Напряжение воли, приведение воли в действие укрепляет память
тогда у нас имеется три золотых правила для развития памяти". Илкли 1923, 12-я лекция
Также и то, что из действий окружения было первоначально воспринято ребенком посредством чувств, как бы в сновидении, примечательным образом в этот второй период его жизни от смены зубов до половой зрелости превращается в образы. Ребенок начинает, можно сказать, воспринимать видения в отношении того, что совершает его окружение, в то время как в первый период его жизни он усваивал все это совершенно четко -- по-своему четко, поскольку внутренне этому подражал. Теперь ему начинают являться видения относительно того, что совершает его окружение". Дорнах 1923, 3-я лекция
"Если мы примем во внимание, что ребенок в существенной своей части является подражающим существом, что он до определенной степени является душевным органом чувств, в телесно-религиозной форме переданным своему окружению, тогда в этот отрезок его жизни, то есть до смены зубов, нам нужно будет обратить внимание на то, чтобы все в окружении ребенка действительно воздействовало на него таким образом, чтобы ребенок был в состоянии воспринять это при помощи органов чувств и переработать внутри себя. По этой причине наше внимание прежде всего должно быть направлено в ту сторону, чтобы с тем, что ребенок усваивает из своего окружения при помощи органов чувств, постоянно шел параллельный процесс усвоения морального момента в плане душевно-духовном. Это необходимо для того, чтобы в том возрасте, когда ребенок подходит к возрасту смены зубов, в нем уже совершилась подготовительная работа в отношении всего того, что касается наиболее значительных жизненных импульсов.
Таким образом, если ребенка приводят в школу приблизительно в возрасте смены зубов, то здесь мы имеем дело вовсе не с пустым, но с густо исписанным листом. Так что в этом устроенном нами преимущественно педагогически-дидактическом анализе нам следует уделить внимание не тому, каким образом что-то изначальное может быть доведено до ребенка в этот период времени от смены зубов и до половой зрелости. Нет, нам следует думать о том, каким образом, вообще говоря, нами должны быть познаны те импульсы, которые были сообщены ребенку в первые семь лет его жизни, и как придать им именно то направление, которого потребует от человека его последующая жизнь. Поэтому столь огромно значение того, чтобы тот, кто учит и воспитывает, обладал способностью тончайшим образом проникать в жизненные порывы ребенка. Ибо когда ребенок является к нему в школу, он уже переполнен этими порывами. И он должен направлять и руководить этими порывами. При этом он не должен просто изрекать начальственным тоном$$S.366(??): это верно, то неправильно, ты должен делать то, ты должен делать это. Нет, его обязанностью является признать детей и переводить их жизненные порывы в дальнейшие формы$$S.366(??)". Дорнах 1923, 4-я лекция
"В этом возрасте важно не то, чтобы ребенку на той или другой стадии сообщались те или иные сведения. Имеет значение то, чтобы в решающие мгновения жизни ребенку действительно было дано пережить, было дано, если можно так сказать, действительно взобраться на определенные вершины человеческого существования, которые находятся именно в детском возрасте. Это оказывает свое действие на всю последующую жизнь". Дорнах 1923, 5-я лекция
"Что особенно сильно развивается в ребенке вслед$$S.366(??) за головной системой начиная со смены зубов и до половой зрелости -- это ритмическая система, прежде всего система дыхания и система кровообращения вместе со всем тем, что относится к упорядоченному ритму питания. И в то время как в душевном плане мы наблюдаем в ребенке действие пластически-наглядного принципа, в плане вещественно-телесном мы как учителя и воспитатели школы постоянно имеем дело с ритмической системой$$S.366(??). Это означает, что во всем, что мы предпринимаем с ребенком, что ребенок должен выполнять, должна господствовать образная сторона. И во всем, что разыгрывается между учителем и ребенком, должно задавать тон музыкальное начало: ритм, метр, даже мелодика должны стать педагогическим принципом.
