много) света, лампа гудит, короче – «кофе не достаточно горяч». Это состояние скоро пройдет, просто временно утрачено душевное равновесие. Не нужно концентрироваться на первых трудностях. Это эмоции. Не стоит загонять их обратно, наблюдайте себя как бы со стороны: кому это кофе не нравится? И удерживайте эти эмоции под контролем. Человек в такие моменты не полностью владеет собой, своими чувствами и эмоциями… Сопротивление, которое пытается совершенно справедливо возмутиться, на самом деле живет внутри, а не снаружи. Кофе, лампы, шумы, холодно, тепло, «не такая обстановка» и т.п. - это внешние факторы, они тут ни причем. И у меня бывают такие состояния, особенно когда я прорабатывала тему приятия. Я стараюсь в это время «затупиться», ограничить себя от всевозможных раздражителей, как позитивных, так и негативных. Лучше всего созерцать природу, которая нас принимает такими, какие мы есть, без условий… будто немного замедляешься на доли секунд, чтоб поднакопить энергии и хоп, квантовый скачок! Доверьтесь течению жизни!!! Возможно, вы видели, как открывается новый источник? Вся муть и грязь сначала поднимается на поверхность и только через некоторое время вода становится идеально чистой.
Наблюдая, что происходит, когда мы уезжаем в отпуск на море или в горы, очень хорошо понимаем, что попали в другое измерение! Мастерская для художника – это тоже другая реальность, за границами которой остаются все житейские и мировоззренческие проблемы, эмоциональные стрессы и не разрешимые умом загадки. Здесь можно отдать свои долги тонким телам Души, а может быть и Духа. Порадоваться их радостям и помочь в их тяжестях. Все сколько-нибудь серьезные, а особенно вызывающие эмоциональное напряжение разговоры во время медитации противопоказаны! И хотя как у учителя, так и у ученика может возникнуть большое желание обсудить психологические и жизненные обстоятельства, ( «…-Вот!, Поэтому и не рисуется. Если не попала, что бы ничего не мешало, то не притянешь за уши. Творчество – процесс интимный… Виталина» ) от этого следует воздерживаться до окончания занятия; лучше для этого встретиться в другое время и в другом месте - во всяком случае, не возле мольберта.
Очень важно делиться* только положительным опытом! (*делиться – отдавать другим) Лучшее, что ты как член группы можешь сделать для сообщества – рассказать, что лично тебе дало предыдущее занятие с точки зрения позитива.Чего ты достиг за эту неделю. Важно помнить, что Ваше внутреннее существо всегда стремится к получению удовольствия (позитиву) и старается избежать боли (негатива). На этапе становления нельзя жаловаться и критиковать, какие бы поводы для этого не возникали!!! Это может разрушить только начинающиеся зарождаться связи между членами группы и ослабить общий настрой на позитив! Если вы считаете, что неприятности и проблемы необходимо все-таки обсудить – найдите для этого другое место и время или осознанно выберете себе другую реальность, где проблемы уже решены! Этот саботаж против самого себя можно также отмечать, отслеживать, наполняя любовью все это пространство, требующее внимания! Просто представьте себе, что вы купаетесь в Радуге, наполните себя Светом и помните, что дискомфорт - это явление временное. Часто сила привычки к старому, известному мешает нам двигаться вперед, в неизвестное. Это действительно страшно!!! И ваше тело(тела) пытаются вас оградить и оставить в зоне комфорта! Скажите им спасибо! Вспомните, как вы не смело первый раз вошли в любой из своих миров, а потом это вам понравилось! Отметьте для себя эту энергию сопротивления: «А! Привет родная, я тебя узнаю! Ты опять здесь рядом со мной и пытаешься меня немного притормозить. Спасибо тебе, знаю…ты прям, как мама в детстве,…но я уже выросла из детских пеленок…спасибо, но дальше я сама!»
