Практический курс рунического искусства
ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС РУНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
ПРЕДИСЛОВИЕ
Приступая к этой работе, авторы поставили перед собой весьма непростую задачу: создать книгу, предназначенную для последовательного освоения начал рунического Искусства. Памятуя о мудрости Срединного Пути, авторы стремились, с одной стороны, не перегружать книгу отступлениями в область языческой мифологии и теоретической магии и, по возможности, усилили именно практические, прикладные аспекты рунического Искусства, а с другой стороны — постарались не опуститься до уровня распространенных (увы) ныне «учебников по магии», полностью оторванных как от магической реальности, так и от традиционных корней волшебства. Насколько это удалось авторам — судить критикам и читателям.
Материалы книги расположены в той последовательности, которая наиболее удобна для постепенного вхождения в мир рунической магии; там, где это представляется необходимым, материалы сопровождаются практическими рекомендациями, которые призваны подсказать читателю верное направление самостоятельной работы. И содержание тем, и их последовательность были отработаны при чтении лекций и проведении занятий по традиционной европейской магии в Москве в 1995–1998 годах. В целом же подчеркнем, что эта книга является именно практическим курсом, и именно так следует ее воспринимать и соответствующим образом с ней работать.
Антон Платов,
Алекс ван Дарт,
Вышгород-на-Яхроме,
Осеннее Равноденствие 1998 года
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Тема 4. Руническое письмо
Руническое письмо само по себе традиционно почитается искусством, и искусством непростым. С использования рунических знаков на письме мы и начнем непосредственное знакомство с применением рун в Традиции.
Руническое письмо относится к группе алфавитных письменностей, т. е. таких письменностей, в которых каждый знак передает некоторый звук. Звуковые соответствия рун трех основных (для данной книги) рунических рядов — Старшего (Футарка), раннего нортумбрийского (англо-саксонского) и западно-славянского (вендского) — приводятся на рисунке.
Руническое письмо имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от привычного нам кириллического или латинского письма. Эти особенности мы сейчас и рассмотрим.
Прежде всего следует сказать, что руническое письмо допускает следование знаков как слева направо (правое письмо), так и справа налево (левое письмо). При этом руны всегда разворачиваются по направлению следования знаков; таким образом, при правом письме руны будут иметь привычный нам вид, но при письме левом они будут зеркально отраженными. Такие «перевернутые» руны называют иногда вэнд-рунами. Это может показаться необычным, но традиция разворачивать руны по направлению письма имеет большой магический смысл — при этом руны всегда смотрят вперед по ходу надписи.
Другой особенностью рунического письма является широкое использование так называемого бустрофедона в длинных надписях, что также резко отличает руническое письмо от современного. При письме бустрофедоном вся надпись, какую бы длину она не имела, оказывается выполненной одной строкой — ив этом также есть определенный магический смысл. Достигается сохранение неразрывности надписи одним из двух способов. Первый из них (бустрофедон в собственном смысле слова) состоит в том, что надпись, дойдя до края отведенного для нее пространства, разворачивается и, не прерываясь, идет обратно «вверх ногами». Такой бустрофедон, как и обычные однострочные надписи, может быть, разумеется, как левым, так и правым. Второй способ заключается в чередовании правого и левого письма таким образом, что надпись идет, например, правым письмом от левого края к правому, а в следующей строке разворачивается и идет обратно уже левым письмом и т. д.
Нужно отметить и отсутствие пробелов в руническом письме. В большинстве случаев вся надпись выполняется слитно, без разбивки на слова. В некоторых случаях отдельные предложения или смысловые части надписи при необходимости разделяются специальными знаками, представляющими собой одну или несколько точек.
В процессе развития рунического Искусства жрецами и магами было разработано немало специальных систем рунического письма, применявшихся в качестве тайнописи, в магических целях или просто для сокращения пространства, занимаемого надписью. Расшифровать надпись, сделанную рунами в одной из подобных систем, не владея ключом к ней или, по меньшей мере, не зная приблизительно ее содержания, очень непросто.