Для этого требуется, чтобы сам учитель в некоторой степени обладал музыкальным началом, чтобы вся его жизнь имела в себе нечто музыкальное. Таким образом, ритмическая система -- это то, что органически присуще ребенку школьного возраста, то, что органически в нем преобладает, и дело в том, чтобы все преподавание было устроено ритмическим образом, чтобы сам учитель <!...> был музыкальнно одаренным человеком, так чтобы в школьном классе действительно все определяли ритм и метр". Илкли 1923, 7-я лекция
В нижеследующем обзоре учебного плана, сформированного по возрастным ступеням, всякий раз необходимо привлекать соответствующие разделы по дисциплинам; в дальнейшем об этом упоминаться уже не будет.
@&ПЕРВЫЙ КЛАСС
Немецкий язык -- речь, письмо, чтение:
Посредством предварительного рассказа и последующего пересказа появляется возможность перейти от диалекта к литературной разговорной речи, а правильная речь закладывает основу для правописания. Одновременно вводить образный язык форм, давать детям рисовать формы ради них самих, поручать простые задания по живописи -- ради цветов, переходить от рисования к письму и чтению. В плане литературном -- короткие стихотворения, вводить ритм, рифму, метр. Материал для рассказа: сказки.
Французский и английский языки:
Согласно учебному плану от 2 июня 1924 года вплоть до 3-го класса преподавание иностранных языков должно проходить таким образом, чтобы ребенок учился говорить в процессе самой речи. Не возводить слово иностранного языка к немецкому, но оставаться непосредственно в рамках ситуации и в пределах иностранного языка; продолжать это вплоть до самого окончания 3-го класса. В это время вообще не давать детям замечать, что существует грамматика. При рассмотрении значительных по объему отрывков нисколько не смущаться тем, что ребенок выучит наизусть строфу стихотворения или что-то еще, что воспринимается им лишь в качестве звуков, как и тем, что то, что было выучено им лишь как набор звуков, он выучится понимать только впоследствии, по памяти.
Арифметика -- математика:
Начинать арифметику после начала преподавания письма и чтения, несколько позднее их. Четыре арифметических действия давать так, чтобы они они возникали: сложение -- из суммы, вычитание -- из остатка, умножение -- из произведения, а деление -- из частного. При этом все действия должны быть пройдены по возможности с небольшыми промежутками <друг от друга>, после чего следует в них упражняться, так чтобы в процессе упражнений все четыре действия были освоены почти одновременно. -- И как только мы оказываемся в состоянии довести до ребенка понятие умножения, на него также должна быть возложена и обязанность выучить на память таблицу умножения. Сюда же -- числа. Рисование целиком и полностью поставить на службу обучения письму.
Предметное преподавание:
Пробуждение ребенка в отношении его окружения, пробуждение душевного элемента, чтобы ребенок учился на деле связывать себя с окружением.
Музыка:
"Устроить преподавание музыки таким образом, чтобы оно было в состоянии привести человека к верному образованию голосового, звучащего момента и к правильному слуху".
Эвритмия:
Заниматься эвритмией в согласовании с геометрией и музыкой.
Гимнастика и физические упражнения:
Стремление к телесному движению, происходящее из нагрузок, выполняемых по другим дисциплинам, должно быть воспринято гимнастикой. Задача, в особенности у младших, заключается в том, чтобы учитель оказался в состоянии их вызвать на настоящие свободные игры.
@&ВТОРОЙ КЛАСС
Немецкий язык -- речь, письмо, чтение:
Предварительный рассказ и последующий пересказ перевести к записи рассказанного, давать детям задания кратко записывать выученное. Дать детям первые понятия о подлежащем, определении, сказуемом; обсудить построение простых предложений; стихотворения -- разбирать, как и в 1-м классе.
Материал для рассказа: Истории из мира животных в связи с баснями.
Французский и английский языки: как и в 1-м классе.
Арифметика -- математика:
Расширять арифметические действия на большее числовое пространство. Выполнять с учащимися в уме простые задания на устный счет -- также без записи. Поначалу вводить неименованные числа на предметах. Но также не упускать из вида и счисление именованных чисел. По геометрии: упражняться в более простых и усложненных формах ради них самих и вне связи с предметами -- для выработки пространственного сознания, в виде форм$$S.368(??).
