Изобразительное творчество и синтетические искусства
(КИНО, ТЕАТР, ТЕЛЕВИДЕНИЕ)
I четверть. Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
Синтетические искусства и изображение. Роль и место изображения в синтетических искусствах
Театр и экран — две грани изобразительной образности
Сценография или театрально-декорационное искусство — особый вид художественного творчества
Сценография как искусство и производство
Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм, грим и маска
Театр кукол
Театрализованный показ проделанной работы
II четверть. Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Эстафета искусств
Фотография — расширение изобразительных возможностей. Грамота фотографирования и операторского мастерства
Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съёмки. Художественно-изобразительная природа творчества оператора
Фотография — искусство светописи. Натюрморт и пейзаж — жанровые темы фотографии
Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета
Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения
«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся
III четверть. Азбука экранного искусства
Кино — запечатлённое движение. Изобразительный язык кино и монтаж
Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка Из истории кино. Киножанры.
Документальный фильм Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью — основные телевизионные жанры
Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звуки и музыки в фильме
Компьютер на службе художника. Анимационный (мультипликационный) фильм
IV четверть (I вариант). Фильм — искусство и технология («Мы делаем видеофильм»)
От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду Этапы сценарной работы над видеофильмом Съёмка: дела операторские и дела режиссёрские Монтаж видеофильма: правила и реальность Звук влюбительском видеофильме Итог на экране
IV четверть (II вариант). Художник — зритель — современность
Оприроде художественного творчества Связи искусства с жизнью каждого человека Искусство среди нас. Каждый народ Земли — художник
Язык и содержание трех групп пластических искусств. Их виды и жанры
Синтетические искусства. Их виды иязык Современные проблемы пластических искусств Вечные истины искусства (обобщение темы)
Этот тематический блок представляет собой расширение курса визуально-пластических искусств и осознание их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др.). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры.
Экран — движущаяся картина. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Именно поэтому данный блок в программе даётся лишь после прохождения «первоискусств».
Сегодняшний человек существует в насыщенном и постоянно изменяющемся пространстве визуальных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию.
Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшем информации. Иначе он не приобретёт способность противостоять этому потоку, отделяя в нем позитивное от негативного.
Ещё одной важнейшей причиной, по которой школа должна познакомить учащихся с синтетическими искусствами, является то, что многие ученики (а в будущем все) используют в своём быту как фотоаппарат, так и видеокамеру. Однако сегодня чаще всего это происходит на чисто техническом, а не на художественном уровне, поэтому вкус, образное мышление подростка неразвиваются (а иногда и портятся).
Цельпрограммы IX класса — помочь учащимся получить представление:
— о роли в культуре современного мира визуальных синтетических искусств, возникающих на базе изобразительного искусства вследствие технической эволюции изобразительных средств;
— о сложности современного творческого процесса всинтетических искусствах;
— о принципах художественной образности и специфике изображения в фотографии и экранных искусствах;
— о роли изображения в информационном и эстетическом пространстве, в формировании визуальной среды;
— о постоянном взаимовлиянии пространственных и временных искусств.
Наряду с формированием у школьников нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни данная программа уделяет особое внимание формированию у них художественно-творческой активности при изучении синтетических искусств.
Учащиеся должны:
— освоить элементарную азбуку фотографирования;
— уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной фотопрактике;
— усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
— усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
— осознать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видео работами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализесовременных явлений в искусствах кино, телевидения, видео. Преподавание данного раздела предъявляет принципиально новые требования к педагогу и школе. Необходимы:
расширение арсенала знаний и представлений педагога о мире визуальных искусств;
обращение к практике синтетических искусств современного;
освоение теории и практики фотографии и экранных искусств;
включение в арсенал знаний начальных представлений и испытания в режиссуре, сценическом мастерстве.
Изучение цикла визуально-пластических искусств неумолимо требует вовлечения ученика в круг синтетических искусств, в среде которых живёт сегодня каждый человек, понимания роли в них искусств изобразительных.
Новые серьёзные требования предъявляются и к оснащению учебного процесса. С учётом различия в техническом обеспечении школ предусматривается вариативность учебных заданий и практических работ. Осваивая с детьми этот курс, необходимо учитывать возможности школы и ее учащихся. Очень хорошо, если на помощь при изучении программы придёт видеоаппаратура, которая даст возможность многое познать через процесс восприятия на видеоэкране.
Проводиться занятияв IX классе и соответственно выполняться задания могут в трех направлениях: художественно-образовательном (с акцентом на художественно-искусствоведческую работу на уроке), изобразительно-творческом (с акцентом на изобразительную практику) и технико-творческом (с акцентом на съёмочную практику). Сочетание этих направлений, характер проведения урока и заданий определяются учителем и подготовленностью детей и конкретными условиями школы.
I ЧЕТВЕРТЬ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЯЗЫК И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