Уже по дороге в студию необходимо себя перепрограммировать на определенный уровень эмоционального равновесия, переключая внимание на предстоящую встречу ... Если же успокоить ум никак не получается, может быть стоит посмотреть на …звезды или … по дороге зайти на выставку в художественный салон, послушать концерт классической музыки ( находка Лары и Иры). Такой поход настраивает на творчество и очень хорошо помогает из одного мира суеты, работы ради денег, страха выживания, и т.п. перескочить в свой другой мир, где только ты… и цвет. Кстати, по этой же причине мобильные телефоны на занятии следует отключать! Иначе можно очутиться «не в своей тарелке». Это напоминает резкий звонок будильника во время сна. Вас как бы выдергивают из одного мира в другой и последствия такого резкого внедрения могут быть очень непредсказуемыми. Человек с другого конца телефона не догадывается, чем вы занимаетесь, будьте к нему уважительны и не ставьте в неловкое положение, ведь раздражение, что он выдернул (по вашей же неосознанной просьбе, между прочим), вы отправите к нему… Осознание внутреннего сопротивления вещь очень тонкая, поэтому конечно кто-то другой виноват, что вы слетели с медитации. Кроме Вас на звонок вашего мобильника отреагируют все окружающие люди, комната, в которой мы занимаемся, холсты и т.д. Пространство, оно едино, и точно также в медитации принимают участие цветы в вазе, стоящей на подоконнике, стул, стол и даже паук в своей паутинке… Когда же поток осознанного творчества вы сможете удерживать точно также как кисточку, уже ничего не сможет вышибить из него. Это уже уровень профессионала, а не любителя.
…Ты купаешься в этом цвете. Наслаждаешься цветом. Пьешь эту Радугу глазами, кожей. Вдыхаешь и выдыхаешь цвет…
Творческая мастерская отличается от офиса, где люди работают ради денег, работы и еще массы других мотивов, побуждающих ежедневно приходить на службу с девяти до шести. Еще можно сравнить это как свидание с любимым человеком к которому ты готовишься заранее. Ты предвкушаешь эту встречу, настраиваешься на нее, создаешь ее и втягиваешь из мира своей мечты в настоящее сейчас… и едва глаза встречаются - творческий поток вселенной начинает создавать свой неповторимый шедевр встречи двух любящих сердец… Эта встреча существенно отличается от встречи на улице красных фонарей, где человека обслуживают согласно установленного администрацией прейскуранта цен, он сбрасывает свое напряжение, получает некоторую передышку в круговом забеге.
Вышесказанное важно на начальном этапе, до того момента когда поток осознанного творчества будет удерживаться также легко, как дыхание или способность ходить… Ведь мы не задумываемся как мы это делаем, мы просто дышим. Точно также можно научиться непрерывно пребывать в творческом потоке, а не ждать, придет сегодня Муза или нет.
Арт-терапевтический эффект. Я не декларирую, что студия занимается арт-терапией. Но такой побочный эффект здесь присутствует, как и в занятии любым творчеством. Трудности на начальном этапе возникают, как раз из-за того, что осознаем мы это или нет, но какая-то неосознанная часть сильно сопротивляется своему счастью. Ну не нравится мне в себе отслеживать тихую радость, что у меня появился очередной больной клиент. (Это не камень в огород армии медиков и врачей, многие из которых выбрали свою профессию не потому что надо кормить семью, а потому что их жизненное кредо приходить на помощь страждущим. Статистика вещь упрямая – врачей стало больше, но и больных меньше не становится. Я считаю что врач и больной это одно целое, одна система для развития, ведь где бы был врач если бы у него не было больных, а хороший врач стал бы таким если бы у него не было трудных случаев?) Я за то, что бы все были здоровыми и счастливыми! И если человек осознанно занимается внутренним миром, то своих «тараканов в голове» он изгоняет еще на подступе, а не тогда когда они завоевали все окружающее пространство и надо делать капитальный ремонт.
Да, мы болеем, потому что нам это по какой-то причине выгодно!
Как только наступило осознание, где спряталась выгода нашей болезни, болезнь уходит… ( представляю сколько возмущения вызовет у некоторых эта выделенная фраза… продолжаем наблюдать украдкой за собой со стороны: кто это тут так возмущается, а кто пытается оправдаться. Включите независимого стороннего наблюдателя!) Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в разделе «В поисках ответа на вопрос «Как работает арт-терапия?» во второй части «Вокруг цвета». Помните поговорку «Все, что Бог делает - к лучшему»? За любой ситуацией, за любым событием скрывается позитивное намерение. Не существует случайных событий. Все в этом мире справедливо и закономерно. Другими словами, наш подсознательный разум создает события для того, чтобы осуществить для нас что-то жизненно важное, какое-то позитивное намерение. Осталось только выяснить какой позитив скрывается в негативе.
Звонит девушка, мне вас посоветовали как хорошего арт-терапевта. Я кратко излагаю свою концепцию о том, что мы не концентрируемся на проблеме, болезни и т.п., честно сообщаю, что дипломов и сертификатов по арт-терапии у меня нет, а занимаюсь саморазвитием. Пауза… Картинка мира не совпала с ожидаемым… Так что вы не занимаетесь арт-терапией и не решите мою проблему?...
