Глава 4. Структура кинематографии

Особенности организации деятельности предприятий кинематографии определяются взаимодействием ее структурных элементов (рис. 4.1), включающих в себя организации, осуществляющие кинопроизводство, продвижение фильмов зрителям, сбыт аудиовизуальной продукции, которые взаимосвязаны с рядом конкурирующих и сопровождающих отраслей.

Кинопроизводство представляет собой совокупность предприятий различных форм собственности и индивидуальных лиц, обеспечивающих процесс создания кинофильмов. К ним относятся:

· киностудии, в виде государственных и негосударственных, коммерческих или некоммерческих предприятий и учреждений, а также специализированных отделов, находящихся на балансе непрофильных хозяйствующих субъектов или органов государственного управления, осуществляющих полный кинопроизводственный цикл – от написания сценария до изготовления эталонной копии или экспериментальной партии копий кинопродукта;

· творческие объединения, представляющие собой предприятия любых форм собственности, обеспечивающие решение творческих задач, необходимых для реализации кинопроекта в части разработки литературного и режиссёрского сценария, работу с актёрами, организацию киносъёмочного процесса, художественного, музыкального оформления кинофильма, эстетическое восприятие конечного продукта, трюковые пиротехнические, анимационные эффекты, обусловливающие зрелищность фильма;

Глава 4. Структура кинематографии - student2.ru

· предприятия (цеха) материально-технического обеспечения, предоставляющие собственную материально-техническую базу для обеспечения общего процесса производства кинокартины или его отдельных участков – подготовка производства, киносъёмка (киносъёмочное, осветительное, звуковое оборудование, транспорт, оборудование, необходимое для съёмки кинофильма на натуре или в интерьере, павильонные помещения и др.), проявление кинопленки или первичная обработка прочих носителей кинематографической информации, монтаж, озвучание, компьютерная графика;

· индивидуальные творческие работники и продюсеры, обеспечивающие полный кинопроизводственный цикл или его отдельные участки творческими, финансовыми, кадровыми, материальными, пространственными и временными ресурсами.

Продукты кинопроизводственной группы отраслей первичны по отношению к прочим товарам и услугам, производимым кинематографией, поэтому возникает необходимость их дополнительной классификации. Также необходимость типологии продуктов, реализуемых в кинопроизводственной сфере, обосновывается различными уровнями зрительских предпочтений и прибыльности кинопроектов в зависимости от их классификационных признаков.

К элементам, обеспечивающим продвижение кинопродукта, относятся:

· кинопрокат, представляющий собой совокупность предприятий, обладающих различными каналами сбыта кинопродукции через кинотеатральный комплекс, телевидение, субъектов хозяйствования, тиражирующих кинофильмы, производящих дубляж и реализацию кинофильмов на различных носителях, пригодных для домашнего просмотра в розничной сети и др.;

· кинокопировальные предприятия, осуществляющие конвертацию киноинформации в различные форматы, стандарты и протоколы (различные аналоговые форматы – цветная и ч/б пленка формата 35, 70 мм, носители информации CD-R, CD-RW, DVD, обеспечение различных версий системы Dolbi Digital, стереоизображения, аналоговые видеосистемы стандарта VHS форматов PAL, Secam, NTSI, стандарты SVHS, BetaCam, цифровые форматы AVI, Mpeg, Mpeg4, DviX, протоколы TCP/IP, ISDN и пр.), а также тиражирование конечной копии кинофильма на оптических (киноплёнка), магнитных (магнитные лента и диски), магнитооптических (CD диски) носителях;

· кинофестивали, выполняющие первичные рекламные функции в процессе выхода и продвижения кинофильма на рынке, а также производящие первичную оценку эстетического качества произведённого кинопродукта (при экспертных кинопоказах) и зрительской заинтересованности (при открытых кинопоказах);

· кинорынки, представляющие собой инструмент продвижения кинофильма к зрителю через дистрибьюторские организации и кинотеатры в виде открытой площадки для переговоров между контрагентами;

· маркетинговые и рекламные хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на продвижении специфического кинематографического продукта и обеспечивающие разработку рекламной кампании для конкретного кинофильма, формирование и реализацию (розничную или оптовую) сопровождающих кинофильм товаров (игрушки, изображения героев, кадров и музыки из фильма на различных носителях, компьютерные игры для различных систем ЭВМ – Macintosh, IBM PC, Sony Play Station, Sega, сотовых телефонов и др.).