Предметное преподавание:
Посредством разумного описания окружающего ребенка мира продолжать то, что было начато в 1-м классе.
Музыка: как и в 1-м классе.
Эвритмия:
Начать построение букв.
Гимнастика и физические упражнения: как и в 1-м классе.
@&ТРЕТИЙ КЛАСС
Немецкий язык:
Продолжать и расширять то, что было начато. Создавать осознанное ощущение в отношении кратких, долгих, растянутых звуков и т.д. Представление о частях речи и членах предложения, о расстановке знаков препинания. По литературе -- дать почувствовать внутреннее построение, внутреннюю красоту.
Материал для рассказа: Библейская история как часть всеобщей истории.
Французский и английский языки: как в 1-м и 2-м классах.
Арифметика -- математика:
Арифметические действия -- заниматься, как и во 2-м классе, на материале усложненных чисел и применительно к предметам повседневной жизни. По геометрии: как и во 2-м классе.
Предметное преподавание:
В свободной форме использовать то, что известно из ближайшего окружения, с тем чтобы заниматься предметным преподаванием в свободной форме. Например, как готовят раствор и каким образом его используют в строительстве, как удобряют поле, как пашут, как выглядит рожь и как -- пшеница.
Природоведение:
Приступить к рассмотрению соответственно подобранных животных и сопоставлению их с человеком.
Музыка: как в 1-м и 2-м классах.
Эвритмия:
Вновь заниматься в согласовании с музыкой, геометрией и рисованием.
Гимнастика и физические упражнения: как в 1-м и 2-м классах.
Труд(??):
Вязание крючком крупных предметов быта. Вспомогательные работы -- как и прежде.
"Лишь начиная с 9-го года жизни, на второй ступени, и приблизительно до 12-ти лет мы начинаем в большей степени развивать самосознание. И мы делаем это в области грамматики. Здесь человек, вследствие тех изменений, которые с ним произошли и характеристику которых я вам дал, уже в состоянии ввести в свое самосознание то, что может быть им воспринято на материале грамматики. Именно, здесь мы рассматриваем части речи. И тогда мы приступаем к естественно-научной картине животного мира, как я уже показал вам это на каракатице, мыши и человеке. И только вслед за этим мы переходим к растительному миру, как вы мне это продемонстрируете сегодня после обеда". Метод.-дидакт., 10-я лекция
"Видите ли, в этом возрасте ребенка мы можем также переходить к геометрии, если мы уже заранее имеем внутри негото, что должно здесь стать геометрией, но в форме рисунка. В форме рисунка мы можем развить в человеке треугольник, квадрат, круг и линию. Таким образом, мы развиваем первоначальные формы в форме рисунка, когда мы чертим и после говорим: это треугольник, это квадрат. Однако все то, что пояляется в геометрии сверх этого, когда мы отыскиваем в ее пределах связи между формами, -- к этому мы приступаем лишь приблизительно около 9-го года жизни.Разумеется, тут же продолжается преподавание иностранных языков, переходя уже к грамматическому рассмотрению. Наконец, мы сообщаем ребенку физические понятия". Метод.-дидакт., 10-я лекция
"Когда ребенок достиг возраста от 9-ти до 10-ти лет, -- лишь тогда он в состоянии отделить себя от своего окружения. Различение между субъектом и объектом (субъект = само, объект = иное) на самом деле выступает на сцену только в этот момент, и теперь мы можем начать говорить о внешних предметах, в то время как прежде этого нам приходилось обращаться с этими внешними предметами таким образом, как если бы они составляли единое целое с телом ребенка". Торки 1924, 3-я лекция
"Именно в этом возрасте от 9-ти до 12-ти лет -- здесь ребенок восприимчив ко всему, что ему преподносится в качестве образа. Вплоть приблизительно до 9-ти лет он желает принимать участие в образе; в это время он не допускает образы до себя. Тут нам необходимо с такой живостью работать рядом с ребенком, чтобы на самом деле то, что делает учитель и то, что выполняет ребенок -- это вместе превращалось в образ. Сама работа должна становиться образом. Речь здесь не идет о том, чтобы заниматься переработкой образов: сама работа, само преподавание должно быть образом. Но вот в возрасте между 9-ю и 10-ю годами появляется