Этапы работы над сценарием КДП

Созд сценария-сложный,многоступенчатый процесс,включающий информационное содержание материала, формирование авторского замысла.1ый этап-создание сценарного замысла.сценарный план – структурно-драмат основа,набросок композиционного построения сценария с определенным автором идейно-тематич замысла рахактер аудитории.это общее виденье будущей досуговой прогамы ее основных эпизодов,номеров внутри эпизодов и характер их чередования.

Конструкция сценарногоплана:1название программы,форма программы,хар-ка аудитории,место и время проведения,композиционное построение:1экспозиция,завязка(1ый эпизод),основное действие,кульминация и финал.сценарный план-обобщенное выражение композиционной структуры досуговой программы,в кот отчетливо проступает конструктивная мысль автора..след этап-литературный сценарий-подробная разработка идейно темат замысла с полным текстом,описание места,времени сценографии муз и светового оформленияи построения композиции.заключительный этап работы – сост монтажного листа(рабочего сценария).

10. Монтажный лист монтажный лист-режиссерская партитура КДП,в кот точно расписано все компоненты каждого эпизода и номеров внутри эпизода,выразительные средства и их обеспечение,это интеграционное выражение всех этапов сценарной работы.Режиссерская партитуры или монтажный лист – конечное интегрированное выражение всех предшедств.этапов работы. В граф.изображ. м.лист представляет собой таблицу. Первая – номер по порядку. Нумерация необходима при проведении монтировочных репетиций, когда все службы постановочной части пользуются в общении между собой цифровыми обозначениями. Вторая – эпизод, его название точно соответствует сценарию и режиссерскому плану. Третья – название номера и его характер. Здесь указываются автор и наименование произведения. Четвертая – выписываются исполнители: солисты, коллективы. Пятая – содержание текстов ведущего. Шестая – микрофоны. Седьмая – занавес. Восьмая – свет. Заполняется световое решение каждого номера. Девятая – музыка. Десятая – звуковые и фон. Материалы. Одиннадцатая – видеоряд. Двенадцатая – декорации и реквизит. 13-хронометраж.14. примечания.К м.л. прилагается световая партитура: порядковый номер, эпизод или номер, реплика или сигнал на включение, объект освещения, назв.прибора, направление и изменение освещен.

Монтажный лист раздается всем службам обеспечения техн поддержки.

Световая партитура:1ценическое дествие,(эпизод)2реплика или сигнал на включение,3объект освещения,4название брибора или программа цвета,5направление или изменение освещения.

11. Архитектоника сценарияКаждая программа содержит в себе элемент конструкции или построения. Архитектоника – с греч. Строительное искусство,-построение художественного произведенияВ. Ратнер –«справедливый порядок строгово взаимодействия предпологает наличие «опрных пунктов»создав основу гармонии архитектоники» вопросы архитектоники(композиции) осмыслил Аристотель в «поэтике»:1целое-то что имеет начало и конец,2фабулы должны начин не откудап попало, и нигде попало кончаться.---следовательно конструктивный элемент-самый важный момент сценария.архитектоника изучает соотношение между главными и подчиниетльными элементами сценария,связь между его отличительными частями.конструктивная основа сценария-номер и эпизод.В19 в. Слово стало заменяться словом «композиция»(от лат. Сочинение,составление,связь) – послед.построение худ.произведения, средство выражения связи между элементами. Вычленение конструкт.элементов для драм.творчества- самый важный момент работы. Эта работа начинается с вычленения из всего отобранного материала той части,кот. Будет развивать весь сценарий.Архитектоника КДПделится на циклы, где осн.элементами явл.номер и эпизод. Сценаристу необходимо найти верный и возможный порядок,темпо-ритм их соединения.

