Картинная галерея, Дрезден

ФРАНС СНЕЙДЕРС

(1579—1657)

Франса Снейдерса называют «Ру­бенсом натюрморта», настолько ярок его вклад в традицию это­го жанра фламандской живописи. В знаменитой серии «лавок» — «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка», «Натюрморт с лебедем» (1613— 1620 гг.) и другие полотна — худож­ник изобразил столы, переполнен­ные всевозможной снедью, чаше всего дичью или рыбой. Трофеи охотников и рыболовов неисчисли­мы и разнообразны: здесь и павлин, и тюлень, и черепаха. Казалось бы, груды мёртвых тушек должны созда­вать гнетущее настроение, но Снейдерс всеми силами старается этого избежать. Располагая дары природы в неожиданных сочетаниях и при резком освещении, показывая мно­гообразие фактур и красок (сереб­ристая рыбья чешуя, упругое пё­строе оперение птиц, мягкий мех

зверей), художник напоминает не о смерти, а об отшумевшей жизни. Не следует слишком доверять этой картине изобилия — реальный быт того времени был значительно более скромным. Перед зрителем

воплощение духа старой доброй Фландрии, любви её народа к зем­ным дарам и простодушной мечты о благодатной Стране бездельни­ков, где жареные куропатки влета­ют в рот всем желающим.

Картинная галерея, Дрезден - student2.ru

Франс Снейдерс. Рыбная лавка. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

.

Картинная галерея, Дрезден - student2.ru

Ян Фейт.

Натюрморт с собакой.

Прадо, Мадрид.

Манера Яна Фейта (1611—1661) более изысканна, чем у его учителя Снейдерса. Подчёркнуто скромные по композиции и размерам произведения Фейта интересны гармонией сдержанного света, тонких оттенков коричневых, зеленоватых и светло-серых тонов. Эта несравненная чуткость живописца сближает его с голландскими мастерами.

Йорданс был плодовитым и пре­успевающим мастером. К нему обра­щались с заказами короли Англии и Швеции. Однако признание явно не пошло ему на пользу как худож­нику — в последние десятилетия жизни из-под его кисти выходили однообразные, почти ремесленного уровня картины.

АДРИАН БРАУВЕР

(1605 или 1606—1638)

Адриан Браувер был сыном живо­писца-протестанта из фламандско­го городка Ауденарде. В 1621 г. он переселился в голландский город Харлем, где сначала учился худо­жественному ремеслу у портретиста Франса Халса, а с 1627 г. стал рабо­тать самостоятельно. В 1631 г. он переехал в Антверпен и был принят в гильдию Святого Луки.

Завсегдатай питейных заведений, вечный несостоятельный должник, Браувер часто расплачивался свои-

ми работами с трактирщиками и кредиторами. Он создал множество картин и рисунков. Его высоко це­нил Рубенс, обычно скупой на по­хвалы собратьям-художникам.

Вначале творчество Браувера не выходило за границы популяр­ного в Нидерландах комического жанра. Картинам голландского пе­риода (например, «Праздник убоя свиней») свойственны грубоватая весёлость и пестрота красок. Иным настроением отличаются полотна 30-х гг. XVII в. В этот период геро­ями Браувера вместо благодушных увальней-селян всё чаще станови­лись теряющие человеческий облик обитатели городского дна. Они гло­тают омерзительные снадобья, мор­щатся от дурного запаха, корчатся под ножом доморощенных хирур­гов («Горькое лекарство», «Неприят­ные отцовские обязанности», «Опе­рация на плече»). А если веселятся, то нарочито и бессмысленно, как завсегдатаи притона в картине «Курильщики» (1636—1638 гг.) —

Картинная галерея, Дрезден - student2.ru

Адриан Браувер.

Наши рекомендации