Одним из результатов подобных экспериментов магов стала традиция использования вязаных рун, т. е. написания двух или нескольких рун таким образом, чтобы определенные их элементы (как правило, вертикальная черта) совпадали. Например, в оригинале надписи на камне Водурида использованы совмещенные руны, несущие звуки da и ha .
Неприятная сторона этой традиции заключается в том, что даже в простейших вариантах некоторые знаки могут быть прочитаны двояко (например, wR и rR записываются одним знаком), не говоря уже о том, что порядок следования звуков почти всегда неустановим (например, aR =Ra , wR =Rw , ne =en и т. д.).
Довольно часто маги, работающие в технике вязаных рун, не ограничивались простыми комбинациями из пары рун. В таких случаях возникали рунические надписи, каждый знак которых представляет собой вязь из нескольких рун. Чтение таких рунических текстов весьма затруднительно; часто их авторы и не стремились сохранить «читаемость» надписи — для магического воздействия это совершенно не существенно. Примером такой вязи может послужить надпись на Валаамском камне, однозначная дешифровка которой вряд ли возможна.
Другой техникой рунической тайнописи является применение зеркальных рун, то есть рун. симметрично удвоенных относительно горизонтальной или вертикальной оси (стержня).
Зеркальные руны, надо сказать, применялись не только как средство простейшей тайнописи, но и как способ усиления магического воздействия. Считается, и, вероятно, не безосновательно, что руна, начертанная дважды или трижды, действует эффективнее, нежели одиночная, а надпись, выполненная зеркальными рунами, оказывается, как нетрудно заметить, начертанной дважды.
Отметим, что обе описанные техники могут применяться одновременно, и знаки таких надписей совершенно неудобочитаемы для непосвященного. Вместе с тем такой подход позволяет создавать емкие активные (в магическом смысле) комбинации рун — например, зашифровывать в одном знаке рунические сакральные слова, речь о которых пойдет при рассмотрении соответствующей темы.
Из средневековых трактатов и древних надписей нам известно и несколько других ехник рунической тайнописи, основанных на совершенно иных принципах. Большинство из них использует замену руны двумя совмещенными символами (двумя совмещенными группами символов), передающими номер атта, которому принадлежит руна, и номер самой руны в этом атте. Так, классическая техника, называемая в трактатах «Хагахрун», использует замену каждой руны на вертикальный стержень с отходящими от него ветвями. Левые ветви при этом означают номер атта, правые — номер руны в атте.
Наконец, нужно упомянуть и о том, что во многих надписях, в том числе выполненных Младшими рунами, встречается — помимо всего прочего — употребление Старших рун Футарка в качестве идеографических символов.
Так, например, в Стентофленской надписи есть строка, переводимая как:
«Хатуволафор дал…» и замыкаемая руной
, Йер. Здесь старшая руна Йер должна читаться не как звук j , но как понятие — «урожай», «урожайный год». Аналогичным образом в Валаамской надписи, упомянутой выше, употреблена, согласно дешифровке Е. Лазарева, старшая руна Перт.
* * *
Рекомендуемая практика
Изучение данной темы, должно сопровождаться практикой рунического письма.
Причем, поскольку сами руны являются не просто алфавитом, но набором магических символов, то и практика такая является не просто упражнениями в начертании рун.
Рекомендуется попрактиковаться во всех описанных выше способах рунического письма (левое и правое, бустрофедон и т. д.), используя разные рунические ряды. При этом следует помнить, что германские руны (Футарк, нортумбрийский ряд и т. д.) предназначены для записи германской речи; славянская же речь должна записываться славянскими рунами. Для практики в письме германскими рунами можно использовать просто перечень знаков соответствующего ряда (Футарка, например) или какие-либо тексты на германских языках (хотя бы современных). Можно также использовать известные древние тексты. В качестве примера мы приведем здесь несколько фрагментов песен Старшей Эдды на языке оригинала (древне-исландский) с русским переводом:
Следует помнить, что запись текстов рунами — уже сама по себе магическая практика. Мы можем рекомендовать читателям попытаться оценить собственные ощущения и ассоциации при написании текстов разными способами и разными рунами: возможно, эти ощущения окажутся интересными, а их анализ — небесполезным в отношении освоения рунического Искусства.