Динамика чередования эпизодов – один из выжных элементов худ.целостности досуг.программы, его осн.структуро-образующее средство.Непрерывность драм.действия – особая последовательность эпизодов и номеров, кот.требует от сценариста решения след.сценарных проблем:1.проблема отбора материала.2. проблема переходов или монтажного соединения.3. проблема поддержания зрит.внимания.4. проблема драм.напряжения как связи актера и зрителя.Эпизод –монтажно-организационная совокупность номеров, объединенные между собой тематически, сюжетно и действенно в единую относительно завершенную структуру. Эпизодное построение сценарий заимствовал у театральной драматургии. Принцип эпизодического построения восх еще к Шекспировскому театру. В драматургическом произведении различают три вида эпизодов.Эпизод – драматургическая микроструктура, обладающая своей завязкой конфликта, его развитием и завершением, а также содержанием художественно – педагогического воздействия.Эпизод – « мост »- необходимое связующее звено между предшествующим и последующим эпизодам, без которого был бы непонятен переход от одного к другому. Эпизод – штрих не имеет самостоятельного значения, он служит для дополнительного раскрытия характера героя или ситуации.

Произведение, построенное из эпизодов, не должно «рассыпаться » на отдельные части. все эпизоды обладали высоким художественным уровнем. драматургическая картина не получиться когда автор не сумеет расположить их так, чтобы обесп единую логику развития конфликта, нарастание эмоционального напряжения. В некоторых КДП (крупных по форме ) одному эпизоду не под силу художественная реализация ,Блок – это совокупность эпизодов , объединенных одним сценическим заданием . художественно раскрывающий аспект авторской концепции ,постольку отношения в блоке ( между эпизодами ) – конфликтны . Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа.

12. Номер и эпизод как единица сценической информации Эпизод – специфическая монтажно-организационная совокупность номеров, объединенные между собой тематически, сюжетно и действенно в единую относительно завершенную структуру. Эпизодное построение сценарий заимствовал у театральной драматургии. Принцип эпизодического построения восходит еще к Шекспировскому театру. В драматургическом произведении различают три вида эпизодов.Эпизод – драматургическая микроструктура, обладающая своей завязкой конфликта, его развитием и завершением, а также содержанием художественно – педагогического воздействия.Эпизод – « мост »- необходимое связующее звено между предшествующим и последующим эпизодам, без которого был бы непонятен переход от одного к другому. Эпизод – штрих не имеет самостоятельного значения, он служит для дополнительного раскрытия характера героя или ситуации.Поэпизодное построение сценария позволяет охватить большой круг событий, происходящих в разное время, и в разных местах. Произведение, построенное из эпизодов, не должно «рассыпаться » на отдельные части. Также необходимо, чтобы все эпизоды обладали достаточно высоким художественным уровнем. Целостная драматургическая картина не получиться и в том случаи, когда автор не сумеет расположить их так, чтобы обеспечить единую логику действенного развития изображаемого конфликта, нарастание эмоционального напряжения. В некоторых КДП (крупных по форме ) одному эпизоду не под силу художественная реализация емкого и сложного содержания , обеспечить его художественного раскрытия смогут лишь несколько эпизодов , объединенных в своеобразный блок. Блок – это совокупность эпизодов , объединенных одним сценическим заданием . художественно раскрывающий аспект авторской концепции на определенном идейно – эстетическом уровне . Поскольку каждый эпизод содержит разные грани общего конфликта , постольку отношения в блоке ( между эпизодами ) – конфликтны .Номер-основная конструктивная единица КДП совокупности образ Эпизод.номер-перевод как сцена,своеобразный узел,узлы соединяются в эпизод. В Эфрос «драматургическая логика автора идет то одного номера к другому,от одного эпизода к другому,т о эпизод-монтажно-организованная совокупность ноеров,объедин тематически,сюжетно и действеннос един сруктуру.завершения эпизод достигает только во взаимодействии со следующим эпизодом»---след раскрыв идейно-тематический замысел.»непрерывность дейсвтия-последов эпизодов и номер,кот требует от сценаритста решения:1отбора материала,переходы,монтажные стыки,поддержание зрительского внимании,пробл драмат напряжения между зрителем и актером.»архитектоника КДП(рисунок).

