Дрезденская картинная галерея
Создание галереи было положено еще в начале 16 века саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым, который по обычаю своего времени покровительствовал художникам. Он пригласил ко своему двору Лукаса Кранаха и давал заказы Альбрехту Дюреру, чьи полотна до сих пор являются украшением Дрезденской галереи. Однако вплоть до начала 18 века большую часть коллекции составляли в основном исторические и естественно-этнографические экспонаты, а картины использовались лишь для украшения стен. Подлинный размах пополнение галереи приобрело в 18 веке при Августе II – курфюрсте саксонском и короле польском и его сыне Августе III, которые через своих агентов – ученых, дипломатов, художников и торговцев – покупали отдельные полотна и целые собрания. Буквально за несколько десятилетий Дрезденский замок перестал вмещать все собрание и галерея была переведена в специально приготовленное для нее помещение в Цвингере.
Гордостью галереи является прежде всего раздел итальянской живописи 15-18 веков. Ее собрание включает полотна Тициана, Джорджоне, Веронезе, Рафаэля, Корреджо, Тинторетто… Наиболее ценной частью коллекции голландской живописи являются картины четырех крупнейших ее представителей – Рембрандта, Вермеера, Рейсдала и Халса. Фламандская школа представлена прекрасными работами Рубенса, Ван Дейка, Снейдерса. Раздел испанского искусства галереи содержит картины выдающихся мастеров Испании – Веласкеса, Риберы, Сурбарана.
И всем им угрожала гибель, когда в конце войны гитлеровцы спрятали эти бесценные сокровища в сырых известняковых шахтах, часто без упаковки, опустив просто на землю, по которой текла вода. Картины были в ужасном состоянии – рамы разбухли, позолота отслоилась и прилипала к пальцам, а изображение часто было трудно различимо из-за покрывающей полотно плесени. Когда были найдены и подняты на свет великие полотна, перед людьми в сиянии нежной красоты предстала «Спящая Венера» Джорджоне. За ней последовали «Автопортрет с Саскией» Рембрандта, маленький серебристый «Праздник» Ватто, «Портрет дамы в белом» и «Динарий кесаря» Тициана…
«Сикстинская мадонна» великого Рафаэля находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика – рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой, В одно мгновение он мог вспыхнуть, и человечество навсегда бы потеряло шедевр Рафаэля. «Мадонна» была написана для алтаря монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Двор саксонских курфюрстов выкупил эту картину в 1754 году у монастыря, заплатив за нее 20 000 цехинов – немалую по тем временам сумму. Очень своеобразна композиция картины – юная босоногая женщина с ребенком на руках идет с небес к людям. Широко открытые лучезарные глаза Мадонны печальны – мать предчувствует трагическую судьбу своего сына и все же несет его людям.
Официальной датой основания Дрезденской картинной галереи считается 1772 год. А за год до этого из нее был выделен так называемый «Зеленый свод» – богатейшее собрание украшений и ювелирных изделий прошлых веков, которое до начала 18 века представляло собой хранилище драгоценностей саксонских курфюрстов. Однако, хотя оно и было превращено в музей, широкой публике доступ сюда был закрыт вплоть до 20 века. Кроме гостей курфюрста и представителей знати, доступ к собранию был разрешен только «образованным слоям» и то – лишь в сопровождении гида.
Во дворце расположены и другие музеи: физико-математический салон, выставляющий научные приборы XI-XIX веков; Исторический музей с его знаменитой коллекцией оружия, и т.д.
Австрия
В отличие от соседней и родственной по языку и духу Германии, разделенной вплоть до XIX века на множество мелких княжеств, Австрийская Империя, напротив, объединяла множество наций, культур и наречий. Таким образом, она как бы аккумулировала в себе голоса разнообразных традиций: немецкой, венгерской, чешской, итальянской. Именно это на протяжении веков определяло оригинальность и обаяние австрийской культуры.
Cтилистическое разнообразие наиболее благотворно проявило себя не столько в живописи, сколько в музыке. Австрийцы по праву соперничают с итальянцами – родоначальниками оперы – считая свою родину «страной музыки». Многие музеи посвящены знаменитым австрийским музыкантам. Это два дома-музея Моцарта в Зальцбурге, на родине композитора, дом Брамса в Мюрццушлаге и множество мемориалов в Вене.
