Педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса к народной песне
Русский писатель и мыслитель В. Ф. Одоевский говорил: «В области духовной деятельности человека ограничусь следующим замечанием: душа выражает себя или посредством телодвижений, очертаний, красок, или посредством ряда звуков, образующих пение или игру на музыкальном инструменте». [4, c. 136, 139. Одоевский, В. Ф. Музыкально – литературное наследие / В. Ф. Одоевский. – М.: Искусство, 1956. – 251 с. ]
Исследователи ХХ века также не раз отмечали, что «развитый художественный вкус – ключ, открывающий двери в область прекрасного... и народно-песенная классика может сыграть крупнейшую роль» [3, c. 16]. Левин, В. А. Воспитание творчества / В. А. Левин. – М.: Знание, 1977. -139 с.
Педагоги в конце ХХ века доказали, что народную музыку – песню и мелодию – нельзя ничем заменить, особенно на начальном этапе воспитания ребенка. Родная речь и народная музыка должны присутствовать в воспитании детей вплоть до их подросткового и юношеского возраста. Фольклорное искусство, запечатленное в нотах, книгах, видеокассетах, оказывает, безусловно, эстетическое воздействие на восприятие личности. Фольклор помогает раскрытию, раскрепощению личности, проявлению ее потенциальных способностей, инициативы, поэтому обучение фольклору должно носить живой, неформальный характер. В следствии, формируется интерес к познанию народной музыки.
Более подробно рассмотрим факторы, влияющие на развитие познавательного интереса детей к народной песне.
Театрализация как один из наиболее эффективных каналов формирования интереса к познанию.
Принимая действенное участие в праздниках и театрализованных постановках, связанных с народными традициями, ребенок развивает свои художественно – творческие задатки, самостоятельность, возвращает детей к истокам национальной культуры и естественному познанию духовной жизни народа. Д. С. Лихачев отмечал: «Фольклор создается всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всем, что делал народ, – единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».[ Лихачев Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – 2-е изд., перераб. и доп. / сост. и науч. ред. А. С. Запесоц- кий. – СПб. : СПбГУП, 2015. — 540 с.]
Драматизация оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. Театрализованные игры всегда любимы детьми, пользуются у них неизменной любовью, так как они видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Тематика и содержание театральных постановок имеют нравственную направленность. Это честность, отзывчивость, доброта, смелость. Любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом.
Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной постановки оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в любимый образ, ребенок-актер добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослыми достойных поступков создает у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом.
Театрализованная игра стала средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, а также приобщения не только детей, но и их родителей к традициям русского народа.
Народный танец оказывает большое влияние не только на развитие интереса детей, но и на формирование его внутренней культуры. Занятия народным танцем органически связаны с усвоением норм народной этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость - вот те черты, которые воспитываются в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.
Поскольку танцевальный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятия танцем развивают чувство ответственности перед товарищами, умение считаться с их интересами.
В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и народного, несет в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремится в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить свое настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает свое мировоззрение.
Таким образом, народная хореография выступает как средство для развития творческих способностей, интереса, внутренней культуры человека.
Яркой чертой русского народного танца является выразительность. Русский человек танцует всегда с душой, окрашивая каждый жест, движение своим настроением, внутренним состоянием и отношением.
Таким образом, отражая жизнь в танце, народ делает широкие обобщения, создает типические собирательные образы и преподносит их в опоэтизированной художественной форме. Он чувствует специфику танцевального искусства, понимает, что нельзя обычными средствами передать в танце частный случай, показать отдельный бытовой факт: танец сейчас же исчезнет как произведение искусства и превратится в натуралистическую имитацию жизни.
Сценические атрибутыявляютсяяркимипобудителями интереса–этоихудожественно-декоративное решение сценического пространства, светотехническое оформление, костюмы артистов. Художественно-декоративное оформление сцены играет важную роль в формировании атмосферы сценического действия. Сценография может быть разработана детально с помощью насыщения сценического пространства декорациями, воспроизводящими картину реальной жизни (это больше соответствует постановке фольклорного спектакля).
В концертной программе художественное оформление исполнения народной песни может ограничиться отдельными обобщенными символами, такими как, например, пейзаж на заднике сцены или оформленные определенным образом кулисы. Особенность художественного оформления сцены заключается в том, что оно начинает создавать необходимую атмосферу еще до начала спектакля или исполнения концертного номера. Светотехническое оформление помогает оживить и разнообразить сценическое действие. Посредством светового решения постановщик имеет возможность фокусировать внимание зрителей на отдельных героях или ситуациях, подчеркнуть смену настроения, обозначить время и место действия.
Важными элементами создания атмосферы сценического действия являются атрибуты и костюмы исполнителей. Атрибутика помогает создать более точную картину действия и детализировать образы героев.