13. Композиционные элементы сценария Композиция –это своеобразный план, последовательное построение произведения при помощи своеобразных художественных приемов. Многие авторы считают пренебрежение композ-свобода творчества автора. А. Митта»каждая драма имеет структурированный скелет-структуру и этот факт-большое разочарование для любителей свободного полета фантазии». Л Б Альбертини «композиция как живой организм к кот нельзя ничего прибавить ни убавить не сделав хуже.». Станиславский о композиционной целоствоности:»само исво зарождается с того моиента когда созд непрерывно тянущаяся линия звука голоса ирисунка.если это все отдельно – то ис-ва - нет»целостность и стройнось сценария-гармоничное сочетание эпизодов и номеров.мысль залож в первом эпизоде должна проходить через основное дейчтвие обощаясь и раскрыв в финале.

основные элементы драматургической композиции: Экспозиция – начальная часть драматургического произведения. Ее назначение, сообщить зрителю информацию, необходимую для понимания предстоящего действия пьесы. Иногда важно дать зрителю понимание того, в какой стране и в какое время происходит событие. Задача экспоиции-погружение зрителя в тему и подгот к восприятию. Пролог – это другой вид экспозиции – прямое обращение автора к зрителю, краткий рассказ о персонаже будущего действия и его характере. Завязка – к.элемент, в котором начинает раскрываться идейно-тематический замысел,сюжетный ход, а также завязываться конфликт будующего действияи тематизация действия.З.выполняет психологическую функцию,т.к. она увлекает зрителя. (Туманов-про номера,с каких начинать)оригин решение завязки во многом опред след ход всей программы. Развитие основного действия – гл.действие, эпизоды дрм.конструкции,где информ.-логический материал получает образное выражение. При составлении эпизодов осн. действия следует помнить о: 1.внутренней логики раскрытия темы;2.идейно-тематическом единстве;3.продуманной конфликтности в разнообразных ее выражениях.4. монтажном соединении эпизодов;5. Интеграции кулминационных моментов каждого эпизода в кульминацию всей программы. Кульминация – это высшая точка развивающегося действия, которая является апогеем в противоборстве точек зрения, позиции, противоречий, которая призвана разрешить конфликт. Это точка, где наиболее выражено должна звучать поставленная проблема. Развязка – это способ разрешения конфликта, который избирает сценарист. Развязка может отсутствовать в конце действия, и тогда действие заканчивается в момент кульминации, как бы предоставляя аудитории сделать окончательные выводы. Финал – эмоционально-смысловое завершение произведения,максимальное проявление активности для всех участников программы.

14. Характеристика законов композиционного построения сценария Композиция –это своеобразный план, последовательное построение произведения при помощи своеобразных художественных приемов. Многие авторы считают пренебрежение композ-свобода творчества автора. А. Митта»каждая драма имеет структурированный скелет-структуру и этот факт-большое разочарование для любителей свободного полета фантазии». Л Б Альбертини «композиция как живой организм к кот нельзя ничего прибавить ни убавить не сделав хуже.». Станиславский о композиционной целоствоности:»само исво зарождается с того моиента когда созд непрерывно тянущаяся линия звука голоса ирисунка.если это все отдельно – то ис-ва - нет»целостность и стройнось сценария-гармоничное сочетание эпизодов и номеров.мысль залож в первом эпизоде должна проходить через основное дейчтвие обощаясь и раскрыв в финале.

Драматургические элем снераия объед в целостную конструкцию с помзаконы: 1. Закон целостности, взаимосвязи,соподчинения частей целого. Целостность КДП Достигается системой связей, возникающей в сюжетной конструкции сценария, кот.складывается из умело найденного сюжета и сюжетного хода, кот.делает сценарий неповторимым и оригинальным по композиционному построению.необходимо взаимодействие док. И худ.материала, приемов и способов сценической реализации лит.сценария.,оправданности и согласованности внутр средств выражения сценария.2. закон контрастности – диктует сценаристу присутствие в программе конфликта,позволяющего не только показать сложность и противоречивость окр.действительности, но и активизировать мышление зрит.аудитории.3. закон подчиненности всех выр.средств авторскому идейно-тематическому замыслу.использ те средства кот лучшим образом раскрывают идейно –тематический замысел.необходим:худ вкус,тонкое чувство современности,много интеллектуальных и эмоциональных затрат, глубокое знание произведение всех видов ис-ва,воображениеи фантазия4. закон соразмерности предполагает количественное соотношение подобранного сцен.материала, его распределение по эпизодам,что позволяет сценаристу добиться соразмерности расположения и гл.частей и пропорции.соотношения структ.элементов композиции.---следовательно реализ сценарного замысла—требует чувство меры,и творческую интуицию.