Недостаток мастеров живописи в Австрии с лихвой вознаграждается памятниками архитектуры – соборами, дворцами и монастырями.
Самые знаменитые cреди монастырей – Санкт Флориан (город Санкт Флориан, Верхняя Австрия) и цистерцианские монастыри в Хейлигенкрейце, приблизительно в 25 км на юго-запад от Вены, и в Цветле в 110 км к северо-западу от Вены. Оба они основаны в XII веке, но монастырь в Цветле был в большей степени перестроен в XV и XVIII веках.
Венский Шенбрунн – резиденция императоров – несомненно, наиболее прославленный дворец Австрии, но далеко не самый древний. Гораздо старше его замок Амбрас в Тироле, близ Инсбрука (XVI век). На берегу Дуная, в 70 км на запад от Вены, сохранились руины крепости Дюрнштейн (XII век). В 1192 году узником ее был сам Ричард Львиное Сердце, захваченный австрийским герцогом на обратном пути в Англию из крестового похода. Живописный Зальцбург гордится своим собором (основан в VIII веке, перестроен в 1611-1628 гг.), окруженным тремя площадями с роскошной резиденцией князей-архиепископов – правителей Зальцбурга в течение тысячелетия.
Главные художественные сокровища собраны в музеях австрийской столицы. Второе по значительности художественное собрание – музей барокко в Зальцбурге. В Эйзенштадте (примерно 50 км к юго-востоку от Вены) путешественника может заинтересовать Государственный еврейский музей – одна из самых богатых в Европе экспозиций, посвященных еврейской истории и искусству.
Музеи Вены
Вена с большим правом, чем любой другой город, может претендовать на звание самого музыкального в мире. С XVII века и по сегодняшний день в Вене постоянно звучит музыка. В старинных венских парках – Аугартен и Пратер – садовые оркестры играют лендлеры и вальсы. С Веной связаны имена Гайдна, Моцарта, Бетховена, Шуберта, Брамса, Малера, Брукнера, Легара, Иоганна Штрауса, а также композиторов так называемой «нововенской школы» (1-я половина XX века) – Шенберга, Берга и Веберна. Кроме традиционных для любого крупного города картинных галерей, памятников истории и архитектуры, Вена изобилует музеями, так или иначе связанными с музыкой. Среди них собрание музыкального общества (Musikverein), коллекция старинных музыкальных инструментов при музее истории искусств и, last but not least, - памятные места, связанные с жизнью и деятельностью великих музыкантов. Вена бережно сохраняет мемориалы почти всех композиторов, работавших в ней. Особенно посчастливилось поклонникам Бетховена – они имеют возможность посетить целых четыре дома-музея великого композитора.
Говоря о музеях Вены, в первую очередь необходимо упомянуть величественный Шенбрунн – резиденцию австрийских императоров, изящную готическую церковь св. Стефана – такой же символ столицы Австрии, как Эйфелева башня – символ Парижа, музей графики – галерею Альбертина и, наконец, главный художественный музей Австрии – музей истории искусств (Kunsthistorische Museum).
Музей истории искусств
Основное здание музея, расположенное в центре города на площади Марии-Терезии, хранит коллекции, собранные за несколько веков австрийской династией Габсбургов. Среди них гордость музея — Картинная галерея, собрание скульптур и декоративного искусства, египетские, греческие и римские древности и нумизматический кабинет. Музей имеет филиалы — музей оружия, собрание костюмов и экипажей (расположенное в замке Шенбрунн), старинные музыкальные инструменты, произведения прикладного искусства и другие.
Пестрота собрания объясняется пестротой вкусов и пристрастий царствующих особ. Коллекционирование произведений искусства начал в XVI веке император Рудольф II. Но более всего музей обязан Великому герцогу Леопольду Вильгельму, коллекция которого стала ядром сегодняшней Картинной галереи. Будучи наместником Нидерландов в середине XVII века, Леопольд обогатил собрание Габсбургов шедеврами нидерландской живописи XV-XVII вв., а также произведениями итальянского (в основном венецианского) Ренессанса.