то, что ребенок приобретает особое ощущение в отношении <внешней> образности. Теперь она может быть донесена до ребенка, а именно это дает возможность надлежащим образом преподать ребенку растительный и животный мир, поскольку в них имеется внутренняя образность. Образное должно преподноситься ребенку именно в растительном и животном мире. И чем в большей степени мы оказываемся в состоянии образно представить то, что в наших учебниках по ботанике изображается, так сказать, не просто лишенным образа, но в своей безобразности возведенным в третью степень, тем лучшими учителями мы оказываемся для ребенка в возрасте именно от 9-ти до 12-ти лет. Все ввести в рамки образа -- это действительно нечто такое, что может принести бесконечное внутреннее удовлетворение. Ибо когда формы растительного мира преподносятся в образной форме, человек становится соучастником творения". Дорнах 1923, 5-я лекция
@&ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС
Немецкий язык:
Продолжать предварительный рассказ и последующий пересказ. Стихотворения рассматривать так же, как и в 3-м классе. Письменный пересказ, письменные описания перевести к составлению писем всякого рода. Создать ясное представление о временах, обо всем том, что выражается посредством глагольных форм. На чувственном, инстинктивном уровне создавать представление, к примеру, о связи предлогов с тем, перед чем они стоят. Пластическое расчленение языка.
Материал для рассказа: Сцены из древней истории.
Французский и английский языки:
Приступать к грамматике посредством иллюстраций на примере уже усвоенных ребенком (поэтических) текстов. На них совершенно индуктивным образом начать строить грамматические правила, настаивая на том, чтобы ребенок также их соблюдал. -- Переход к прозе, которая проходится для того, чтобы на ней же сразу заняться грамматикой. Постепенно переходить к некоего рода переводу.
Арифметика -- математика:
Продолжать заниматся тем же, что и в предыдущих классах. Переходить к учению о дробях, с особым упором на десятичные дроби. Знакомиться с геометрическими фигурами при рисовании, учиться познавать их взаимные свойства посредством созерцания. Теорема Пифагора.
История:
От предметного преподавания первых классов отыскивать переход к истории непосредственного окружения, например, рассказывать, как появилось виноградарство или овощеводство в родной местности, как тут зародилась та или иная промышленность.
География:
Начать с географии непосредственного окружения.
Природоведение:
В продолжение 3-го класса продолжить естественно-научное рассмотрение животного мира в сопоставлении его с человеком.
Музыка:
Здесь мы уже переходим к нотной записи. Выполнять обширные упражнения-гаммы. Приучать ребенка к требованиям музыкального как такового, то есть поворачивать преподавание в большей степени в сторону эстетического момента.
Эвритмия:
"Формы", то есть конкретное, абстрактное и т.д.
Гимнастика и физические упражнения:
Примерно начиная с 4-го класса побуждать детей к таким видам деятельности, которые требуют от ребенка мужества, решительности и упорства. Бег, прыжки, лазание, лазание в висе, а также начала борьбы, метаний и т.д. с соответствующими играми.
Труд(??):
Обучение тонкому шитью, например на маленьких сумочках, которые украшают на собственное усмотрение.
@&ПЯТЫЙ КЛАСС
Немецкий язык:
Продолжать с повторением все то, что проходилось в 4-м классе. Начиная сэтого времени обращать внимание на различие между активными и пассивными глагольными формами. Побуждать ребенка к тому, чтобы он в свободной форме передавал не только то, что было им увидено и услышано, но, там, где это возможно, передавал также услышанное или прочитанное в виде прямой речи, а также упражнялся при этом в том, чтобы в стиле речи учитывать то, высказывается ли здесь собственное мнение или сообщается мнение другого человека. В том, что ребенку поручается написать, следует проводить глубокое различие между тем, что думает и видел сам ребенок, и тем, что он передает со слов другого человека. В связи с этим совершенствовать владение расстановкой знаков препинания. Развивать дальше культуру составления писем.
