Необходимый Результат через задачи определяет Поступки.

Идиомы: - "Задача не в том, чтобы с утра до вечера работать, задача – получать результаты" - "Секрет небедности таков, ваш труд должен приносить реальные результаты, и эти результаты должны принадлежать вам"

Поступок, ненацеленный на Результат, по существу является неосознанным Поступком - Развлечением или Стимуляцией, Паузой, Отдыхом. Особенностью таких поступков является низкая эффективность.

17) МИФ - Древнее народное сказание о легендарных героях, богах, о происхождении явлений природы

1.Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов.
2.Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового древа, мировой горы, укрепление на небе светил и т. п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека. Частью космогонических мифов являются мифы антропогонические — о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (К космогоническим мифам примыкают мифы астральные, солярные и лунарные, отражающие архаические представления о звёздах, солнце, луне и их мифологических персонификациях.

3.Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. 4.Мифы тотемические ясно видны в образах богов и культурных героев в мифологии народов Центральной и Южной Америки Календарные мифы теснейшим образом связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времён года\(ср. мифы об Осирисе, Таммузе, Балу, Адонисе, Ammuce, Дионисе и др.).
5.Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.
Многие известные европейскому читателю мифы — античные, библейские

В силу неосознаваемости и автономности существования этих структур аудитория не может противостоять им. Например, это используют в свих целях политики: так, реальные социальные проблемы заменяются упрощенным представлением о вечной борьбе двух мифологизированных общностей: красные - белые, коммунисты - капиталисты, Восток - Запад и т.д. Отношение же к этим группам строится по принципу "мы - они": мы - хорошие, они - плохие..Миф, таким образом, представляет определенную грамматику поведения и несет свою эстетическую направленность. Он является моделью и до некоторой степени оправданием всех человеческих поступков. Реальные или мифические герои продолжают оказывать влияние на сознание. Они являются образцами для подражания и указателями приоритетного направления развития социума.

18) Коммуникационный канал — это реальная или воображаемая линия связи (контакта), по которой сообщения движутся от коммуниканта к реципиенту.Каналы, интерпретируемые таким образом, можно разделить на: естественные — каналы, возникающие в сфере полисенсорного взаимодействия человека с другими людьми и с внешним миром при участии разных органов чувств (зрения, слуха, хеморецепции, кожно-тактильной рецепции и пр.), а именно: аудиальные, визуальные каналы; искусственные (технические) - линии телефонной, телеграфной, радиосвязи, транспортные артерии и пр

Социальные коммуникации осуществляются с помощью определенных средств, называемых коммуникационными каналами. Коммуникационные каналы эволюционировали не сами по себе, не спонтанно, а под действием социально-культурных и технико-экономических факторов

Классификация средств коммуникации

1. Естественные средства коммуникации:

А) вербальные, т.е. передаваемые с помощью значений языковых знаков (в устной или письменной речи;

Б) невербальные, т.е. передаваемые неязыковыми средствами (проксемика, кинесика, вокалика, ольфакторика, хрономика, артефакты, эстетика).

2. Искусственные средства коммуникации (искусственный язык эсперанто).

3. Синтетические средства социальной коммуникации (музыка, танец, театр, кино).

Вербальная коммуникация представляет собой словесное взаимодействие сторон и осуществляется с помощью знаковых систем, главной среди которых является язык. функции речи:

• коммуникативную, или репрезентативную (репрезентация – представление, изображение), которая является доминирующей;

• аппелятивная (аппеляция – призыв, обращение, т.е. воздействие), которая грамматически выражается в основном в повелительном наклонении и звательной форме;

• экспрессивная – выражение выразительности речи;

• фатическая, т.е. контактоустанавливающая (затрагивает область речевого этикета и осуществляется посредством обмена ритуальными формулами;

• метаязыковая, т.е. функция толкования, когда говорящему или слушающему необходимо проверить, пользуются ли они при общении одним и тем же кодом.

• волюативная, т.е. функция волеизъявления.

Однако, в реальном общении целью акта вербальной коммуникации выступает, как правило, не собственно передача информации, а некоторое воздействие на собеседника. По этой причине выделяют три основных типа результатов коммуникации:

• Изменения в знаниях получателя;

• Изменение установок получателя, т.е. изменение относительно устойчивых представлений индивида;

• Изменение проведения получателя сообщения.

