По культуре и кинематографии
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
С.И. Гавдис
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Учебное пособие
для студентов специальности 070209
«Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Рекомендовано Учебно-методический объединением высших учеб-
ных заведений Российской Федерации по образованию в области
народной художественной культуры, социально-культурной дея-
тельности и информационных ресурсов в качестве учебного по-
собия для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по специальности 070209 - Режиссура театрализованных пред-
ставлений и праздников. Дисциплина ОПД.Ф.05.01 - Теория дра-
мы и основы сценарного мастерства
Орёл-2005
ББК 85.34
УДК 793
Г 123
Рецензенты:
Жарков А. Д., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета те-
атра, кино и телевидения МГУКИ;
Марков О. И., заслуженный деятель искусств Ингушетии, доктор педагогичес-
ких наук, профессор, декан факультета театрального искус-
ства, заведующий кафедрой режиссуры КГУКИ;
Скляр И. Г., заслуженный деятель искусств республики Коми, кандидат фило-
софских наук, доцент, художественный руководитель МГУКИ
Якунина В.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной
работы и психолого-педаго'гических наук ОГИИК
Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства.Учебное пособие для
студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных пред-
ставлений и праздников». - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма
«Картуш», 2005. - 242 с.
ISBN 5-9 708-0019-8
Учебное пособие разработано на основе образовательной программы 070209
«Режиссура театрализованных представлений и праздников» в соответствии
с содержанием дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства».
Учебное пособие посвящено одной из актуальных проблем сценарного мас-
терства - закономерностям творческого процесса работы над сценарием те-
атрализованного представления и праздника. В пособии рассмотрены особен-
ности сценарного творчества, выявлены разновидности праздничных программ,
раскрыты общие и специфические особенности драматургии массового теат-
ра. Автор на конкретных примерах не только анализирует теоретические под-
ходы к драматургии, но и «живую» сценарную практику.
Пособие предназначено для студентов вузов искусств и культуры специ-
альности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»,
практиков в области организации и постановки массовых действ, а также для
всех, занимающихся и интересующихся сценарным творчеством.
ISBN 5-9708-0019-8
ББК 85.34
УДК 793
От автора
Получив очередной заказ на художественную организацию ка-
кого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня
Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива,
дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного
торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, от-
крытие художественной выставки или торгового центра, профес-
сионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, не-
смотря на многолетний опыт работы по организации и проведе-
нию разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное
состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожида-
ние чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с дру-
гой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важ-
ности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать
- что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинствен-
ную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище.
Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто.
Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний,
ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пере-
смотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее не-
известными людьми, которые за это время станут хорошими знако-
мыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй при-
дётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откро-
ется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», что-
бы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что помо-
жет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится
наружу, то, о чём не можешь не поведать людям.
Опыт по организации театрализованных представлений и праз-
дников показывает, что всегда процесс создания очередного сцена-
рия проходит по-разному. Иногда сразу созревает сценарный ход
всего представления, иногда ясно представляешь себе кульмина-
цию своего будущего спектакля, порой слышишь музыку, которая
не даёт покоя или видишь световое решение, цветовую гамму буду-
щего действа, пространственное решение всего праздника, или от-
дельную мизансцену. А порой чувствуешь общий темпо-ритм или
стиль сценического действия, который становится во главе всей
дальнейшей работы и помогает выстроить весь материал в едином
ключе. Иногда, уже на первом этапе работы над очередным празд-
ничным действом, неожиданно возникает режиссёрское решение
церемонии награждения или минуты Памяти, рождаются приёмы
активизации аудитории. Или неожиданно, в процессе изучения или
анализа сценарного материала, рождается трюк - сюрприз, кото-
рый может взбудоражить зрителя своей неожиданностью, но умес-
тностью та изюминка, которая поможет донести до зрителя то глав-
ное, что хочешь сказать, то, ради чего будешь создавать очередное
действо. А зачастую приходится долго раздумывать над темой те-
атрализованного представления, выявлением проблемы, которая
будет интересна не только автору, но и тем, кому она адресована, с
кем хочешь поделиться своими мыслями и взглядами, болью и ра-
достью, кого хочешь вызвать на диалог или заставить задуматься о
насущном, о том, что сегодня не даёт покоя, о том, что поможет
сделать нашу жизнь лучше, полнее, интереснее.