Сценический костюм несет в себе огромную информацию об историческом времени, месте действия, о социальном статусе и возрасте исполнителей. Внешний вид исполнителя – это то, на что в первую очередь обращает внимание слушатель, это первооснова того, что может вызвать интерес.
Костюмирование участников, стимулирующее их активность, выступающее своеобразной движущей силой театрализованного фольклорного действа, позволяющее участникам войти в роли традиционных народных персонажей сложившейся ритуалистики. Костюмирование как бы синтезирует две стороны театрализации, ибо не только превращает человека в исполнителя фольклорного действия, но и позволяет надеть тот или иной костюм, являющийся сам по себе произведением фольклора, причем порой весьма ценным.
Костюм, история которого как отдельная отрасль знаний складывалась на протяжении многих веков, широко используется сегодня в исторических, этнографических и календарных праздниках и обрядах. Притягательная сила костюмирования на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, становящиеся центрами, вокруг которых развертывается действие, втягивающее и некостюмированных участников.
Музицирование для детей является интересной и увлекательной деятельностью, но надо отметить, что наибольший интерес у школьников вызывает игра на народных музыкальных инструментах. Их яркое оформление, колоритный звук — всё это привлекает детей в народном музыкальном инструменте. Игра на музыкальных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к инструментальной народной музыке. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Этот вид музыкальной деятельности учащихся способствует становлению и развитию их волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов — памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления.
Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию человека на отмечаемое событие и выражающаяся в пении массовых танцах. Этот вид не организованной предварительно художественной самодеятельности, потребность которой всегда живет в народе, отражается прежде всего в фольклорных формах. Для народного творчества традиционно характерна хоровая и танцевальная импровизация. Она буквально пронизывает все разновидности массового фольклорного действа, стимулирует создание огромного пласта песенного и хореографического народного репертуара. Импровизационное народное творчество всегда окрашено эмоционально и поэтому может служить для передачи чувств, отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом фольклорного шествия.
Стоит отметить, что в народной песне важнейшее значение имеет именно текст, а не музыка. Именно эта характерная черта отличает русскую музыкальную культуру. Текст диктовал характер, лад, темп, тембровую окраску музыки.
Однако роль слова на первых порах была ничтожной и целиком подчинена ритму и мимике. Текст импровизировался соответственно поводу исполнения, пока не приобрел традиционный характер.
По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства – важнейший шаг в предыстории фольклора.
Эмоциональное воздействие в песнях достигается благодаря широкому использованию изобразительных и выразительных средств. Среди поэтических средств выразительности в текстах песен используются различные сравнения, эпитеты, олицетворения, метафоры, аллегории, символы, параллелизмы, приемы сужения образов, обращения, ритмические частицы, гиперболы.
Важнейшим средством выразительности является поэтическая символика. Способ употребления различных образов не в прямом, а в переносном смысле особенно распространен в фольклорной лирике. В песнях олицетворяют образ девушки с «белой лебедушкой», «голубкой», «берёзонькой», «ивушкой», «земляничкой-ягодкой»; символ молодца – образ «ясного сокола», «сизого орла», «ясного месяца»; жениха с невестой – «голубя и голубки»; свекрови – «горькой полыни» или «крапивушки»; замужней женщины – «горькой кукушечки» или «серой утушки». В песнях существуют и общие образы-символы: радости и веселья(«зелёный сад», цветы, «зелёная роща»); печали и грусти(опавшие цветы, засохший сад, «бел-горюч камень»); верной любви(золотое колечко); судьбы («доля») и др. Песням присущи различные эпитеты для большей эмоциональности, лиризма и поэтической выразительности: «цветы лазоревы», «очи ясные», печаль горькая», «слеза горючая» и др. Особо задушевный характер придают песням слова с уменьшительно-ласкательными окончаниями.
Народная лирика более сюжетна, чем лирика литературная. Если литературные лирические произведения, как правило, бессюжетны, то основная масса лирических песен имеет сюжет. Так, например, Т.М. Акимова считает, что « в народной лирической песне сюжет всегда есть, как бы он ни был мал и слаборазвит» [12.с.10 Акимова Т.М. О поэтической природе народной лирической песни . Саратов, 1966, с. 10].
Песенные сюжеты представляли собой маленькую картинку жизни, эпизод, событие, в которых песенные герои не только чувствуют, но и действуют: гуляние молодца и девушки, хороводные «действия», проводы в армию, походы солдата и его смерть в чистом поле, путь-дорога ямщика и др.
Лирическое обращение к силам природы, которые в песнях нередко являются яркими песенными пейзажами, служат поэтическим фоном, на котором изображаются основные действующие лица, развёртывается музыкальный сюжет.
Таким образом, в виде схемы 1 отобразим весь набор компонентов, которые в совокупности составляют педагогический потенциал певческого фольклора в формировании познавательного интереса к народной песне:
Схема 1