Эмоциональная функция мелодики

Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, горечь, радость и т. п. Любое вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.

Для выражения эмоции существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересованно, воодушевленно...), прилагательные (категорический, воодушевленный, восторженный...), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка..). Но все эмоции, заключенные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого действия. Интонация может придать противоположный смысл словам: «мерзавец» - может прозвучать с любовью, обожанием, радостным укором и т. д.

Большую выразительность речи придают и такие частицы, как НУ, КА, ЖЕ и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди

же!

Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. За­мечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрицательных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а гласный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттительно! Ввидеть не хочу!).

Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется благодаря наличию дополнительных к основному тону призвуков—обертонов. Разнообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сменяющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоционального тембра мы обходимся условными словесными обозначениями: "Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли".[19]

Искусство тембрирования

В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким Резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко "распускаемся" в различных ситуациях бытового общения. Вот почему проблема воспитания культуры речевого общения, воспитания высокой культуры чувств человека является важнейшей проблемой сегодняшнего дня. "Помните, что ваша интонация, - пишет один из авторов,— это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания'".

Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей.

Упражнение "Тембрирование". Произносите, например, слово "пришла" с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие.

Пришла?! Мне страшно за тебя!

Во всем вини саму себя! (Со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним как "верный пес" везде! (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

Пришёл?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

Ушёл?! Придёт иль нет? Загадка…

Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

Ушёл! Гора свалилась с плеч!

Избави бог от этих встреч! (С чувством радостного облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть, доброта-жестокость; смелость-трусость…

Упражнение «Контрасты»

Как притягательно красива:

В ней всё гармония, всё диво! (Красота)

Она урод

Он жаден —всесебе, все в дом.

Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том?

Когда душа скупа и холодна? (Жадность)

Жизнь жадного бедным-бедна.

А добрый рад отдать все, чем владеет. Чем больше отдает— тем больше богатеет: Умом и сердцем, добрыми делами, Успехами в труде и верными друзьями.

(Доброта)

Уж если его что за сердце забрало. (Смелость)

Идет он в атаку "с открытым забралом"

Трусливый же смелостью хоть поражен

Скорее "в кусты", чтобы "не лезть на рожон" (Трусость)

(Вера)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить

Ушел!? Придет иль нет? Загадка.

Я поступила с ним так гадко!

(С радостью) (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч (С чувством радостного Избави бог, от этих встреч! облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть; доброта-жестокость; смелость-трусость... Упражнение "Контрасты".

Как притягательно красива:

В ней все гармония, все диво! (Красота)

Она уродлива не от природы.

То - порожденье экстра-моды

И жизни, протекающей беспечно:

Не девушка, не юноша, а "нечто"! (Уродство)

Он глуп, "как пробка", хоть красив.

От глупости еще спесив. (Глупость)

Он честен, и умен, и одержим.

Нельзя не преклоняться перед ним! (Ум)

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М.; Высшая школа, 1980, с. 206.

Как трудно б ни было — молчит. И знает;

За днями трудными и светлые мелькают.

Он - оптимист. Честь и хвала ему!

Он злого не желает никому.

А нытик, нигилист все видит в черном свете.

Как трудно жить ему на свете (Безверие)

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он — не гений, не кумир.

Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для чего? С каким отношением, чувством?

Упражнение "Луна". Восприятие действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, даёт возможность услышать, понять глубочайшую зависимость малейших изменений в окраске голоса от внутренней жизни человека.

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна! (Восприятие опасного предмета с чувством досады

Эх, как некстати нам она! и тревоги.)

Теперь вдвойне опасней путь.

Внимательней и осторожней будь.

В лесу

Какая темень. Пропадем. (Восприятие нужного предмета с чувством радостной

Дорогу к дому не найдем. благодарности.)

Луна! Ура! О, лунный свет,

Тебя дороже в мире нет!

Ну, выходи скорей, свети!

Путь к дому помогай найти!

В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна — (Восприятие нежелательного предмета с чувством

Нам союзница она. досады, тревоги и даже ужаса.)

Черт возьми, луна выходит!

Нас "под монастырь подводит":

Засекут и... "крышка нам".

