Занятие 1. Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»).

Оглавление

Введение. 2

Занятие 1. Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»). 3

Занятие 2. Тема: «Волшебные пятна». 4

Занятие 3. Тема: «Забавные линии». 5

Занятие 4. Тема: «Чудо-остров Тру-ля-ля». 5

Занятие 5. Тема: «Терем-теремок, кто в тереме живет?». 7

Занятие 6. Тема: «Смешные нелепицы». 7

Занятие 7. Тема: «Помоги мастеру сделать игрушку». 8

Занятие 8. Тема: «Зайчик и козлик». 9

Занятие 9. Тема: «Корова и радуга». 10

Занятие 10. Тема: «Как цыплята солнышко вернули». 11

Введение

В дошкольном возрасте у детей формируется один из важнейших психических процессов — воображение, способность создавать на основе опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия. Развитие воображения требует накопления определенного опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации, умения представлять возможные изменения действительности.

В процессе целенаправленного обучения и воспитания создаваемые детьми образы становятся более яркими, полными, детализированными. Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры, введение творческих элементов в предметно-практические занятия с детьми, а также выполнение специальных творческих заданий при обучении детей рассказыванию (пересказ сказки с элементами собственного творчества, рассказывание по картинке с выходом за пределы изображенного, продолжение ребенком неоконченного рассказа, составление творческого рассказа на заданную тему и др.). Речевые творческие задания, учитывая тесную связь воображения и речи, способствуют как формированию связной речи ребенка, так и воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения.

Воссоздающее воображение — это создание наглядного образа по словесному описанию предмета, явления, события. Образы воссоздающего воображения опираются на имеющиеся у человека представления и знания. Через них человек познает природу вещей и явлений окружающей действительности, в данный момент не воздействующих на его органы чувств.

Творческое воображение заключается в создании каких-либо образов, представлений и т.д., которых нет в окружающей человека действительности. Работа творческого воображения предполагает преднамеренное, целенаправленное преобразование представлений памяти и самостоятельное создание новых образов.

Воссоздающее и творческое воображение, творческие способности ребенка имеют очень важное значение для успешного обучения его в школе. В процессе усвоения знаний возникает необходимость создавать представления о том, с чем дети ранее не встречались (например, при чтении художественной литературы, изучении истории и др.)- В свою очередь, такие виды деятельности, как конструирование, составление геометрических задач, написание сочинений и др., также связаны со способностью к творческому воображению.

Развитие детского воображения невозможно без развития речи, которая является мощным фактором развития воображения, т.к. она способствует формированию у ребенка представлений о предметах, которых он не видит, но мыслит о них. На это обращал особое внимание выдающийся отечественный ученый — психолог и педагог Л. С. Выготский. «При помощи речи, — писал он, — ребенок может освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их предел. Ребенок может выразить словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов и соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами».

Непосредственная связь развития воображения и речи подтверждается тем, что у детей с нарушениями речи отмечается слабость процессов воображения, недостаточность и быстрая истощаемость комбинаторных функций.

Предлагаемое наглядно-дидактическое пособие предназначено для развивающих занятий, цель которых — формирование воссоздающего и творческого воображения и обучение рассказыванию старших дошкольников с недоразвитием речи. В пособии представлены адаптированные для данной категории детей виды творческих заданий, тексты для прослушивания и пересказа и оригинальный наглядный иллюстративный материал к ним. В пособие включены также серии сюжетных картинок для составления рассказов с элементами творчества. Представленные в пособии различные задания творческого характера и речевые упражнения направлены на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей. Методический материал может быть с успехом использован и для работы с детьми, не имеющими нарушений речи.

Наглядно-дидактический материал (далее — Альбом) рекомендуется использовать в сочетании с наглядно-дидактическим пособием «Наши дети учатся рассказывать» (АРКТИ, 2002), а также в качестве приложения к учебно-методическому пособию: Глухое В. П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.

Пособие может быть адресовано педагогам коррекционных и массовых групп дошкольных образовательных учреждений, педагогам и логопедам общеобразовательной школы, а также родителям (для работы с детьми в домашних условиях).

Оглавление

Введение. 2

Занятие 1. Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»). 3

Занятие 2. Тема: «Волшебные пятна». 4

Занятие 3. Тема: «Забавные линии». 5

Занятие 4. Тема: «Чудо-остров Тру-ля-ля». 5

Занятие 5. Тема: «Терем-теремок, кто в тереме живет?». 7

Занятие 6. Тема: «Смешные нелепицы». 7

Занятие 7. Тема: «Помоги мастеру сделать игрушку». 8

Занятие 8. Тема: «Зайчик и козлик». 9

Занятие 9. Тема: «Корова и радуга». 10

Занятие 10. Тема: «Как цыплята солнышко вернули». 11

Введение

В дошкольном возрасте у детей формируется один из важнейших психических процессов — воображение, способность создавать на основе опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия. Развитие воображения требует накопления определенного опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации, умения представлять возможные изменения действительности.