Устноречевая коммуникацияхарактеризуется довольно слабой подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых (языковых) средств и способов изложения информации. Задача устноречевой коммуникации во всех ситуациях одинакова — добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та информация, которую выражал говорящий.

Говорение — вид устноречевой деятельности, обусловленный выражением мыслей и чувств как в инициативной, так и в реактивной формах. Высшим уровнем говорения является динамичная, спонтанная, инициативная (творческая) речь.

Слушание – рецептивный вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется прием и последующая переработка речевого сообщения на основе деятельности слухового анализатора.

Письменноречевая коммуникация, имея некоторые сходные черты с устноречевой, отличается большей подготовленностью независимостью от времени и условий протекания, употреблением более развернутых, литературно оформленных речевых оборотов. Часто именно письменноречевые произведения становятся основой для продуцирования устной речи.

«невербальная коммуникация»означает социально обусловленную систему взаимодействия, в структуре которой преобладают непроизвольные, неосознаваемые комплексы движений, выражающие личностную неповторимость человека.

Главным компонентом структуры невербальной коммуникации является кинесика -зрительно воспринимаемый диапазон движений тела, жесты рук, движения глаз и лица.

С помощью акустического канала отражается просодическая структура невербального поведения (темп, тембр, высота, громкость голоса). К ней примыкает экстралингвистическая структура (речевые паузы и психофизиологические реакции человека — плач, кашель, смех, вздох и т.д.).

Такесика — область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку всех нюансов физического контакта.

Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.

Хрономика – этоиспользование времени как знака или символа в процессе коммуникации (неуважение к партнеру проявляется в опоздании на деловую встречу, в сокращении времени делового контакта и т.д.)

Артефакты – предметы, которые в коммуникативной ситуации являются символами (корпоративные представительские подарки, цветы на свидании, открытки-приглашения на мероприятия и др.).

Существенной особенностью невербальной коммуникации является независимость ее от семантики речи. Практически это проявляется в тех случаях, когда слова означают одно, а информация голоса — совсем другое.

19)

