Информации - следующий шаг в работе над сценарием.
В сценарии ничего не должно быть лишним. Каждый его компо-
нент: каждая реплика, каждая деталь, каждый фрагмент действия -
должны служить не только раскрытию содержания, но и быть сред-
ством зрелищного выражения мысли. Каждый элемент сценария
должен быть на своём месте и выполнять определённую функ-
цию, имея при этом точное назначение.
«Эмоциональная сила искусства возникает не сама по себе.
Она - результат того, что, создавая своё произведение, худож-
ник учитывает, как всё показанное и описанное им будет воз-
действовать на людей, которые станут читать книгу или смот-
реть картину» (80, 162). В каждом художественном произведе-
нии всё точно и строго рассчитано, что должно подействовать,
когда и каким образом. Здесь гармония выверена алгеброй, чув-
ства - разумом, эмоциональное - рационально обдумано. В сие"
нарии театрализованного действа сочетание эмоционального
рационального, как и в любом виде искусства, является необхо-
димым.
В своё время, А. Д. Дикий, обращая внимание на важность ком-
позиционного построения спектакля, имел основания уподоблять
его часовому механизму: «Если в механизм часов опустить даже
бриллиант — часы станут. Сцена не терпит ничего лишнего, ниче-
го, что не обслуживает замысел, не работает на сверхзадачу. Сце-
на требует абсолютной точности: секунда во времени и вершок в
пространстве должны быть строго учтены. Если даже хотя бы одна
роль решена вне принципиального единства — это потрясает все
здание спектакля, нарушает его симфонический ход». То же самое
происходит и в театрализованном действе. Если не продумана ком-
позиция сценария или композиционно не отточен хотя бы один
его фрагмент, не выверена хотя бы одна деталь - нарушен ритм,
нарушена атмосфера, нарушено зрительское восприятие, а вместе
с ним нарушена целостность художественного образа театрализо-
ванного действа, а значит, не достигнута цель его педагогического
воздействия.
Вместе с тем, зачастую композиция в театрализованном дей-
стве выполняет главную функцию, так как в сценарии или в лю-
бой другой его структурной единице может отсутствовать сюжет
или он может быть лишь заявлен, в связи с отсутствием прямого
конфликта, когда конфликт развивается через монтаж материала.
И чаще всего в театрализованных представлениях предполагается
не движение событий, развитие характеров, а развитие мысли,
движение ее к определенному обобщающему выводу. Выстроить
это движение бывает непросто. Необходимо уметь так соединить
отобранный сценарный материал, что позволит раскрыть глубин-
ные связи явлений, событий, фактов, жизненных противоречий, а
также выразить к ним отношение автора. Здесь, как правило, сце-
нарист идёт по пути концентрации, насыщения материала, свя-
занного с показом, отражением на сцене тех или иных противоре-
чий, жизненных конфликтов. В связи с этим выстраивание компо-
зиции в творческом процессе работы над сценарием театрализо-
ванного действа требует особого внимания и усердия. Чтобы со-
здать сценарий театрализованного действа, необходимо уметь «про-
граммировать действие, режиссёрски управлять им, сознательно его
строить», - замечает А.Д. Жарков (29). Необходимо, так компози-
ционно организовать весь отобранный сценарный материал, чтобы
в дальнейшем, уже в ходе реализации театрализованного действа
это способствовало активизации аудитории, возбуждало интерес к
решению поставленных проблем, способствовало самостоятельно-
му поиску ответов на поставленные вопросы. Более того, порой
необходимо не только побудить аудиторию к решению проблем,
поднятых в театрализованном действе, но и предложить собствен-
ные варианты их решения, дать прямые, подчас декларативные,
публицистически открытые ответы на поставленные проблемы, что
позволит подчеркнуть тенденциозность авторской мысли. В связи
этим надо помнить, что в каждой структурной единице будущего
сценария действие должно быть выстроено таким образом, чтобы
в нём развивалась определённая автором самостоятельная мысль,
которая в ходе развития действия всего сценария, вступая в соотно-
шения с идеями соседствующих структурных единиц, способство-
вала развитию авторской концепции всего сценария.
Таким образом, чёткий перечень событий, происшествий, слу-
чаев, структурных единиц, подчинённых сценарно-режиссёрско-
му замыслу и организованных композиционно, образуют каркас
(основу) будущего сценария.