15. Основные функции монтажаМонтаж – с фр. сборка,соединение.Монтаж в кинематографе –смысловое соединение кадров,выяаляющее их взаимную связь по содержанию, изобр.решению,ритму,создающее единство эпизода и фильма в целом и служащее к раскрытию идейно-тематического замысла . Монтаж - это художественный метод соединения разножанрового материала.,это соединение,совмещение, сцепка материала. "При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощущения эпохи, мира, времени, человека, человечества" (М. Ромм). Это искусство особого рода. Монтажно мыслить - это значит обладать способностью анализировать и синтезировать, то есть уметь разъять произведение на части и объединять части в единое целое с целью создания качественно нового произведения. Монтировать не значит просто соединять. Это значит выявлять суть, смысл, причинность явлений и их связей. Это особый процесс познания мира. Монтаж есть в литературе и искусстве. Объяснил и оригинально применил монтаж в кинематографе С. Эйзенштейн, а в театре - В. Мейерхольд. Существуют следующие виды монтажа: контрастный, в основе которого противопоставление; параллельный, в основе его - сопоставление; линейный, в основе - последовательность, логика.функции монтажа: 1. Придание целостности в КДП.Латышев – «монтажный план фраза и эпизод-часть целого,кот достраивается в сознании зрителем»2. организация зрительного восприятия. Любой прием основан на ассоциотивном мышлении(неуклюжий человек - медведь) любой прием монтажа основан на ассоциативном мышлении.М. усиливает и концентрирует ассоциативные возможности знаков и символов,накладывает на них смысловое значение; 4. Создание темпа-ритма. Темп- внешнее проявление хода сквозного действия. Это понятие, относящиеся к течению программы во времени 9 быстро-медленно). Ритм- с греч.- соразмерность – внутренняя динамика, пульс внутреннего действия; согласованное во времени и в пространстве, движение,чередование, соразмерность всех элементов и выразит.средств сцен. Действия. В сцен.искусстве эти два понятия связаны. С пом.монтажа можно растянуть время или сжать его.ритм-внутр динамика ,пульс драмат действия,с пом монтажа –раскрытие замысла программы.темп- подлинное напряжение в связи с событием и обстоятельствами кажд сцены в отдельности и спектакле в целом.

16. Характеристика приемов монтажа Монтаж – с фр. сборка,соединение.Монтаж в кинематографе –смысловое соединение кадров,выяаляющее их взаимную связь по содержанию, изобр.решению,ритму,создающее единство эпизода и фильма в целом и служащее к раскрытию идейно-тематического замысла . Монтаж - это художественный метод соединения разножанрового материала. "При помощи монтажа можно конструировать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощущения эпохи, мира, времени, человека, человечества" (М. Ромм). Это искусство особого рода. Монтажно мыслить - это значит обладать способностью анализировать и синтезировать, то есть уметь разъять произведение на части и объединять части в единое целое с целью создания качественно нового произведения. Монтировать не значит просто соединять. Это значит выявлять суть, смысл, причинность явлений и их связей. Это особый процесс познания мира. Монтаж есть в литературе и искусстве. Объяснил и оригинально применил монтаж в кинематографе С. Эйзенштейн, а в театре - В. Мейерхольд. Существуют следующие виды монтажа: контрастный, в основе которого противопоставление; параллельный, в основе его - сопоставление; линейный, в основе - последовательность, логика.Приемы монтажа: по чечеткину.:1.контрастность – основан на сближении противоположных контрастирующих по смыслу или по текусту номеров,или эпизодов сценария. К. обеспечивает «остроту стыка», будоражит мысль и вызывает множество ассоциаций.2. последовальность – все номера в эпизоде, а эпизоды в общем сценарии выстроены в определенном логическом порядке, продолжая один другой. Чаще всего лежит хронолог. или врем.последовательномть.3.реминсценция(напоминание) – осн.на событиях из прошлого.4. параленность или одновременность сцен.действия.5. лейтмотив – повторение,напоминание с пом. Музфразы,пэтич.слова или других поэт.средств,соед.эпизоды в КДП.6/ клиповый –клип-мгновенная смерть кадра.повторение муз поэтического фрагмента между эпизодами,эти связки-напоминание о теме.