Подарки в деловом общении
Этика деловых отношений предполагает обмен подарками между деловыми людьми, представителями фирм, иностран­ными деловыми партнерами. Дарение в этике рассматрива­ется не как показатель щедрости, а как свидетельство доб­рожелательности, расположения к деловому партнеру. По­этому главным принципом дарения является принцип взаимности, исключающий как слишком дорогие, так и де­шевые подарки. Большинство людей чувствуют себя обязан­ными «отдариться» вещью равной ценности. По бизнес-этикету подарки могут делать: - сотрудник — сотруднику; - коллеги — сотруднику; - сотрудники — шефу; - руководитель — секретарю; - фирма — сотрудникам; - фирма — фирме. В цивилизованных странах безвозмездная передача лю­бых ценностей, как со стороны коммерческих структур, так и со стороны государства, строго регламентирована. В Рос­сии культура дарения в деловыхкругах также развивается, но пока без участия власти. В результате, по мнению экс­пертов, с юридическойточки зрения «подарок» остается рас­плывчатым понятием и при желании может быть определен как «взятка». Считается хорошим тоном, когда организация имеет су­вениры с фирменной символикой. Многие солидные органи­зации создают у себя специальный подарочный фонд, кото­рый постоянно пополняется. Это помогаети при неожидан­ном визите. Нужно различать понятия подарок и сувенир.— это то, что дарят, а цель сувенира (souvenir в пер. с франц.—напоминать) — напоминать о какой-либо встрече или со­бытии. К сувенирам относятся, например, книги, запис­ные книжки, органайзеры, бумажник, кошелек, ежеднев­ник, календари, авторучки, брелоки и другиемелкие пред­меты. Для того чтобы в будущем напоминать о принадлежности фирме, корпорации, учреждению, корпоративный подарок и тем более сувенир должны обладать наглядными фирмен­ными свойствами (например, логотипом фирмы). Чтобы сделать подарок, надо иметь законное и очевид­ное для всех основание, а также находиться с темлицом, которому вы его дарите в хороших отношениях. Есть много конкретных предлогов и поводов для подарков вашим колле­гам, клиентам, покупателям и другим нужным лицам. Подарки можно делать при поздравлении с рождением ребенка, вступлением в брак, повышением оклада или долж­ности, получением награды или премии; в связи с открытием новой фирмы, присуждением ученой степени, крупным дос­тижением в какой-то сфере (например, продажей миллион­ного экземпляра товара —автомобиля или книги, а также первой картины), выступлением по телевидению, публика­цией в газете или журнале, получением нового места рабо­ты, а также по случаю ухода на пенсию, юбилеев, круглых датв трудовой деятельности. По деловому этикету можно делать подарки и в знак бла­годарности за сверхурочную работу в неудобное для челове­ка время, за выполнение срочной работы по заданию, за приглашение на деловой завтрак, обед, ужини другие по­добные мероприятия. Приняты также подарки фирме в честь ее юбилея. Выбор подарка — дело серьезное. Многое при этом ста­вится на карту. Подарки клиентам надо выбирать тщатель­но, со вкусом, они должны свидетельствовать о престиже фирмы, быть связанными с продукциейфирмы или орга­низации, ее услугами или областью деятельности. По по­дарку будут судить о фирме, о вас,вашем вкусе, респек­табельности, значительности. Поэтому, конечно, надо хо­рошо понимать, когда можно ограничиться целлофановым пакетом с логотипом, а когда преподнести что-то более значительное. Подарки фирме должны быть снабжены дарственной над­писью (либо гравировка, либо прикрепление специальной таблички к подарку). Надпись на подарках указывает, когда, кем и по какому случаю преподнесен данный подарок. В любой фирме в кабинете первого лица (или в специаль­но выделенном помещении) есть выставочные ряды, куда помещаются презенты. Следовательно, такие подарки долж­ны быть солидными и престижными, ане утилитарными. Не стоит посылать подарок тому, с кем вы ведете перего­воры о сделке: это может быть расценено как попытка по­влиять на ее результаты. Большой проблемой с точки зрения этикета является по­дарок начальству. Во многих странах не принятодарить на­чальнику индивидуальный подарок, это рассматривается как заискивание. Подарок руководителю должен быть коллектив­ным. Лишь секретарю разрешается индивидуальный подарок начальнику, причем стоимость подарка не должна выходить за пределы допустимого приличиями интервала цен и чтобы это был подарок от души. Если вы дарите книгу, подписывать ее нельзя, ведь под­писывать книгу имеет право только автор. Поэтому вы мо­жете вложить в книгу свою визитную карточку или предста­вительскую карточку фирмы. Подарки не должны быть двусмысленными. Цветы в горшке (как будущее украшение дома или офи­са) можно преподносить очень близким друзьям, родным или коллегам по работе. Подарок должен быть безупречно упакован, даже если это недорогая вещица. Будьте внимательнык упаковке, по­скольку именно она создает у человека первое впечатление о подарке. Некрасивая упаковка может свести на нет ваши усилия. Независимо от того, получили вы скромный букет или ценный подарок, необходимо обязательно поблагодарить, обязательно тут же вскрыть упаковку и выразить свое вос­хищение, иначе дарящий может расценить ваше безразли­чие как неуважение к нему. Все продукты, полученные вами в подарок, обязательно выставляйте на стол (и конфеты, и торты, и спиртные напитки).Как следует относиться к денежным подаркам? Руково­дитель организации, коллеги по работе могут вручать день­ги юбиляру, новоселу, молодоженам. Деньги вручаются в кон­верте вместе с поздравительнойоткрыткой. Когда подарок принять нельзя? Когда он слишком доро­гой, если это предметы личного характера, или получение подарков запрещено политикой фирмы. Также не рекомен­дуется дарить подарки для того, чтобы загладить ссору. Нужно сначала помириться, а затем можно сделать подарок

20) Если под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое общение людей в процессе их совместной деятельности, устноречевая коммуникация отражает взаимообусловленные речевые произведения говорящего и слушающего.Устноречевая коммуникация характеризуется, как правило, низким уровнем подготовки, необратимостью, связью с конкретным временем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении речевых средств и способов изложения информации.Задача устноречевой коммуникации всегда одинакова - добиться того, чтобы в сознании слушателя появилась та информация, которую транслировал говорящий. Это возможно только в том случае, если в сознании собеседников варианты решения задачи совпадут, тогда информация будет воспринята и осознана одинаково. В противном случае ситуация осложнится: говорящему будет нужно найти более удачную форму высказывания, а слушающему - попытаться его понять.Роли в устноречевых коммуникациях (по М. А. Василик).