Художники итальянской школы представлены именами Антонелло да Мессина, Веронезе, Тинторетто, Корреджио, Караваджо, Сальватора Розы, Гвидо и других. Жемчужины итальянской коллекции — полотна Андреа Мантеньи, Рафаэля и Тициана.
Редкостной по богатству коллекцией представлена нидерландская школа. Венский музей располагает крупнейшим в мире собранием картин Питера Брейгеля Старшего. Оно насчитывает девять значительных полотен, среди которых прославленная «Зима» («Охотники на снегу»). В России этот шедевр особенно известен благодаря Андрею Тарковскому, который процитировал его дважды: в фильмах «Солярис» и «Зеркало».
В галерее выставлены произведения нидерландцев XV века — Яна Эйка, Рогира дер Вейдена, Иеронима Босха. В залах XVII века советуем обратить внимание на единственную в Австрии картину гениального голландского художника Вермеера Дельфтского. Вермеер оставил после себя очень мало полотен, так что немногие музеи могут похвастаться наличием в своей экспозиции его произведений. Два других голландца, Рембрандт и Рубенс, напротив, часто встречаются в российских и европейских музеях. Тем не менее два великолепных рембрандтовских портрета и знаменитая рубенсовская «Шубка» заслуживают того, чтобы перед ними остановиться.
Другие художественные школы представлены в музее не столь обширно, но не менее качественно. Любитель живописи наверняка задержится перед произведениями немецких живописцев Дюрера, Гольбейна, Альтдорфера и Кранаха, а также великого испанца Диего Веласкеса.
Бельгия
Бельгию можно без преувеличения считать музеем под открытым небом. Сохранившиеся в неприкосновенности исторические центры Антверпена и Гента, замершие в средневековье Лувен, Мехелен и особенно Брюгге заставляют забыть о современности и наслаждаться обаянием маленьких старинных городков.
Искусство любой страны особенно ярко предстает в ней самой, среди ее природы и культуры. Искусство фламандских художников с максимальной полнотой раскрывается на территории бывшей Фландрской области, в северной части Бельгии.
Живопись XV века – золотого века нидерландского изобразительного искусства – наиболее разнообразно представлена в музейных собраниях Антверпена, Брюгге, Гента и Брюсселя. Таинственный и величавый Ян Эйк, скорбный и торжественный Рогир дер Вейден, изысканный Ганс Мемлинг и другие художники североевропейской школы определяют лицо бельгийских музеев. Крупнейшими из них являются Королевский музей в Антверпене, Королевский музей в Брюсселе, Музей изящных искусств и Музей Ганса Мемлинга в Брюгге.
Музеи Антверпена
Для любителя живописи Антверпен прежде всего связан с именем великого Петера Пауля Рубенса. Рубенс прожил в Антверпене большую часть жизни. Одна из главных городских святынь Антверпена – домик Рубенса. Произведения Рубенса можно увидеть в знаменитейшем антверпенском храме – Соборе Богоматери (Onse Live Vraukerk) и во многих других церквах Антверпена, в том числе в церкви св. Иакова, где похоронен художник.
Среди многочисленных музеев Антверпена наибольший интерес представляют Королевский музей изящных искусств, Музей Майер ден Берг и музей Плантена-Моретуса.
Музей Майер ден Берг
В старинном особняке в центре города, в пяти минутах ходьбы от Собора Богоматери находится небольшой музей Майер ден Берг – один из самых интересных и богатых музеев Антверпена. Основную часть экспозиции музея составляют произведения прикладного искусства средневековья. Представлены также скульптура и живопись фламандских мастеров XIII-XVIII в.
Секрет обаяния музея – в особой камерности, интимности экспозиции. Интерьер стилизован под жилище состоятельного бюргера эпохи Возрождения. Гуляя по комнатам, посетитель встречает шедевры фламандских мастеров интерьера: гобелены и мебель, витражи и маленькие домашние алтари, образцы знаменитых брабантских кружев и восхитительные деревянные раскрашенные скульптуры. Гордость собрания – две картины великого фламандского художника XVI в. Питера Брейгеля Старшего: «Безумная Грета» и «Нидерландские пословицы».