Материал для рассказа: Сцены из истории Средневековья.
Французский и английский языки согласно учебному плану от 2 июня 1924 года:
В 5-м переходить к синтаксису, в 6-м -- продолжать синтаксис, усложненный синтаксис. Параллельно заниматься беглым чтением. Не заниматься переводами с немецкого языка на иностранный. Краткие, непространные сочинения и т.п. -- Обсуждать прочитанное, чтение с большой долей юмора; привлекать нравы, привычки и особенности душевного строя иноземных народов, то есть страноведение. Уделять внимание особенностям в способах выражения, параллельно рассматривать фразеологические сокровища иностранных языков, также как и сокровища языка разговорного -- при помощи привлечения соответствующих немецких выражений.
Латинский и греческий языки:
Цель, поставленная в отношении обоих языков: практическое вживание в иностранный язык, ознакомление с грамматическими формами и особенностями на примере чтения легких текстов.
Арифметика -- математика: как в 4-м классе. Теорию дробей довести до способности свободно ориентироваться при расчетах в пределах целых, дробных и выраженных в форме десятичных дробей чисел.
История:
Начать преподавать в полном смысле исторические понятия; в повествовательной форме дать ребенку представление о культуре народов Востока и греков.
География:
Начать с того, чтобы преподать ребенку разновидности рельефа и то, что с ним связано в экономическом отношении -- применительно к близлежащим районам Земли.
Природоведение:
Прибавить менее известные формы животных. Начать учение о растениях, подавая его таким образом, как это было описано в дидактической части семинара.
Музыка: как в 4-м классе. Кроме того, переход к тональностям; подводить детей к требованиям, предъявляемым со стороны музыкального как такового.
Эвритмия: как в 4-м классе.
Гимнастика и физические упражнения: как в 4-м классе.
Труд(??):
Начиная с этого момента дети учатся изготовлять отдельные детали одежды, начиная с вязания чулок и рукавиц. Кроме этого, изготовляются игрушки -- согласно собственным замыслам.
@&ШЕСТОЙ КЛАСС
Немецкий язык:
Продолжать все то, что делалось в 5-м классе. Вызвать усиленное в стилистическом смысле ощущение конъюнктива, с тем чтобы интенсивное ощущение этой внутренней пластики языка перешло в языковое чутье. Письма переходят в легкие и наглядные сочинения на производственные темы.
Материал для рассказа: Сцены из истории Нового времени.
Французский и английский языки: как было указано в 5-м классе.
Латинский и греческий языки: как в 5-м классе.
Арифметика -- математика:
Переходить к исчислению процентов и процентных соотношений, к исчислению учетных ставок и таким образом обосновать алгебраическое исчисление. То, что до сих пор рассматривалось в форме рисунка и описания, должно теперь постигаться в доказательнй форме, приблизительно до понимания равенства треугольников и их применений и понятия геометрического места.
История:
Исторические рассуждения относительно греков и римлян, а также в отношении последующих влияний греческой и римской истории вплоть до начала XV века.
География:
Продолжается то, чем занимались в 5-м классе, при этом рассматриваются прочие регионы Земли, причем делаются попытки найти переход от климатических условий к небесным явлениям$$S.374(??). В связи с географией рассматриваются также и минералы.
Природоведение:
Продолжать учение о растениях, переходя к рассмотрению минералов, последнее -- в полном согласовании с географией (ср. тут же выше), при постоянной связи с физикой, которую мы применяем также и к человеку.
Физика:
Начать с акустики, опираясь на музыкальное учение о звуках, затем перейти к обсуждению физико-физиологических свойств человеческой гортани. Затем -- наиболее существенные моменты по оптике и учению о теплоте, основные понятия по электричеству и магнетизму довести до детей в этом 6-м классе.
