Повторение старого материала
Немаловажная составляющая стэндапа – постоянная переработка материала до тех пор, пока он не «войдет в правильную колею». Как только материал «войдет в правильную колею», прекратите с ним носиться. Иногда достаточно изменить в шутке всего одно слово, чтобы вместо смеха услышать, как в зале пролетит муха. Так что если с шуткой все в порядке, не пытайтесь ее совершенствовать.
Одна из основных сложностей для начинающих комиков – сделать так, чтобы старый материал звучал свежо, как будто все это только что пришло вам в голову. Материал «выдыхается», когда комик больше не находится в контакте с эмоциями (позицией), которые изначально делали шутку смешной. У вас бывало так, что вы рассказываете на вечеринке смешную историю, и все смеются, а потом вы рассказываете ее еще раз, и никто даже не улыбается? Первый раз, когда человек рассказывает историю, он представляет ее себе, как бы погружается в эту историю. Второй раз, когда он рассказывает смешную историю, он нацелен услышать смех, реакции на свои слова, таким образом, выпадая из контекста самой истории. Когда подобное происходит со стэндап материалом, есть только два способа решить проблему:
Перестать выступать.
или
Попытаться вернуться в контекст.
Упражнение: Представляем ситуацию
Чтобы вернуть выступлению легкость и спонтанность, попробуйте представить себе то, о чем говорите, и прочувствуйте эмоцию, как будто событие только-только произошло, и вы говорите о нем впервые.
Добавление в выступление нового материала
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Phyllis Oilier
«Расположение шуток в схеме вашего выступления – очень важный фактор. Как правило, я добавляю по одной шутке или по одной миниатюре, туда, где они, как мне кажется, будут органично звучать. Недавно я убрала реплику из той части выступления, где она стояла пять лет, потому что она уже не работала так, как должна была. Я тасую материал, но если удалось добиться идеальной последовательности, как Моцарту, больше ничего менять не надо».
Вставляйте новый материал между шутками, которые гарантированно вызовут смех. Это лучший способ выяснить, работают ли новые шутки. Если старая шутка вызывает смех, а новая, которая идет сразу за ней, проваливается, вы понимаете, что проблема в шутке, а не в публике. Старая шутка после новой может вас спасти, вернуть вам расположение аудитории, если новая шутка оказалась неудачной.
Схема: Смех – удачный старый материал – новый материал – удачный старый материал.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Greg Proops
"Стэндап похож на джаз - нельзя выдавать один и тот же материал каждый день, нужно импровизировать, убирать и добавлять шутки. Вы можете заставить свое выступление звучать как (музыкальный) альбом или периодически импровизировать (удивлять)".
Упражнение: Добавление нового материала
Составьте схему выступления, вставив новый материал между шутками, в отношении которых вы чувствуете уверенность.
Чувство темпа
Один из самых важных аспектов выступления в жанре стэндап – это чувство темпа. К сожалению, это не то, чему можно научиться из книг, что можно пытаться сделать правильно или о чем можно поразмышлять. По сути дела, если вы думаете о темпе, будьте уверены, у вас его нет. Пробовали танцевать с кем-то, кто считает вслух, чтобы не сбиться? То-то и оно.
Позиция помогает выработать чувство темпа. Если вы эмоционально вовлечены в каждую шутку, которую произносите, вам не нужно волноваться о темпе. Вот совет, который поможет вам не загоняться во время выступления: Не говорите, пока публика смеется.
Стэндап – это не монолог, это диалог с публикой. Вы говорите, потом публика вам отвечает (будем надеяться, смехом), потом вы продолжаете разговор. Вы же не станете перебивать собеседника во время разговора, так что после каждой шутки помолчите, дайте зрителям время посмеяться – иначе они просто не будут этого делать.
КОНЕЦ
ШУТКИ
Кривая = смех
А: НАЧАЛО НОВОЙ ШУТКИ L
Б: НАЧАЛО НОВОЙ ШУТКИ J
Посмотрите на эту схему смеха. Когда вы заканчиваете шутку, публике, чтобы засмеяться, необходимо несколько секунд, которые вполне могут показаться вам вечностью. Начинающие комики начинают следующую шутку в точке А, не давая публике отреагировать. Профессионал начнет следующую шутку в точке Б, позволяя зрителю посмеяться.