Iii четверть вглядываясь в человека. портрет (10 ч)

Тема. Образ человека — главная тема искусства 1

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. Ис­тория возникновения портрета. Портрет как образ определённого реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художни­ки-портретисты.

Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изо­бражения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрожде­ния в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII—XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Репина, И. Крам­ского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.

Тема. Конструкция головы человека и её пропорции 1

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина, и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: работа над рисунком или аппликацией — изображе­ние головы с соотнесёнными по-разному деталями лица (нос, гу­бы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Материалы: карандаш и бумага или чёрная акварель и бума­га, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фо­тографии различных лиц.

Тема. Изображение головы человека в пространстве 1

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и череп­ной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции кост­ных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Задание: объёмное конструктивное изображение головы.

Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.

Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы; учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А. Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропор­циях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской голо­вы; П. Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракур­се; Рембрандт. Девять голов.

Тема. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека 1

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы че­ловека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пят­но. Выразительность графического материала.

Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклас­сника.

Материалы: уголь или уголь и сангина, бумага.

Зрительный ряд: Г. Гольбейн Младший. Графические пор­треты; А. Дюрер. Набросок к «Апостолу Марку»; графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова, 3. Серебряковой, К. Сомова, М. Врубеля.

Тема. Портрет в скульптуре 1

Человек — основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные воз­можности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения ра­боты — круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве кар­каса.

Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Бернини. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гудон. Бюст Вольте­ра; Ф. Шубин. Портрет князя Голицына; Н .Андреев. Панька; А. Голубкина. Мальчик; С. Коненков. Сказитель­ница былин М. Д. Кривоколенова.

Тема. Сатирические образы человека 1

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличе­ние. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных ге­роев или создание дружеских шаржей,

Материалы: уголь или тушь, чёрная акварель, кисть, карандаш.

Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонар­до да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и гра­фике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кордовского; политиче­ская сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.

Тема. Образные возможности освещения в портрете. Портрет в живописи. 1

Изменение образа человека при различном освещении. Посто­янство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, конт­растность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изобра­жением головы в различном освещении.

Материалы: чёрная акварель, кисть, бумага.

Зрительный ряд: графические и живописные портреты Ремб­рандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М. Караваджо, К. Брюллова; И. Репин. Мужичок из робких; фо­тографии головы в разном освещении.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщённый образ человека в живописи Возрождения, в XVII— XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом пор­трете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Задание: аналитические зарисовки композиций портретов из­вестных художников.

Материалы: карандаш, акварель, бумага.

Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В. Боровиковского; И. Крамской. Неизвестная; В. Серов. Пор­трет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопор­трет. За туалетом; портреты М. Врубеля.

Тема. Роль цвета в портрете. Беседа о творчестве А. Архипова. 1

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и ос­вещение. Цвет как выражение настроения и характера героя пор­трета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: О. Ренуар. Портрет Ж. Самари; В. Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещённая солнцем; В. Ван Гог. Портрет доктора Гаше; Ф. Малявин. Вихрь; А. Архипов. Крестьянка в красном.

Тема. Музеи мира. Великие портретисты. Обобщение темы. 1

Выражение творческой индивидуальности художника в создан­ных им портретных образах. Личность художника и его эпохи Личность героя портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и рус­ских великих художников-портретистов (по выбору учителя).

IV ЧЕТВЕРТЬ

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (7ч)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве 1

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразитель­ном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тема­тическая картина: бытовой и исторический жанры.

Задание: изображение тональной растяжки.

Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.

Тема. Изображение пространства 1

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определёнными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусст­ве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюже­том. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древ­ней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины прост­ранства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобрази­тельная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная ве­черя), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы 1

Перспектива — учение о способах передачи глубины прост­ранства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удалённых предметов — перспективные сокраще­ния. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воз-i душной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кис­ти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правилах перспективы; А. Дюрер. Художник, рисующий портрет при по­мощи перспективного экрана; Б. Пинтуриккио. Портрет маль­чика; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; С. Щедрин. Веранда, обвитая виноградом, Новый Рим; И. Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольни­ки; И. Шишкин. Рожь.

Тема. Пейзаж — большой мир. Организация изображаемого пространства 1

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удалённость от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образ­ный смысл.

Задание: работа над изображением большого эпического пей­зажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение за­дания может быть как индивидуальным, так и коллективным с ис­пользованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппли­кации.

Зрительный ряд: Н. Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лорре н. Пейзаж с похищением Европы; П. Брейгель. Времена го­да; С. Щедрин. Вид на Капри; И. Левитан. Над вечным поко­ем; Н. Рерих. Гималаи.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник 1

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Кра­сота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: создание пейзажа-настроения — работа по представ­лению и памяти с предварительным выбором яркого личного впе­чатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, По­ле маков; П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В.Ван Гог. Пшенич­ное поле и кипарисы; И. Левитан. Золотая осень, Март. Боль­шая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь, Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.

Тема. Городской пейзаж 1

Разные образы города в истории искусства и в российском ис­кусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен ва­риант коллективной работы путём создания аппликации из от дельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован приём аппликации. Необходимо обратить внимания III ритмическую организацию листа.

Задание: создание графической композиции «Наш го­род».

Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII ве­ка, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX — нача­ла XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл 1

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изоб­разительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-вырази­тельного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства — труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуаль­ность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.

Тема. Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр. 1

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры на анималистическую тему.

Беседа об анималистическом жанре как самостоятельном жанре и как стаффаже (украшении) в пейзаже. Анималистический жанр в живописи, скульптуре, графике.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры на анималистическую тему. Рисунки и графика А. Дюрера, В. Серова, скульптура Ватагина, И. Шишкин «Утро в сосновом бору»

Материалы: Бумага, карандаш, ластик

Наши рекомендации