Занятие 1. Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»).
Оглавление
Введение. 2
Занятие 1. Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»). 3
Занятие 2. Тема: «Волшебные пятна». 4
Занятие 3. Тема: «Забавные линии». 5
Занятие 4. Тема: «Чудо-остров Тру-ля-ля». 5
Занятие 5. Тема: «Терем-теремок, кто в тереме живет?». 7
Занятие 6. Тема: «Смешные нелепицы». 7
Занятие 7. Тема: «Помоги мастеру сделать игрушку». 8
Занятие 8. Тема: «Зайчик и козлик». 9
Занятие 9. Тема: «Корова и радуга». 10
Занятие 10. Тема: «Как цыплята солнышко вернули». 11
Введение
В дошкольном возрасте у детей формируется один из важнейших психических процессов — воображение, способность создавать на основе опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия. Развитие воображения требует накопления определенного опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации, умения представлять возможные изменения действительности.
В процессе целенаправленного обучения и воспитания создаваемые детьми образы становятся более яркими, полными, детализированными. Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры, введение творческих элементов в предметно-практические занятия с детьми, а также выполнение специальных творческих заданий при обучении детей рассказыванию (пересказ сказки с элементами собственного творчества, рассказывание по картинке с выходом за пределы изображенного, продолжение ребенком неоконченного рассказа, составление творческого рассказа на заданную тему и др.). Речевые творческие задания, учитывая тесную связь воображения и речи, способствуют как формированию связной речи ребенка, так и воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения.
Воссоздающее воображение — это создание наглядного образа по словесному описанию предмета, явления, события. Образы воссоздающего воображения опираются на имеющиеся у человека представления и знания. Через них человек познает природу вещей и явлений окружающей действительности, в данный момент не воздействующих на его органы чувств.
Творческое воображение заключается в создании каких-либо образов, представлений и т.д., которых нет в окружающей человека действительности. Работа творческого воображения предполагает преднамеренное, целенаправленное преобразование представлений памяти и самостоятельное создание новых образов.
Воссоздающее и творческое воображение, творческие способности ребенка имеют очень важное значение для успешного обучения его в школе. В процессе усвоения знаний возникает необходимость создавать представления о том, с чем дети ранее не встречались (например, при чтении художественной литературы, изучении истории и др.)- В свою очередь, такие виды деятельности, как конструирование, составление геометрических задач, написание сочинений и др., также связаны со способностью к творческому воображению.
Развитие детского воображения невозможно без развития речи, которая является мощным фактором развития воображения, т.к. она способствует формированию у ребенка представлений о предметах, которых он не видит, но мыслит о них. На это обращал особое внимание выдающийся отечественный ученый — психолог и педагог Л. С. Выготский. «При помощи речи, — писал он, — ребенок может освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их предел. Ребенок может выразить словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов и соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами».
Непосредственная связь развития воображения и речи подтверждается тем, что у детей с нарушениями речи отмечается слабость процессов воображения, недостаточность и быстрая истощаемость комбинаторных функций.
Предлагаемое наглядно-дидактическое пособие предназначено для развивающих занятий, цель которых — формирование воссоздающего и творческого воображения и обучение рассказыванию старших дошкольников с недоразвитием речи. В пособии представлены адаптированные для данной категории детей виды творческих заданий, тексты для прослушивания и пересказа и оригинальный наглядный иллюстративный материал к ним. В пособие включены также серии сюжетных картинок для составления рассказов с элементами творчества. Представленные в пособии различные задания творческого характера и речевые упражнения направлены на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей. Методический материал может быть с успехом использован и для работы с детьми, не имеющими нарушений речи.
Наглядно-дидактический материал (далее — Альбом) рекомендуется использовать в сочетании с наглядно-дидактическим пособием «Наши дети учатся рассказывать» (АРКТИ, 2002), а также в качестве приложения к учебно-методическому пособию: Глухое В. П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.
Пособие может быть адресовано педагогам коррекционных и массовых групп дошкольных образовательных учреждений, педагогам и логопедам общеобразовательной школы, а также родителям (для работы с детьми в домашних условиях).
Оглавление
Введение. 2
Занятие 1. Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»). 3
Занятие 2. Тема: «Волшебные пятна». 4
Занятие 3. Тема: «Забавные линии». 5
Занятие 4. Тема: «Чудо-остров Тру-ля-ля». 5
Занятие 5. Тема: «Терем-теремок, кто в тереме живет?». 7
Занятие 6. Тема: «Смешные нелепицы». 7
Занятие 7. Тема: «Помоги мастеру сделать игрушку». 8
Занятие 8. Тема: «Зайчик и козлик». 9
Занятие 9. Тема: «Корова и радуга». 10
Занятие 10. Тема: «Как цыплята солнышко вернули». 11
Введение
В дошкольном возрасте у детей формируется один из важнейших психических процессов — воображение, способность создавать на основе опыта новые представления, позволяющие планировать будущие действия. Развитие воображения требует накопления определенного опыта и выработки умения мысленно объединять образы в новые сочетания и комбинации, умения представлять возможные изменения действительности.