Роль инициатора общения (говорящего) связана с передачей информации и бывает: адресатная - позитивная (передача знаний);адресатная - позитивная (уточнение собственных знаний);адресатная - суггестивная (проверка или выяснение знаний);адресатная - суггестивная (навязывание знаний, внушение).

Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о реактивных действиях и имеет следующие разновидности: нулевая - позитивная (получение знаний); негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседника) и т.д.

Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда определены их социальной или профессиональной деятельностью. Взаимопонимание обычно возникает у собеседников, связанных общими интересами, взглядами на жизнь, общим родом деятельности и т.д.

Ситуации действительности, в которых осуществляется вербальная коммуникация, организуются в зависимости от сферы общения. Они представляют собой совокупность факторов, образующих то или иное положение вещей, отображающихся в высказывании. Общение в конкретной ситуации характеризуется не только речевой формой, но и предметным содержанием - совокупностью последовательных явлений и фактов, которые заданы темой и опосредованы трактовкой автора высказывания.

Целевой аудиторией инициатора речи может быть любое количество собеседников, связанных с ним общими коммуникативными намерениями.

Акты речевой коммуникации обусловлены следующими параметрами: сфера общения; ситуация общения; вид коммуникативного контакта; ролевые установки; характеристики участников общения; способы выражения (изложения) предметного содержания в говорении.

В любой ситуации общения говорение - слушание сопровождаются рядом усиливающих эффект взаимодействия, актов:

o механические (приведение в действие речевого аппарата - произнесение звуков, складывающихся в слова); речемыслительные (информирование, формулирование вопросов, ответов и т.д.);активизация обратной реакции, т.е. речевых действий слушателей.

Особенность поведения говорящего состоит, прежде всего, в знании свойств и качеств обсуждаемого предмета, в умении использовать свои знания и свой интеллект в частично подготовленном говорении, отражающем результаты мыслительной деятельности. Безусловно, поведение коммуникаторов зависит от условий, в которых разворачивается речевое общение: сферы общения, временной и коммуникативной ситуаций, обусловленные ролями участников общения и другими характеристиками.

В процессе жизнедеятельности каждый человек вовлекается (последовательно или одновременно) в различные коммуникативные сферы: бытовую; социокультурную; деловую; учебную;производственную; культовую и т.д.

Профессионализм коммуникаторов в каждой из сфер тесно связан со знанием ее предметной базы, используемого стиля речевой деятельности (разговорно-бытового, научного, публицистического, делового и т.д.), терминологического тезауруса и пр. Все эти признаки характерны для каждой коммуникативной ситуации. Коммуникативный смысл взаимодействия, постигаемый собеседниками, выражается в отношении между целью речевого действия и его формой.Умение излагать свою мысль в устной форме, доступной для эффективного понимания окружающими, свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции участника речевого взаимодействия.

21) Талантом собеседника отличается не тот, кто охотно говорит сам, а тот, с кем охотно говорят другие.

Лабрюйер

Практика делового взаимодействия показывает, что умение целенаправленно, активно слушать других имеет большое значение для взаимопонимания. Умение слушать – это необходимое условие правильного понимания позиции партнера, верной оценки существующих с ним разногласий, залог успешной деловой коммуникации.

Умение слушать – это:

· восприятие информации от говорящих, при котором слушающий воздерживается от выражения своих эмоций;

· поощряющее отношение к говорящему, «подталкивающее» его продолжать акт общения;

· незначительное воздействие на говорящего, способствующее развитию мысли последнего «на шаг вперед».

Слушание – процесс активный. Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%.

Умение слушать как метод восприятия информации используется в деловом общении намного чаще, чем умения читать и писать вместе взятые:

слушание – 40% рабочего времени, говорение – 35%, чтение – 16%, письмо – 9%.