В рассыпную по домам!!!

Лицо луны

Взгляни на небо — на луну. (Восприятие невиданного ранее явления природы с

Вот это диво! Ну и ну! чувством изумления и радости открытия)

Мне видится лицо луны:

И нос, и рот, и подбородок,

Веселый рот. Черты ясны.

О, как причудлива природа!

Скептик

Луна?! Подумаешь, луна? (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии

На кой же черт она дана? и пренебрежения.)

Вся скорчилась, вся сморщилась,

Не стоит ни рожна!

И свет "на фу-фу".

Тьфу!

Влюбленные

Луна! Волшебница луна! (Восприятие счастливого предмета с чувством

О, как божественна она! благовейной благодарности.)

Любовную раскинув сеть.

Она дала сердцам узреть,

Что в глубине их жар пылает,

В одно двоих соединяет!

Тоска

Без нее мне счастья нет. (Восприятие предмета, еще более углубляющего

Грусть, тоска меня снедает. чувство тоски и безысходного одиночества.)

И луны печальный свет

Сердце холодом сжимает.

Отчаянье

Я в отчаянье, луна! (Восприятие предмета как последней надежды,

Ты во всех краях бываешь, к которому обращаешься с мольбой и отчаянием)

Так открой же: где она?

С кем? Жива ли?Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

Злую думу ты хранишь.

В родном краю

Тихо светит луна над родимой рекой. (Восприятие приятного предмета с чувством

Оттого на душе тишина и покой. радостного покоя.)

А луны голубое сиянье

Воскрешает весны обаянье.

Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков, окрашенных бесконечно богатой палитрой чувств,эмоций, желаний, действий (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и др.).

Искусству тембрирования поможет натренированный тональный способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

Однако надо подойти к произведениям поэтов, владея в какой-то степени средствами речевой выразительности. Для этого - тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах.

Упражнение "На дне речном"*.

Как-то раз на дне речном

Спорил Окунь с Карасем.

Скука в речке — вот проблема.

Всех волнует эта тема.

Окуня так спор увлек —

Отдышаться он не мог.

Чтоб одышки избежать,

Стал рывками выдыхать:

—Фу-фу! Фу-фу! Фу!

И снова — (Тренировка третьего вида выдыхания,

В продолженье разговора... подвижности диафрагмы.)

Слушал Окуня Карась

Лишь один открывши глаз:

Боязлив он очень был

И крамолу не любил.

Приоткрыв глаза, лениво

Простонал он тут плаксиво:

— Слушай, Окунь! Бестолково (Тренировка формы речи № 1 в состоянии

Переделывать все снова, релаксации — мышечной расслабленности.)

Только сил пустая трата,

Все меняется когда-то,

И учти: твой громкий бас

Вмиг нагонит Щук на нас.

Замолчи. Не возникай!

Жить спокойно не мешай!

Окунь был так оскорблен,

Так унижен, поражен,

Что дар речи потерял,

Будто лая отвечал: (Тренировка опоры звука в междометиях.)

—Ох-ты! Эх-ты! Вот те на?!

Ну и ну! Вот это да?!..

Окрылен Карась победой.

Мягко пробасил соседу: (Тренировка звучания речи в различных

—Ладно, Окунь! Брось ершиться! регистрах.)

— Щук ведь нет. Давай лениться.

Ой, люблю на теплом дне

Поваляться на спине! —

В ухо Окуню фальцетом:

—Как подумаю про это,

Сразу Щук я забываю,

Прелесть лени предвкушаю!

Окунь, выслушав все это,

Не замедлил тут с ответом: (Тренировка темпо-ритмической подвижности

— От таких, Карась, как ты и тембральных изменений.)

Нет в реке живой воды.

Всё ты ленью отравляешь,

Скукой души насыщаешь.

Лень твоя вредней, чем Щука.

Мой же хлыст — тебе наука:

НА же! НА же! Еще раз! (Тренировка темпо-ритмического диапазона

Места нет таким у нас! свободного звучания голоса при

Вся общественность речная эмоциональной речи.)

Карася лупила, зная

Что сверхленью заражен

И труслив не только он.

И лупила,и галдела: —

Лупим Карася за дело!

