ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (8—16 ч)

Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигу­ры. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

Овладение даже первичными навыками изображения фигуры и передачи движений человека несомненно представляет труд­ность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчают эту задачу. Последователь­ность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Ма­териал четверти включает работу во всех основных видах изоб­разительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художест­венно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.

Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красо­та и совершенство конструкции идеального тела человека.

Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры чело­века, характерных для разных древних культур.

Варианты задания: коллективное создание фризов, изображе­ний древних шествий, характерных для древних культур (по представлению, на основе аналитического рассмотрения и обсуждения памятников древнего искусства). Коллективная работа создается как композиция из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе.

Материалы: альбомные листы и графические материалы по выбору учителя; полотно обоев, ножницы, клей для коллективной работы.

Зрительный ряд: Египет: рельеф «Зодчий Хесира», фрагмен­ты фризовых изображений; античные изображения фигуры чело­века в росписи ваз и в скульптуре: Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.

Тема. Пропорции и строение фигуры человека

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Про­порции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость.

Схемы движения фигуры человека.

Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

Материалы: карандаш, альбомные листы бумаги; для аппли­кации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры.

Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; учебные рисун­ки фигуры человека; изображение фигуры человека в древнегре­ческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения.

Тема. Лепка фигуры человека

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пласти­ка и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображе­ние человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусст­ве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выра­зительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX — начала XX века.

Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной ос­нове (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочно­го каркаса. Выразительность пропорций и движений.

Материалы: пластилин или глина, возможна проволока для каркаса.

Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.

Тема. Набросок фигуры человека с натуры

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразитель­ность детали. Образная выразительность фигуры; форма и склад­ки одежды на фигуре человека.

Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека — набро­ски одноклассников в разных движениях.

Материалы: карандаш, тушь, фломастер, перо, черная аква­рель (по выбору).

Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в ев­ропейском и русском искусстве.

Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем обли­ке. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый -понимание красоты человека в античном искусстве; второй — ду­ховная красота в искусстве Средних веков, Византийском искус­стве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском ис­кусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Интерес к жизни конкретного человека, значение индивиду­ального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Поте­ря высоких идеалов человечности в европейском искусстве кон­ца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного ис­кусства указанных периодов.

Наши рекомендации