Королевский музей изящных искусств
Крупнейшая картинная галерея города. Основу ее составляют картины, принадлежавшие некогда гильдии св. Луки – ассоциации художников, основанной в 1442 г. Гильдия распалась в 1773 г., после чего находившиеся в ее владении картины Рубенса, Иорданса и других знаменитых голландских мастеров XVI-XVII века перешли к музею. Часть коллекции была вывезена из Антверпена во время французской оккупации 1794-96 г.г., но после падения Наполеона вернулась в музей.
В 1841 году благодаря бесценному пожертвованию бывшего бургомистра Флорента Эртборна коллекция музея пополнилась полотнами так называемых «фламандских примитивистов» - представителей «золотого века» нидерландской живописи е Эйка, дер Вейдена, Ганса Мемлинга и работами других старинных мастеров, в том числе гения Итальянского Возрождения Антонелло да Мессина.
В музее представлены также бельгийские художники Нового времени, и среди них знаменитый Рене Магритт.
В отличие от большинства картинных галерей, залы Королевского музея различаются не номерами, а буквами. В зале Q расположены картины самых почитаемых мастеров нидерландской живописи XV века. Там можно увидеть два шедевра Яна е Эйка и знаменитый триптих Рогира е дер Вейдена «Семь таинств». В соседнем зале посетитель восхитится творениями Ганса Мемлинга. Еще один зал порадует прекрасной коллекцией картин знаменитого антверпенца XVI в. Квентина Массейса (бельгийцы называют его Metsys), а поклонники пышного XVII века, несомненно, проведут немало времени в залах Рубенса и Ван Дейка.
Испания
Мадрид. Музей Прадо
Музей Прадо, или, как его уважительно величают испанцы, «Museo del Prado» - крупнейшее художественное собрание Испании. Львиную долю его составляют королевские и церковные художественные коллекции. Это не случайно: несколько столетий искусство Испании занимало особое положение среди художественных школ Европы, развиваясь под непосредственным патронажем короны и церкви. Величайшие художники Испании Веласкес и Гойя были официальными придворными живописцами. Два испанских венценосца, Карлос I и Филипп II, были неизменными покровителями гениального итальянского художника Тициана, благодаря чему, кстати, Прадо ныне располагает прекрасным тициановским собранием.
Именно покровители великого итальянца и сыграли решающую роль в истории нынешнего музея Прадо. Карлос I, известный также под именем Карла V – императора Священной Римской империи, положил начало планомерному коллекционированию картин. Его наследник, король Филипп II, оставшийся в истории как жестокий и мрачный правитель, фанатичный католик, жестоко подавивший протестантскую оппозицию в подвластных ему голландских землях, оказался, как это часто бывает, еще большим ценителем искусства. Ему музей обязан бесценными приобретениями картин кисти фламандских мастеров. Именно живопись Фландрии, так сильно пострадавшей от «правой руки» Филиппа, «кровавого герцога» Альбы, более всего притягивала к себе короля: ее суровая эстетика, видимо, оказалась созвучной тяжелому характеру правителя.
Три художественные школы составляют славу музея Прадо: итальянская, фламандская и испанская.
Среди мастеров итальянской школы, представленных в музее, ведущая роль принадлежит протеже испанских королей – Тициану, а также Рафаэлю, которого испанский двор издавна считал величайшим мастером Италии. Так что заполучить в свое собрание полотно великого урбинца было для истинного коллекционера делом чести, и коллекция испанской короны не могла отставать от собраний грандов.
Жемчужины фламандского собрания — крупнейшая в мире коллекция картин гениального фламандского живописца Иеронима Босха, чья причудливая сумрачная фантазия заворожила Филиппа II. Он и приобрел эти шедевры для Эскориала – наследственного замка испанских королей. Лишь в XIX веке картины были перенесены в музей. Прадо располагает знаменитыми триптихами нидерландского мастера. Среди них прославленные «Сад наслаждений» и «Воз сена».
