По музыке линия УМК «Музыка. 5–9 классы» Т.И. Науменко, В.В. Алеева, Т.Н. Кичак

В учебно-методический комплект по музыке для каждого класса входит учебник, «Дневник музыкальных размышлений», «Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя», фонохрестоматия. Все комплекты построены в русле единой концепции музыкально–эстетического воспитания школьников.

Темы, раскрываемые в учебниках, выстроены по восходящей линии. Таким образом, учащиеся смогут адекватно воспринимать подаваемый материал по мере получения знаний и накопления личного жизненного опыта. Музыка предстает перед школьниками как многогранное искусство во взаимодействии с литературой и изобразительным искусством. Их взаимовлияние дополняет и обогащает друг друга. Музыка преподносится как искусство, которое помогает человеку выразить свою душу, свое отношение к миру, сокровенные чувства и мысли. Учебники не содержат готовых, предназначенных для заучивания формулировок, в них нет однозначных ответов, но есть побуждения к размышлению, вслушиванию, постижению.

Дневники музыкальных размышлений предлагают обобщающие задания дидактического и творческого характера. Фиксация в дневнике собственных музыкальных впечатлений – важный момент в художественно-эстетическом развитии подростков. Он предполагает осмысление проблем, которые поднимаются в учебнике, а также содержит нацеленность на формирование письменной культуры в изложении собственных музыкальных мыслей.

В нотных хрестоматиях и фонохрестоматиях собраны музыкальные произведения и их фрагменты, предназначенные для изучения на уроках музыки. Учебники рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации, включены в Федеральный перечень.

№ п/п Автор учебника Название учебника Класс Издательство
1. Науменко Т.И., Алеев В.В. Искусство. Музыка 5,6,7,8,9 ДРОФА

Подробная информация об УМК по музыке (с аннотациями, записью лекций и вебинаров, информационным материалом) представлена на сайтах:

«Дрофа» : http://www.drofa.ru/drofa/kopilka.

Преподавание предметов художественно-эстетического цикла может завершаться интегративным предметом Мировая художественная культура (включающим не только освоение разных видов искусства, но и историко-философскую основу освоения художественной эпохи). Предмет направлен на завершение образования на уровне формирования целостной художественной картины мира. Возрастные особенности выпускника основной школы, связанные с началом осмысления мира и себя в этом мире, обосновывают выбор предмета МХК как наиболее отвечающего на эти возрастные запросы.

При реализации обязательной части основной образовательной программы по учебному предмету «Мировая художественная культура» в 2016/2017 учебном году рекомендуется использовать учебники, включенные в федеральный перечень учебников с 2014/2015 по 2017/2018 учебные годы, представленные в Приложении 2. Необходимо отметить, что издательство «Дрофа» в рамках УМК «Искусство. 5-11 классы. Базовый уровень» (ФГОС) под редакцией Г. И. Даниловой уже выпустило рабочую программу, методические рекомендации для 5 и 6 классов, рабочие тетради для 7-9 классов.

Подробная информация об УМК и порядке приобретения ЭФУ (электронных форм учебников) представлена на официальных сайтах издательств.

Электронная форма представляет собой электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014 г. № 1559). Электронная форма учебника (ЭФУ) содержит:

- педагогически обоснованное для усвоения материала учебника количество мультимедийных и

(или) интерактивных элементов (галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики,

презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы,

эксперименты и (или) иное);

- средства контроля и самоконтроля.Электронная форма учебника:

- представлена в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных ограничений для

участника образовательной деятельности;

- может быть воспроизведена на трех или более операционных системах, не менее двух из

которых для мобильных устройств;

- должна воспроизводиться на не менее чем двух видах электронных устройств (стационарный

или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске,

планшетный компьютер и иное);

- функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети «Интернет» (за

исключением внешних ссылок и «Интранет»;

- реализует возможность создания пользователем заметок, закладок и перехода к ним;

- поддерживает возможность определения номера страниц печатной версии учебника, на

которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме».