Поиск яркого, увлекательного сюжета- следующий этап ра-
боты над сценарием театрализованного действа.
Как мы уже неоднократно говорили, особенностью драматур-
гии является наличие действия, а это значит, что предметом изоб-
ражения в ней всегда служит развивающийся конфликт - та или
иная определенная борьба между определенными людьми. Разви-
тие конфликта свойственно и любому театрализованному действу.
«Без конфликта, без борьбы, без активной действенной линии мас-
совое представление превращается в набор более или менее удач-
ных иллюстраций. И в худшем случае становится попросту скуч-
ным», - утверждает А.Д. Силин (58, 12). Искусство же должно
захватывать мысли и чувства людей, заставлять их жить чужой
жизнью, как своей собственной, становиться как бы соучастни-
ком далёких событий и свершений.
Выстраивая сюжет, необходимо помнить, что заявленный пер-
сонаж, его характер, раскрывается через действие, а значит и дей-
ствие предопределено персонажем. Поэтому, чтобы определить,
что должен совершить данный персонаж и при каких обстоятель-
ствах, сценаристу нужно тщательно изучить своего героя. Евге-
ний Вахтангов писал: «Если вы хорошо знаете какого-нибудь че-
ловека, знаете несколько значительных моментов его жизни, знае-
те его характер, привычки и вкусы, то есть что он любит, то вы
легко ответите и на вопрос, как бы он поступил в том или ином
случае... Тем лучше вы будете чувствовать его и тем правильнее
ваше чувство подскажет вам, как на вашего знакомого подейству-
ет тот или иной случай».
Организуя борьбу сценических персонажей, сценарист, в из-
вестном смысле, моделирует, воспроизводит взаимодействие лю-
дей в их повседневной жизни. Но, в отличие от наблюдателя ре-
альных жизненных конфликтов, он обладает уникальной возмож-
ностью изменять различные стороны взаимодействия, в том чис-
ле изменять их последовательно, избирательно, изолированно от
других, или путем возможных комбинаций. Сценарист должен
ощущать своей художественной интуицией фальшь, искусствен-
ность, неправдоподобие изображённого действия, должен искать
причину этой фальши и в своих поисках выстраивать действие
основываясь на закономерностях борьбы, выявлять ее внутреннюю
структуру. Такое моделирование борьбы в сценарии является ре-
зультатом постижения законов взаимодействия между людьми в
реальной жизни.
Помня о том, что одна из характерных особенностей драма-
тургии - действенность, сценарист не должен «топтаться на ме-
сте». Выстраивая действие, необходимо постоянно двигаться впе-
рёд. Каждая реплика, каждый диалог, разрабатываемый сценарис-
том, должны не только способствовать расширению характерис-
тики героев, но и развивать сюжет как всего сценария, так и каж-
дой структурной единицы.
Чем значительнее содержание каждой отдельной структурной
единицы или всего сценария, чем ярче, полнее выражено оно в борь-
бе, тем, соответственно, и значительнее искусство сценариста. А
выразительность борьбы определяется множеством факторов, в
число которых входят и составляющие ее действия, и то, в какой
материальной среде она протекает, вплоть до программируемых
сопровождающих ее звуков, пластико-хореографических решений
и, конечно же, используемых в ней символов, текстов и т.п.
«Произведение искусства, - писал Л.Н. Толстого, - показыва-
ет человека во всем богатстве отношений ко всем сторонам жиз-
ни, воплощает связь времен и пространства, личностей и народов,
исторических эпох и культур». В связи с этим, разрабатывая сю-
жет, мы должны не только определить, какое действие в каждой
структурной единице сценария наиболее эффективно будет спо-
собствовать его развитию, какое действие поможет расширить ха-
рактеристики героев, но и какое место лучше всего подходит для
этого действия. Поэтому, наряду с другими аспектами сценария,
место действия должно быть неотъемлемой частью сюжета. И,
прежде всего, в сценарии театрализованного действа оно должно
быть оригинальным и неожиданным. Найденное действие и пер-
сонаж, объединённые диалогом и помещённые в уместную обста-
новку, будут способствовать обогащению сюжета, как это, напри-
мер, происходит в фильме «Татуированная роза». Здесь можно
проследить, как каждое действие органично вплетаеться в канву
сюжета, соответствует характерам персонажей и заявленным пред-
лагаемым обстоятельствам. Так, в фильме есть сцена встречи Анны
Маньяни с любовником. Эта сцена могла бы состоять просто из
обмена репликами в каком-то обычном месте. Однако, чтобы
подчеркнуть сложившиеся отношения между героями, режиссёр
переносит эту встречу в маленькую комнатушку гостиничного
номера, с крошечной раковиной у стены. Мы видим, как Анна сти-
рает чулки, а затем выкручивает их с такой силой, с той особой
натугой, которая характерна только жителям Средиземноморья.