Творческий процесс работы над сценарием театрализованно-
го действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изу-
чив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя
сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет
дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться
на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и
развиться природные способности человека, только труд (практи-
ка) может выработать и накопить действенную силу вдохновения,
раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82).
Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что
«пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован,
дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда,
на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно ска-
зать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не
нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, зна-
ния высшей математики не требуются: составил последовательность
номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, до-
бавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов.
Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шля-
пе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых
ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти.
Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга
такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно
наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь ре-
жиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку те-
атрализованного представления или любого другого театрализован-
ного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмот-
ря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сде-
лать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки.
А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ
на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает
необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выпол-
нять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И
здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (на-
пример: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том,
какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно
выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повели-
чать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это
должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад
или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероп-
риятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое
начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочет-
ся сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть
организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте
сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов»,
которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего
творческого потенциала и профессиональных навыков».
Создание и проведение массового театрализованного действа,
которое требует собственной драматургии, созданной на конкрет-
ном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетра-
диционной сценической площадки, - дело сложное.
Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-ре-
жиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)?
Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным
человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны,
иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть сме-
лым, активным, напористым в стремлении к достижению цели.
Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительно-
сти, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равно-
душному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным,
близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профес-
сии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными ка-
чествами, должны характеризовать личность сценариста. И, ко-
нечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, вообра-
жения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего
пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот
мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может
быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого
ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая лю-
дям добра, мира, благополучия, вести их за собой через создан-
ные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться
и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в тра-
диционных церемониальных, игровых и других действах, не за-
бывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де
Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц»
писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режис-
сёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою
аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за
его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы.
Характер художественно-творческой деятельности будущих
выпускников специальности «Режиссура театрализованных пред-
ставлений и праздников» предъявляет высокие требования к их
профессиональной подготовке — знаниям, умениям, навыкам, спо-
собностям, общему кругозору, уровню культуры.
Высококвалифицированный специалист должен уметь своим
творчеством воздействовать на решение важных проблем совре-
менности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко
убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со време-
нем, чувствуя его ритм и характер.
Исходным моментом творчества режиссёра является создание
сценария, все части которого должны быть подчинены закону
сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою
законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии
точного отбора и умелой организации разноименного сценарного
материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное дей-
ство и придать ему эстетическую и педагогическую ценность.
Творческий процесс работы над сценарием предполагает не
только овладение «технологией» создания сценариев, но и требу-
ет общего и профессионального развития личности студента, спо-
собного выразить свою гражданскую позицию.
Логическое и художественное мышление, чувства гармонии,
пропорциональности, целостности в восприятии произведений
искусств, окружающей действительности, гражданская позиция,
владение монтажным методом создания динамичной структуры
театрализованных действ — вот тот фундамент, на котором зиж-
дется мастерство сценариста.
В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссё-
ров театрализованных представлений и праздников на особеннос-
ти сценарного творчества, выявляем разновидности современных
праздничных программ и их основные характеристики, рассмат-
риваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем об-
щие и специфические особенности драматургии театрализован-
ных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания
художественного замысла известных произведений литературы и
искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созда-
нию сценариев театрализованных представлений.
Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды извест-
ных талантливых литераторов, художников, исследователей, теат-
ральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных
представлений и праздников.
Так, основные характеристики сущности драматургии как ос-
новы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к иссле-
дованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Заха-
вы Ь.5;^ Ершова П.М., Митты А., Осовцева С.М., Поламишева
A.M., Поля^я м.Я., Товстоногова Г.А.
Значительную pi^ B осмыслении и раскрытии специфичес-
ких особенностей искусстве, -театрализованных представлений и
праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова
О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского
В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г.
Проследить закономерности творческого процесса автору по-
могли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С., Шклов-
ского Е.А., Шорохова Е.В.
Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над
созданием драматургии театрализованных представлений и праз-
дников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова
Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И.
Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды
доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Создан-
ная им методика работы над сценарием легла в основу авторского
анализа этапов творческого процесса создания сценариев театра-
лизованных представлений и праздников.
В изложении материала автору помог изученный и проанали-
зированный им имеющийся опыт творческой деятельности извес-
тных режиссёров театрализованных представлений и праздников,
педагогов, коллег.
Работая над пособием, автор опирался на собственный много-
летний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного
мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений и
праздников», личную творческую практику по созданию сценари-
ев, организации и проведению различных театрализованных пред-
ставлений и праздников в институте, городе и области на различ-
ных сценических площадках.
В настоящем пособии автор систематизировал собранный и
изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной
форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и
особенные черты сценарной драматургии и последовательно про-
следить творческий процесс создания сценариев театрализован-
ных действ.
Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим
режиссёрам театрализованных представлений и праздников - по-
стичь все сложности сценарного творчества, что является важной
составляющей их профессиональной деятельности.
СТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ
Создать качественный сценарий театрализованного представ-
ления или праздника сценаристу удаётся лишь при наличии сце-
нарной культуры, процесс формирования которой подробно рас-
сматривает в своём пособии О.И. Марков. Сценарная культура как
художественно-педагогическое явление представляет собой «ком-
плекс специальных теоретических знаний и практических навы-
ков интеграционного характера, необходимых для профессиональ-
но-художественного регулирования воспитательных процессов в
обществе» (38, 17). Таким образом, в основе сценарной культуры
режиссёров театрализованных представлений и праздников лежит
комплекс профессиональных характеристик личности режиссёра,
обусловленных «спецификой сценарно-режиссёрского творчества,
исторически сложившегося под влиянием интеграции тенденций
системы искусств» (38, 14).
Разновидности современных
Праздничных программ
Вся наша жизнь сопровождается множеством событий лично-
го, коллективного и общественного характера, которые вызывают
праздничное настроение, желание встретиться с друзьями, род-
ственниками, сослуживцами или просто оказаться в праздничной
толпе знакомых и незнакомых нам людей. В праздничный день
нам хочется полюбоваться праздничной фиестой или салютом,
послушать выступления известных политиков, писателей, худож-
ников, принять участие в шуточных соревнованиях, конкурсах,
потанцевать, послушать музыку, посмотреть на заезжих или мест-
ных артистов, пообщаться с интересными людьми, спеть хором
под гитару, побродить по праздничным улицам. Хорошо или не
очень, но эти праздничные события сегодня художественно орга-
низованы. Масштаб праздничного действа, место проведения,
форма, жанр и, соответственно, используемые средства вырази-
тельности зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого со-
бытия. Немаловажную роль здесь играют потребности аудитории,
Для которой организуется праздничное событие, объём имеющих-
ся финансовых средств, количество и уровень исполнительского
мастерства творческих коллективов, которые могут быть задей-
ствованы в театрализованном представлении, а также талант, нрав-
ственные и гражданские позиции устроителей данного праздника.
Анализ практики художественной организации праздничных
событий выявил, что каждая программа имеет свой набор сценар-
ного материала и разную степень участия в программе зрительс-
кой аудитории. В результате выделяем следующую разновидность
современных праздничных программ:
- игровые;
- развлекательно-игровые;
- зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные;
- информационно-развлекательные;
- конкурсные;
- зрелищные;
- художественные и литературно-художественные;
- документально-художественные;
- документально-публицистические;
— церемониально-обрядовые;
- комплексные программы.
Данная разновидность программ предложена исходя из сце-
нарного материала, который преобладает в той или иной програм-
ме, а также степени участия в праздничном действе присутствую-
щей аудитории. Остановимся на каждой программе отдельно.
Так, игровые программысоздаются на основе различных
игровых форм: игр, игр-аттракционов, викторин, загадок, лотерей,
конкурсов, аукционов, эстафет и т.д. Наряду с игровыми форма-
ми, здесь используется и художественный материал: поэзия, про-
за, музыка, хореография, пластика и другие виды литературы и
искусств, которые органично «вплетаются» в развивающееся дей-
ство. Обязательное условие организации таких программ - акти-
визация аудитории. Здесь нет зрителей - все являются участника-
ми программы.