Визитной карточкой музея стало грандиозное полотно Питера Брейгеля Старшего «Триумф смерти». Еще два произведения фламандской школы принадлежит к ее лучшим образцам - «Снятие с креста» Рогира дер Вейдена и «Поклонение волхвов» Ганса Мемлинга.
И наконец, Прадо – крупнейший художественный музей Испании – располагает грандиозным собранием произведений испанской живописи. Три величайших мастера Испании – Эль Греко, Веласкес и Гойя – представлены в музее с максимальной полнотой.
Среди картин Веласкеса наибольшей популярностью пользуется «Семья Филиппа IV». Это не парадный, а скорее камерный портрет королевского семейства, где мастерски использована игра с зеркальным отражением модели. Включившись в эту игру, художник на заднем плане изобразил самого себя за мольбертом, и король, восхищенный искусством Веласкеса, позднее собственноручно пририсовал ему на грудь крест ордена Сант-Яго.
Через 250 лет Франсиско Гойя напишет семью другого короля – Карлоса IV, и этот портрет, где испанские Бурбоны торжественно выстроились перед зрителем, также станет гордостью музея Прадо. Коллекция Гойи в Прадо насчитывает почти три десятка полотен и охватывает все периоды творчества живописца. С двумя из них – знаменитой парой полотен «Одетая маха» и «Обнаженная маха» - предание связывает герцогиню Альба, правнучку «кровавого герцога», ставшую, согласно легенде, возлюбленной художника.
Небольшая, но очень качественная немецкая коллекция Прадо также не может не привлечь внимания знатока. «Хиты» собрания – четыре полотна Альбрехта Дюрера, в том числе один из трех широко известных автопортретов (два других находятся в парижском Лувре и в Старой Пинакотеке в Мюнхене).
Финляндия. Хельсинки
Финская национальная галерея. Музей Атенеум
Атенеум – ядро Финской национальной галереи. Изначально Атенеум мыслился как своего рода «храм искусств», где под одной крышей встречались бы искусства изящные и прикладные. В XIX веке Финляндия, воодушевленная движением национального подъема, охватившем многие страны Европы, видела в Атенеуме символ национального возрождения.
Здание Атенеума было торжественно открыто 18 ноября 1887 г. Оно с самого начала служило оплотом самым различным направлениям в искусстве. Ассоциация изящных искусств разместила там свои коллекции и школу рисунка. Здесь же располагались Финское общество ремесел и декоративного искусства, а также школа прикладного искусства. Отсюда – идея архитектора поместить на фронтоне в центре здания изображение богини искусств, увенчанной лавровым венком, которой поклоняются изящное и прикладное искусства.
Украшение Атенеума было поручено Теодору Хойеру – одному из самых значительных архитекторов Хельсинки. Вместе с ним работал Карл Энеас Сьостранд, которого называют «отцом финской скульптуры». Скульптурные портреты Браманте, Рафаэля и Фидия украшают фасад Атенеума. Вскоре в здании стало тесно. Музей Финского общества ремесел и декоративного искусства покинул Атенеум, вслед за ним переехал музей прикладного искусства (ныне располагающийся в собственном здании). Остались функционировать школы искусств и музей живописи и скульптуры. Начиная с 1990 г., музей этот стал ядром Финской национальной галереи.
Атенеум не ограничивает себя финским искусством. Уже один перечень художников, представленных в его экспозиции, внушает уважение: Марк Шагал, Амедео Модильяни, Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Франсиско Гойя, Эдгар Дега, Ле Корбюзье, Фернан Леже и другие европейские мастера украшают главный «храм искусств» Финляндии.
Небольшая, но очень хорошая экспозиция русских художников напоминает о том, что когда-то Финляндия была частью России, а ее искусство органично вливалось в палитру искусств многочисленных народов Российской империи. Среди полотен русских живописцев – картины Шишкина, Левитана, Николая Кузнецова, Поленова, а также Ильи Репина – финляндского старожила, оказавшегося в Финляндии во время Октябрьской революции и оставшегося там до конца дней.