БУдет! БУдет! БУдет знАть!

Как беспечно чушь болтать!

—Тут Пескарь премудрый скупо

Вымолвил: —Не так уж глупо, (Тренировка владения крупным,

Применять и хлыст к иному!... «увесистым» словом)

Слов не тратя по-пустому,

Быль иль небыль? Ну и что же!?

Небыль эта нам поможет

Говорить легко, речисто,

Как положено артистам.

Вы заметили, что в мелодике речи - начало мысли, в темпо-ритме -начало жизни, энергии, воли, а в тембре - начало чувства? И если бедна мелодика, то речь бессмысленна; беден темпо-ритм - она безжизненна; при бедном тембре - бесчувственна... Только единое понятие "формосодержание" делает звучащую со сцены речь эмоционально-воздействующей и целенаправленной на достижение поставленной задачи.

Речьо движении

Задачи тренинга речи в движении многообразны. Главное же -добиться свободного звучания голоса во время всевозможных по характеру физических действий. При неудобных для звучания по­ложениях тела (говоришь с запрокинутой головой, скрючившись, сидя на корточках, передвигаясь по-пластунски и т.д.), при сопро­вождении речи активными физическими движениями (пляской, фехтованием, дракой, борьбой, прыжками и т. д.) появляется мышечное напряжение в теле, одышка, которые отрицательно сказываются на качестве звучания речи, могут привести к болезням голосовых связок (несмыкание, дряблость, узелки). Необходимо владеть навыком снятия излишнего мышечного напряжения и не допускать одышки. Для этого надо: 1) научиться останавливать иррадиацию (распространение) мускульного напряжения на голосо-речевой аппарат, значит владеть так называемым "изолированным сокращением мускулатуры"; 2) научиться переключать жизненное (физиологическое) дыхание в фонационное (речевое), чтобы они не конфликтовали, уживались, т. е. чтобы не было кислородного голодания организма (одышки), а значит владеть навыком "сбрасывания" неиспользованного в фонации воздуха; 3) научиться координировать речь и движения, чтобы они помогали друг другу, а не мешали передавать суть происходящего

на сцене.

- Упражнение "Хватай мяч".

Сядьте на стул, свободно отки­нувшись на его спинку. Вообразите, что отдыхаете на берегу реки. Греет солнце. Невдалеке ребята играют в волейбол. У всех отличное настроение. Всем весело. И вдруг:

Ай! Ай-ай-ай-ай-ай!

Мяч скачет прямо в речку!

Держи его! Хватай!

Как только "увидели" эту картину, естественно (вместе с первым восклицанием "Ай!"), отрываетесь от спинки стула, вскакиваете, бежите на помощь, "хватаете мяч". Звук рождается свободно. Дыхание? Оно берется само автоматически.

Сделайте еще раз упражнение и проследите за процессом дыхания. Убедитесь в том, что все делается непроизвольно. О дыхании, оказывается, и думать некогда. Чтобы удобнее было проследить за чистотой звука, расчлените движения и распределите текст таким образом:

-Аи! (Тело слегка вздрогнуло - увидели "мяч".)

— Ай-ай-ай-ай-ай! (Оторвалось от спинки стула.)

— Мяч скачет прямо в речку! (Вскочили со стула.)

— Держи его! (Бежите.)

— Хватай! (Нагибаетесь в броске за "мячом".) Сначала делайте упражнение неторопливо—добейтесь координации движения и речи: движения слегка опережают речь. Затем Убыстряйте темп. Следите за тем, чтобы звук "не убегал" в высокие тона - в визг. Держитесь "центра" голоса, особенно в слове хватай".

Упражнение «Земляника».

Эй, присядь скорей,

взгляни-ка:

Что за прелесть — земляника!

Ах, какая красота!

И вот эта!

И вот та!

Эта, правда, белобока —

Пусть немножко подрастёт...

Налилась вот эта соком —

К нам в лукошко попадет.

Стой!

А здесь-то,

посмотри-ка:

Все — одна одной под стать!

Что за прелесть земляника —

Даже жалко обрывать!