Само название развлекательно-игровых программговорит
о том, что их сценарии создаются на основе различных развлече-
ний и игровых форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады, голо-
воломки, викторины, состязания и многое другое, что позволяет
аудитории самовыразиться, испытать и показать себя, выявить и
продемонстрировать свои способности и возможности. И, конеч-
но же, здесь также не обойтись без использования имеющегося
многообразия художественного материала, который будет способ-
ствовать созданию необходимой атмосферы развивающегося дей-
ства, непринуждённого общения, самодеятельного творчества и
активного отдыха собравшихся людей. Сценарии игровых и раз-
влекательно-игровых программ представляют собой художествен-
но организованную программу действий аудитории.
Несмотря на то, что само действие участников любой програм-
мы являет собой зрелище, в отличие от двух предыдущих про-
грамм, зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные програм-
мы, помимо игровых форм (первая - и развлечений, включая и
игровые формы - вторая), имеют в своей основе концертные но-
мера различных жанров. То есть сценарии данных программ пред-
ставляют собой синтез игрового и художественного материала - в
первом случае и синтез различного рода развлечений, игровых
форм и художественного материала - во втором случае, в одина-
ковой степени, в равных пропорциях. Здесь аудитория является не
только прямым участником предложенных программой форм дей-
ствия, но и активным зрителем, сопереживающим происходяще-
му, что способствует удовлетворению и формированию более ши-
рокого спектра её потребностей.
Информационно-развлекательные программывыстраива-
ются на основе документального материала, развлечений и игро-
вых форм. Художественный материал может использоваться как
равный среди вышеназванного основного сценарного материала,
так и выполняющий вспомогательную функцию для эмоциональ-
ного воздействия на аудиторию или создания условий для актив-
ного отдыха Информационный материал такого рода программ не
Должен быть тяжёлым для восприятия и преобладать над развле-
кательно-игровыми формами. Идеальным является тот вариант,
когда в программе игровые и развлекательные формы помогают
Донесению информации до аудитории и способствуют его осмыс-
лению.
Структуру конкурсных программсоставляют самые разно-
образные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообраз-
ности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным
материалом, могут быть различные игровые формы, а также худо-
жественный материал. Степень использования художественного
материала и разнообразия игровых форм определяется принципа-
ми организации сценарного материала и разновидностью конкур-
сной программы. Степень активности аудитории здесь неодина-
кова. Одни являются прямыми участниками действия, другие —
зрителями, активно им сопереживающими.
В основе сценариев зрелищных программможет лежать толь-
ко художественный материал во всём его многообразии. Сцена-
рии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе
синтеза художественного и документального материала. И тот, и
другой материал может быть использован в равной степени, а мо-
жет преобладать один из названных видов сценарного материала.
Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и испол-
нителей, хотя каждый сценарий данной разновидности програм-
мирует в определённой степени активизацию аудитории. Зрелищ-
ные программы отличаются разнообразием средств сценарной и
режиссёрской выразительности, многожанровостью, неординар-
ностью подачи и лёгкостью восприятия сценарного материала.
Зованными.
Дивертисментные программы иначе называют сборными. Та-
кие программы включают в себя, согласно своей разновидности,
определённый набор сценарного материала: игровых форм, раз-
влечений, конкурсов, концертных номеров на различные темы. Они
не требуют от сценарного материала тематического единства. От-
бор сценарного материала для дивертисментных программ про-
исходит исходя из воспитательных задач, стоящих перед их орга-
низаторами, и существующих принципов отбора сценарного ма-
териала, среди которых на первое место здесь выходят: принцип
соответствия материала психолого-педагогическим и возрастным
особенностям аудитории, принцип соответствия его художествен-
но-эстетическим качествам, соблюдения принципов новизны и
достоверности сценарного материала. Организация сценарного
материала должна соответствовать особенностям места прове-
дения программы и подчиняться принципам зрительского вос-
приятия.