Тема 5. Имена рун.
Старший Футарк
Все руны имеют имена, по мере возможностей языка отражающие их внутреннюю сущность. Сейчас мы владеем именами ранних и поздних англо-саксонских и средних скандинавских рун; самые поздние скандинавские руны, ставшие просто алфавитом, имен не имели. Таким образом, мы располагаем различными вариантами имен, но самое главное — имена рун Футарка, исходного истинно магического строя — до нас не дошли. Сейчас в периодике публикуется немало статей, посвященных рунической магии; описывается в них, как правило, именно Футарк, но имена, которые авторы ставят в соответствие рунам Футарка, не подлинные. Это лишь средневековая реконструкция, истинные же имена этих рун нам, к сожалению, неизвестны. Впрочем, насколько мы можем судить, существующая реконструкция довольно близка к тем именам, которые могли носить руны Старшего Футарка в далекие времена своего первопоявления на Севере Европы.
В VIII веке в Британии, а чуть позже и в Скандинавии появились первые рукописи, содержащие списки рунических знаков с их латинскими фонетическими эквивалентами и, что крайне важно, — с их именами. Значительно позднее первых списков рун появились и посвященные рунам трактаты, содержащие уже не только имена рунических знаков, но и некоторую иную информацию о них. Хорошим примером такого рода рукописей может послужить англосаксонская Поэма Рун, состоящая из 29 частей, посвященных каждой руне и написанных староанглийским аллитерационным стихом. Приведу примерный перевод фрагмента, посвященного руне Фех:
Подобные поэмы известны и Скандинавии. Вот, например, фрагменты, посвященные той же руне, взятые из исландской и норвежской Рунических Поэм соответственно:
Ниже мы приводим перечень рун Старшего Футарка с именами и краткими описаниями.
1. Fehu [f]
— Владение
Руна собственности. В первом, наиболее распространенном рассмотрении — собственности сугубо материальной. Однако работа с этой руной позволяет раскрыть и более глубокие ее свойства, в частности, ее связь с собственностью душевной (но не духовной! — делайте различие). Однако не следует считать ее соотношение с миром материальным чем-то приниженным — это ее основное содержание. В целом можно охарактеризовать ее не только как руну собственности, но и как руну благополучия, не испорченного самоудовлетворением.
Кроме того, руна Феху связана также и со стихийными энергиями, подобными индийской пране или китайской Ци.
2. Uruz [u]
— Зубр
Руна Мощи, магической энергии, «того, что действует», яри — движущей силы боевого и эротического воодушевления и экстаза; причем в энергии этой руны неразрывно слиты мужская и женская компоненты. Руна новых начинаний — успех возможен только там, где присутствует ярь.
3. Thurisaz [th]
— Турс (т. е., великан)
Могучая, но очень тяжелая руна, сложная, помимо всего прочего, для понимания. Имеет три аспекта, из которых наиболее очевиден следующий из самого распространенного имени — thurs — «турс», великан в германской традиции. В позднее время турсы ассоциировались с противостоящими богам силами, однако изначально они понимались как невероятно древнее поколение «предна-чальных» богов, богов «старшего поколения». В этом отношении турсы родственны славянским волотам, античным титанам. Основная характерная черта турсов — их Мощь, что и отражает содержание руны. Эта же Мощь позднее стала «атрибутом» одного из богов «второго» поколения — Тора (Перуна). С этим связан второй аспект руны — ее форма повторяет форму стилизованного изображения молота Тора — Мьёллнира. Наконец, третий аспект связан с готским именем — Врата… В определенной степени можно считать руну Туре руной воинского посвящения.
4. Ansuz [a]
— Бог
Одна из самых священных рун Футарка. Руна связана с Одином, а также с его оборотной стороной — с Локи, коварным асом. Это руна поэзии и магии, вдохновения, откровений и неожиданных открытий и встреч. Также это руна Знания. Кроме того, руна Ансуз связана с путешествиями между мирами и образом Мирового Древа, ясеня Иггдрасиль.