В процессе целенаправленного обучения и воспитания создаваемые детьми образы становятся более яркими, полными, детализированными. Особое значение для развития процесса воображения имеют сюжетно-ролевые игры, введение творческих элементов в предметно-практические занятия с детьми, а также выполнение специальных творческих заданий при обучении детей рассказыванию (пересказ сказки с элементами собственного творчества, рассказывание по картинке с выходом за пределы изображенного, продолжение ребенком неоконченного рассказа, составление творческого рассказа на заданную тему и др.). Речевые творческие задания, учитывая тесную связь воображения и речи, способствуют как формированию связной речи ребенка, так и воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения.
Воссоздающее воображение — это создание наглядного образа по словесному описанию предмета, явления, события. Образы воссоздающего воображения опираются на имеющиеся у человека представления и знания. Через них человек познает природу вещей и явлений окружающей действительности, в данный момент не воздействующих на его органы чувств.
Творческое воображение заключается в создании каких-либо образов, представлений и т.д., которых нет в окружающей человека действительности. Работа творческого воображения предполагает преднамеренное, целенаправленное преобразование представлений памяти и самостоятельное создание новых образов.
Воссоздающее и творческое воображение, творческие способности ребенка имеют очень важное значение для успешного обучения его в школе. В процессе усвоения знаний возникает необходимость создавать представления о том, с чем дети ранее не встречались (например, при чтении художественной литературы, изучении истории и др.)- В свою очередь, такие виды деятельности, как конструирование, составление геометрических задач, написание сочинений и др., также связаны со способностью к творческому воображению.
Развитие детского воображения невозможно без развития речи, которая является мощным фактором развития воображения, т.к. она способствует формированию у ребенка представлений о предметах, которых он не видит, но мыслит о них. На это обращал особое внимание выдающийся отечественный ученый — психолог и педагог Л. С. Выготский. «При помощи речи, — писал он, — ребенок может освободиться от власти непосредственных впечатлений, выйдя за их предел. Ребенок может выразить словами и то, что не совпадает с точным сочетанием реальных предметов и соответствующих представлений. Это дает ребенку возможность чрезвычайно свободно обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами».
Непосредственная связь развития воображения и речи подтверждается тем, что у детей с нарушениями речи отмечается слабость процессов воображения, недостаточность и быстрая истощаемость комбинаторных функций.
Предлагаемое наглядно-дидактическое пособие предназначено для развивающих занятий, цель которых — формирование воссоздающего и творческого воображения и обучение рассказыванию старших дошкольников с недоразвитием речи. В пособии представлены адаптированные для данной категории детей виды творческих заданий, тексты для прослушивания и пересказа и оригинальный наглядный иллюстративный материал к ним. В пособие включены также серии сюжетных картинок для составления рассказов с элементами творчества. Представленные в пособии различные задания творческого характера и речевые упражнения направлены на развитие восприятия, памяти, воображения и словесного творчества детей. Методический материал может быть с успехом использован и для работы с детьми, не имеющими нарушений речи.
Наглядно-дидактический материал (далее — Альбом) рекомендуется использовать в сочетании с наглядно-дидактическим пособием «Наши дети учатся рассказывать» (АРКТИ, 2002), а также в качестве приложения к учебно-методическому пособию: Глухое В. П.Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.
Пособие может быть адресовано педагогам коррекционных и массовых групп дошкольных образовательных учреждений, педагогам и логопедам общеобразовательной школы, а также родителям (для работы с детьми в домашних условиях).
Занятие 1. Тема: «Моя собственная игрушка» («Создай свою игрушку»).
Цель: развитие творческих способностей ребенка в предметной конструктивной и речевой деятельности.
Основные задачи:
1. развитие воссоздающего и творческого воображения;
2. формирование навыков творческого моделирования предметов на основе развития комбинаторных способностей (создание новых образов на основе исходного изображения и отдельных деталей);
3. развитие пространственных представлений и навыков целенаправленного зрительного восприятия;
4. формирование навыков связной описательной речи на основе обучения рассказыванию.
Задания, выполняемые детьми
Рассмотри внимательно эту игрушку (плюшевый мишка) и детали различных предметов на разрезных картинках (см.Альбом, с. 3).
Измени игрушку так, чтобы с ней было интереснее играть, используя эти детали (см.Приложение 1 с разрезными картинками).
Расскажи, как ребята будут играть с твоей игрушкой. Почему играть с ней интереснее, чем с обычным мишкой?
Посмотри на этого смешного лягушонка (Альбом, с. 3). Придумай, как ты изменишь игрушку, чтобы с ней было интереснее играть.
Ход занятия
Рассмотреть и вырезать «комплектующие» детали предметов для создания новой игрушки.
Рассмотреть игрушку (мишку, лягушонка).
Выполнить первичную комбинацию образов — наложение деталей без приклеивания.
Составление короткого рассказа-описания.
Еще раз изменить игрушку, используя другие детали, и описать словами свои действия.
В Альбоме (с помощью наклеивания тех или иных деталей) выполняется наиболее интересный и понравившийся ребенку вариант.
Повторное составление рассказа-описания получившейся игрушки. (Рассказ записывается ребенком или родителями под аппликацией.)
Вопросы-указания:
— Скажи, что за игрушка у тебя получилась. Как ее зовут? Кто это?
— Чем твоя игрушка отличается от обычного мишки (лягушонка)? Что в ней особенного?
— Для чего игрушке надо было добавить выбранные тобою детали?
— Как с ней можно играть? В каких играх использовать?