Когда человек занимается профилактикой и гигиеной, как правило, он здоров. Арт-терапия едва ли поможет на стадии, когда нужен скальпель хирурга и ценность каждой прожитой секунды ощущается наиболее остро. По сути скальпель - это капитальный ремонт тела физического. Это же касается и тонких тел. Да, цвет может вышибить застойную энергию, но при этом может начаться такая ломка, что дальше только психиатр - наилучший доктор. Если все запущено, и внутренний мир человека это понятие из запредельного, то стоит обратиться к классической медицине, тогда будет кого обвинять, в случае чего… Ведь, как правило, болящие не склонны брать ответственность на себя за все события, которые происходят с ними. Сознание еще не созрело отделить свою Сущность от Эго, и тем более отследить, кто на данный момент стоит у руля. Болезнь - это искривление творческого потока, когда Эго не дает реализоваться Сущности, внутренний раздрай, достигший пикового состояния. Человек осознавший свою целостность понимает, что болезнь это тоже его творчество и оно создано им самим для своего развития или имеет какие-то скрытые мотивы, поэтому лечить болезнь это загонять проблему в глубины подсознания. Иногда не хватает энергии чтоб с этим разобраться, тогда привлекаем «помощь из зала», но когда человек вырастает из этого уровня на следующем она опять всплывает и приглашает для разговора. Если созрел и разобрался, то это твой багаж, задача решается и больше не возвращается.. Но как сложно иногда бывает понять зачем втянул в свой мир ту или иную ситуацию, понимаешь что для своего развития… но не понимаешь зачем… и что тебе хочет сообщить таким образом твое подсознание…
Из Психологической Энциклопедии: "Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов в арсенале психологов и психотерапевтов. Рисуя, занимаясь лепкой или описывая в литературной форме свою проблему или настроение вы как будто получаете закодированное послание от самих себя, из собственного подсознания".
Насчет послания от самих себя это правда, а вот то что это мягкий метод – это ... Я склонна считать что степень мягкости зависит от внутреннего согласия клиента на исцеление. Если стоит запрет на здоровье, жизнь или радость, например, то цвет вышибая из человека подобные программы может вызвать очень мощное сопротивление и эмоциональное потрясение! Крышу сносит даже у продвинутых пользователей… И чем выше уровень «продвинутости», тем мощнее работает сопротивление. Люди мира искусств знают на собственном опыте, как работают энергии творчества, как их «плющит и колбасит». Особенно тех, кто не догадывается о скрытом за семью печатями внутреннем мире, иногда живущем своей собственной жизнью. Одна барышня психолог, на моем мастер-классе когда я рассказывала о стихийности цвета сказала, что вы работаете очень жестко – отсюда и следствия. Во-первых я не работаю с больными людьми, а просто рисую и учу других людей рисовать, и в процессе накопился определенный опыт, выходящий за границы художественного мира. Во-вторых психологов выпускают университеты, а не медицинские учреждения. И то, что психологи взялись лечить людей говорит о размытости отличий между психологией и психиатрией. На мой взгляд различия очевидны – рисунок, как форму, заполненную цветом могут использовать и психологи. Но цвет как энергия, цветотерапия – это для психиатров. Цвет легко обходит защитные механизмы сознательного, открывая пласты бессознательного. Кто знает, что там заархивировано? Если для человека взявшегося работать с клиентом, тем более его лечить, знания о цвете не выходит за пределы общепринятой физики (которую кстати давно пора пересмотреть особенно в этой области), а понятие «стихия цвета» - из области запредельного, то вызвав очень мощное эмоциональное потрясение пациента у психиатров есть хотя бы набор проверенных временем средств физического мира – таблеток, лекарственных средств, которые могут вернуть человека в то состояние из которого стартовали. Психология в области цвета пока только начинает нарабатывать свой собственный опыт и цена ошибки может быть велика. Кроме этого, цвет стал в последние годы необычайно популярен в арсенале многих искателей. И если каких-то десять – пятнадцать лет назад купить что-либо по цвету было сложно, то в последние годы на рынок вывалилось очень много литературы и различных пособий, и к сожалению в том числе учебных, содержащих примитивные ошибки. В погоне за «ходовой» темой издатели закрывают глаза на то, что составители не имеют ни малейшего представления о чем пишут… Например, учебное пособие «Свет и цвет» предлагающее занимательные опыты по физике в своих методических рекомендациях в единственном абзаце посвященном основным цветам пишет следующее: «Красный, зеленый, синий – это три основных цвета. Смешением этих цветов в различных пропорциях получаются все другие цвета. Это используется в телевизорах и технике, которая показывает цветное изображение. В живописи, однако, основными цветами являются красный, желтый и фуксин (смесь фиолетового и красного цветов), т.к. с ними удобнее работать.» Все выделено в красной рамочке и наверное предполагает необходимость запомнить… даже как-то прокомментировать «это» не возникает никакого желания. Тираж, естественно, не указан. Остается надежда, что тот, кто будет это методическое пособие использовать выдаст ученикам кисточку и краски и они сами разберутся с основными цветами и а друзья-электронщики им очень просто расскажут почему в технике используется другой набор цветов.