Разговаривайте, присев на корточки, двигаясь при «сборе ягод». Хотя голова опущена, но зритель все должен слышать. Не забывайте об этом! Направляйте слова подруге, которая далеко от вас. Свободному рождению звука особенно помогают эмоции радости и удивления. Для чего зовете подругу? Чтобы обрадовать ее неожиданной и удивительно приятной находкой! Фантазируйте!

Упражнение «В огороде».

Ах, какие огурцы!

Право слово — молодцы,

Душистые, зеленые!

Ей-ей! Не зря хваленые!

Какой же мне сорвать и съесть!?

Вот этот? Тот? Вот этот! Есть!

В этом упражнении задача та же, что и в предыдущем. Находясь в неудобном для диафрагмы положении, добиваться благозвучия речи.

Упражнение «Иголка».

Сидите, шьете.

Ой, иголка вдруг упала!

Как теперь ее найдешь?

Стой!

Куда же ты пропала?

От меня ведь не уйдешь!

Здесь, наверно?

Нет, не видно!

Под столом ты?

Нет.

Обидно!

Верно, спряталась

в паркет? .

И в паркете

тоже нет.

Да, как видно, мало толку —

Не найти

мою иголку!..

Цель упражнения ясна: выполняя физическое действие (ищите иглу), следите за свободой звучания.

Наклонили голову. Нагибаетесь все ниже, ниже. Приседаете.Поворачиваетесь к зрителю спиной... Но зритель должен слышать при любом положении. Если звук "летит", значит, сохранена

фонационных путей, есть "опора" звука.

Как оправдать активное звучание речи? Допустим, торопитесь на пришиваете последнюю пуговицу к новому платью и вдруг — роняете иголку! Другой иголки нет. Необходимо найти ее, иначе — беда! Активное звучание речи - результат активной реакции организма на случившийся факт, активной оценки его.

Упражнение «За грибами»*.

Я в лесу: грибной сезон.

Раз — наклон и два — наклон,

Три... Закрыто дно лукошка.

Соберу еще немножко... Гриб, еще... И тут... И здесь!

Сколько раз пришлось присесть!

Вот грибов уже как много,

Только... Где ж домой дорога?

Есть тут кто-нибудь? А-ууу!

Заблудился! Пропаду.

Вижу гриб... На мой похоже...

И второй... И третий тоже...

Дырка у меня в корзине.

Растерял грибы, разиня!

Но теперь я без опаски

Попаду домой, как в сказке!

И с дырявою корзинкой

Я иду грибной тропинкой!

Приседать, нагибаться, тянуться за грибом и не терять свободы звучания голоса. Уметь, отворачиваясь от зрителей, прибавлять силу звука и убавлять ее, когда поворачиваешься к зрительному залу.

Добейтесь свободы звучания голоса при неудобном положении шеи (запрокинутой голове) в следующем упражнении.

Упражнение «Яблочко».

Ах, яблочко румяное.

Тебя сейчас достану я,

Висишь вот только высоко —

Сорвать тебя не так легко.

Раз! :

Недопрыгнул...

Два!

Опять!..

Нет, должен я тебя сорвать!

Три!

Есть! Ага, в руке моей!..

Попробуем... Тьфу!

Нет кислей!

Свобода фонационных путей остается и при запрокинутой назад голове (разглядываете), и при трех прыжках (со словами: «раз! два! три!»), при резком движении рукой или ногой, которые

отбрасывают кислое яблоко. Движения все естественные, с напряжением лишь тех мышц, которые участвуют в том, или ином физическом акте, при свободе остальных мышц организма. Упражнение «Солнце»*.

Задравши голову, стою,

С веселым Солнцем говорю:

Ах, Солнышко лучистое!

Перед тобою выстою!

Ты в полдень в небе высоко —

Я говорю с тобой легко.

Свободен голос у меня, —

Законы речи знаю я!

Ты слышишь, Солнце,

не хриплю!

Я "на опоре" говорю!

Упражнение «Березка».

Я — что березка тонкая —

И гибкая, и звонкая.

Вот налетел буран

и клонит

Мой корпус вниз,

теперь направо,

Назад,

налево...

Но не сломит

Он гибкий стан березки!

Право,

Напрасно злится, все сильнее

Круговоротит, все быстрее!

— У-У! — гудит.