Т о сист взаимод номеров внутри эпизода и номеров в программе позволяет зрителю проникнуть в авторский замысел ,а монтажный стык можно рассматривать как становление аворского высказывания.

17. Особенности профессиональной деятельности режиссера в сл Ушакова-режиссер-худ рук театр постановки,оюъед всю работу по подготовке спектакля.проф реж – профес 20 века,в др греции- хороег- зажиточный горожанин,кот осущ постановку ,освобожд от налогов,он наход преподавателя, музыкантов и т. д.в 17-18 – функ реж носили административно-технический характер,не отлич от помошника режиссера.

Реж ис-во в театре-творческая организ всех элементов спектакля с целью созд гармонич худ произведения.режиссер-интерпритатор,переводчик научных смыслов с пом рацион,эмоцион познават и творческих способностей.задача режиссера-заразить своими идеалами,ценностями и философией зрителя.Режиссер-управляющий актерами, назначающий что давать и что ставить.Сверхзадача режиссера-гл.всеобъемлющая цель р-ра,притягивающего к себе все отдельные устремления действующих лиц.

Режиссура в КДП- самост.область режис.искусства со своими целями,задачами и принципами,поскольку драматургия и режиссура должна строится так,чтобы во внешней форме подачи материала на его внутренний образ.Организация режиссуры-путем спец.использования,направленного на раскрытие выразительности авторского замысла, а также активное идейно-этоциональное воздействие на ауд.Участник-зритель-участник-схема взаимодействия в режиссуре кдп.Предполагает,что зритель, включенный в драм.линию сценария переходит от созерцания к действию и определения ролей учатсников программы.

Виды восприятия:1.с преобладанием познавательной направленности.2.эмоционально-оценочного отношения к мероприятию.Режиссерский замысел- образное видение будующей досуговой программы, эмоциональное и зримое ощущение ее темы,идем,формы. Кот. Рожадется в процессе поиска их действенного сцен.решения. От точности стройности и ясности р.з. зависит худ.целостность ДОС.программы, а значит и успех у зрителя.

Р.з. в реализации драм.материала КДП является вторичным по отношению к сцен.замыслу.В состав р.з.входит:

1.творч.интерпретация сцен. Материала.2.определение стилистических и жанровых особенностей актерского исполнения в данной программе.3.решение постановки в темпо-ритме.4.решение поставновки в пространстве(характере мезансцены)5.определение характера и принципов сценографии и муз.-шумового освещения.6.)цветовоеРешениеиОформлениеСцены.Мезансцены…бывают:статические,динамические,кольцевые,диагональные,симметричные,глубинные,плоскостные.организационно-творческие аспекты деяте-ти режиссера:1.формулировка режис.замысла.2.создание тв.коллекктива, в кот.входят ассистенты режиссера,помощникрежиссера,гл.художник,глюбалейтмейстер,художникпосвету,глхормейстер,звукорежиссер.3.написать реж.партитуры или монтажные листы.4.определение с гл.худ.пространственного и образного решения программы,утверждение эскизов,худ.определ.принципы звукового оформления программы, запись и перезапись и монтаж фонограммы, определить с гл.балейтместером пластическое решение программы.5.подготовка постановочного плана и план проведение программы.6. просмотр и отбор номеров,работаств.колллективамииотд.исполнителями.7.составлениеграфикарепетиций(застольная,планировочная,монтажная,прогонная,сводная,генеральная).

Наши рекомендации