И все же главное в Атенеуме – произведения художников Финляндии. Развитие финской живописи представлено в музее со всей возможной полнотой. Любитель живописи имеет увлекательную возможность наблюдать за тем, как постепенно менялись ориентиры финского искусства. Оно зарождается как подражание искусству западноевропейскому (особенно шведскому) в эпоху рококо и поразительно сближается с искусством русских символистов и экспрессионистов, достигнув рубежа XIX и XX вв.
Экспозиция финской живописи методично разделена на части согласно эпохам и стилевым направлениям. Первые залы – эпоха рококо и эра короля Густава – шведского просветителя. Далее следуют залы, посвященные романтизму и бидермайеру – так называют пришедшее на смену неистовствам романтизма художественное направление, процветавшее в североевропейской живописи 1820-30-х гг. Его специфически «буржуазный» характер культивирует семейный уют, радости частной жизни, домашние увлечения. Бидермайер сменяют национальный реализм, символизм, годы «чистой палитры» и экспрессионизм. Далее следует живопись 20-30-х, 40-50-х, 60-х гг. С искусством Финляндии последних тридцати лет знакомит Кьясма.
Все залы Атенеума по-своему интересны. Но на русского зрителя самое большое впечатление, вероятно, должны произвести работы художников, живших в эпоху русского «серебряного века». Среди них – жутковато-сказочные образы Хуго Симберга, будто навеянные стихами Блока о «болотных чертенятках» или ранним А.Н.Толстым, упоительный декаданс Вайно Бломштедта, мрачный урбанистический экспрессионизм Маркуса еosi. «Причесывающаяся женщина» Магнуса Энкеля вызывает в памяти «За туалетом» Зинаиды Серебряковой, а его же «Фантазия» и «Прогулка смерти» кажутся связанными с мотивами Сологуба.
Америка
Вашингтон
Самый известный музей в Вашингтоне – Смайтсон Институт. Он возник вследствие дара от Англичанина Джеймса Смайтсона, в 1846 году. Смайтсона – собрание многих различных учреждений, которые являются мировыми известными образцами искусства, историческими, и научными собраниями. Национальный Музей африканского Искусства был первым музеем в Соединенных Штатах, посвященных исключительно африканскому искусству. Национальный Музей Естествознания размещает многие из всемирных самых известных драгоценных камней, и национальный Музей американской Истории прослеживает развитие Соединенных Штатов через научные, технологические, и культурные выставки. Национальный Воздушный и Космический Музей имеет аэронавигационные выставки, которые включают первоначальный летательный аппарат, используемый братьями Райт и ртутную капсулу в который астронавт Джон Гленн облетел Землю.
Hirshhorn Музей и Сад Скульптуры содержат известные картины и скульптуры датированные 19-ым и 20-ым столетиями ,европейских и американских художников. Здание искусства и промышленности ,а так же свободная Галерея искусства представляют прекрасные собрания американского и азиатского творчества. Другая главная коллекция произведений искусства, национальная Галерея Портрета, находится в здании Смитсоновского Музея ,в отделении Американского Арта, который размещает американские картины, скульптуры, графику, искусство народа, и фотографии с 18-ого столетия до нашего времени. По прошествии времени, Смитсоновский музей прошел путь от так называемого чердака до места исследований и обучения.
Другие важные собрания шедевров творчества в Вашингтоне включают национальную Галерею Искусства, национальные главные художественные галереи, с главными собраниями европейских и американских картин; Дамбартонский Музей Дубов, и Византийского искусства демонстрирует коллекции пред Колумбовского и бразильского периодов; здание национального Музея, может посвятить вас в достижения американской архитектуры, строительства; и Музей Мемориала Холокоста Соединенных Штатов, предлагает историческую информацию о преследовании и убийстве Евреев в Европе в период Второй Мировой Войны. Есть также несколько почтенных частных учреждений, типа Коркорана Голлереи Искусства, открытого в 1880-ых годах посредством наследства банкира Уильяма В. Коркоран, и Phillips Собрание, открытое в 1921 году около кольца DuPont как первый современно-художественный музей города. Историческое Общество Вашингтона, округа Колумбия, расположен в особняке 19-ого столетия, построенном магнатом пива Кристианом Хееричом, единственное учреждение, посвященное исключительно сохранению и интерпретации богатой местной истории Вашингтона.