5. Raido [r]
— Дорога
Руна пути, руна Дороги — во всех смыслах этого слова. Работа с этой прекрасной руной чрезвычайно эффективна для людей, чувствующих стоящую за ней красоту, живущих по принципу «Via est vita» (лат. «дорога — это жизнь»). Этим людям руна Райдо сама по себе может служить прекрасным талисманом. Нередко руна Райдо ассоциируется с Колесом мирового порядка (санскр. rita ).
Кроме того, является руной объединения и гармонизации, руной завершающего синтеза — но не завершения как такового.
6. Kano [k]
— Факел
Руна воплощения и раскрытия. Ральф Блюм характеризует руну Кано как «руну обновленной ясности». Очень мощная руна; связана не только с формированием и ориентацией деятельности человека (на любом уровне) в нужном направлении, но и с приданием ей необходимой силы.
Второй аспект этой руны — раскрытие. Очевидно, что оба аспекта взаимосвязаны — невозможно воплотить замысел, не раскрыв себя миру. Это очень важный момент, о котором следует помнить, работая с этой руной.
7. Gebo [g]
— Дар
Руна единства противоположностей, руна партнерства и руна дара, в том числе — дара божественного.
Вместе с некоторыми другими рунами (например, Ансуз), руна Гебо входит в число наиболее сложно осваиваемых знаков Футарка. Чтобы понять ее, необходимо четко ощущать мировой закон единства и борьбы противоположностей, в качестве которых в данном случае выступают, например, свобода и партнерство. Искренний и плодотворный союз невозможен там, где члены его не обладают полной свободой. Так, узы истинного братства всегда оказываются крепче сил, поддерживающих целостность тирании. Но и свобода — в глубочайшем смысле этого слова — невозможна там, где «каждый тянет одеяло на себя».
8. Wunjo [w]
— Радость
Светлая, радостная руна. Основное ее значение прямо определяется названием — это руна радости. Кроме того, ассоциируется с благополучием, процветанием, красотой, удачей.
9. Hagalaz [h]
— Град
Руна разрушения. Связана с природными силами деструкции, разрушения, расторжения, разрыва, с энергиями стихий. При массовых бедствиях, как и при наводнениях, землетрясениях, извержениях вулканов, происходят резкие и значительные всплески энергии, аналогичной энергии этой руны. Следует, однако, помнить, что и разрушение может быть элементом прогресса.
10. Nauthis [n]
— Нужда
Руна принуждения, нужды, скованности и ограничений. Связана с нордическими понятиями Судьбы и Рока. Довольно сложная руна, поскольку для человека непросто видеть возможность развития в препятствиях и ограничениях, накладываемых Судьбой, равно как и смиряться с этими ограничениями. Между тем на Севере говорили, что над Судьбой не властны даже боги. Руна связана с норнами, нордическими богинями, ткущими нити судеб всего существующего.
11. Isa [i]
— Лед
Руна льда в прямом и переносном смысле этого слова. Основное значение руны — замораживание, сковывание, застой. Однако следует помнить, что в нордической Традиции лед — это, наряду с огнем, одна из творческих стихий, единение и противостояние которых рождает к существованию весь Мир.
12. Jer [j]
— Урожай
Руна плодотворного завершения, получения результатов, циклического круговорота. Имена руны, очевидно, взаимосвязаны — и этимологически, и по своему смыслу: именно смена времен года, в том числе и периода урожая, делает возможным само существование термина «год». С другой стороны, понятие года символизирует здесь полный цикл развития, завершающийся его «урожаем».
13. Eihwas [ei/y]
— Тис
Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или — точнее — руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и преодоления препятствий. Вместе с тем, руна Эйваз может связываться и со смертью или общением с Нижним Миром.
14. Perth [p]
— перевод неизвестен
Руна магического посвящения как прохождения через состояние смерти для возрождения в новом качестве. Символ внутреннего содержания этой руны — Феникс, т. е. огненное возрождение из пепла. Может также означать нечто скрытое, тайну или врата в сокровенное или в новое. Руна имеет отчетливо женский характер и связана с Фригг — скандинавской богиней судьбы, знания и могущества, супругой Одина.
15. Algiz [z]
— Тростник, Защита
Руна защиты. Некоторые авторы определяют ее словом «защищенность», более точно передающим ее смысл. Это также руна покровительства богов. Руна связана с богом Хеймдаллем, Стражем Богов, хранящим Мир от вторжения темных сил.