Арт-терапия - это не столько лечение, сколько развитие креативности, формирование и гармонизация личности, помогающие увидеть проблемную ситуацию под другим углом зрения. Но проблемы решает тот, кто их создал! В студии очень многое становится очевидным, когда на задачу смотришь издалека, да и группа не дает возможности уйти в ментальную спекуляцию. Таким образом, ступеньки нашего развития сами приводят к здоровью: «Гармония в цвете – гармония в душе – гармония в жизни»
Арт - это игра. Это поиск внутреннего ребенка. Понаблюдайте за тем, как играют дети. Иногда это очень серьезная игра! Если ребенок ощутит фальшь или неискренность взяв с собой в игру, он тут же начнет другую, где для Вас не останется места. Внутренний ребенок не имеет ничего общего с попыткой прикинуться маленьким, ментальной конструкцией « я ребенок». Это жизнь в потоке самой жизни.
В индивидуальной работе (вне студии) бывают такие ситуации, когда учиться приходит человек, настроенный активно против такого рода работы, или относящийся к перспективе обучения скептически-нейтрально (позиция: «Может, что-то из этого и выйдет хорошее, но я лично очень в этом сомневаюсь» Тогда, вопрос, зачем пришел?) Ментальное сопротивление влечет за собой эмоциональное, которое иногда ощущаешь на себе довольно сильно: возникает отчуждение, пропадает всякое желание что-либо делать, или чувствуется беспричинное раздражение, резкую усталость, гнев, обиду или иные неприятные эмоции, жуткое желание сбежать. Подобные ощущения могут возникнуть и у позитивно-настроенной пары учитель-ученик , так проявляются, высвобождаясь из различных частей нашего тела, негативные энергии. Но в любом случае к индивидуальной работе можно приступать, только, если удается преодолеть сознательное и подсознательное сопротивление ученика и отдельных частей его тела, сохранив к нему и к ним устойчивое положительное эмоциональное отношение. Групповая работа идет более динамично и без резких как отрицательных, так и положительных всплесков. Нужно помнить, что дискомфорт – явление временное, которое с каждым занятием будет ослабевать, так как сопротивление будет вами просто регистрироваться, отмечаться и высветляться.
«- Говоришь ты красиво…» - чувствуется явное несогласие и неприятие, здесь хочется за него продолжить : «- посмотрим, что на деле будет…» Естественно, что контакта пока нет. На следующем занятии негатив усиливается. Человек начинает вносить свои «рацпредложения» в процесс обучения. Рассказывает, как я должна себя вести, что говорить и т.п., и вообще, непонятно он пришел самовыразиться или чему-то научиться. Постоянная речевая активность. Сначала задает вопрос и не дождавшись ответа «-а у меня…, а я…» и опять поток слов. Хочет привлечь к себе внимание любой ценой. К сожалению, не всегда получается принять человека таким какой он есть… и вообще непонятны мотивы зачем он пришел… возможно чтобы эта глава на два абзаца стала длиннее.
Это напомнило коммивояжера из канадской оптовой компании девяностых годов, который врывался в каждый офис и произносил сакраментальную фразу: «А теперь все слушают меня!!!» Понятно, что через какое-то время на входных дверях появились плакаты, запрещающие входить в офис подобной публике.
Сопротивление иногда проявляет себя в возрастной оценке: «Сколько тебе лет? Я на пять(n) лет старше» (Ударение на слове старше. Подтекст звучит так: интересно чему меня может научить человек, если когда он родился, я уже закончил школу?) Возраст к развитию не имеет вообще никакого отношения. Например, у меня было два ученика в возрасте семидесяти пяти и шестидесяти двух лет, один из них профессор, другой академик. Оба с большим интересом и уважением впитывали каждое слово. И стены защиты, которую надо как-то преодолевать, вообще не ощущалось. Люди были открыты обучению, любознательны как дети. Маленькие дети могут научить очень многому особенно в плане духовного развития, хотя опыт пребывания на нашей планете, тем более в социуме, они только начинают нарабатывать, но чистой мудрости иногда на порядок больше чем у их родителей.
