Тель воспринимает только через действия и поступки его ге-
роев. В связи с этим нужно помнить, что «в произведении драма-
турга потенциально должен содержаться тот эффект сопережива-
ния, то волнение зрителя, которое возникнет позднее, в момент
исполнения произведения» (3, 16).
Именно взаимоотношения между персонажами, исход этих
взаимоотношений и вызывают любопытство зрителя, его интерес
к происходящему в драматургическом произведении. Зрителю
интересно увидеть персонажей, когда они поставлены перед вы-
бором, когда им приходится принимать решения и совершать по-
ступки, достигающие крайней точки человеческого опыта. И если
эти взаимоотношения выстроены грамотно, то главная задача её
создателей - овладеть вниманием зрителя, чтобы вести его в нуж-
ном им направлении, - будет достигнута.
Внутренней основой драматической структуры является кате-
гория «драматизма». Поэтому драматическая ситуация - это «сер-
дцевина любого драматургического произведения и любого внут-
реннего мира каждого персонажа драмы», подчёркивает А. Мит-
та. И далее продолжает: «Это барьер, который надо преодолеть,
чтобы двигаться дальше» (42, 62). Чтобы вызвать сопереживание,
удержать интерес зрителя к происходящему, заставить его внима-
тельно следить за развитием событий, драматурги зачастую при-
бегают к выстраиванию интриги.Это позволяет им динамично и
ярко выразить характеры персонажей, так как возникающие раз-
личные препятствия требуют от них принятия решений и сверше-
ния всякого рода поступков, раскрывающих их характеры и их
сущность. «Интрига (от лат. intrico - «запутываю») - способ раз-
вития действия произведения, сложная, запутанная цепочка собы-
тий с выраженной причинно-следственной связью. Интригу мо-
жет специально выстраивать кто-либо из персонажей для дости-
жения своих целей, или она становится результатом стечения слу-
чайных обстоятельств.... В серьёзных и значительных по содержа-
нию пьесах интрига может быть лишь одним из элементов дей-
ствия, которое оказывается шире интриги» (79, 106).
Развивая мысль Аристотеля, А. Митта утверждает: «Тайна
магического воздействия драмы конечно, в первую очередь отно-
сится к её способности вызывать катарсис - очищение через сопе-
реживание страданию» (42, 104). Следовательно, можно сделать
вывод о том, что наибольшее преимущество драма будет иметь
эгда, когда она в ходе развития действия максимально использу-
г возможность пробудить эмоции зрителя, вызвать сопережива-
е зрителя, довести его до вершины счастья, дарованного искус-
ством, - катарсиса.
Днако, обращает наше внимание A.M. Поламишев, «если
венная цель любой пьесы будет достигнута раньше завер-
ё Действия, то вместе с этим будет исчерпан и смысл всего
а- Иными словами, если бы суть главного конфликта пьесы
полностью раскрывалась где-то в середине пьесы, то «жизнь че-
ловеческого духа» всей пьесы была бы исчерпана в её середине; и
уже к середине была бы достигнута и её нравственная цель. Ари-
стотель настаивал на том, что катарсис является результатом, ито-
гом действия всей пьесы. И вот почему для каждого драматичес-
кого писателя, очевидно, необходимо построить свою пьесу так,
чтобы интерес зрителей к событию на сцене не угасал до самого
конца» (49, 42).
Вместе с тем, чтобы это произошло, необходимо учесть следу-
ющие условия, без соблюдения которых сопереживание при вос-
приятии драматургического произведения, а вместе с ним и катар-
сиса, не возникнет:
- узнаваемость происходящего, в смысле реальности самих
человеческих отношений;
- интерес зрителя к происходящему, основанный на острой
современной проблематике и увлекательности;
-создание целостной картины, целостного образа события (3,17).