Нью-Йорк
Музей Метрополитен
В Нью-Йорке есть несколько крупных музеев, но Метрополитен (дословно название его переводится как Столичный музей искусства) – просто поражает своими размерами. С тротуара Пятой Авеню здание музея, с высокими колоннами и окнами, гигантской лестницей и фонтанами кажется дворцом императора.
Однако обширность и разнообразие экспозиции музея впечатляет гораздо сильнее. В коллекцию музея, основанного в 1870 году, входят предметы искусства из всех частей света, относящиеся ко всем историческим периодам – от Каменного века до нашего столетия.
Лучшее собрание американского искусства, подборка древнеегипетских памятников, уступающая только Египетскому музею в Каире, удивительная коллекция европейской живописи и скульптуры – все это создает Метрополитену репутацию одного из ведущих художественных музеев Западного полушария и всего мира.
Чтобы осмотреть музей, вам понадобится целый день, а то и два, и даже за это время едва ли удастся осмотреть коллекцию полностью.
Обширная экспозиция Метрополитена разбита на тематические разделы – по мировым цивилизациям и эпохам.
Искусство древнего мирапредставлено тремя разделами: искусствоДревнего Египта,Ближнего Востока (до арабского завоевания в 7 веке н.э.) и Античной коллекцией, включающей в себя экспонаты из Греции, Рима, Кипра, греческих и римских колоний.
Египетская коллекция музея состоит примерно из 36 тысяч предметов высокого художественного, исторического и культурного значения, временной разброс – от палеолита до римского периода. (300 тыс. лет до н.э. – 4 век н.э.). Больше половины экспонатов – результат 35-летней работы археологов музея в Египте, которая была начата в 1906 году. В настоящее время практически вся египетская коллекция доступна для обозрения в 40 галереях Метрополитена, экспонаты расположены в хронологическом порядке.
Наиболее интересные предметы отдела Египетского искусства – мастаба (гробница) Пернеба времен Древнего Царства (ок. 2450 г. до н.э.), коллекция деревянных моделей из гробницы Мекетре в Фивах (Среднее Царство, ок. 1990 г. до н.э.), драгоценности принцессы Сит-хатор-юнет 12-й Династии (ок. 1897-1797 гг. до н.э.), скульптурные портреты фараонов 12 Династии (ок. 1991-1783 гг. до н.э.), скульптуры женщины-фараона Хатшепсут 18-й Династии (ок. 1473-1458 гг. до н.э.).
Посмотрим повнимательнее на один из экспонатов отдела древнеегипетского искусства – Сфинкса, изображающего фараона Сенусерта III. Стоящий сфинкс в Древнем Египте символизировал победителя, а лежащий – стражника, охраняющего святыни – храмы, гробницы. Таким образом фараон в виде лежащего сфинкса должен был способствовать прежде всего безопасности страны. И не удивительно, что в этой роли выступает Сенусерт III, прославившийся как великий воин и правитель.
Эта фигура был вырезана из цельного блока гнейса из карьеров Нубии. Имя скульптора, придавшего камню такое жизнеподобие, неизвестно. Величественная сила львиного тела контрастирует с нахмуренным лбом и твердо сжатым ртом фараона. Удивительно, с каким искусством передана индивидуальность Сенусерта, в то время как других фараонов изображали в идеализированном, обобщенном виде. На его немолодом лице видны следы долгой и полной трудностей жизни.
Немаловажную часть экспозиции Музея Метрополитен представляет отдел искусства Древней Греции и Рима – одна из самых обширных коллекций западного полушария, посвященных античности. Здесь посетители могут видеть 35 тысяч предметов искусства, охватывающих период от Неолита до принятия христианства римским императором Константином.
Географически представлены не только собственно территории современных Греции и Италии, здесь есть предметы искусства из всех регионов, охваченных античной цивилизацией: Кипра и греческих колоний в Малой Азии, на Средиземном и Черном морях, территорий, куда распространялось влияние Римской империи. В этом отделе можно ознакомиться также с предметами догреческого искусства Греции и доримского искусства древней Италии.