Стиль слушания человека зависит от многих факторов: от личности, характера, интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации.

Трудности эффективного слушания: отключение внимания, высокая скорость умственной деятельности, антипатия к чужим мыслям, избирательность внимания, потребность реплики.

Существуют внутренние и внешние помехи слушанию. К внутренним помехам слушания относится привычка «размышлять о чем-то еще». Внешних помех гораздо больше:

· собеседник говорит недостаточно громко или шепотом;

· отвлекающая манера собеседника, его манеры;

· помехи (шум транспорта, ремонт, заглядывание посторонних в кабинет, др.);

· слишком высокая или слишком низкая температура в помещении;

· плохая акустика;

· окружающая обстановка или пейзаж;

· поглядывание на часы;

· телефонные звонки;

· акцент говорящего, монотонность, слишком быстрый или слишком медленный темп речи;

· ограниченность во времени, ощущение, что регламент исчерпан;

· чрезмерная загруженность на работе;

· плохая погода;

· цвет стен в помещении (красный – раздражает темно-серый – угнетает, желтый – расслабляет);

· неприятные запахи в помещении;

· привычка держать в руках посторонние предметы;

· непоседливость, суетливость слушателя, а также привычка жевать резинку, постукивать ручкой, рисовать).

Виды слушания

Американский исследователь общения Келли выделяет четыре вида слушания.

Направленное, критическое слушание. Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно. Установка на отторжение информации не позволяет прислушиваться к ней, требует акцентирования внимания только на том, что подтверждает нежелательность слушания. В результате все ценное как бы проходит мимо, интерес к информации отсутствует, человек просто теряет время и остается неудовлетворенным.

Эмпатическое слушание. При эмпатическом слушании участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, и неэффективным, если говорящий вызывает своими словами отрицательные эмоции.

Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:

· партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение с чему-нибудь;

· партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции;

· партнеру трудно выразить словами то, что его волнует;

· партнер застенчив, неуверен в себе.

Активное рефлексивное слушание. При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь. Обратная связь с процессе слушания может осуществляться различными способами:

· расспрашивание (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);

· перефразирование, или вербализация (перефразировать – значит высказать ту же мысль, но другими словами. Слушающий перефразирует мысль говорящего, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли);

· отражение чувств (при отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной составляющей его высказываний);

· резюмирование (тем самым партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты).

Рекомендации идеальному слушателю

· Не прерывайте и не перебивайте собеседника. (Дайте человеку закончить свою мысль. К тому же тишина стимулирует людей продолжать говорить. Выслушивайте клиента, и он будет стараться заполнить тишину, продолжая отвечать на заданный вами вопрос.)

· Не смотрите на часы. (Если вам очень надо посмотреть на часы, сделайте это незаметно. В противном случае клиент интерпретирует этот жест как отсутствие интереса к нему и как желание поскорее от него избавиться.)

· Не заканчивайте предложение за собеседника. (Прервав человека словами «Это я уже слышал», вы отбиваете у него всякое желание продолжать общаться с вами.)

· Задав вопрос, дождитесь ответа. (Очень многие задают вопрос и сами же на него отвечают, говоря при этом, что это происходит из-за возникающей паузы. Но пауза – это хорошо, значит, клиент обдумывает ваш вопрос, он ведь не должен выдавать ответ моментально. Пауза нервирует, но если вы задали вопрос, то дождитесь ответа.)

· Примите соответствующую позу. (Не разваливайтесь на стуле, говоря тем самым клиенту: «Ну рассказывай, я тебя слушаю». Сидите прямо, наклонитесь слегка вперед. Наклон вперед свидетельствует о заинтересованности человека.)

· Не ведите переговоры, если вы себя плохо чувствуете.

Покажите собеседнику, что вы его слушаете:

· Поддерживайте визуальный контакт. (Даже если вы внимательно слушаете собеседника, а при этом смотрит куда угодно, он сделает единственный вывод – вам неинтересно и вы его не слушаете.)