Еще З.Фрейд отмечал, что сопротивление, возникающее на уровне бессознательного возникает в результате нарушения устоявшегося баланса психики. Люди пугаются достигнутых эффектов и неосознанно стараются их избежать: новое кресло удобней и красивей, зато старое привычнее.
Когда возникает необходимость что-либо сделать, обязательно найдётся множество причин этого не делать. Таким образом, если вы все-таки хотите расширить свои границы, то, как самоосознающий и ответственный за свои решения человек, должны приложить некоторые усилия и быть ментально и эмоционально настроены на такую работу, и любой «гуру» легко считает эту информацию с его лица, на котором будет написано примерно следующее: «Как давно я мечтал сюда попасть, и теперь - ура! - наконец-то добрался. Займитесь же мною поскорее, вот весь я. Я Вам доверяю!». Это касается освоения любых новых и неизведанных реальностей. И не важно музыке, рисованию ты пришел учиться или новый вид спорта осваивать.
Однако, тонкие сущности хищно-паразитического свойства (бесы, паразиты сознания, негативные программы, энергии сопротивления и т.п., помните, как в песне у В.Высоцкого - «подлое мое второе я») обосновавшиеся и прижившиеся в эфирном, астральном и более тонких телах вследствие несовершенства физического, будут вовсе не в восторге от перехода на более высокий (объединяющий) уровень вибраций, который подарит Вам целостность.
Например, может оказаться очень трудно добраться до студии в следующий раз: то просто некогда, дорожная пробка как раз на эти два часа, то нет денег даже на метро, то одолевают сомнения в необходимости творчества как такового, а непосредственно перед визитом приходит беспричинное глубокое уныние, когда вообще не хочется делать ничего, а уж меньше всего - заниматься творчеством. Слишком часто, попадая в творческий тупик, мы объясняем это недостатком денег. Но деньги никогда не бывают истинной тому причиной. Дело в нашем собственном чувстве зажатости, ощущении бессилия. Искусство требует того, чтобы мы давали себе право на выбор. А это значит – на выбор заботиться о себе.
Все эти моменты могут вызываться как раз энергиями сопротивления, которые в результате такой работы будут лишены капитально освоенных мест проживания и энергетических источников, или же человеку действительно не следует заниматься такой работой вообще или у меня в частности - и сопротивление свидетельствует именно об этом. Наблюдайте себя, сопротивление всему новому было всегда и почти у всех! Вы такие же, как абсолютное большинство! Только дети новое воспринимают как данность и то лет до двух…. Если вы бывали на тренингах личностного роста, то понимаете, о чем я говорю. Сопротивление… раздражение… гнев… истерики… агрессия… злость… желание все прекратить… сбежать… накуриться и забыться…- эта часть личности, которая нами почти не замечается, подавляется и загоняется в глубины подсознания. Это тоже мы! Сопротивление? – хорошо! Я не буду вступать с тобой в борьбу.Эмоции? – пусть прольются! Раз есть эмоции, значит я не деревянненький, не баобаб! И это здорово! Я живой! Позвольте этому быть. Рано или поздно ему (сопротивлению) надоест ваше равнодушное отношение и оно ослабеет, уйдет. Вы ведь перестанете его кормить своим вниманием…
Очень часто люди получают от своих «паразитов» подарки. Так на протяжении нескольких недель неожиданно приглашают в гости, дарят билеты на дорогие спектакли, приезжают дальние родственники типа троюродной тетушки вашего бывшего мужа, которой Вы почему-то не можете отказать. Может неожиданно заболеть любимая собака, иногда начальство устраивает «конец года» в сентябре, выигрываются путевки в Париж …, командировки в Швейцарию два месяца подряд… Короче, через месяц, другой большинство забывает о том, что он хотел что-то изменить, как-то себе помочь…, заменить накатанное годами времяпровождение перед нескончаемым потоком сериалов вперемежку с пивом чем-то новым, позитивным, более гуманным по отношению к себе.
«-Здесь важно, чтобы ты заранее сам осуществил выбор, а не перекладывал его на других: «Вы знаете, у меня случай особый, и я вообще-то не знаю, стоит ли мне этим заниматься… (улучшать качество своей жизни, искать гармонию, лечиться и т.д. и тем более с помощью арт-терапии, например) …Далее глаза клиента останавливаются на тебе с немым, несколько хищным ожиданием, смысл которого можно выразить так: Ты меня убеди в том, что мне это нужно, и гарантируй решение всех моих проблем оптом, а там уж я посмотрю, как дело пойдет и что дальше будет... А.Подводный»