В настоящее время в отделе искусства Древней Греции и Рима можно увидеть самые разнообразные экспонаты, от камей и красно- и чернофигурных ваз до прекрасных статуй выше человеческого роста, воплощенные во всех материалах, которые использовали древние художники: мрамор, известняк, терракота, бронза, золото, серебро, а также такие более редкие материалы как слоновая кость, металл, янтарь и дерево.
Один из экспонатов античной коллекции – курос (традиционная для древнегреческого искусства статуя юноши-атлета) – одна из самых ранних мраморных статуй этого типа, созданных в Аттике. Поза статуи – фронтальная постановка фигуры, левая нога выдвинута вперед, руки вытянуты вдоль тела – традиционная позиция для таких статуй, которая является развитием древнеегипетских традиций. На протяжении всего 6 века до н.э. греческие скульпторы следовали этому канону, воспроизводя в куросах обобщенные, почти абстрактные формы человеческого тела, без детального изображения анатомических деталей. Данная статуя служила памятником на могиле молодого афинского аристократа.
Коллекция отдела древнего Ближнего Востока охватывает как продолжительный временной период, так и обширную географическую территорию. Здесь представлены свыше 7 тысяч экспонатов, относящиеся к периоду от неолита (8 тыс. лет до н.э.) до арабского завоевания и распространения ислама в 651 году нашей эры. Посетители могут увидеть предметы искусства из Месопотамии, древнего Ирана, Сирии, Анатолии (современная Турция) и других стран региона, простирающегося от Черного и Каспийского морей на севере до Арабского полуострова на юге и от западного побережья Турции до реки Инд, которая находится на территории современных Пакистана и Индии.
Лучшие экспонаты коллекции, формировавшейся на протяжении почти ста лет, - это древние шумерские скульптуры, анатолийские фигурки из слоновой кости, бронзовые вещи из Ирана, изделия из золота и серебра, созданные в Бактрии (современный Афганистан и Туркменистан) в Бронзовом веке, уникальные золотые и еosition сосуды, относящиеся к Ахеменидскому, Парфянскому и Сасанидскому периоду истории древнего Ирана.
Однако настоящие «хиты» ближневосточной экспозиции – предметы искусства из древней Месопотамии: группа ассирийских рельефов, изображающих военные сцены и ритуалы, а также огромные статуи стражников из Северо-западного дворца Ашурназирпала II (883 – 859 гг. до н.э.) в Нимруде и чудесные фигурки из слоновой кости, служившие украшением этого дворца. Нельзя не упомянуть и коллекцию печатей, относящиеся к различным культурам древнего Ближнего Востока.
«Музе́й Се́кса» открыл свои двери 5 октября 2002 на углу Пятой Авеню и 27-ой Улицы в городе Нью-Йорке (США), под сокращённым названием «MoSex» (что созвучно с фразой: «Больше секса»). Экспозиция музея рассказывает о развитии и изменении сексуальной культуры в Америке. В настоящее время «Музей Секса» имеет семь постояннодействующих выставок и три веб-проекта онлайн.
Основатель и руководитель «Музея Секса» — Дэниела Глака (Daniel Gluck). Загоревшись идеей создания такого учреждения она полностью посвятила себя исследованию истории, развития и культурного значения человеческой сексуальности. В соответствии с этой идеей, музей стремится к открытости в обсуждениях вопросов о сексе, предоставляя публике последние достижения и открытия современной науки. «Музей Секса» собирает свои экспонаты по всему миру. Частная коллекция пополняется материалами с различных континентов и о разнообразных культурах, демонстрирует различные периоды времени. Сотрудники собирают, хранят и анализируют материалы СМИ, коллекции рисунков и картин, фотографии, кинофильмы и видеозаписи, древние экспонаты и новые технологии.
Являясь одним из центров сексуального образования, музей имеет разнообразную программу мероприятий, включая театрализованные представления, лекции и семинары. Посетители могут посетить и электронный магазин музея, который предлагает богатый ассортимент сексуально-эротических товаров и игрушек.
Но не все могут посетить «Музей Секса». Желающему увидеть его экспонаты должно быть не менее 18 лет.