16. Sowl [s]
— Солнце
Руна победы, руна могущества и руна целостности. Некоторые авторы склонны определять руну Солнца как руну итога, и в определенном плане это имеет смысл — действительно, целостность, синтез противоположностей — это итог любого движения. Означает также творческую энергию, волю к победе и победоносное завершение любого начинания.
17. Teiwaz [t]
— Тюр
Руна Воина. Посвящена Тюру (Тиву) — богу войны. Предания рассказывают об одном деянии этого аса, замечательно характеризующем и его самого, и его руну. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка — причину грядущего Рагнарока (Конца мира). Дабы сдержать разрушающую силу Волка, необходимо было наложить на него специально для того сделанные крепчайшие путы. Но Волк, разумеется, не давался, и тогда Тюр положил ему в пасть свою руку в залог того, что путы будут сняты. И когда Волк был закован, он откусил руку Тюра — но победа над Хаосом была достигнута.
Многие называют туру Тейваз руной Воина Духа.
18. Berkana [b]
— Береза
Руна роста. Сохранившееся имя, являющееся реликтом древнего германо-славянского праязыка, прекрасно характеризует руну на ассоциативном уровне. Рост, символизируемый ею, может быть и чисто физическим, и духовным. Это руна плодородного движения, выводящего к расцвету и созреванию. Руна ассоциируется одновременно со старшими и младшими богинями нордической Традиции.
Некоторыми авторами руна Беркана связывается также с реинкарнациями (перерождениями) человека.
19. Ehwas [e]
— Лошадь
Руна изменений и движения (прогресса, сдвига с мертвой точки). Это очень многогранная руна, символизирующая и магическую силу, которая обеспечивает движение и развитие, и победу над смертью, и переходы между мирами.
20. Mannaz [m]
— Человек
Непростая руна, определяемая Ральфом Блюмом как руна собственного «Я». Руна внутреннего магического посвящения, совершения внутренней работы, освобождения от всего того наносного, что закрывает человеческий дух от истинного Света. Символизирует также мысль, разум и понимание.
Эта руна связана одновременно со светлым богом Хеймдаллем и с самим Одином.
21. Laguz [l]
— Вода
Руна внутреннего круга магии, «того, что ведет». Сложная, но замечательная руна. Классический перевод имени («вода») не совсем точно определяет его содержание. Имя этой руны подразумевает не просто воду, но — проточную воду, движущуюся — ту, которая формирует поток и увлекает за собой.
Как и Беркана, руна Лагуз имеет отчетливо женский характер, но более связана с магией. Может ассоциироваться с интуицией, с покровительством богов и указанием пути.
22. Inguz [ng]
— Инг (Фрейр)
Одна из самых прекрасных и могучих рун Футарка. Руна плодородия в его репродуктивном (произрождающем) аспекте. Посвящена светлому Фрейру, богу плодородия (другое его имя — Инг или Ингви). Славянское его имя — Даждьбог. Символизирует мужскую плодородную силу, фаллос, свет, энергию.
23. Othal [o]
— Наследие
Основное значение этой руны — наследство, как духовное, так и материальное. Руна символизирует род, семью, Родину, дом, имущество и традиции. Иногда руна Отал определяется как руна расхождения путей; при этом подразумевается обособление, необходимое для сохранения собственности в любом значении этого слова.
24. Dagaz [d]
— День
Очень светлая руна. Объединяет две глобальные взаимосвязанные концепции. В плане первой из них Дагаз можно определить как руну трансформации или руну прорыва. В плане второй — как руну процветания, «дня» (отсюда и имя). Означает также благополучие, радость, здоровье и силу.
* * *
Рекомендуемая практика
Эта тема очень важна для освоения всего данного курса, поскольку от того, насколько глубоко читатель сможет осознать значения рун, зависит успех всей дальнейшей работы с ним. Конечно, руны не определяются полностью теми короткими описаниями, что были даны выше, и процесс их узнавания может продолжаться бесконечно, расширяясь и углубляясь без предела, но первое знакомство с рунами все-таки очень важно. Посему мы рекомендуем не спешить с переходом к следующим темам и задержать внимание на материале, изложенном здесь.
