Ную категорию людей проблемы.
Здесь уместно сказать и о публицистичности сценарной дра-
матургии. Несмотря на то, что публицистика (от лат. publicus -
«общественный») представляет собой вид литературы и журна-
листики (к публицистике относятся газетные или журнальные
жанры: статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, репортажи и т.д.),
публицистичность является специфической чертой сценариев
театрализованных представлений. Известно, что главное в пуб-
лицистике - аналитическая мысль автора, откликающегося на са-
мые живые потребности общества, обращающегося к наиболее
насущным жизненным вопросам. В связи с этим, создавая сцена-
рий, сценарист, так же как и автор-публицист, посвящает его акту-
альным проблемам современности или событиям истории, тесно
связанным с современностью. И к какой бы сфере жизни: полити-
ке, науке, культуре или производству - он ни обращался бы, его
основная задача заключается в том, чтобы объяснить жизненные
факты, установить связи между ними, исследовать их причины и
последствия, истолковать и оценить происходящее.
Для сценариста-режиссёра театрализованных представлений
1 праздников, как и для любого автора-публициста важным явля-
1 своевременность, оперативность отклика на те или иные со-
[тия и проблемы. Вместе с тем, чтобы воздействовать на обще-
нное мнение, повлиять на развитие общественно-политичес-
процессов, публицистичность требует от автора умения ярко
°Ционально подавать свою мысль. Для того, чтобы убедить
аудиторию, сделать её сторонником своей точки зрения, автору
необходимо уметь воздействовать не только на разум, но и на чув-
ства людей. В связи с этим сценарист выстраивает сценарий по-
средством эмоциональной передачи своих впечатлений, настрое-
ний, переживаний, обращаясь к судьбам и характерам конкретных
людей, изображению конкретных жизненных ситуаций в мельчай-
ших подробностях и с самых разных сторон, воссоздавая при этом
целостную картину жизни.
Публицистике также присуща тенденциозность, т.е. заведо-
мое заострение идеи, стремление как можно более действенно
выразить ее, «заразить» ею аудиторию, обращаясь одновременно
к её разуму и чувству.
Именно публицистичность, тенденциозность сценарной
драматургии позволяют сценаристу выразить своё отношение к
поднимаемым проблемам, в образной форме сказать о том, о чём,
на его взгляд, нельзя молчать, принять действенное участие в жиз-
ни конкретных людей, в гуманном преобразовании общества. Всё
это выдвигает перед сценаристом требования чёткой гражданской
позиции, неравнодушного отношения к жизни, своевременного
отклика на важные жизненные события; необходимо быть твор-
чески активной личностью, знать и тонко чувствовать аудиторию,
уметь ярко, образно и доступно не только выражать свои мысли,
но и увлекать ими других.
Таким образом, документальность, публицистичность,
тенденциозность — важные специфические средства сценарной
драматургии.
Синтетичность - ещё одна отличительная особенность дра-
матургии сценариев театрализованных представлений. Эта спе-
цифическая черта театрализованных действ проявляется в раз-
ножанровости, в синтезе искусств, в разнообразии используемо-
го материала и сценических выразительных средств. Так, театра-
лизованные представления и праздники объединяют в себе сразу
несколько видов искусств: живопись декоративного оформления,
литературу, музыку, театр, танец, пластику, кино, цирк, эстраду и
другие, а также различные виды спорта. Синтетические действа
вбирают в себя сочетание слова и пластики, музыки и света, цвета
особой звуковой структуры, видеоряда и «живого» выступления
реальных участников событий, игровых и церемониально-обря-
довых действий всех участников. Здесь могут аккумулироваться и
вступать в активные взаимоотношения все виды искусств. Однако
театрализованное представление — не сумма образов, а живой це-
лостный организм. Здесь каждая отдельная деталь, картина, но-
мер живут не сами по себе, а как частица единого целого, общего
замысла, и всё это органично переплетается в единой художествен-
ной ткани с документальным, местным материалом и деятельнос-
тью самих участников массового действа.
«Специфика работы в области массовых форм требует от ре-
жиссёра знания всех видов искусств, умения «задействовать» их в
представлении: ведь в постановке используется драма и опера,
оперетта и цирк, духовые и симфонические оркестры, сводные
хоры и небольшие ВИА, классический балет и народный танец,
кино и эстрада, пантомима и куклы. И помимо этого в представле-
нии участвуют спортсмены и воинские подразделения, студенты
и дети» (57, 38). Таким образом, синтетичность сценариев театра-
лизованных представлений и праздников проявляется в использо-
вании богатого арсенала средств художественной выразительнос-
ти, что придаёт театрализованному действу яркость, зрелищность,
динамичность в развитии действия, оригинальность и неповтори-
мость. Так, в Тургеневском празднике «Ожившие мгновения ми-
нувшей красоты», посвящённом 185-летию со дня рождения ве-
ликого русского писателя, который проводился кафедрой режис-
суры театрализованных представлений Орловского Государствен-
ного института искусств и культуры в сквере у музея им. И.С. Тур-
генева, в качестве сценарного материала, наряду с документаль-
ным, выступили различные виды и жанры искусств. В ходе празд-
ника были использованы поэзия, художественная проза, инсцени-
рованные отрывки из произведений И.С. Тургенева, бальные
танцы, романсы, симфонические и капелльные произведения, ба-
^етные композиции, фольклорные песни и танцы. Вся эта палит-
)а средств выразительности, органично вплеталась в общую кан-
литературного праздника, создавая неповторимую атмосферу
охи И.С. Тургенева, раскрывала содержание праздника, способ-
S3
ствовала развитию авторской мысли и активизации аудитории.
Несмотря на разнообразие и полярность жанров, использованных
на празднике, создавалось впечатление целостности и гармонич-
ности праздничного действа, так как всё было подчинено единому
образному сценарно-режиссёрскому ходу.
Сценарий юбилейного вечера, посвящённого 25-летию Орлов-
ского государственного института искусств и культуры, о котором
упоминалось выше, вбирал в себя ещё большее жанровое разно-
образие. Здесь также «мирно» соседствовали бальные танцы и
поэзия, народные инструментальные пьесы и оды, фортепианные
произведения и народные танцы, гимнастические номера и интер-
медии, клоунада и эстрадные песни, фольклорные песни и клас-
сический танец, выступления реальных героев и акробатические
номера. В связи с тем, что вечер состоял из эпизодов, каждый эпи-
зод представлял собой самостоятельное законченное действие, со
своей атмосферой, жанровой окраской и стилем, всё это разнооб-
разие лишь обогатило каждый эпизод, придавая ему своеобраз-
ный, неповторимый характер. Таким образом, рассредоточившись
по эпизодам и подчинившись их идейно-тематической направлен-
ности и сценарно-режиссёрскому ходу, идейно-эмоциональные
средства выразительности способствовали образному решению
документального, местного материала, на основе которого стро-
ился каждый эпизод и, конечно же, помогали раскрытию темы и
развитию мысли всего сценария. Помимо этого, использование
разнообразных приёмов монтажа для организации разнохарактер-
ного и разножанрового материала способствовало организации
динамичного развития действия, эмоциональному воздействию на
аудиторию, вызывало не только эффект сопереживания, но и ак-
тивно включало аудиторию в действие. Таким образом, практика
режиссуры театрализованных действ показывает, что синтетич-
ность - одна из важных и неотъемлемых специфических черт