О-О! — ревет.

— Сломаю ваш упрямый род!

И с корнем вырву из земли,

Чтоб красоваться не могли !

В ответ злодею говорю:

— Я землю русскую люблю.

Она, родная, не предаст,

Погибнуть дочери не даст!

Уж так в народе водится,

Что гнется, да не ломится

Моя березка русская

И звонкая, и грустная,

Печальная, счастливая,

Всегда жизнелюбивая!

Не гневайся, буран!

Прости,

Напрасен труд твой!

Прочь лети!

Послушай слова моего.

— Еще посмотрим: кто кого!

Не раз вернусь я, так и знай

— Бой не окончен наш!

Прощай!

Нагибаясь все ниже и ниже, крутя корпус во все стороны все быстрее, "боритесь" с бураном звонким словом, в котором слышна вера в победу. Слова бурана можно воспроизводить "эховым" звучанием, передавая в нем силу, гнев, упрямство сломить березу.

Упражнение «Кто сильнее?».

Сядьте вдвоем за стол друг против друга. Облокотитесь правой рукой на стол и соедините руки.

Проверьте, удобно ли держите за ладонь руку "противника", свободно ли сидите? Сейчас начнете соревноваться в силе: кто кого "уложит", чья рука коснется стола тыльной стороной ладони?

Но цель упражнения в том, чтобы сохранить свободное звучание голоса при сильном мускульном напряжении руки. Мышечный конт­ролер должен не дремать: борясь с "противником", надо владеть изолированным сокращением мышц, не допустить распространения мышечного напряжения рук на голосовой аппарат. Следовательно, во время борьбы разговаривайте. О чем? Соревнуйтесь, например, в произнесении чистоговорок, пословиц, поговорок, следя за тем, чтобы голос мог свободно "рисовать" мысль.

Зная, что существует глубокая внутренняя связь слова и дейст­вия, которая проявляется в способности человека подчинять свое поведение речевым инструкциям, начните упражнение со словесного приказа, помогающего сохранять свободу голосового аппарата в мо­менты мускульного напряжения организма. Помните об установке?

Ведите диалог:

Один говорит:

Напряжен — борюсь с тобой,

Но свободен голос мой,

Другой продолжает:

Говоришь свободно?

Что же. Я умею делать то же:

«Аппарат» раскрепостить

И свободно говорить.

Один говорит чистоговорку, делая в ней одно ударное слово, другой повторяет ее, перенеся логический центр на другое слово.

Первый: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу.

Второй: Расчувствовавшаяся Варвара расчувствовала нерасчувствовавшегося Вавилу... И так далее.

Упражнение «Штанга»*.

Штангу буду поднимать

И «опору» развивать

Руки надо закрепить,

Штангу чтоб не уронить.

Вот от пола отрываю,

Быстро, быстро поднимаю,

На груди ее держу.

Все ж свободно я дышу.

Раз! Рывок!

Над головой!

И свободен голос мой!

В напряженье тело было,

Звук мой не закрепостило!

Упражнение «Чемодан» *.

1-й:

Ох, тяжелый чемодан!

Но снесу его я сам,

Груз громоздкий у меня

И иду я семеня.

Он действительно тяжелый.

Понеси его попробуй!

2-й:

Да, тяжел он не на шутку,

Мышцы все напряжены.

Уф, передохну минутку.

Мы вдвоем нести должны!

Оба:

Вместе чемодан несем,

Песню весело поем:

Ать-два! Левой!

Ать-два! Правой!

Мы идем походкой бравой,

Петь легко, легко идти,

Если верный друг в пути!

Упражнение «Скакалка».

Прыгайте через воображаемую скакалку, делая руками соответствующие движения и сопровождайте прыжки таким текстом:

сО скакАлкой Я скачУ,

НАучИться ЯхочУ

ТАк владЕть дыхАньем, чтОбы

ЗвУк держАть онО моглО бы,

ГлУбокО, ртмИчно бЫло

ИменЯнепОдводИло.

Я скачУ без пЕредЫшки

И не чУвствуЮ одЫшки,

ГОлос звУчен. льЕтся рОвно,

И не прЫгаЮя слОвно.

РАз-два) РАз-два! РАз-два! РАз!..

