Мастера изобразительного искусства
Мастера искусств об искусстве. T.1 – Т.7. М., 1965–1970.
Антуан Куапель
Нужно согласиться с тем, что живопись одновременно так приятно занимает глаза, ум и воображение, что часто как будто каким – то колдовством смягчает и воспоминание о прошедших горестях и боль настоящих. Это изящное искусство не только создает бесконечные радости тем, кто его знает и понимает, но и тем, кто предается ему с любовью и находит в своих занятиях прелести, трудно выразимые словами (3, 317).
Жан Антуан Гудон
Всегда увлеченный любовью к своему искусству, я желал оставить потомству вечный памятник и предмет для изучения молодым художникам (3, 375).
Джошуа Рейнольдс
Наша любовь и привязанность к простотев значительной мере проистекает от нашего отвращения ко всякого рода искусственности(3, 420).
Страстная любовь к искусствуи настойчивое желание преуспеть вполне заменят школьную методу (3, 423).
Основной причиной достижения совершенства была любовьГейнсборо к искусству, которому он посвятил всю свою душу и с которым он связывал все остальное… (3, 434).
Жак Луи Давид
Своими произведениями я стремился внушать любовь к добродетели…(4, 38).
Жан Огюст Доминик Энгр
Не надо думать, что моя исключительная любовь к этому мастеру (Рафаэлю) превращает меня в обезьяну; тем более, что это трудно и даже невозможно. Я думаю, что, подражая ему, я сумею остаться оригинальным (4, 63).
Пьер Жан Давид д'АНЖЕР
Я наделен страстной любовью к красоте форм (4, 107).
Камиль Коро
Человек имеет право избрать профессию художника, только если он чувствует в себе страстную любовьк природе и стремление следовать ей с постоянством, которое ничто не может сломить (4, 182).
Уильям Хольман Хант
Наши устремления не ограничивались новаторством в области одной только внешней формы, мы, кроме того, утверждали и более широкий принцип, провозглашающий, что «Искусство есть Любовь(4, 355–356).
Иоганн Готфрид Шадов
Ни пламенный темперамент, который живет в тайниках твоего сердца, ни окружающие тебя произведения искусства ничего тебе не дадут и ничем тебе не помогут, если пуста душатвоя и ее не переполняет та неудержимая любовь к творчеству, которая вливает живительную струю созидания в кончики твоих пальцев, делая их еще более искусными (4, 379).
Филипп Отто Рунге
Письма
Даниэлю. Февраль 1802 г.
Вульгарные мысли не должны нас одолевать. Тот, кто сумеет сохранить искреннюю любовьк прекрасномуи хорошему, тот всегда добьется чего – то значительного. Если мы хотим достигнуть чего – то высшего – нам необходимо стать детьми (4, 393).
Неизвестному (1807 или 1808 г.)
Когда я впервые увидел в Дрездене знаменитую картину Рафаэля (Сикстинскую мадонну), у меня было такое чувство, будто я снова встретил своего самого любимого друга (4, 399).
Телемако Синьорини
У Липпи, у Беноццо, у Карпаччо и у тысячи других современное искусство находит именно то, к чему оно сейчас стремится: искренность чувства, любовь к натуре, детскую непосредственность, с которым и художники XV века лелеяли каждую форму и вместе с тем выражали присущую их времени строгую мораль. В искусстве аморальна только ложь (4, 511).
Михай Мункачи
Письма
Дирекции венгерского Общества изобразительных искусств. Кольпах, б июля 1884 г.
Вы можете быть уверены, что отныне, как и до сих пор, наряду со специально художественными устремлениями, мною будет руководить любовь к своей родине и идеи, вдохновляющие меня быть, хотя и за границей, как можно более достойным и ревностным поборником нашего национального искусства (4, 551).
Винсент Ван Гог
Письма
…открытие совершается не иначе, как в материи данного искусства, которая поэтому требует от художника всей полноты любви (157).
Тем же, чем для зерна является стремление вызреть, для нас является любовь (330).
Я нахожу, что ничто не дает нам такого ощущения реальности, как подлинная любовь. А разве тот, кто полностью сознает реальность жизни, стоит на дурном пути? Думаю, что нет. Но с чем могу я сравнить это удивительное чувство, это удивительное открытие – «любовь»? Ведь полюбить всерьез – это все равно что открыть новую часть света» (68).
Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать свое чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные, и он будет становиться все сильнее и проницательнее (44).