· Повернитесь к собеседнику лицом. (Беседовать с клиентом, повернувшись к нему боком или спиной, а лицом к компьютеру или к чему угодно, просто некрасиво. Беседуя с клиентом, развернитесь корпусом к нему, одного поворота головы недостаточно.)

· Кивайте. (Это очень эффективный способ показать собеседнику, что вы его слушаете и понимаете. Соглашаясь или понимая, о чем говорит наш собеседник, мы киваем произвольно. Но, кивая слишком часто, вы сообщаете собеседнику, что ваше терпение закончилось и ему пора закругляться.)

· Установите вербальную обратную связь. («Да, конечно, это интересно…» и т.д. – все это вербальная реакция, подтверждающая, что мы слушаем нашего собеседника. Всем нам необходимо подтверждение того, что нас слушают.)

· Задавайте уточняющие вопросы. (Если вам что-то неясно или вы не уверены, что правильно поняли клиента, не стесняйтесь – задавайте уточняющие вопросы. Вы произведете впечатление человека, старающегося не упустить важные моменты беседы. Существует множество уточняющих вопросов: «Вы имеете в виду, что…», «Правильно л я вас понял…», «Поясните, пожалуйста…», «Вы хотите сказать…», др.)

· Не поддавайтесь соблазну опровергать новую для вас информацию. (Люди предпочитают спорить. Если вы услышали от собеседника что-то не соответствующее вашим убеждениям или отличное от ваших представлений, не накидывайтесь на него и не обороняйтесь, отстаивая свою точку зрения. Лучше просто спросите: «Откуда у вас такие сведения?», «Почему вы так считаете?», «Чем объясняется ваша позиция?»)

· Избегайте синдрома: «А у меня». (Клиент может рассказывать о чем угодно, не надо пытаться произвести на него впечатление своим «еще более крутым» личным опытом, выхватывая у него инициативу. Похвастаться собой вы всегда успеете, а вот клиент, после того как его перебили, может вообще замолчать и закрыться. Вам это надо?)

· Делайте себе пометки. (Это имеет следующие преимущества: вы подавляете в себе импульс прервать говорящего; вы на бумаге можете отреагировать на возможную начинающуюся злость с вашей стороны и успокоиться для вашего ответа в дальнейшем; уже при слушании вы сможете отделить важное от второстепенного; вы можете быть уверены в том, что действительно детально вошли во все существенные проблемы, когда придет ваша очередь говорить; ваш партнер по переговорам видит, что к нему серьезно относятся, если вы считаете нужным делать для себя заметки во время выступления).

22) К разновидностям речевой коммуникации относят также спор, полемику, дискуссию. Под спором обычно понимается всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. Полемикой называется такой спор, при котором имеется конфронтация, борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Дискуссия – публичный спор, целью которого в отличие от полемики является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается наиболее эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Существуют два способа подтверждения собственной правоты: убеждение, связанное с воздействием на эмоции человека; и доказательство, базирующееся на логике. При убеждении выделяют следующие разновидности человеческих желаний, к которым следует апеллировать с целью одержать победу в споре: физическое благополучие (самосохранение), экономические интересы, общественные интересы (семья, репутация, авторитет), чувство собственного достоинства.

Доказательство – логическое действие, в процессе которого истинность какой-либо мысли обосновывается с помощью других мыслей. Всякое доказательство состоит из трех частей: тезиса, доводов, демонстрации. Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис должен быть суждением ясным и точно определенным, оставаться тождественным, не содержать логических противоречий, быть обоснованным фактами. Аргумент - составная часть всякого доказательства, под которым понимается мысль, истинность которой проверена и доказана и которая поэтому может быть приведена в обоснование истинности или ложности высказанного положения. Демонстрация – логическое рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса.

23) Письменная коммуникация — весьма распространенный вид речевой деятельности. Правда, больше исследований посвящено ее рецептивной форме — чтению, поскольку чтение как форма извлечения информации из различных источников всегда актуально. Однако необходимость продуктивного письма в разных сферах деятельности также неоспорима.

