Реализм – модернизм как 2 художественных метода.
Реализм – это исток и магистральный путь развития искусства. Реализм как метод базируется на феномене художественного осмысления (анализа-синтеза) явлений реального мира и происходящих в нём социальных процессов («человек и жизненные обстоятельства»). Реалистический художественный образ эстетически богат и многогранен, открыт для смысловых исторических прочтений. Реализм предполагает объективность авторской позиции, необходимость анализа общего социального фона событий. Реализму свойственны не только узнаваемость ситуации, историческая конкретность, но и глубокий психологизм в изучении человеческой личности. Энгельс отмечал, что: «Реализм подразумевает, помимо правдивости деталей, и правдивость воспроизведения типических характеров в типических обстоятельствах».
Реализм и модернизм – полюса возможных форм художественного освоения мира. Модернизм основан на более глубоких, не-прямых, «неевклидовых», не-буквальных формах взаимодействия искусства с жизнью. Это принципиально иной ракурс художественного инобытия, основанный на ломке сложившихся образных стереотипов.
Как альтернативный метод, модернизм сосуществовал в искусстве всегда, в более скрытой (в прежние эпохи) или явной (с 19 в.) форме как необходимый фермент нового и иного альтернативного видения. Модернизм актуализировался с конца 19 в. как потребность выразить новое мировосприятие, не способное выразить себя в привычных, «готовых» формах.
Однако, у модернизма как метода всегда существует символическая «точка возврата» (как у летчиков) в степени художественной новации, за чертой которой происходит окончательный отрыв от жизни, от человека, и искусство превращается в феномен существующий «в себе» и «для себя».
Как «поисковый» метод, модернизм более сложен, внутренне многовариантен. Нередко в нём гипертрофируются отдельные элементы художественного образа (объективность ведет к натурализму, акцентировка сферы подсознания к сюрреализму). Возникает опасность разрыва внутренней целостности художественного образа.
Черты: кризисность общественно-исторической ситуации,
теоретичность, потребность философского обоснования,
поиск новых художественных форм,
элитарный характер в сочетании со стремлением к пересозданию мира.
Художественный стиль.
Широкое использование понятия «стиля» обусловлено потребностью фиксации в нём отличительного качества определённого типа культуры, принадлежности к данному социально-историческому пласту.
Под стилем традиционно понимается совокупность элементов, обладающих устойчивостью и качественной определённостью. Стиль может быть уподоблен индивидуальному генокоду живого существа, определённый тип целостности, в которую входят индивидуальные, родовые и видовые характеристики. Стиль выступает как представитель целого в каждом элементе («клетке») художественного произведения. Стиль, производя отбор средств художественной выразительности, подчиняет каждую деталь – общему замыслу произведения, тем самым «собирая», «централизуя» его.
Стиль способствует освоению внешнего мира в рамках определённой, единой, стройной художественной системы (вне этого – эклектика, безсистемность, рыхлость и невнятность художественной информации).
Стиль обеспечивает преемственность и взаимодействие художественных традиций на общем основании; создаёт возможность функционирования художественного произведения как законченного социокультурного феномена. Стиль ориентирует художника на определённый тип аудитории («язык времени» - социальный заказ), а аудиторию, в свою очередь, - на определённый тип художественных ценностей. Стиль способствует быстрому узнаванию, подключению к определённым информационным художественным каналам; стиль сразу же (по первым звукам, строчкам, кадрам…) сообщает о целом, устанавливает (или нет) контакт с аудиторией, её готовность к дальнейшему восприятию. Стиль выражает меру и характер эстетического освоения мира человеком на данном историческом этапе развития.
Стиль – понятие многослойное: по способу «расширяющихся или сужающихся кругов». В художественном произведении в «свёрнутом виде» представлены разные типы его стилевой идентификации: от общего к конкретному.
Так, отмечают региональное стилистическое единство произведения, национально-стилевые особенности, характеризующие данный тип культуры (например, с первых звуков легко различим русский, немецкий или испанский национальный стиль…). Существует также национально-исторический стиль, присущий определённой эпохе в развитии национальной культуры (русское барокко, французский классицизм, английская готика и т.п.). В истории искусства постепенно формируются различные стили отдельных художественных направлений, течений (так, написанные разными авторами произведения могут обладать стилистической общностью). В свою очередь, стилистическая общность течений может конкретизироваться в отдельных видах искусства и художественной культуры.
Постепенно формируется в истории искусства и индивидуальный стиль, присущий определённому художнику, характеризующий именно его личностный тип художественно-творческого мышления («Стиль Врубеля», «Стиль Репина» и др.). У некоторых художников в течение творческого пути происходили стилевые модификации (П.Пикассо «художник 1000 и 1 стиля», композитор И.Стравинский).
Особой, самобытной стилистической целостностью может обладать и отдельное художественное произведение. Существует и самое широкое стилевое обозначение – стиль исторической эпохи, вмещающий в себя отдельные, частные стилистические направления (например, стиль эпохи Просвещения).
Искусство выполняет множество функций. Среди них: преобразовательная (искусство как творчество), компенсаторная (искусство как восполнение), познавательная (искусство как знание), информационная (искусство как сообщение), концептуальная (искусство как анализ исторического состояния мира), прогностическая (искусство как предсказатель), коммуникативная (искусство как сообщение), игровая (искусство как игра) и др.
Великое искусство всегда имеет глубоко национальную природу, сохраняя глубинную связь с народным творчеством (фольклором).
Национальное = индивидуальному, но применительно к целому народу. Произведение искусства не может быть национально обезличенным. Общечеловеческие заботы, беды и проблемы в нем всегда облачены в национально окрашенные эмоции и чувства. Поэтому, искусство – идеальный инструмент для мирового общения. Искусство в системе национальных культур сродни собранию разных цветов в саду мирового бытия. Образуется противоречивая гармония (единство в многообразии), где каждая культура вносит свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации. Национальные произведения искусства - «золотой запас» в развитии человеческого духа.
Сущность национального в искусстве всегда волновала классиков отечественного искусства. Так, Н.В.Гоголь в статье «несколько слов о Пушкине» отмечал, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа». Поэт может быть и тогда национален, когда описывает совершенно сторонний мир, но глядит на него глазами своей национальной стихии, глазами своего народа, так что соотечественникам его кажется, будто это чувствует и говорит он сам». Истинно национальный художник не подделывается искусственно под народный язык. «Народность – общечеловеческое начало, облеченное в живые народные формы» (А.Хомяков). По словам В.Белинского народность искусства есть «не достоинство, а необходимое условие» и «если изображение жизни верно, то и народно».
Подлинно великое национальное искусство никогда не будет сугубо «местечковым», провинциальным самолюбованием деталями своей культуры. В национальных формах искусства всегда должны быть отражены общечеловеческие проблемы жизни (нравственные, религиозные, эстетические и др.). Это создает возможность диалога (общения), взаимного интереса разных национальных культур. В отличие от националистического, национальное искусство никогда не утверждает свое особое превосходство, не навязывает своего мнения, не принижает роли и значимости.