Методика «выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»

(модифицированный вариант методики О. В. Лиишна)

Цель: определить мотивы участия учащихся в совместной

деятельности.

Необходимо для проведения. У каждого учащегося дол­жен быть бланк со следующим текстом:

«Как ты думаешь, сколько твоих одноклассников будут участвовать в делах, перечисленных ниже?

Чтобы правильно выполнить задание, необходимо обве­сти кружком стоящую перед номером вопроса букву, кото­рая означает ответ, соответствующий твоей личной точке зрения. Ответы могут быть такими:

н — никто;

м — меньшинство;

п — половина;

б — большинство;

в — все.

Сколько человек придет на классное собрание

н   м   п   б   в   1. Ради того, чтобы принять участие в обсужде­нии важных вопросов?  
н   м   п   б   в   2. Чтобы лучше узнать о том, что радует и бес­покоит одноклассников?  
н   м   п   б   в   3. Потому что собрание будут снимать для теле­видения?  
н   м   п   б   в   4. Потому что вашему классу поручено оформ­ление зала, где будет проходить общешколь­ное мероприятие?  
н   м   п   б   в   &. Если на собрании будут обсуждаться интерес­ные вопросы?  
н   м   п   б   в   6. Если явка строго обязательна и будет про­верка?  
Сколько человек будут участвовать в трудовом десанте  
н   м   п   [б   в   7. Ради того, чтобы купить на заработанные день­ги игрушки для детского сада?  
н   м   п   б   в   8. Чтобы вместе потрудиться и после вместе от­дохнуть?  
н   м   п   б   в   9. Чтобы поддержать честь своего класса, орга­низующего этот десант?  
н   м   п   б   в   10. Ради денег, которые выплатят каждому уча­стнику?  
н н   м м   к п   б б   в в   11. Потому что работа будет интересной? 12. Если явка строго обязательна и контролиру­ется?  
Сколько человек поедет в лагерь труда и отдыха  
н   м   п   б   в   13. Чтобы заработать деньги для перечисления их в детский дом?  
н   м   п   б   в   14. Чтобы и летом иметь возможность общения с одноклассниками?  
н   м   п   б   в   15. Ради денег, которые будут получены за рабо­ту каждым учащимся?  
н   м   п   б   в   16. Если в лагерь труда и отдыха решили ехать всем классом?  
н   м   п   б   в   17. Ради интересной жизни в лагере?  
н   м   п   б   в   18. Если поездка в лагерь обязательна?  
Сколько человек пойдет в поход  
н   м   п   б   в   19. Если его цель — сбор краеведческого матери­ала для музея?  
н   м   п   б   в   20. Ради того, чтобы побыть вместе на природе?  
н   м   п   б   в   21. Если каждый участник получит памятный значок туриста?  
н   м   п   б   в   22. Если поход — часть турслета, который орга­низует ваш коллектив?  
н   м   п   б   в   23. Просто потому, что интересно?  
н   м   п   б   в   24. Если участие в нем строго обязательно и кон­тролируется?  
Сколько человек будут участвовать в подготовке и прове­дении вечера песни  
н   м   п   б   в   25. Потому что вечер запланирован для ветеранов войны?  
н   м   п   б   в   26. Чтобы и после уроков побыть вместе?  
н   м   п   б   в   27. Если во время вечера будет устроено чае­питие?  


н м п б в 28. Если коллектив вашего класса приложил много

сил для его подготовки? н м п б в 29. Потому что программа вечера очень интересна? н м п б в 30. Если явка строго обязательна?

Большое спасибо за ответы!

Если нет возможности подготовить для каждого ученика такие бланки, то вопросы можно задавать устно. В этом слу­чае на доске целесообразно перечислить варианты возмож­ных ответов на вопросы:

н — никто;

м — меньшинство;

п — половина;

б — большинство;

в — все.

Ход проведения. Педагог подробно разъясняет условия вы­полнения задания, обращая внимание на то, что напротив номера каждого вопроса должна быть обведена одна какая-либо буква. Затем следует привести наглядный пример. Если большинству учеников условия задания понятны, то они приступают к его выполнению. Остальным учащимся следу­ет еще раз объяснить.

Обработка полученных данных. При обработке результа­тов теста предлагаемый вопросник следует разделить на шесть блоков. Каждый из них состоит из пяти вопросов, направ­ленных на выявление одного из мотивов участия школьни­ков в совместной деятельности. В соответствии с определен­ными мотивами можно выделить следующие блоки:

а) общественно полезная значимость (вопросы 1,7, 13, 19, 25);

б) личная выгода (3, 10, 15, 21, 27);

в) интерес к общению (2, 8, 14, 20, 26);

г) значимость для коллектива (4, 9, 16, 22, 28);

д) интерес к содержанию деятельности (5, 11, 17, 23, 29);

е) обязательность как принуждение (6, 12, 18, 24, 30).

Для перевода буквенных выражений ответов в баллы ис­пользуется шкала:

в — 4 балла;

б — 3 балла;

п — 2 балла;

м — 1 балл;

н — 0 баллов.

В соответствии с выделенными блоками вопросов и шка­лой оценок ответов составляется матрица:

Фамилия, имя   Мотивы  
Общественно полезная значимость   Обязательность как принуждение  
          Сумма             Сумма  
1. Артемов Олег                         19 .  
2. Белова Надя                          
3. Волкова Юля                          
4. Гусев Саша                         19 ,  
5. Дулова Оля                          
Сумма баллов по каждому блоку              

Сопоставление полученных сумм баллов по каждому блоку позволяет выявить ведущие мотивы участия школьников.

2.2.2. МЕТОДИКА «МЫ - КОЛЛЕКТИВ? МЫ - КОЛЛЕКТИВ... МЫ - КОЛЛЕКТИВ!»

(разработана профессором М.Г. Казак иной, модифицирована доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: определить стадии развития коллектива класса. Ход проведения. При проведении одного из классных ча­сов классный руководитель предлагает учащимся совместно поразмышлять о положении дел в классе, о состоянии в нем отношений..Он зачитывает текст, в котором излагаются характеристики стадий развития коллектива. Учащиеся по­средством групповой самооценки должны определить, на каком этапе своего развития находится коллектив класса. Учащимся предлагаются три текста.

Наши рекомендации