Знакомство с рунами не должно быть торопливым — это довольно важно. Можно рекомендовать неспешное «общение» с рунами, построенное следующим образом. Выбирая по одной руне Футарка ежедневно, следует задумываться об имени знака, о его содержании и форме. Даже самые, казалось бы, несвязанные друг с другом значения одной руны на самом деле неслучайны и обязательно имеют нечто общее. Размышления об этих связях, представляющие собой своего рода медитацию, и будут лучшей практикой по данной теме курса.
Тема 6. Младшие руны
Младшими рунами, как уже говорилось, называются знаки относительно поздних (конец I тысячелетия н. э.) скандинавских рунических рядов. Можно говорить, что ряды Младших рун являются своего рода упрощениями Старшего Футарка. Традиционно Младшие ряды считаются менее магическими, нежели исходный Футарк, однако и они находили применение в магических Искусствах Севера. В любом случае, знание — хотя бы поверхностное — Младших рун необходимо, и именно им будет посвящена данная тема курса.
Не останавливаясь здесь подробно на истории развития и на модификациях Младших рун, мы приведем лишь краткие их описания, опираясь на относительно ранний датский вариант викингских рун.
1. Fe [f]
— Владение
Практически, значение этой руны совпадает со значением руны Феху Старшего Футарка. Положительный аспект руны связан с богатством и его привлечением; отрицательный — с алчностью и происходящими от нее раздорами.
2. Urr [u]
— Зубр, Дождь
Нередко говорят, что руна Ур Младших рядов наследует сразу трем рунам Старшего Футарка: соответствующей руне Уруз и двум другим, не вошедшим в поздние рунические ряды — Отал и Вуньо. Приблизительно так и следует понимать значение руны Ур в Младшей традиции, не забывая о том, что главное содержание руны — это все-таки жизненная энергия, ярь.
3. Thurs [th]
— Турс
Руна Турc символизирует могущественные силы Хаоса, противостоящие сознанию и творчеству. В этом своем аспекте руна имеет негативную окраску и связана с несчастьями, препятствиями и противодействием развитию. Однако руна Турc, как и соответствующая руна Старшего Футарка, связана и с богом Тором, использующим мощь стихийных сил для борьбы с самим же Хаосом, и в этом аспекте руна Турc приобретает значение собственно силы, могущества, мощи, которую требуется направлять.
4. Oss [a/o]
— Ас (т. е. Бог), Уста, Устье
Два скандинавских варианта имени этой руны (Ass и Oss) мало отличающиеся друг от друга, а иногда и вовсе сливающиеся, прекрасно ее характеризуют. С одной стороны это бог, т. е. Один, а также боги вообще, а с другой стороны — устье или уста, из которых изливается слово творения. Как и в Старшем Футарке, эта руна символизирует магию, творческое вдохновение и поэзию, а также интуицию и знание.
5. Reid [r]
— Дорога, Странствие
Самое скандинавское слово Reid означает «езду верхом», но часто трактуется шире — как Дорога или странствие вообще. Исландская Руническая Поэма называет странствие (дословно — «верховую езду») «благословенным занятием». Значение руны полностью соответствует ее значению в Старшем Футарке.
6. Kaun [k/g]
— Пламя, Язва
Эта руна отличается от своего Старшего аналога (руны Кано) не только начертанием, но и именем. В Младших рунических рядах ее имя приобретает дополнительный оттенок, передаваемый значением «язва». В целом содержание руны Каун подобно содержанию Старшей руны Кано, но второе значение имени подчеркивает ту опасность, которую несет бесконтрольное использование огненной творческой силы. С другой стороны можно предполагать, что второй перевод имени этой руны — «язва» — связан с использованием ее в северном знахарстве, т. е. в лечебной магии.