Письмо - продуктивный вид коммуникации, осложненный (по сравнению с говорением) целым рядом обстоятельств, связанных с условиями письменной формы общения. Специфические условия протекания формируют качества письменной речи:

• отсутствие непосредственного реципиента и промежуточной обратной связи с ним;

• невозможность для пишущего интонировать свою речь и, следовательно, необходимость более тщательно строить фразы, подбирая более адекватные языковые средства;

• отсутствие ограничений во времени общения и в связи с этим более качественная шлифовка формы речи;

• отсутствие возможности использования «немого» языка и др.

Чтобы более точно понять сказанное, уточним понятия «письмо» и «письменная речь». Понятие письмо в обиходном употреблении обозначает саму технику написания текстов, включающую навыки каллиграфии и орфографии. Письменной речью называют умение сочетать слова и фразы, контролировать эту сочетаемость с лексической, грамматической, стилистической точки зрения, что позволяет создать связные тексты.

Еще один взгляд на приведенные понятия таков: письмо — способ общения, а письменная речь — процесс общения. Есть иди гие определения, но наиболее приемлемой для целей изучения' рии коммуникации нам представляется точка зрения Е.И. Пассоа который утверждает, что существует лишь одна деятельность передаче мыслей в письменной форме — письмо, но оно осуще вляется в целях коммуникации на двух уровнях: 1) уровень ее венного письма — грамотная орфографически и графически офе мленная фиксация собственной устной речи при сохранении вс ее особенностей (за исключением интонации); 2) уровень письме ной речи — продуцирование письменной речи со всеми присущи* ей особенностями (полнота, синтаксическая сложность, лог ность, лексическое разнообразие, грамматическая нормативное и т.п.).

Запись несобственной речи также осуществляется на двух урс нях: 1) запись-репродукция (писание), которая не преследует опрделенную речевую цель и выражается в записи букв, слов, фраз, без обязательного использования их в непосредственной коммункации (например, списывание или запись чужой речи под дикто ку); 2) запись-продукция — действие, предполагающее владение 1 другими видами речевой деятельности.

Запись чужой речи реализуется в определенной форме — кой спект, реферат, резюме, цитата, тезисы и т.д.

Главная цель овладения навыками и умениями письменно речи — развитие умений фиксировать устную (собственную ил чужую) и письменную (чужую) речь для последующего использовй ния в коммуникативных актах.

Обучаясь письменной речи, необходимо прежде всего развиват ее психофизиологические механизмы.

24) Документная коммуникация соответствует коммуникационной деятельности только в случае непосредственной переписки между коммуникантом.

В документально - коммуникационную систему входят институты документной коммуникации и документные каналы. В книговедческой и библиотечно-библиографической литературе документально - коммуникационную систему называют «Система книга - читатель».

Основными институтами документной коммуникации, существующими в настоящее время являются:

- архивы

- библиографические службы

- библиотеки

- издательства и типографии

- книжная торговля

- реферативные службы

Документам, подобно языку и речи, присущи сущностные и прикладные функции. Существующие функции не исчерпывают область практического применения предмета: они дополняются прикладными функциями. Прикладные функции - это те свойства предмета, которые не обязательно ему присущи, а привнесены извне. Прикладные функции - результат приспособления данного предмета к потребностям момента. Документам свойственно изначально социальное назначение, которое вытекает из авторского замысла.

Документ - это стабильный вещественный объект, предназначенный для использования в социально смысловой коммуникации в качестве завершенного сообщения.

25) Одной из самых важных мировых тенденций двух последних десятилетий ученые считают чрезвычайно возросшие возможности коммуникации. Слияние компьютерных и коммуникационных технологий, особенно в рамках Интернет, разрушает стоимостные, временные и дистанционные связи, возвещая о начале эры глобальных информационных сетей.

Как и всего, у глобальной сети есть свои плюсы и минусы.

К плюсам можно отнести следующее:

оперативность – пользователю Интернет нет необходимости идти в библиотеки, искать необходимый материал, достаточно только открыть любую поисковую систему и задать в строке поиска условие и из предложенных вариантов выбрать то, что необходимо;

информативность – на любую предложенную тему можно найти несколько точек зрения, сравнить их, получить полную информацию;

технологичность - использование новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий;

творчество – пользователь может использовать в своей работе готовые наработки, предлагаемые для свободного доступа в сети Интернет, а может на основе предложенной информации представить что-то свое, непохожее на то, что было пре

Наши рекомендации