Тематические программы, помимо соблюдения вышеназван-
ных принципов отбора и организации сценарного материала, тре-
буют строгого подчинения отбираемого сценарного материала за-
данной или выбранной теме будущего сценария. Организацию
сценарного материала в сценарий программы необходимо осуще-
ствлять в соответствии с принципами зрительского восприятия.
Сюжетно-тематические программы отличаются наличием в
них сюжетного хода, который организует отобранный в соответ-
ствии с разновидностью конкретной программы сценарный мате-
риал. Отбор материала здесь происходит в соответствии с идейно-
тематической направленностью программы, психолого-педагоги-
ческими и возрастными особенностями аудитории и особеннос-
тями сценической площадки или места проведения программы, в
соответствии с художественно-эстетическим качеством материа-
ла, его достоверностью и новизной. Выстраивание программы
требует соблюдения логики развития сюжета, темы сценария и
законов зрительского восприятия.
Театрализованные программы требуют, помимо всех вышепе-
речисленных принципов отбора сценарного материала, соответ-
ствующего определённой разновидности программы соблюдения
принципа соответствия отбираемого материала сценарно-режис-
сёрскому замыслу будущего театрализованного действа. Художе-
ственная организация отобранного сценарного материала осуще-
ствляется методом театрализации. В свою очередь, метод театра-
лизации требует организации сценарного материала по законам
Драматургии — создания художественного образа программы и
организации деятельности аудитории.
Вместе с тем ещё до сегодняшнего дня происходит путаница,
Даже, к сожалению, среди профессионалов в разграничении мето-
да театрализации и метода иллюстрации в массовых действах.
Уместно, на наш взгляд, заметить, что метод иллюстрации, кото-
рый широко применяется в массовых формах, не менее интересен
и значителен, чем метод театрализации. Главное - уметь им гра-
мотно пользоваться. Метод иллюстрации представляет собой вне-
сение элемента художественности (музыки, песни, танца, кино-
фрагмента, отрывка из спектакля, концертного номера) в празд-
ничную программу (дивертисментную, тематическую) без видо-
изменения её формы. Использование метода иллюстрации способ-
ствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории
в ходе программы, доступности её восприятия и более прочному
её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так
как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на
аудиторию.
Театрализация, в свою очередь, требует, прежде всего, орга-
ничного вплетения используемых средств выразительности в раз-
вивающееся действие, их целостного единства с происходящим, а
не сводится к костюмировашяо персонажей или иллюстрирован-
ному использованию в праздничном действе отрывка драматур-
гии или любого другого вида искусств. Театрализация представ-
ляет собой сложный творческий метод, который может быть ис-
пользован лишь в особых социально- психологических условиях
и представляет собой синтез художественного вымысла и реаль-
ной действительности, который рождает новое неповторимое до-
кументально-художественное действие. Более того, театрализация
требует не только наличия и завершённости развивающегося по
законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в
корне отличает её от иллюстрации.
Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использова-
нии метода иллюстрации, как и метода театрализации, сценарис-
ту необходимо знать, о чём он хочет поведать аудитории, какую
мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить
предстоящее действо.
Обычно для игровых, развлекательно-игровых, зрелищно-иг-
ровых, информационно-развлекательных, конкурсных, зрелищных
(концертных) программ больше характерны три первых принци-
па организации сценарного материала.
Театрализованные программы данных разновидностей в прак-
тике встречаются реже. Что касается зрелищных, литературно-
художественных, документально-художественных, художе-
ственно-публицистических, церемониально-обрядовых и комплек-
сных программ, то они чаще бывают тематическими, сюжетно-
тематическими и театрализованными. Комплексная программа
может вбирать в себя все разновидности программ: дивертис-
Зованные.
Каждая из перечисленных разновидностей программ представ-
лена конкретными формами.
Так, к игровым программам можно, прежде всего, отнести иг-
Конкурсы и т.д.
Развлекательно-игровые — это вечера отдыха, вечера зна-
Ники, конкурсы и т.д.
Зрелищно-развлекательные программы - это «огоньки», по-
Конкурсы и т.п.
