Раздел . русское искусство 19 века.
8.1.Искусство первой трети 19 века. Романтизм.
Дать представление о развитии живописи от романтизма к критическому реализму, познакомить с вершинами искусства живописи XIX века и их авторами. Познакомить с творчеством Кипренского О.А - представителем романтизма в Русском изобразительном искусстве. Развитие наблюдательности, умения сравнивать, выделять главное. Познакомить с портретами художника-романтика начала XIX века О. Кипренского, искавшего в образе человека возвышенное начало. Автопортрет (1809), портреты: Е. Давыдова, А. А. Челищева, А. С. Пушкина. Показать как в его творчестве отразились противоречия и несоответствие окружающего мира идеалам романтизма. Традиции русского фольклора и культуры, стремление создать универсальную идеализированную картину мира, нашли выражение в портретах художника. Женские портреты Ореста Кипренского, истинно Русского художника, занимают достойное место в творчестве, отражая его понимание идеала женской красоты.
Самостоятельная работа: проанализировать портрет"Мальчика Челищева".
8.2.Творчество Тропинина В.А.
Показать, как его искусство находилось в напряженном взаимодействии с эстетическими идеалами эпохи. Будучи "последним сыном XVIII века", в конце жизни он уловил основные тенденции середины XIX века - верность натуре, аналитический взгляд на мир - и вплотную подошел к критическому реализму второй половины века. Его портреты всегда простые, «домашние», в героях нет особого внутреннего волнения, в портретах есть правда характеров и среды. Портрет сына, портрет Булахова. В портретах стремился к живой, непринужденной характеристике человека (портрет сына; «А. С. Пушкин»; автопортрет ),создал тип жанрового, несколько идеализированного изображения человека из народа («Кружевница», 1823).
Самостоятельная работа: провести сравнительный анализ портретов А.С.Пушкина кисти Кипренского О.А. и Тропинина В.А.
8.3. Творчество Венецианова А.Г.
Рассказать о родоначальнике бытового жанра в русской живописи А. Г.
Венецианове и его художественной школе в Сафоновке. «Гумно» (1822-1823). «Спящий пастушок» (1824). «На пашне. Весна» (1820-е). Художник
воспевал поэзию простой жизни деревни. Его творчество бесконфликтно, основное в его работах - красота русского сельского пейзажа и подлинное
единство человека и природы. Показать как изображая простое, привычное, повседневное, он стал первым художником, показавшим, что же представляют собою простые люди, которые испокон веку кормили необъятную страну. Венецианов вывел бытовой жанр на почетное место в живописи. Показать значение Венецианова в истории русского искусства. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.
Самостоятельная работа: написать сочинение на тему: "Русский пейзаж в картинах Венецианова А.Г."
8.4.Творчество Брюллова К.П.
К 40-м годам романтизм в основном исчерпал свои силы. В 30-40-е годы на первый план выдвинулась историческая картина, в которой происходило пересечение классицизма и романтизма. На смену исторической условности пришла историческая правда. Рассмотреть картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Рассказать о посещении художником раскопок Помпеи, о следовании при разработке композиции письменному свидетельству участника трагедии Плиния Младшего. Брюллов в картине воспроизвел реальную часть города – его конкретные памятники. Выявить контраст между динамикой форм и устойчивостью композиции, что является свидетельством пересечения романтизма и классицизма в одном произведении. Рассказать о портретном творчестве художника.
Самостоятельная работа: найти черты классицизма и романтизма в картине "Последний день Помпеи".
8.5.Творчество Иванова А.А.
Рассказать о творчестве А. Иванова – главной фигуре живописи XIX века и антиподе К. Брюллова. Один стремился к декоративности, легкости, избегал сложных тем (Брюллов), другой, наоборот, шел трудными путями, сам их выбирая. В картине «Явление Христа народа» - главное не эффектность сцены, а тема нравственного преобразования и озарения человека и человечества, тема жизни общества в момент резкой перемены, когда рушатся прежние представления, когда человечество стоит перед выбором нового пути. Отметить диссонанс между чертами классицизма (замкнутость композиции, расположение фигур по принципу барельефа, обращение к античности в трактовке образа Христа) и пленэрным характером живописи. Рассказать о том, что Иванов занимает особое место в истории русской живописи. В своем творчестве он соединяет старое и новое, пользуясь преимуществами того и другого.
Самостоятельная работа: подготовить сообщение о биографии Иванова А.А.
8.6.Творчество Федотова П.А.
Замыкает эволюцию развития русской живописи художник П. Федотов. Рассказать о творческой судьбе художника. Рассмотреть композиции картин «Сватовство майора», «Завтрак аристократа»; рассказать о методах работы художника (поиска занимательного и поучительного сюжета, внимании к деталям, следование натуре). В заключение сказать, что творчество Федотова завершает эволюцию русской живописи первой половины XIX века.
Самостоятельная работа: провести сравнительный анализ картин "Свежий кавалер" и "Анкор,еще, анкор!"