При этом, подчёркивает Д.Н. Аль, «создание целостного обра-
за события является обязательным художественным требованием
к произведению драматургии» (3, 18). Вместе с тем, чтобы дос-
тичь этой целостности, необходимо наличие трёх обязательных
элементов. «Прежде всего, надо объяснить, что происходит, где,
почему и отчего возникло столкновение. Без этого оно не будет
понятно. Надо показать развитие столкновения, его существо. И,
наконец, надо показать, к чему это развитие привело» (3,17). Только
такой подход к созданию драматургического произведения даст
положительный результат, так как позволит создать целостность и
завершённость драматургического действия, а значит, и создать
целостный образ отображаемого события. Следовательно, необ-
ходимо помнить, что основой создания структуры драматурги-
ческого произведения являются такие обязательные элементы,
как начало борьбы, ход борьбы и результат борьбы. А это зна-
чит, что возникший в начале борьбы конфликт обостряется от
события к событию, а достигнув пика борьбы, разрешается. Что
касается события, то это, как поясняет А. Митта, такая часть исто-
рии, в которой происходит «реально ощутимое изменение жиз-
иной СИТуации». Так, например, пошёл снег. Всё вокруг стало
бело и красиво. Однако это ещё не событие. Но если снег занёс
дороги и герой или героиня не могут ехать к цели - это событие.
«Событие должно быть полно смысла, который выявляется через
конфликт персонажей. Чем больше конфликт, тем важнее собы-
тие» (42, 157). Таким образом, событие - это факт, коренным
образом меняющий ход развития действия. Определяющим каче-
ством «события», которое отличает его от всех иных категорий
драмы, «является его свойство быть конфликтным для всех дей-
ствующих лиц, выводимых автором в данном сценическом отрез-
ке времени», добавляет A.M. Поламишев (49, 25). Так, последова-
тельно двигаясь от события к событию, создаётся максимальное
напряжение в развитии истории драматургического произведения.
И только тогда, когда действие выстраивается от начала до конца
как цепочка событий, мы получаем осмысленную историю произ-
ведения и достигаем полного эмоционального контакта со зрите-
лями. Б. Костелянец, рассматривая структуру действия в драме,
замечает: «Драматическое событие или цепь событий - результат
действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечения
обстоятельств, случайностей и игры неподвластных человеку сшь>
(33, 25). A.M. Поламишев, развивая этот взгляд на событие как
«событность», как на совместное бытие, добавляет, что «в конф-
ликте могут участвовать и место действия, и предметы, и явления
природы, и время суток...» (49, 47).
Таким образом, конструкция драматического произведения
представляет собой последовательную цепь событий. И если этот
логический ряд событий, инициируемый развитием основного
конфликта, будет нарушен, то конструкция драматургического
строения подвергнется деформации.
Событийный ряд пьесы Г. Товстоногов предложил членить на
'ть узловых событий: исходное, основное, центральное, финаль-
г и заключительное - главное» (45, 91). Эти события и состав-
>т основу драматургического произведения. И, прежде всего,
Фабулу пьесы.
аким образом, мы подошли к рассмотрению важных компо-
в Драмы - фабулы и сюжета, так как именно они помогают
нам отчётливо и полно представить картину разворачивающихся
в драматургическом произведении жизненных противоречий.
Именно через сюжет автор передаёт своё понимание и оценку изоб-
ражаемого конфликта, свои взгляды на поднимаемые жизненные
проблемы. При помощи сюжета драматург раскрывает перед нами
характер взаимоотношений действующих лиц, этапы и пути фор-
мирования их характеров, даёт возможность понять их различные
черты и свойства. По определению М. Горького, сюжет - это «свя-
зи, противоречия, симпатии, антипатии и вообще взаимоотноше-
ния людей - история роста и организации того или иного характе-
ра, типа» (24,668). Как известно, сюжет в драматургическом про-
изведении тесно связан с фабулой. Так, П.М. Ершов в своей книге
«Технология актёрского искусства» убеждает нас в том, что сю-
жет пьесы - «это основа, опора, каркас логики действий каждого
её образа» (28, 254). И здесь же поясняет, что «для того, чтобы
изучить и понять сюжет, то есть понять его во всех подробностях,
необходимо изучить фабулу, так как в сюжете пьесы тема, идея,
образы, жанр и язык слиты с фабулой и представляют одно нераз-
рывное целое» (28, 253).
Фабула в переводе с латинского значит «рассказ». Рассказ о слу-
чае, происшествии, истории, которые легли в основу драмы и о ко-
торых можно рассказать. Фабула отвечает на вопрос: «А что случи-
лось, что произошло в произведении?» Фабула - это логика и пос-