К зрелищным программам относятся такие формы, как кон-
Навалы и т.д.
К художественным и литературно-художественным про-
граммам можно отнести театрализованные представления, ли-
Искусств и т.д.
26 27
Документально-художественные программы - театрализо-
Основные характеристики
Сущности драматургии
Фундаментальной основой искусства театрализованных пред-
ставлений и праздников, как и других зрелищных искусств про-
странственно-временного характера, является драматургия. И не-
смотря на то, что характер драматургии театрализованных действ
имеет свои специфические особенности, она базируется на общих
законах драматургии. В связи с этим, чтобы постичь искусство
театрализованных представлений и праздников, прежде всего не-
обходимо познать основы драматургии, выявить те общие законо-
мерности, которые объединяют его с другими видами зрелищных
искусств. Теория драмы даёт нам подробную характеристику те-
атральной драматургии. В данном разделе мы попытаемся оста-
новиться лишь на некоторых важных, на наш взгляд, элементах
драматургического произведения, которые должен знать автор те-
атрализованных представлений и праздников.
Известно, что драма (от греческого — «действие») — это род
литературного произведения, написанного в диалогической фор-
ме и предназначенного для сценического воплощения. Однако «дра-
матизм, - как писал Белинский, - состоит не в одном разговоре, а
в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, на-
пример, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только
драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая
приобрести друг над другом поверхность, стараются затронуть
друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за сла-
бые струны души и когда через это в споре выказываются их ха-
рактеры, а конец спора ставит их в новые отношения друг к другу, -
это уже своего рода драма» (1, 242).
Сравнивая драму с эпическим произведением, Лев Толстой
утверждал, что вместо того, чтобы последовательно рассказывать
о тех или иных перипетиях в жизни человека, драма должна по-
ставить его в такое положение, завязать такой узел, при распуты-
вании которого он выявил бы самые сокровенные стороны своего
характера. Следовательно, условия всякой драмы должны заклю-
чаться в том, «чтобы действующие лица были, вследствие свой-
ственных им характеров, поступков и естественного хода собы-
тий, поставлены в такое положение, в которых, находясь в проти-
воречии с окружающим миром, лица эти боролись бы с ним и в
этой борьбе выражали бы присущие им свойства» (45, 68).
Н. Островский писал: «Драматургическое искусство, принад-
лежа литературной своей стороной к искусству словесному, дру-
гой стороной - сценической - подходит под определение искусст-
во вообще. Всё, что называется в пьесе сценичностью, зависит от
особых художественных соображений, не имеющих ничего обще-
го с литературными. Художественные соображения основывают-
ся на так называемом знании сцены и внешних эффектов, то есть
на условиях чисто пластических» (79, 68).
A.M. Горький, размышляя о драматическом искусстве, в пер-
вую очередь обращал внимание на то, что драма должна быть стро-
го и насквозь действенна, так как «только при этом условии она
может служить возбудителем актуальных эмоций» (24, 603).
Эти высказывания известных людей дополняют друг друга в
более полном определении драмы и не требуют комментария. Об-
ратимся к сути драматургии. От других родов литературы драму
отличают три основные особенности: драматический характер
развивающегося действия; единство действия; воспроизведение
в ней событий как совершающихся в настоящее время.
Таким образом, основой драматургического произведения
является действие. Невольно возникает вопрос, что же такое дей-
ствие? Согласно утверждению Константина Сергеевича Станис-
лавского, «сценическое действие - это стремление к сверхзадаче
по линии сквозного действия» (60,114). В учебном пособии «Дра-
матургия и театр в системе искусств» С.М. Осовцев даёт обще-
признанное определение этого понятия Г.Э, Лессингом: «Ряд дви-
жений, направленных к единой конечной цели, называется дей-
ствием» (35, 110). Однако современным представлениям о сцени-
ческо-драматургическом действии наиболее отвечает формулиров-
ка, применявшаяся в режиссёрской практике Г. Товстоноговым:
«Действие - единый целенаправленный психофизический процесс,
где действующее лицо, стремясь к достижению поставленной цели,
сознательно вступает в борьбу с противодействием друг