Ную категорию людей проблемы.

Здесь уместно сказать и о публицистичности сценарной дра-

матургии. Несмотря на то, что публицистика (от лат. publicus -

«общественный») представляет собой вид литературы и журна-

листики (к публицистике относятся газетные или журнальные

жанры: статьи, очерки, фельетоны, памфлеты, репортажи и т.д.),

публицистичность является специфической чертой сценариев

театрализованных представлений. Известно, что главное в пуб-

лицистике - аналитическая мысль автора, откликающегося на са-

мые живые потребности общества, обращающегося к наиболее

насущным жизненным вопросам. В связи с этим, создавая сцена-

рий, сценарист, так же как и автор-публицист, посвящает его акту-

альным проблемам современности или событиям истории, тесно

связанным с современностью. И к какой бы сфере жизни: полити-

ке, науке, культуре или производству - он ни обращался бы, его

основная задача заключается в том, чтобы объяснить жизненные

факты, установить связи между ними, исследовать их причины и

последствия, истолковать и оценить происходящее.

Для сценариста-режиссёра театрализованных представлений

1 праздников, как и для любого автора-публициста важным явля-

1 своевременность, оперативность отклика на те или иные со-

[тия и проблемы. Вместе с тем, чтобы воздействовать на обще-

нное мнение, повлиять на развитие общественно-политичес-

процессов, публицистичность требует от автора умения ярко

°Ционально подавать свою мысль. Для того, чтобы убедить

аудиторию, сделать её сторонником своей точки зрения, автору

необходимо уметь воздействовать не только на разум, но и на чув-

ства людей. В связи с этим сценарист выстраивает сценарий по-

средством эмоциональной передачи своих впечатлений, настрое-

ний, переживаний, обращаясь к судьбам и характерам конкретных

людей, изображению конкретных жизненных ситуаций в мельчай-

ших подробностях и с самых разных сторон, воссоздавая при этом

целостную картину жизни.

Публицистике также присуща тенденциозность, т.е. заведо-

мое заострение идеи, стремление как можно более действенно

выразить ее, «заразить» ею аудиторию, обращаясь одновременно

к её разуму и чувству.

Именно публицистичность, тенденциозность сценарной

драматургии позволяют сценаристу выразить своё отношение к

поднимаемым проблемам, в образной форме сказать о том, о чём,

на его взгляд, нельзя молчать, принять действенное участие в жиз-

ни конкретных людей, в гуманном преобразовании общества. Всё

это выдвигает перед сценаристом требования чёткой гражданской

позиции, неравнодушного отношения к жизни, своевременного

отклика на важные жизненные события; необходимо быть твор-

чески активной личностью, знать и тонко чувствовать аудиторию,

уметь ярко, образно и доступно не только выражать свои мысли,

но и увлекать ими других.

Таким образом, документальность, публицистичность,

тенденциозность — важные специфические средства сценарной

драматургии.

Синтетичность - ещё одна отличительная особенность дра-

матургии сценариев театрализованных представлений. Эта спе-

цифическая черта театрализованных действ проявляется в раз-

ножанровости, в синтезе искусств, в разнообразии используемо-

го материала и сценических выразительных средств. Так, театра-

лизованные представления и праздники объединяют в себе сразу

несколько видов искусств: живопись декоративного оформления,

литературу, музыку, театр, танец, пластику, кино, цирк, эстраду и

другие, а также различные виды спорта. Синтетические действа

вбирают в себя сочетание слова и пластики, музыки и света, цвета

особой звуковой структуры, видеоряда и «живого» выступления

реальных участников событий, игровых и церемониально-обря-

довых действий всех участников. Здесь могут аккумулироваться и

вступать в активные взаимоотношения все виды искусств. Однако

театрализованное представление — не сумма образов, а живой це-

лостный организм. Здесь каждая отдельная деталь, картина, но-

мер живут не сами по себе, а как частица единого целого, общего

замысла, и всё это органично переплетается в единой художествен-

ной ткани с документальным, местным материалом и деятельнос-

тью самих участников массового действа.

«Специфика работы в области массовых форм требует от ре-

жиссёра знания всех видов искусств, умения «задействовать» их в

представлении: ведь в постановке используется драма и опера,

оперетта и цирк, духовые и симфонические оркестры, сводные

хоры и небольшие ВИА, классический балет и народный танец,

кино и эстрада, пантомима и куклы. И помимо этого в представле-

нии участвуют спортсмены и воинские подразделения, студенты

и дети» (57, 38). Таким образом, синтетичность сценариев театра-

лизованных представлений и праздников проявляется в использо-

вании богатого арсенала средств художественной выразительнос-

ти, что придаёт театрализованному действу яркость, зрелищность,

динамичность в развитии действия, оригинальность и неповтори-

мость. Так, в Тургеневском празднике «Ожившие мгновения ми-

нувшей красоты», посвящённом 185-летию со дня рождения ве-

ликого русского писателя, который проводился кафедрой режис-

суры театрализованных представлений Орловского Государствен-

ного института искусств и культуры в сквере у музея им. И.С. Тур-

генева, в качестве сценарного материала, наряду с документаль-

ным, выступили различные виды и жанры искусств. В ходе празд-

ника были использованы поэзия, художественная проза, инсцени-

рованные отрывки из произведений И.С. Тургенева, бальные

танцы, романсы, симфонические и капелльные произведения, ба-

^етные композиции, фольклорные песни и танцы. Вся эта палит-

)а средств выразительности, органично вплеталась в общую кан-

литературного праздника, создавая неповторимую атмосферу

охи И.С. Тургенева, раскрывала содержание праздника, способ-

S3

ствовала развитию авторской мысли и активизации аудитории.

Несмотря на разнообразие и полярность жанров, использованных

на празднике, создавалось впечатление целостности и гармонич-

ности праздничного действа, так как всё было подчинено единому

образному сценарно-режиссёрскому ходу.

Сценарий юбилейного вечера, посвящённого 25-летию Орлов-

ского государственного института искусств и культуры, о котором

упоминалось выше, вбирал в себя ещё большее жанровое разно-

образие. Здесь также «мирно» соседствовали бальные танцы и

поэзия, народные инструментальные пьесы и оды, фортепианные

произведения и народные танцы, гимнастические номера и интер-

медии, клоунада и эстрадные песни, фольклорные песни и клас-

сический танец, выступления реальных героев и акробатические

номера. В связи с тем, что вечер состоял из эпизодов, каждый эпи-

зод представлял собой самостоятельное законченное действие, со

своей атмосферой, жанровой окраской и стилем, всё это разнооб-

разие лишь обогатило каждый эпизод, придавая ему своеобраз-

ный, неповторимый характер. Таким образом, рассредоточившись

по эпизодам и подчинившись их идейно-тематической направлен-

ности и сценарно-режиссёрскому ходу, идейно-эмоциональные

средства выразительности способствовали образному решению

документального, местного материала, на основе которого стро-

ился каждый эпизод и, конечно же, помогали раскрытию темы и

развитию мысли всего сценария. Помимо этого, использование

разнообразных приёмов монтажа для организации разнохарактер-

ного и разножанрового материала способствовало организации

динамичного развития действия, эмоциональному воздействию на

аудиторию, вызывало не только эффект сопереживания, но и ак-

тивно включало аудиторию в действие. Таким образом, практика

режиссуры театрализованных действ показывает, что синтетич-

ность - одна из важных и неотъемлемых специфических черт

Наши рекомендации