Изображение фигуры человека и образ человека (9 ч)
Цель:формирование художественно-творческой активности учащихся при эмоционально-целостном отношении к окружающему миру и искусству.
Задачи:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- развитие художественно-образного мышления, наблюдательности и фантазии;
- осмысление места изобразительного искусства в жизни общества.
- формирование художественно-творческой активности.
В материале сохраняется принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. Учащиеся знакомятся с картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства
Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.
Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчают эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.
Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства 1
Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.
Варианты задания: коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур (по представлению, на основе аналитического рассмотрения и обсуждения памятников древнего искусства). Коллективная работа создаётся как композиция из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе.
Материалы: альбомные листы и графические материалы по выбору учителя; полотно обоев, ножницы, клей для коллективной работы.
Зрительный ряд: Египет: рельеф «Зодчий Хесира», фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре: Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.
Тема. Пропорции и строение фигуры человека 1
Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.
Схемы движения фигуры человека.
Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
Материалы: карандаш, альбомные листы бумаги; для аппликации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры.
Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; учебные рисунки фигуры человека; изображение фигуры человека в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения.
Тема. Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Лепка фигуры человека 1
Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.
Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса. Выразительность пропорций и движений.
Материалы: пластилин или глина, возможна проволока для каркаса.
Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.
Тема. Набросок фигуры человека с натуры 1
Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека — наброски одноклассников в разных движениях.
Материалы: карандаш, тушь, фломастер, перо, чёрная акварель (по выбору).
Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.
Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве 1
Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый — понимание красоты человека в античном искусстве; второй — духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.
Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.
Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.
Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.
Тема. Рисование на тему «Спортивные соревнования» 2
Произведения искусства соцреализма. Произведения Дейнеки.
Задание: Составление композиции.
Материалы: Формат А4, карандаш, акварель.
Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека сделанные на прошлых уроках.
Тема. Художники-земляки. Д.П. Ефимов.1
Тема. Обобщение изученного материала. 1