Объекты управления, осуществляющие сбыт кинопродукции, также представляют собой группы отраслевых предприятий различной формы собственности и обеспечивают свободный или платный доступ населения к готовому кинопродукту. К ним относятся:

· кинотеатральная сеть в виде совокупности кинотеатров, производящих дифференцированные (кинофильмы для различных слоёв населения) или сфокусированные, специализированные на одном типе кинопродукции (например, «фестивальное» кино, кинофильмы категории XXX) или сервисной услуге (автомобильные кинотеатры, кинотеатры на открытом воздухе) кинопоказы;

· телевидение, обеспечивающее массовый свободный доступ широких слоёв населения всех социально-возрастных групп и полов к готовой кинопродукции, через атмосферную, спутниковую и кабельную телевещательную сети;

· Интернет и другие сетевые ресурсы, представляющие неопределённый массив предприятий, осуществляющих доступ к сети и обеспечивающих необходимый информационный трафик (провайдеры) для производства или копирования (свободного или оплачиваемого) кинопродукта или сопровождающих его товаров (как правило, игры, музыка) с ресурсного объекта (сайта, сервера);

· торговые предприятия, осуществляющие лицензионную торговлю кинопродукцией, трансформированной в формат, удобный для домашнего потребления (на современном уровне развития научно-технического прогресса – это видеокассеты формата Video Home System – VHS, магнитооптические CD диски с информацией, записанной в аналоговом режиме или цифровых форматах (DVD, Blue ray)) или сопровождающими её товарами;

· мультимедиатеки, обеспечивающие свободный или оплачиваемый доступ к ограниченному использованию кинопродуктов и сопровождающих его товаров, в виде проката различных информационных носителей (предоставления к использованию материальных объектов на дому у потребителя), использования в условиях пространства прокатного предприятия, доступа через локальные или глобальные электронно-информационные сети.

Одним из важнейших принципов рационального регулирования развития кинематографии на федеральном, региональном, муниципальном уровнях является учёт влияния на её деятельность результатов экономического развития сопровождающих и конкурирующих отраслей народного хозяйства? национальной и мировой экономик.

Необходимо отметить, что к сопровождающим отраслям следует отнести следующие производственные комплексы и совокупность предприятий сферы услуг:

· химическая промышленность, обеспечивающая кинопроизвод­ственный и сбытовой процесс материалами в виде основы носителя информации (киноплёнка, магнитная лента, магнитооптические диски и пр.), средств, на которые фиксируется киноизображение (галогениды серебра, различные полимеры и пр.), и основными фондами, представляющими собой растровые киноэкраны, а также различные виды тканей, резины, пластмассы для производства костюмов и прочих специфических объектов основных средств;

· приборостроение, предоставляющее предприятиям кинематографической сферы народного хозяйства различные имущественные активы для киносъёмочной, кинопроекционной, звуковой, осветительной, тиражной и сбытовой деятельности;

· оптическое производство, реализующее кинематографической отрасли различные оптические устройства (объективы, визиры, средства анаморфированного изображения и пр.), а также средства осуществления оптоволоконной связи;

· программное обеспечение, снабжающее кинопроизводство специфическими программами для просмотра киноизображения, создания анимационных кинофильмов, компьютерной графики монтажа и обработки изображения;

· строительство, оснащающее кинематографию специфическими объектами основных фондов – здания и сооружения киностудий, павильонов, тонстудий, кинозалов, осуществляющее необходимые ремонтно-строительные работы на объектах киносъёмки;

· телевидение, осуществляющее продвижение кинопродукта с помощью телерекламы и сбыт в виде первичной телевизионной трансляции, а также поддержку кинофильмов вторичными телетрансляциями;

· театры, музыкальные, фотографические, художественные и другие предприятия, обеспечивающие кинопроизводственный процесс кадровыми ресурсами, участвующими в кинопроизводстве, – актёрами, композиторами и исполнителями музыкальных произведений, художниками по костюмам, декорациям и пр.

К конкурирующим отраслям относятся предприятия культурно-досуговой и информационной направленности:

· телевидение, предоставляющее ряд конкурентных продуктов в виде различных телепередач, телеспектаклей, телефильмов, а также телетрансляции различных кинофильмов (основным конкурентным преимуществом данной отрасли является широкий ассортимент производимых продуктов, которые, однако, в своём большинстве уступают в эстетическом и квалиметрическом уровне качества);

· зрелищные предприятия, осуществляющие производство спектаклей, отличающихся своей уникальностью и единством производимого продукта;

· прочие культурно-досуговые организации, осуществляющие заполнение свободного времени населения различными мероприятиями, как повышающими его культурно-эстетическое развитие (музеи, зоопарки, планетарии, экскурсионные бюро и др.) и здоровье (лечебно-профилактические, спортивные и др.), так и обладающими возможными негативными последствиями (питейные, игровые заведения и пр.);

· хозяйствующие субъекты сферы информационных технологий, в частности, осуществляющие производство компьютерных игр для PC, сотовых телефонов, игровых приставок, а также цифровые коммуникационные ресурсы (различные Интернет-серверы и сайты, сетевые форумы, ICQ и SMS чаты) и др.

Наши рекомендации