В последние годы произошло увеличение заданий ОГЭ и ЕГЭ по истории и обществознанию, требующих от обучающихся более глубоких знаний по теории и истории культуры, о культурных процессах в современном обществе. В 2016-2017 учебном году начинается реализация Историко-культурного стандарта по отечественной истории. Стандарт существенно расширяет содержание тем, посвященных культуре России различных эпох (объекты культуры, понятия, персоналии, даты), что в целом актуализирует роль учебного предмета «Мировая художественная культура» в системе общего образования и требует от учителя МХК усиления межпредметных связей с историей и поиска новых подходов к преподаванию предмета.

При изучении предмета «Мировая художественная культура» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности в общеобразовательной организации. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3). Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой общеобразовательной организацией образовательной программой.

В целях совершенствования общего культурного образования в основной и средней школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по МХК предлагается увеличение количества заданий, направленных на проверку умений систематизировать конкретные факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, анализировать культурные явления, использовать источники информации (иллюстративный материал, видео, аудио) для решения познавательных задач, формулировать и аргументировать собственную позицию с привлечением исторических знаний.

Общее направление совершенствования контрольно-измерительных материалов (КИМ) – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно- коммуникативные умения; создание и постепенное введение новых типов заданий с развернутым ответом с целью более точной дифференциации выпускников, планирующих продолжение образования в вузах гуманитарного профиля с различным уровнем требований к культурологической подготовке выпускников. Учителям МХК необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, тематического поэтапного повторения, сочетать разные формы устной и письменной проверки.

Предмет «Мировая художественная культура» создает широкую образовательную среду для формирования у обучаемых навыков исследовательской деятельности, позволяя принимать активное участие (по выбору) в многочисленных конференциях и конкурсах исследовательских работ учащихся разного уровня.

На заседании районных (городских) методических объединений учителей МХК следует проанализировать результаты Всероссийской олимпиады школьников по МХК. К общим недостаткам участия школьников в олимпиаде по МХК нужно отнести:

- отрывочность знаний по отдельным видам искусства (графика, музыка, театр XX века,

синтетические виды искусства), художественным направлениям (модерн, конструктивизм,

советский реализм и неоклассицизм, современное искусство) и современным культурным

процессам (формы, виды и типы культуры);

- недостаточная аргументация ответов, неумение дать развернутый ответ на поставленные

вопросы и устанавливать причинно-следственные связи в культурных процессах и явлениях.

Особое внимание при подготовке к олимпиадам следует уделить их практической составляющей, в том числе творческой, связанной с самостоятельной разработкой исследовательских проектов различных видов (например, виртуальные музеи и экскурсии, экскурсионные маршруты и экскурсии к ним, описание и реконструкции культурных объектов и явлений, разработка технологических карт по декоративно-прикладному творчеству, создание видеофильмов, буклетов и проспектов и т.д.).

При подготовке участников олимпиад различного уровня, следует использовать материалы, опубликованные за последние 5 лет в журналах:

- «Искусство» (ИД «Первое сентября» - wvvw.iscusstvo.ru)

- «Мир музея» (Изд-во «Мир музея» - www.mirmus.ru)

- «Наше наследие» (Изд-во «Наше наследие» - www.nasledie-rus.ru)

- «Искусство в школе» (Изд-во «Искусство в школе» - http://art-in-school.narod.ru

В 2016 году отмечается ряд крупных юбилеев деятелей культуры, без которых нельзя представить российскую и мировую культуру:

- 175 со дня рождения русского композитора-романтика Петра Ильича Чайковского;

- 125- летие со дня рождения Сергея Сергеевича Прокофьева;

- 110-летие со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича;

- 90 лет со дня смерти великого русского художника-сказочника Виктора Михайловича

Васнецова;

- 160 лет со дня рождения художника-символиста Михаила Александровича Врубеля;

- 175 лет со дня рождения одного из представителей импрессионизма французского художника

и скульптора Пьера Огюста Ренуара;

- 400 лет до дня смерти английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира;

- 105 лет со дня рождения Аркадия Райкина, выдающегося советского юмориста, режиссера и

актера театра, кино и эстрады;

- 90 лет со дня рождения Евгения Леонова;

- 120 лет со дня рождения актрисы театра и кино Фаины Раневской.