7. Hagal [h]
— Град
Несмотря на то что руна Хагл, как и предыдущая, в Младших рядах изменила свое начертание по сравнению с исходным Футарком, значение ее осталось почти прежним — разрушение, катастрофа, гибель. В исландской Рунической Поэме говорится об этой руне: «Град — холодное зерно и дождь со снегом, и болезнь змей». Действительно, следует помнить, что лед — одна из нордических творческих стихий, и ледяное зерно, представленное руной Хагл, — это еще и начало всех начал, космическое семя.
Считается также, что Младшая руна Хагл в свое время использовалась и для защиты от внешних вредоносных воздействий.
8. Naud [n]
— Нужда
«Тяжкая доля» — так характеризует эту руну норвежская Руническая Поэма. Руна полностью соответствует своему аналогу в Старшем Футарке.
9. Iss [i]
— Лед
Эта руна также полностью соответствует своему Старшему аналогу. Скандинавские Рунические Поэмы (исландская и норвежская соответственно) так характеризуют ее: «Лед — это корка волны, и крыша волнам, и опасность для умирающих » и «Льдом мы зовем широкий мост; слепому нужен поводырь ».
10. Ar [a]
— Год, Урожай
Руна Ар унаследовала от своего Старшего прототипа (руны Йер) значение круговорота вещей, года, урожая, но приобрела несколько больший оттенок богатства, благополучия и равновесия. Норвежская Руническая Поэма говорит об этой руне: «Урожай приносит людям прибыток; я говорю, что Фроди был щедр». Здесь идет речь о легендарном северном короле, щедрость и богатство которого, а также благоденствие, установившееся в Дании в его правление, вошли в поговорку.
11. Sol [s]
— Солнце
Руна соответствует своему аналогу в Старшем Футарке. Исландская Руническая Поэма говорит о ней: «Солнце — это щит для туч, и сияние славы, и причина великой печали льда».
12. Tyr [t/d]
— Тюр
В Исландской Рунической Поэме говорится по поводу этой руны: «Тюр — однорукий бог, уцелевший в битве с волком, и хранитель храма». Значение этой руны, как и предыдущих, совпадает со значением ее аналога в Старшем Футарке.
13. Biarkan [b]
— Береза (Березовая Ветвь)
В Младших рунических рядах руна Бьяркан часто считается более сложной, чем ее аналог в Футарке. Это связывается с тем, что Бьяркан наследует не только своему прямому прототипу (руне Беркана), но и другой женской руне Старшего Футарка, не вошедшей в Младшие ряды, — руне Перт. Поэтому руна Бьяркан символизирует не только плодородный рост, но и таинства рождения и смерти. Эта руна связывается также с Судьбой и Роком.
14. Madr [m]
— Человек
Младшая руна Мад вобрала в себя значение двух Старших рун, обе из которых могут считаться ее «прародителями». Это руны Альгиз и Манназ. Руна Мад символизирует как божественность человека, его дар творчества и осознания себя и Мира, так и его смертность. Об этом говорит исландская Руническая Поэма: «Человек — это радость для человека, и нагромождение праха, и украшение кораблей».
15. Logr [l]
— Вода
Исландская и норвежская Рунические Поэмы так характеризуют эту руну: «Вода — это бурлящее озеро, и большой котел, и богатая рыбой страна» и «Вода — это сила, обрушившаяся с гор; но к добрым знамениям стоит прислушаться». В целом значение руны Логр совпадает со значением ее Старшего прототипа — руны Лагуз.
16. Yr [z]
— Тис
Исландская Руническая Поэма говорит об этой руне: «Тис — это натянутый лук, и зазубренное железо, и гигантская стрела ». У руны Ир нет прямых прототипов в Старшем Футарке, но частично она перенимает значения Старших рун Перт и Альгиз. Эту руну часто называют руной смерти, но с равным успехом можно назвать ее и руной жизни, поскольку в сакральной Традиции две эти потенции — рождения и умирания — представляются проявлениями одной и той же космической силы. Кроме того, руна Ир символизирует вечность, непреходящее; с этим связано и ее имя: тис — одно из самых долгоживущих, почти вечных, деревьев в Европе.
* * *
Рекомендуемая практика
При желании читатель может построить знакомство с Младшими рунами по тому же принципу, который был в предыдущей теме рекомендован нами для ознакомления с рунами Футарка. Однако это не представляется необходимым, поскольку в магии Младшие руны играют второстепенную роль, и в рамках данного курса речь идет в основном о применении рун Футарка.