Садоводство:
Введение в практическое садоводство через работы по обработке почвы, ее возделыванию, уходу и уборке урожая. Зимой -- вспомогательные работы под крышей.
Музыка: как в 5-м классе.
Эвритмия: как в 4-м и 5-м классах.
Гимнастика и физические упражнения: как в 4-м и 5-м классах.
Труд(??):
Изготовляются и обдуманно украшаются гимнастические и комнатные тапочки. Изготовление игрушек продолжается.
Трудовое воспитание(??):
При изготовлении простых предметов практического характера ввести детей в курс ремесленной обработки дерева.
"Вплоть до 12-тилетнего возраста у ребенка вообще еще отсутствует понятие о причинности. Он видит то, что находится в движении, что является движущимися представлениями. Образное, музыкальное -- все это он наблюдает и воспринимает, однако о причинно-следственных связях у него нет понятия вплоть до 12-ти лет. По этой причине все то, что мы преподносим ребенку вплоть до 12-ти лет, должно быть чисто от понятия причинности. Лишь начиная с этого момента мы можем рассчитывать на то, что ребенок в состоянии учесть самые общие связи между причинами и следствиями. Только с этого времени, по сути говоря, ребенок начинает построять в себе мысли, до сих пор же это были все образные представления. Тут уже в определенной мере проливается свет на то, что в полной мере разовьется с наступлением половой зрелости: мыслящая, выносящая суждение жизнь, сопряженная с мышлением в собственном смысле слова. В период же между сменой зубов и половой зрелостью жизнь сопряжена с чувством, а до смены зубов -- с внутренним образом разворачивающейся волей, которая для этого возраста подлежит не мысли, но подражанию тому, что встречается ребенку. Однако под воздействием того, что встречается ребенку в телесной форме, у ребенка происходит плотное связывание морального, духовного момента с телом. По этой причине также невозможно в 10-ти -- 11-тилетнем возрасте, а по большей части даже еще и в 11-ти -- 12-тилетнем сообщать ребенку что-то такое, в чем следует усматривать причинность". Дорнах 1923, 5-я лекция
@&СЕДЬМОЙ КЛАСС
Немецкий язык:
Продолжать то, что делалось в 6-м классе.
Постараться на языковых формах развить верное пластическое постижение форм выражения пожелания, удивления, изумления, постараться научить ребенка составлять предложения в соответствии с этими внутренними настроениями чувств, чтобы продолжить дальше формирование наблюдательности в отношении внутренней пластики языка. В сочинении поручать давать простейшие характеристики животных и пр. Помимо этого, более в связи с общечеловеческим элементом в образовании, в это время следует уделить особое внимание пониманию практико-производственных предметов.
Материал для рассказа: Рассказы о народностях.
Французский и английский языки согласно учебному плану от 2 июня 1924 года:
В 7-м и 8-м классах следует основной центр тяжести перенести на чтение и на рассмотрение характера языка в предложении, в таких вещах, с которыми в повседневной жизни сталкивается говорящий на языке человек. В этом следует практиковаться на текстах, причем стремиться надо к тому, чтобы посредством пересказа упражнять способность выражать свои мысли на иностранных языках. Переводить следует только от случая к случаю. В то же время следует поручать пересказывать то, что прочитано, даже драматические тексты. В 8-м классе следует рассмотреть начальные элементы поэтики и метрики в иностранных языках, а кроме того в 7-м и 8-м классах должен последовать чрезвычайно короткий очерк истории литературы соответствующего языка
Латинский и греческий языки: как в 5-м и 6-м классах.
Арифметика -- математика:
Вводить возведение в степень и извлечение корней, а также счет на положительных и отрицательных числах. В связи со свободным приложением к потребностям практической жизни -- учение об уравнениях. Продолжать геометрию.
История:
Дать ребенку понятие о том, какую жизнь начало вести человечество с наступлением XV века, а также отразить европейские и прочие события приблизительно до начала XVII века.