МОжно прЫгать цЕлый чАс...

Кончил прыгать, вижу я:

Речь легко звучит моя.

В этом тексте 48 ударных слогов, которые совпадают с таким же количеством прыжков. Избежать одышки поможет навык «сбрасывания» дыхания. Не задерживайте дыхание! «Подлаивайте» ударные. Затем можно произносить стихи без скандировки, естественно. Обязательно прочтите после проделанного упражнения какое-нибудь лирическое стихотворение

Затем берите другой текст, произносите его уже не скандируя, прыгая со скакалкой настоящей, а не воображаемой. Меняйте темп прыжков и речи.

Тренируйте голосовые навыки еще в ряде упражнении, целевая установка которых та же - научиться "сбрасывать" не использованный в фонации воздух, что вызывает рефлекторный вдох - пополнение легких воздухом без видимых движений вдоха. Воздух сам "втекает" в легкие, потому что плотность внешнего воздуха оказывается больше, чем воздуха в легких. Контроль: наличие или отсутствие одышки. Координируя речь с движениями, сохранять качественное звучание голоса. Не забывать о приеме «подлаивания», обеспечивающим опору звука.

Упражнение «Зарядка»*.

Чтобы голос был в порядке,

Проведу сейчас зарядку.

Влево — вправо поворот.

А теперь наоборот.

Приседаю, поднимаюсь.

Пригибаюсь, наклоняюсь,

Пол руками достаю,

Но свободно говорю!

А теперь прыжки на месте.

Прыгну хоть сто раз, хоть двести

И двумя ногами сразу,

И на левой, и на правой,

На одной и на другой -

Нет одышки никакой!

Упражнение «Петухи»*.

1-й петух: Кукареку!

Кукаре?

2-й петух: Почему ты во дворе?

Буду здесь хозяин я,

1-й петух: Кукареку!

2-й петух: Куд-куда?

Самозванец!

Проучу Лезть в начальство отучу!

(наступает на первого петуха, завязывается драка).

1-й петух: Кука-ре... Сдаюсь, сдаюсь!

В рядовых я остаюсь!

2-й петух: Кукарекать не умеешь,

А мечтать о власти смеешь!

Где «опора»? Где басок?

«Петушиный» голосок

Мой же голос за реку

Полетит:

Кукареку!

Целевая установка: научиться снимать мускульное напряжение с голосового аппарата во время физических действий, избегать одышки приемом "выбрасывания" воздуха.

Упражнение "Мушкетеры"*.

1 -й Вас вызываю я на бой!

2-й Что ж, шпагу я скрещу с тобой!

1-й Укол!

2-й Отбил.

1-й Укол!

2-й Отбил,

1-й Укол!!!

2-й Не тратьте столько сил.

Вот мой укол!

1-й Ой-ой! Попал!

2-й Сдаешься?

Драться пыл пропал?

Поди, дружочек, охладись,

И фехтоваться подучись!

Целевая установка: умение координировать речь и движения, помня о том, что зрительное восприятие сильнее слухового. Сохранять свободу, тембр и гибкость голоса.

Упражнение «Вальс».

Повальсируйте, одновременно говоря такой текст:

Раз-два-три! Раз-два-три!

Снова заданье:

В медленном вальсе кружиться легко

И, сохраняя свободу звучанья,

Надо пытаться дышать глубоко.

Как непрерывны и плавны движенья,

Так же и речь мелодично звучит.

С музыкой слиться - одно наслажденье:

В ритме живешь ты,

и чувство не спит.

Знаю одно: если вылилось чувство

В голосе сильном и гибком моем,

Значит, владею дыханьем искусно,

Значит, могу быть уверена в нем.

Вальс увлекает, и чувства прекрасны,

Радость кружит все быстрей и быстрей... Вихрем несет...

И становится ясно:

Голос, дыханье во власти моей!

Кончился вальс.

Как дыханье?

Ритмично.

Значит, справляюсь с заданьем отлично.