Именно это действие и показывает, что отношения между данны-
ми персонажами выжаты досуха. Затем, протянув верёвку через
всю комнату, Анна вешает на неё чулки. Таким образом, режиссёр
обычную на первый взгляд сцену превращает в запоминающееся
зрелище. Здесь выбранное режиссёром место действия позволяет
интегрировать диалог персонажей с действием, что способствует
не только развитию сюжета, но и более глубокому выявлению сути
происходящего. Следовательно, отбирая поступки действующих
лиц и место действия, сценарист должен держать во внимании весь
сюжет. В свою очередь, в сюжете, персонажах, идее - во всём ком-
плексе выразительных средств театрализованного действа долж-
но быть нечто новое, не похожее на стандарт, а пригодное только
для конкретного случая. «Нужно отказаться от выбранного места,
выбор которого оправдывается тем, что действие заменяет диалог,
- пишет известный кинодраматург Р. Уолтер. — Место действия
должно способствовать развитию сюжета. Оно должно быть оп-
равданным. Раздвигать границы сюжета. Обогащать информацию
о происходящем действии, адресованную аудитории. Место дей-
ствия должно вносить свежесть и нестандартность решения, а глав-
ное, расширять возможности для игры исполнителей» (61, 50).
Организуя сценическое действие, автор должен уметь найти
меру показа и выражения человеческих эмоций, способных поро-
дить ответную реакцию зрителя, участника театрализованного
действа. Здесь, как отмечал А.Н. Толстой, говоря о творчестве пи-
сателя, «должны действовать одновременно мыслитель, художник
и критик. Одной из этих ипостасей недостаточно. Мыслитель —
активен, мужествен, он знает — «для чего», он видит цель и ставит
вехи. Художник - эмоционален, женствен, он весь в том, «как»
сделать, он идёт по вехам, ему нужны рамки - иначе он растечёт-
ся, расплывётся, он «глуповат», прости господи...Критик должен
быть умнее мыслителя и талантливее художника, он не творец и
он не активен, он беспощаден». Отсюда можно сделать вывод о
том, что в ходе творческого процесса работы над сценарием сце-
наристу необходимо уметь совмещать в себе три вышеназванные
ипостаси. Только так можно достигнуть гармонического сочета-
ния рационального и эмоционального в сценарии, что будет спо-
собствовать достижению цели художественно-педагогического
воздействия.
В театрализованных представлениях и характер действующих
лиц, и место действия, и конфликт определяются уже на этапе со-
здания сценарно-режиссёрского замысла. Поэтому в ходе разра-
ботки сюжета необходимо руководствоваться сценарно-режис-
сёрским замыслом как всего сценария, так и каждой его струк-
турной единицы и при этом стремиться к выстраиванию дина-
мичного, увлекательного действия, способного захватить чувства
людей и заставить их стать не только свидетелями происходя-
щего, но и активными его участниками.