География:
Продолжать рассмотрение небесных явлений$$S.376(??) и приступить к рассмотрению духовных культурных условий обитателей Земли, в постоянной связи с тем, что было усвоено детьми по географии за первые два года ее преподавания в отношении материальных культурных условий, и именно условий экономических. -- На основе того, что было приобретено в области физических и химических понятий, следует попытаться создать всеобъемлющее понятие об экономических условиях, об условиях транспортного сообщения -- на базе естествознания.
Природоведение:
Вернуться к человеку, сообщить ребенку необходимые сведения в отношении системы его питания и здоровья. На основе того, что было освоено в области физических и химических понятий, следует попытаться создать всеобъемлющее понятие об экономических условиях, об условиях транспортного сообщения -- на базе естествознания. Сравни указания по географии.
Физика:
Переходить к расширению преподавания акустики, учения о теплоте, оптики, электричества и магнетизма, и только с этим связать важнейше понятия механики.
Химия:
От такого процесса, как горение, находить выход на простые химические представления.
Садоводство: как в 6-м классе.
Музыка:
Заниматься музыкой так, чтобы у детей возникало впечатление, что они занимаются ею лишь потому, что получают от этого радость. На основе этого в последующие годы формировать способность музыкального суждения.
Эвритмия:
Усложненные "формы", как и в 6-м классе.
Гимнастика и физические упражнения: как в 4-м, 5-и и 6-м классах.
Труд(??):
Сшить вручную и разукрасить предмет одежды, например рубашку или гимнастические брюки.
Трудовое воспитание(??):
Изученное применяется к изготовлению подвижных игрушек; после этого -- к простым предметам прикладного искусства упорядоченной формы.
@&ВОСЬМОЙ КЛАСС
Немецкий язык:
Связное представление о более распространенных прозаических и поэтических описаниях. Читать что-либо драматическое, что-либо эпическое, не оставлять без внимания практико-производственную сторону именно в области преподавания языка.
Материал для рассказа: Ознакомление с народами.
Французский и английский языки: как было указано в 7-м классе.
Латинский и греческий языки:
Выведение языковых особенностей на уровень сознания, обсуждение грамматики.
Арифметика -- математика:
Продолжать упражняться в возведении в степень и извлечении корня. Продолжать теорию уравнений, в том числе со многими неизвестными, ввести обсчет фигур и поверхностей. Понятие геометрического места должно быть применено к коническим сечениям и подобным кривым.
История:
Продолжать историю в форме рассказа вплоть до современности, при это пристальное внимание уделить истории культуры. Прочесть с учащимися первые главы "Истории Тридцатилетней войны" Шиллера.
География:
Всеобъемлющее понятие об экономических условиях, об условиях транспортного сообщения -- в связи с физикой и химией.
Природоведение:
Построять человека таким образом, чтобы показать в нем то, что встраивается в него снаружи: костная механика, мускульная механика, внутреннее строение глаза и т.д. Сюда же -- обобщающее изображению производственных и транспортных отношений.
Физика:
Повторять и расширять то, что было пройдено в 6-м классе, и переходить к гидравлике. Завершить преподавание физики аэромеханикой, причем будет обсуждаться все то, что связано с климатологией и метеорологией$$S.377(??).
Химия:
Продолжать простые химические понятия, показывая, каким образом промышленные процессы связаны с химическими. В связи с этим рассматривать основные вещества органических тел.
Садоводство: как в 6-м и 7-м классах.
Музыка: как в 7-м классе.
Эвритмия: как в 7-м классе.
Гимнастика и физические упражнения:
Гимнастика, со снарядами и без них, становится сознательно выполняемым общегигиеническим уходом за телом.
Труд(??):
Продолжать работы 7-го класса, сюда добавляется шитье на швейной машине, далее -- материаловедение тканей$$S.378(??), наконец, дети упражняются в штопке, починке, глажении и прокатывании белья.
Трудовое воспитание(??): как в 7-м классе.