Включайте в упражнение музыку. Вначале можно говорить стихи скандируя, чтобы ощутить их ритм. Затем говорите естественно, в ритме, но слитно, сохраняя логику мысли, голосовую подвижность. Убыстряя темп движения, убыстряйте и темп речи. Нет одышки? Значит добились

"мирного сосуществования" физиологического и речевого дыхания. Приведенный текст, который специально предназначен для (фиксации внимания на технической цели упражнения, затем можно заменить другим, написанным дактилем (трехсложной стопой с ударением на первый слог ).

Упражнение «Пожар»*.

1-Й: Глянь, пожар!

2-Й: Да ну!

3-Й Да где?

4-Й: Полыхнул огонь в окне.

5-Й: Правда. Гляньте-ка, горит!

6-Й: И народ туда бежит.

1-Й: Ну а мы то что стоим?

2-Й: Что стоять? Айда! Бежим!

3-Й: Стоп! Несите: ты —лопату!

4-Й: Я — топор, багор крюкатый.

5-Й: Я возьму огнетушитель —

Не руками же тушить нам!

6-Й: А теперь все марш — бегом!

И поборемся с огнем!

Целевая установка упражнения: голосовая подвижность, способность голоса выразить конкретность видений, передать чувства, оценку происходящего, действие каждого и всех вместе;

Умение скоординировать речь с движениями, активностью позы; Владение "действенной эстафетой" - умением подхватывать и развивать действие.

Круг подобных упражнений многообразен. Упражняйтесь в "боксе" (бейте в воображаемую грушу, сопровождая движения определенным текстом), "тяните канат", поднимайте "тяжести", стойте вниз головой на руках и тому подобное, ведя диалог во время всех этих физических движений.

Контрольные вопросы

1. Какова роль мелодики речи в речевом действии?

2. Какая ошибка наблюдается в мелодической конструкции повествовательного предложения?

3. Какой характерный признак мелодического выделения ударного

слога в русской речи?

4. Что надо знать о "прогрессивной последовательности" в русской речи?

5. Что характерно для вопросительных предложений русской речи?

6. Какова роль диапазона голоса в звучащем слове?

7. Каким приемом можно добиваться совокупности работы резонаторов?

8. Что надо знать об относительности пиано и форте?

9. Как надо понимать диалектическое единство темпо-ритма речи?

10. Какие типы скороговорок особенно вырабатывают четкость дикции?

11. Каковы условия звучания сценической скороговорки?

12. Что надо знать об эмоциональной функции мелодики?

13. Какова роль искусства тембрирования в актерском и чтецком исполнительстве?

14. Как следует понимать речевой слух и какова его роль в совершенствовании речевого мастерства?

15. Какой прием сохраняет мышечную свободу фонационных путей при неудобных для звукопроизводства положениях тела и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение?

16. Каким приемом можно избежать одышки во время активных физических движений и действий?

17. Почему в искусстве должно владеть координацией речи и движений?

Задания для самостоятельной работы

Составить карточки с текстами и графическими изображениями мелодического их звучания. Тренироваться в их воспроизведении, озвучании.

Вырабатывать навык выделения ударного слова путем понижения тона голоса, где бы это ударение ни стояло: в конце, середине или начале фразы.

Овладеть искусством тембрирования на специально подобранных текстах. Например, взяв такие двустишия В. Маяковского:

Отечество

славлю,

которое есть,

но трижды —

которое будет.

Жена,

да квартирка,

да счет текущий —

вот это —

отечества райские кущи.

Читая их и наполняя внутренним содержанием, подтекстом, услышать, как различно звучит слово «отечество» в первом двустишии

Сочинять или находить в литературе тексты, которые можно использовать для развития диапазона, силы голоса, темпо-ритма речи и т.д. Тренировать технику и выразительность звучащего слова, создавая свой индивидуальный "блок голосо-речевой разминки". Напоминаем ещё раз последовательность расположения упражнений для развития того или иного навыка:

1 цикл—Дыхательная гимнастика.

2 цикл—Свобода звучания.

3 цикл—Опора звука.

4 цикл—Собранность и звонкость голоса.

5 цикл—Дикционная четкость.

6 цикл—Диапазон голоса.

7 цикл—Сила голоса.

8 цикл—Темпо-ритм речи.

9 цикл—Мелодика и логика речи.

10 цикл—Эмоциональный тембр.