В связи с этим, выстраивая сюжет, нужно не забывать о реак-
ции зрителя, участника предстоящего действия, продумать при-
ёмы активизации, найти средства эмоционального воздействия,
способные вызвать необходимую в каждый момент развивающе-
гося действия активность аудитории. Зачастую местом действия
в театрализованных представлениях выступают реальные исто-
рические места: поля сражений, мемориальные комплексы, му-
зеи-усадьбы, партизанские поляны, конкретные улицы, дворы,
пристани, скверы, где установлены памятники писателям, поэтам,
почётным жителям города, героям войны, труда и т.д. В таких слу-
чаях развивающееся действо должно органично вписаться в ар-
хитектурный и ландшафтный ансамбль конкретной сценической
площадки. Сценарист должен так художественно организовать и
выстроить действие, чтобы оно не только не разрушало атмосфе-
ру реальной жизни данного исторического уголка, а способство-
вало усилению идейно-эмоционального воздействия на аудито-
рию и данного исторического места и тех событий, которые свя-
заны с этим местом действия, а также помогало решению совре-
менных проблем. В свою очередь, нужно также не забывать, что
условия реального, исторического места действия требуют от сце-
нариста умелого программирования действия участников театра-
лизованной акции, которое бы логично и обоснованно являлось
необходимым элементом развивающегося действа. В данном слу-
чае сценарист может программировать выступления реальных
героев, шествия реальных людей, проходы или проезды отдель-
ных групп, переклички команд, бригад, студенческих групп, кон-
кретных людей, различные игровые и церемониально-обрядовые
действа и т.п.
Конфликт в сценариях театрализованных представлений
можно выстроить как посредством развития сюжета, так и посреД"
ством монтажного метода организации сценарного материала,
причём в одном сценарии возможно выстраивание конфликта и
тем и другим способом.
В сценарной драматургии развитию сюжета способствует сце-
нарно-режиссёрский ход — приём как всего театрализованного
действа, так и отдельно каждой структурной единицы сценария.
Заданный ход, двигающий развитие сюжета, является основным
связующим моментом при монтаже структурных единиц сцена-
рия. Вместе с тем, сценарно-режиссёрский ход — приём как всего
сценария, так и отдельных структурных единиц — не всегда имеет
сюжет, но в то же время способствует развитию конфликта, разви-
тию мысли автора, а значит способствует развитию действия. Здесь,
в основе соединения сценарного материала в единое органичес-
кое целое, лежит творческий монтаж как результат взаимодействия
документального и художественного материала, но не развитие по
схеме «от простого к сложному», как это понимается многими. А
монтаж, который «позволяет превратить внутреннюю скрытую
связь реальных явлений в связь обнажённую, ясно видимую, не-
посредственно воспринимаемую без объяснений.
Здесь возможна такая концентрация используемого сценарно-
го материала, которая позволит выстроить в сценарии «драмати-
ческую коллизию», то есть такое стечение обстоятельств, которое
не может не вызвать движения или путём переплетения и столк-
новения разностных подходов к оценке того или иного события
или явления, или в результате монтажа основных структурных
элементов сценария, или отдельных единиц сценической инфор-
мации, а возможно и конкретных номеров.
Как показывает практика, номер в массовом представлении
соответствует понятию «явление» в классической драме, а порой
выполняет функции отдельной реплики. Номера в сценарии те-
атрализованного действа объединены в тематические эпизоды,
которые являются его основой. Вместе с тем, как мы уже говори-
ли выше, эпизоды в сценарии могут быть объединены в темати-
ческие блоки. И все эти структурные единицы сценария должны
быть смонтированы так, чтобы каждая из них была естественным
продолжением и развитием авторской мысли. Здесь сценарист
имеет возможность использовать известные нам из сценарно-ре-
жиссёрской практики приёмы монтажа: последовательный, кон-
трастный, ассоциативный, ретроспективный, одновременный, лей-
тмотив и другие. Вместе с тем, необходимо помнить, что какой бы
приём монтажа ни использовал бы сценарист, структурные еди-
ницы сценария должны вступать в такие взаимоотношения друг с
другом, которые способствовали бы образному развитию авторс-
кой концепции сценария.
Таким образом, сценарно-режиссёрский ход всего сценария
может иметь сюжетное построение, а каждый блок, эпизод сцена-
рия может быть выстроен монтажным методом или наоборот. Глав-
ное, чтобы в каждой структурной единице развивалась планируе-
мая сценаристом мысль, идея, которая во взаимодействии с сосед-
ствующими идеями других структурных единиц способствовала
развитию авторской концепции всего сценария и достижению цели
художественно-педагогического воздействия.
Прослеживая творческий процесс работы над сценариями те-
атрализованных представлений и праздников, мы можем смело
говорить об особом методе мышления сценариста, который оп-
ределяет и отбор материала, и способ его подачи. В результате