В процессе целенаправленного обучения и воспитания создаваемые детьми образы становятся более яркими, полными, детализированными. Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры, введение творческих элементов в предметно-практические занятия с детьми, а также выполнение специальных творческих заданий при обучении детей рассказыванию (пересказ сказки с элементами собственного творчества, рассказывание по картинке с выходом за пределы изображенного, продолжение ребенком неоконченного рассказа, составление творческого рассказа на заданную тему и др.). Речевые творческие задания, учитывая тесную связь воображения и речи, способствуют как формированию связной речи ребенка, так и воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения.

Воссоздающее воображение — это создание наглядного образа по словесному описанию предмета, явления, события. Образы воссоздающего воображения опираются на имеющиеся у человека представления и знания. Через них человек познает природу вещей и явлений окружающей действительности, в данный момент не воздействующих на его органы чувств.

Творческое воображение заключается в создании каких-либо образов, представлений и т.д., которых нет в окружающей человека действительности. Работа творческого воображения предполагает преднамеренное, целенаправленное преобразование представлений памяти и самостоятельное создание новых образов.

Воссоздающее и творческое воображение, творческие способности ребенка имеют очень важное значение для успешного обучения его в школе. В процессе усвоения знаний возникает необходимость создавать представления о том, с чем дети ранее не встречались (например, при чтении художественной литературы, изучении истории и др.)- В свою очередь, такие виды деятельности, как конструирование, составление геометрических задач, написание сочинений и др., также связаны со способностью к творческому воображению.

Развитие детского воображения невозможно без развития речи, которая является мощным фактором развития воображения, т.к. она способствует формированию у ребенка представлений о предметах, которых он не видит, но мыслит о них. На это обращал особое внимание выдающийся отечественный ученый — психолог и педагог Л. С. Выготский. «При помощи речи, — писал он, — ребенок может освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их предел. Ребенок может выразить словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов и соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами».

Непосредственная связь развития воображения и речи подтверждается тем, что у детей с нарушениями речи отмечается слабость процессов воображения, недостаточность и быстрая истощаемость комбинаторных функций.

Предлагаемое наглядно-дидактическое пособие предназначено для развивающих занятий, цель которых — формирование воссоздающего и творческого воображения и обучение рассказыванию старших дошкольников с недоразвитием речи. В пособии представлены адаптированные для данной категории детей виды творческих заданий, тексты для прослушивания и пересказа и оригинальный наглядный иллюстративный материал к ним. В пособие включены также серии сюжетных картинок для составления рассказов с элементами творчества. Представленные в пособии различные задания творческого характера и речевые упражнения направлены на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей. Методический материал может быть с успехом использован и для работы с детьми, не имеющими нарушений речи.

Наглядно-дидактический материал (далее — Альбом) рекомендуется использовать в сочетании с наглядно-дидактическим пособием «Наши дети учатся рассказывать» (АРКТИ, 2002), а также в качестве приложения к учебно-методическому пособию: Глухое В. П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.

Пособие может быть адресовано педагогам коррекционных и массовых групп дошкольных образовательных учреждений, педагогам и логопедам общеобразовательной школы, а также родителям (для работы с детьми в домашних условиях).

Занятие 1. Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»).

Цель: развитие творческих способностей ребенка в предметной конструктивной и речевой деятельности.

Основные задачи:

1. развитие воссоздающего и творческого воображения;

2. формирование навыков творческого моделирования предметов на основе развития комбинаторных способностей (создание новых образов на основе исходного изображения и отдельных деталей);

3. развитие пространственных представлений и навыков целенаправленного зрительного восприятия;

4. формирование навыков связной описательной речи на основе обучения рассказыванию.

Задания, выполняемые детьми

Рассмотри внимательно эту игрушку (плюшевый мишка) и детали различных предметов на разрезных картинках (см.Альбом, с. 3).

Измени игрушку так, чтобы с ней было интереснее играть, используя эти детали (см.Приложение 1 с разрезными картинками).

Расскажи, как ребята будут играть с твоей игрушкой. Почему играть с ней интереснее, чем с обычным мишкой?

Посмотри на этого смешного лягушонка (Альбом, с. 3). Придумай, как ты изменишь игрушку, чтобы с ней было интереснее играть.

Ход занятия

Рассмотреть и вырезать «комплектующие» детали предметов для создания новой игрушки.

Рассмотреть игрушку (мишку, лягушонка).

Выполнить первичную комбинацию образов — наложение деталей без приклеивания.

Составление короткого рассказа-описания.

Еще раз изменить игрушку, используя другие детали, и описать словами свои действия.

В Альбоме (с помощью наклеивания тех или иных деталей) выполняется наиболее интересный и понравившийся ребенку вариант.

Повторное составление рассказа-описания получившейся игрушки. (Рассказ записывается ребенком или родителями под аппликацией.)

Вопросы-указания:

— Скажи, что за игрушка у тебя получилась. Как ее зовут? Кто это?

— Чем твоя игрушка отличается от обычного мишки (лягушонка)? Что в ней особенного?

— Для чего игрушке надо было добавить выбранные тобою детали?

— Как с ней можно играть? В каких играх использовать?

Наши рекомендации