…в любви, как и во всей природе, бывают периоды увядания и расцвета, но ничто не умирает совсем. Существуют ведь приливы и отливы, но море всегда остается морем. И в любви – то ли к женщине, то ли к искусству – случаются минуты истощения и бессилия, но постоянного разочарования не может быть. Я считаю любовь, равно как и дружбу, не только чувством, но, прежде всего, действием; именно потому что она, как всякое действие, требует напряжения, в ней и бывают моменты истощения и бессилия.
Искреннюю и верную любовь я считаю великим благом, хотя это не исключает того, что и в любви приходится порой переживать трудные минуты… (168).
Поль Синьяк
Из книги «Йонкинд». Париж, 1927.
В самом беглом наброске чувствующего и искреннего художника не должно быть двух похожих черт, двух одинаковых цветов. Повторение есть или слабость, или нечестность. Йонкинд никогда не повторяется (5/1, 220).
Еще нет знаков, есть кропотливая и ритмизированная точность, но без мелочности. Каждая деталь изучена глазом живописца, с любовью, как в рисунках примитивов, без единого кривляющегося штриха, без ненужных прикрас (5/1, 221).
Андре Дюнуайе де Сегонзак
Любовьк природе и к жизни это одна из форм пантеизма, она приносит художнику духовную радость, которая питает творчество, а уединенная жизнь способствует его расцвету. Великий и смиренный Пьер Боннар являет нам пример чистоты художника, не запятнанной им в течение всей его долгой жизни (5/1, 322).
Огюст Роден
Уважая традицию, умейте различать то, что она заключает в себе вечно плодотворного: любовь к природеи искренность.Это – две сильные страсти гениальных мастеров (5/1,329).
Эмиль Антуан Бурдель
Высказывания, записанные Г. Варенном
Самый могущественный поэт – это реальность каждого дня, самая высокая религия – это стремление к правде. Величайшим художником был бы тот, кто смог бы вместить в себя все сердце человечества, он смог бы изваять его судьбу (5/1, 359–360).
В искусстве, как и во всем другом, остается то, что человечно, озаряет то, в чем глубина истины, и разрушается то, что создано без пыла и любви.(…)
Секрет искусства – это любовь.Тот, кто не отдает свою жизнь своему произведению, не сможет оживить мрамор (5/1, 360).
Василий Кандинский[6]
Элементами, образующими духовную атмосферу, являются не только поступки, которые каждый может наблюдать, и мысли и чувства, могущие иметь внешнее выражение, но и также совершенно скрытые действия, о которых «никто ничего не знает», невысказанные мысли, не получившие внешнего выражения чувства (т. е. происходящие внутри человека). Самоубийства, убийства, насилия, недостойные низкие мысли, ненависть, враждебность, эгоизм , зависть, «патриотизм», пристрастность – все это духовные образы, создающиеатмосферу духовные сущности. И наоборот, самопожертвование, помощь, высокие чистые мысли, любовь , альтруизм , радование счастью другого, гуманность, справедливость – такие же сущности, убивающие, как солнце убивает микробы, прежде упомянутые сущности и восстанавливающие чистоту атмосферы (81).
Иван Николаевич Крамской
Письма
В. В. Стасову
И, что всего удивительнее, никто как будто и не смотрит на Матейко… (…) Но, между тем, на сколько же голов он выше всех на выставке – страх! Вот что делают настоящая вера и любовь к своему делу» (6, 440).
А. С. Суворину
Художественное произведение, возникая в душе художника органически, возбуждает (и должно возбуждать) к себе такую любовь художника, что он не может оторваться от картины до тех пор, пока не употребит своих сил для ее исполнения… (6, 450–451).
Марк Матвеевич Антокольский
Главное для меня, как в искусстве, так и в жизни, это – душа, искренность.
Художник только тот, кто столько же страстно любит человека, как и свое искусство; кто верит, глубоко убежден в правоте своего творчества; кто отдает всю свою жизнь искусству для человечества. Только у таких горит искра божия, горит ярко, непотушимо. Это и есть главное в искусстве. Там, где кончается душа, – начинается смерть. Вот мое мерило в искусстве, все равно, к какому времени и народу оно бы ни принадлежало (6, 471–472).
Илья Ефимович Репин
Письма об искусстве
Да, картины Матейки надо изучать…
…с какой любовью, с какой энергией нарисованы все лица, руки, ноги; да и все, все. Как это все везде crescendo, crescendo, от которого кружится голова! Нельзя не удивляться этой гигантской выдержке, этому беспримерному терпению. Такое отношение возможно только при горячей, страстной любви к искусству (7, 55–56).