"Когда ребенок вошел в возраст половой зрелости, достиг возраста 15-ти, 16-ти лет, в его внутреннем мире происходит тот перелом, в результате которого он от склонности к ориентации на авторитеты переходит к чувству свободы, а с этим чувством свободы -- к зрелости своей способности суждения, к обретению проницательности. Тут происходит нечто такое, что с величайшим вниманием должно быть учтено как в преподавании, так и в воспитании. Если мы до достижения ребенком половой зрелости пробуждали в нем чувства добра и зла, божественного и безбожного, то после достижения им половой зрелости он прибретает эти чувства, когда они поднимаются из его собственного нутра. Его рассудок, его интеллект, его проницательность больше не испытывают влияния, теперь он может свободно выносить суждения на собственное усмотрение.
Если мы еще раньше закладываем в ребенка заповедь, говорим ему: это ты должен делать, а то должен оставить, тогда эта заповедь переходит в нем в более зрелый возраст, и постоянно в нем будет присутствовать это суждение: человек должен делать то, человек не должен делать этого. Все развивается так, как это принято. -- Однако сегодня воспитание человека не должно оставаться в рамках общепринятого, человек должен иметь свое собственное суждение также и в моральной, в религиозной области. Если мы не свяжем ребенка в слишком раннем возрасте, это разовьется само по себе естественным образом.
По достижении человеком 15-ти, 16-ти лет мы отпускаем его в жизнь. Здесь мы уравниваем его с собой. Он оглядывается назад, на наш авторитет, сохраняет о нас хорошие воспоминания, если мы были хорошими учителями и воспитателями; однако он приходит к своему собственному суждению. Мы не сковали этой способности, если воздействовали просто на его чувства. Итак, по достижении 14-ти -- 15-ти лет мы отпускаем на волю душевно-духовный элемент, а в так называемых старших классах, начиная с них мы рассчитываем на то, чтобы адресоваться к собственной способности суждения школьников и школьниц, к их проницательности. Этой эмансипации к жизненной свободе ни в коем случае невозможно будет достичь, если мы будем догматически, приказательно навязывать моральные и религиозные понятия. Этого возможно достичь только в том случае, если в соответствующем возрасте от смены зубов и до достижения половой зрелости мы воздействовали исключительно на ощущения и восприятия. Это единственная вещь, которая так ориентирует человека в мире, что он в состоянии доверяться своей собственной способности суждения.
Итогда мы достигаем того, что человек действительно, поскольку он был воспитан таким совершенно человеческим образом, научается чувствовать и воспринимать себя в качестве целостного человека. <!...>
Дети, которые были воспитаны таким образом, начиная с 14-ти -- 15-ти лет чувствуют себя неполноценными, если их не пронизывают моральное суждение и религиозное чувство. В этом случае они чувствуют, что в них как в людях чего-то недостает. И самым лучшим даром из всех, что мы можем передать людям в качестве религиозно-нравственного наследства, будет то, что мы воспитаем их так, что они будут рассматривать нравственный и религиозный моменты в качестве непосредственно принадлежащего к их человеческим свойствам, что не будут себя чувствовать целостными людьми, если их не пронизывает нравственное чувство, не согревает религиозное начало". Илкли 1923, 13-я лекция
@&ДЕВЯТЫЙ КЛАСС
Немецкий язык:
Отдельные куски "Эстетики или Приготовительной школы прекрасного" Жан Поля, и именно те, в которых рассматривается юмор; читать и обсуждать отдельные главы из "Лекций по Гёте" Германа Гримма. В отношении языка -- обсудить закон изменения звуков Гримма под различными углами зрения. В сочинениях рассматривать исторические темы. Для этого перерабатывать тот материал, который был преподан в предыдущем году.
Преподавание искусства (согласно редакции Эриха Швебша):
Развитие живописи и скульптуры от древности и до Рембрандта демонстрируется в самой упрощенной форме на отдельных великих произведениях южных и северных художников. На значительных предметах учащиеся должны в конкретной форме постичь понятие "прекрасного" и искусства как таковых, эволюцию прекрасного, прекрасное у греков, прекрасное в Возрождении и пр. Так, учащиеся могут, напр