В 2016/2017 учебном году муниципальным методическим службам, городским и районным методическим объединениям учителей мировой художественной культуры рекомендуется:

- проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов по художественной

культуре в 2016 г.;

- результаты государственной итоговой аттестации IX и XI классов по истории и

обществознанию, в которых были представлены задания из сферы художественной культуры,

и определить меры по улучшению качества культурологической подготовки обучающихся.

В основной школе осуществляется предпрофильное обучение и самоопределение учащихся. Мировая художественная культура как интегративный предмет дает возможность наиболее полного спектра построения вариативных элективных курсов, ориентированных на художественно-эстетический и социально-гуманитарный профили обучения.

Рекомендации о вариативности освоения предметной области «Искусство» в основной школе основывается на обеспечении возможности построения линейной модели эстетического образования. Современная концепция преподавания искусства строится, так же, как и концепция стандартов второго поколения на системно-деятельностном подходе, предполагающем креативное развитие личности и формированию ключевых компетентностей, позволяющих пользоваться ранее полученными знаниями и сформированными навыками для выполнения образовательного стандарта области знаний «Искусство».

4.1. Особенности преподавания предметов музыка и изобразительное искусство в 6 классах.

Музыка

На современном этапе особое значение приобретает сохранение исторической памяти народа. В соответствии с концепцией государственных образовательных стандартов общего образования формирование этнокультурной идентичности и толерантного сознания – одно из важнейших направлений учебно-воспитательной работы в школе. В связи с этим особое внимание в преподавании предмета «Музыка» стоит уделять темам, связанным с вопросами музыкального русского фольклора, русской народной музыки, русской и советской композиторской и исполнительской школы. Однако, в целях воспитания уважения к традициям других народов, эти вопросы стоит рассматривать не обособленно от других национальных культур. Особое внимание стоит уделять темам, связанным с современной музыкой, исполнительской школой и использованию новых современных компьютерных технологий на уроках музыки.

При реализации внеурочной деятельности и воспитательной работы по учебному «Музыка» в 2016/2017 учебном году следует уделить внимание ежегодным памятным датам:

1 октября - Международный день Музыки;

28 декабря - Международный день Кино;

27 марта - Международный день Театра;

29 апреля - Международный день Танца;

30 апреля - Международный день Джаза.

В 2016-2017 годах отмечается ряд крупных юбилеев деятелей музыкальной культуры

-125 лет со дня рождения С. С. Прокофьева;

- 110 лет со дня рождения Д. Д. Шостаковича;

- 175 лет со дня рождения композитора А. Дворжака;

- 225-летие со дня рождения композитора Дж. Россини;

- 100-летие со дня рождения великого русского пианиста Э. Г. Гилельса;

- 100-летие со дня рождения джазовых музыкантов Эллы Фицджеральд, Джона Колтрейна,

Диззи Гиллеспи;

- 150 лет с начала учреждения Московской консерватории (1866 г.) - одного из

крупнейших музыкальных вузов России и мира.

При подготовке к мероприятиям различного уровня, следует использовать материалы,

опубликованные за последние 5 лет в журналах:

- «Искусство» (ИД «Первое сентября» - www.iscusstvo.ru)

- «Мир музея» (Изд-во «Мир музея» - www.mirmus.ru)

- «Наше наследие» (Изд-во «Наше наследие» - www.nasledie-rus.ru)

- «Искусство в школе» (Изд-во «Искусство в школе» - http://art-inschool.narod.ru)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации В. В. Путина в целях привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры в мире 2016 год в Российской Федерации объявлен Годом российского кино. В этой связи необходимо уделить внимание вкладу в развитие отечественного кинематографа композиторов Е.Крылатова, М.Дунаевского, А.Зацепина, А.Пахмутовой, А.Петрова, А.Рыбникова, М. Таривердиева, Э. Артемьева, Г. Гладкова, В. Дашкевич.

Изобразительное искусство

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Особое внимание следует обратить на воспитательное значение предмета, личностные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Наши рекомендации