Вместе с тем изучение Младших (викингских) рун может оказать большую помощь при освоении рун Футарка. Можно, например, рекомендовать, чтобы знакомство с Младшими рунами дополняло основную постепенную работу по изучению самого Футарка.
Тема 7. Славянские руны
Эта очень большая — и очень важная, учитывая этническую принадлежность большинства читателей этой книги, — тема посвящена славянской школе рунического Искусства и, соответственно, самим славянским рунам.
В самом начале X века в Болгарии монахом Храбром были написаны строки, сохранившиеся до наших дней и вызывающие ныне столько противоречивых, иногда совершенно противоположных по смыслу, суждений: «прежде убо словене не имеху писъмъ, ну чрътами и резами чыпеху и гапишху, погани суще…»
Мы не будем комментировать здесь слова Храбра (достаточно и без нас комментаторов), но в качестве предисловия к теме о славянских рунах обратимся к вопросу о происхождении самого термина, означающего литеры рунического письма. Как уже упоминалось, большинство современных исследователей склоняются к толкованию слова руна как производного от известной в германских языках основы runсо значением «тайна», «говорить тайны» и т. д. Толкование это устоялось в научной среде еще в конце прошлого столетия. Мнение это совершенно справедливо, но… неполно.
В свое время — в конце XIX — начале XX веков, в расцвет европейских исследований по славянской рунике — делалось немало попыток связать слово runaс различными славянскими корнями. Так, пытался в свое время связать слово runaс серб. gronic —«говорить» польский славист А.Кухарский. Но против такого толкования равно выступали В.Цыбульский и И.Ягич, находя его «сумасбродным». А вот против более позднего предположения Д.Жунковича (1918 год) ни один исследователь не смог выдвинуть никаких контрдоводов. Версию Жунковича попросту забыли, как это нередко случалось в области славянской рунологии.
В этой связи мы процитируем здесь недавно увидевшую свет работу А.Платова[6], посвященную славянской школе рунического Искусства.
«…В свое время мне довелось прийти к тому же выводу, какой был сделан Жунковичем, почти независимо от этого исследователя. Меня поразило существование множества славянских рек, носящих загадочное имя Руна. В большинстве случаев этимология этих названий считается невыясненной. Но ведь существует старый славянский корень рун:именно от него происходят рус. рана, ранить, рыть,укр. рилля —«борозда». По Жунковичу, этот же корень содержит глагол рути— «резать» и существительное руна , означающее «прорез», «борозда», …РЕЗА. Не этими ли резами чьтеху игапшаху древние славяне? Любопытно, что основа run /ranсо значением «резать», «ранить» была известна и древним германцам, — и удивительно, почему на этот факт не обращают внимание исследователи! Так, знаменитый наконечник копья из Дамсдорфа, датируемый первой половиной I тыс., несет руническую надпись RANJA , переводимую как «Пронзающий», «Наносящий ранения», «Ранящий».
Вероятно, термин руна происходит все же от древнейшей славяно-североевропейской основы со значением «резать» (что выглядит естественным), в то время как появление европейских слов того же корня, но уже носящих значение «тайна», «говорить в тишине» — вторично, и связано с магическим применением древних резаных знаков. Древних рун…»
Первые доводы в пользу существования славянского рунического письма были выдвинуты еще в начале-середине прошлого столетия. Невозможно спорить со свидетельством Титмара, который, описывая славянский храм Ретры, указывает на тот факт, что на идолах храма были нанесены надписи, выполненные «особыми», негерманскими рунами. Было бы совершенно абсурдно предполагать, что Титмар, будучи человеком образованным, мог бы не узнать стандартные младшие скандинавские руны, если бы имена богов на идолах были начертаны ими. Масуди, описывая один из славянских храмов, упоминает некие высеченные на камнях знаки. Ибн Фадлан, говоря о славянах конца I тысячелетия, указывает на существование у них намогильных надписей на столбах. Ибн Эль Недим говорит о существовании славянского докириллического письма и даже приводит в своем трактате рисунок одной