В ходе работы одни упражнения могут заменяться другими, развивающими те же свойства и качества речи. "Блок разминки" более полный создается для ежедневной тренировки. В сокращенном варианте упражнений - для того, чтобы приводить "в рабочее состояние" голосо-речевой аппарат непосредственно перед выступлением.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методически верно применяемые на практике предложенные приемы и упражнения голосо-речевого тренинга вырабатывают многие необходимые компоненты техники и выразительности звучащего слова. Воспитывают навыки фонационного дыхания: виды выдыхания; рефлекторный добор воздуха в процессе речи; навык "переключения" дыхания, обеспечивающий качественное звучание различной по характеру и экспрессии речи.

Тренируют: опору звука; мягкое атакирование; свободное звучание; собранность и звонкость голоса.

Помогают: найти "центр" голоса; обогащать индивидуальный тембр; осваивать посыл звука на аудиторию, "эховое" и тихое опёртое звучание; достигать координированной работы диафрагмы и ротовой артикуляции, обеспечивающей дикционную четкость.

Воспитывают: навык владения диапазонным звучанием речи при совокупности работы резонаторов, ведущих к сглаживанию регистров при переходах из тона в тон; мастерство использования силы звука как выразительного средства речи; искусство владения мелодикой, темпоритмом речи и эмоциональным тембром.

Тренируют: навык «изолированного сокращения мышц», сохра­няющий свободу звучания голоса при неудобных для звукопроизводства позах и физических действиях, вызывающих мышечное напряжение организма (рук, шеи, плеч, ног, спины, лица...); навык «выбрасывания» неиспользованного в фонации воздуха, позволяющий избегать кислородного голодания организма во время физических действий, сопровождающих речь (избегать одышки); навык «мышечного контролера» в эмоциональные моменты исполнения.

Объем книги не позволил осветить такие важные элементы тех­ники словесного действия, как искусство акцентуации, перспективы речи и др. Эти вопросы в какой-то степени освещены в учебно-методических пособиях автора «Искусство звучащей поэзии» (ВНМЦ, 1984 г.) и «Искусство литературной композиции и монтажа» (ВНМЦ, 1985г.).

Кому-то покажется мелочью работа над дикцией, дыханием, го­лосом, мышечной свободой, выразительными средствами речи... Это величайшее заблуждение. «Мелочи создают совершенство, но совершенство — не мелочь»1 — писал Микеланджело, подчеркивая

этим, насколько существенны детали в любой работе, а в творческой особенно.

Нельзя пренебрегать речевой техникой. Ведь «техники служит актёру опорой, можно сказать, воодушевляет его, помогает создавать художественные образы, и если для актера-ремесленника техника — тяжелые путы, тяжелые оковы, это для актёра талантливого это крылья горного орла»1 — говорил Н.К. Черкасов.

Рекомендуемая литература

Вербовая И., Головина О., Урнова В.Искусство речи. —М.: Искусство, 1977.

ДмитрииЛ. В.Основы вокальной методики.—М.: Музыка, 1968.

Кнебель М. О.Слово в творчестве актера.—М.: НТО, 1979.

Комякова Г. В.Слово в драматическом театре.—М.: Искусство, 1974.

Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского.— М.: Искусство. 1978.

Матусевич М. И.Современный русский язык. Фонетика.—М., 1976.

Савкова3. В.Как сделать голос сценическим.—М.: Искус­ство, 1978.

Савкова3. В.Средства речевой выразительности. — Л.: Знание, 1982.

Савкова 3. В.Монолог в искусстве массовых представлений.— Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1979.

Савкова 3. В.Выразительные средства речевого взаимодействия в массовом представлении. — Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1981.

Савкова 3. В.Искусство звучащей поэзии,—М,: ВНМЦ, 1984.

Савкова 3. В.Искусство литературной композиции и монтажа,—М.: ВНМЦ, 1985.

Савкова 3.В. Риторические игры. — СПбГАК. 1995.

Савкова 3. В.Риторика. Программа курса. — СПбГАК. 1996.

Станиславский К. С. Собр.соч. в 8-ми тт. - М.: Искусство, 1954-1961.

Топорков В. О.О технике актера. — М.: ВТО

Наши рекомендации