Под редакцией Е.Н. Степанова
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие | |
Глава I. Изучение эффективности воспитательного процесса | |
Глава II. Методики, методики, методики | |
2.1. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося | |
2.1.1. Методика «Пословицы» | |
2.1.2. Тест «Размышляем о жизненном опыте. | |
2.1,3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников | |
2.1.4. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. | |
2.1.5. Методика «Ситуация выбора» | |
2.1.6. Методика «Акт добровольцев» | |
2.1.7. Методика «Цветик-семицветик» | |
2.1.8. Методика определения общественной активности учащихся | |
2.1.9. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся | |
2.1.10. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся | |
2.1.11. Смотр-конкурс «Ученик года | |
2.1.12. Методика «Составление расписания | |
2.1.13. Методика «Диагностическая контрольная работа» | |
2.1.14. Школьный тест умственного развития (ШТУР) | |
2.1.15. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии . | |
2.1.16. Методика для изучения социализированности личности учащегося. | |
2.1.17. Игра «Магазин» | |
2.1.18. Методика «Репка» . | |
2.2. Методики диагностики сформированности коллектива | |
2.2.1. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» | |
2.2.2. Методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив. Мы — коллектив!» | |
2.2.3. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива | |
2.2.4. Методика «Какой у нас коллектив» | |
«Песчаная россыпь» | |
«Мягкая глина» | |
2.2.5. Игра «Морские командные учения» | |
Обоснование правильного ранжирования предметов | |
2.2.6. Социометрия | |
2.2.7. Методика «Наши отношения» | |
2.2.8. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» | |
2.2.9. Анкета для старшеклассников | |
2.2.10. Методика Сочинения учащихся | |
2.2.11. Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия. | |
2.2.12. Методика «Выбор педагога в разных жизненных ситуациях» | |
2.2.13. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе . | |
2.3. Методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении | |
2.3.1. Анкета выпускника | |
2.3.2. Анкета для учащихся старших классов | |
2.3.3. Анкета для учащихся 7—11-х классов | |
2.3.4. Экспериментальная методика изучения объяснения школьником факторов собственного развития. | |
2.3.5. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью | |
2.3.6. Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения — | |
2.3.7. Анкета «Ваше мнение | |
2.3.8. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения | |
2.3.9. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении.-, | |
Литература |
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:
ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Методические рекомендации
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»
(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)
Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:
1 балл — согласен в очень незначительной степени;
2 балла — частично согласен;
3 балла — в общем согласен;
4 балла — почти полностью согласен;
5 баллов — совершенно согласен.
Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в наибольшей степени.
Предлагаются следующие пословицы:
1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;
б) стыд не дым, глаза не выест;
в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;
г) что за честь, коли нечего есть.
2. а) не хлебом единым жив человек;
б) живется, у кого денежка ведется;
в) не в деньгах счастье;
г) когда деньги вижу, души своей не слышу.
3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;
б) где счастье плодится, там и зависть родится;
в) кто хорошо живет, тот долго живет;
г) жизнь прожить — не поле перейти.
4. а) бояться несчастья и счастья не видать;
б) людское счастье, что вода в бредне;
в) деньги — дело наживное;
г) голым родился, гол и умру.
5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;
б) береженого Бог бережет;
в) на Бога надейся, а сам не плошай;
г) не зная броду, не суйся в воду.
6. а) всяк сам своего счастья кузнец;
б) бьется как рыба об лед;
в) хочу — половина могу;
г) лбом стены не прошибешь.
7. а) добрая слава лучше богатства;
б) уши выше лба не растут;
в) как проживешь, так и прослывешь;
г) выше головы не прыгнешь.
8. а) мир не без добрых людей;
б) на наш век дураков хватит;
в) люди — всё, а деньги — сор;
г) деньгам все повинуются.
9. а) что в людях живет, то и нас не минет;
б) живу как живется, а не как люди хотят;
в) от народа отстать — жертвою стать;
г) никто мне не указ.
10. а) всякий за себя отвечает;
б) моя хата с краю, я ничего не знаю;
в) своя рубашка ближе к телу;
г) наше дело — сторона.
11. а) сам пропадай, а товарища выручай;
б) делай людям добро, да себе без беды;
в) жизнь дана на добрые дела;
г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.
12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;
б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;
в) доброе братство лучше богатства;
г) черный день придет — приятели откажутся.
13. а) ученье — свет, неученье — тьма;
б) много будешь знать, скоро состаришься;
в) ученье лучше богатства;
г) век живи, век учись, а дураком помрешь.
14. а) без труда нет добра;
б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;
в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;
г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.
15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;
б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;
в) где тверд закон, там всяк умен;
г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.
Обработка полученных данных. Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:
1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;
2) а, в — незначимость материального благополучия
в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;
3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;
4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;
5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;
6) а, в — самоопределение в жизни,
б, г — отсутствие самоопределения в жизни;
7) а, в — стремление к достижениям в жизни,
б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;
8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;
9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям;
10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;
11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;
12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;
13) а, в — значимость ученья,
б, г — незначимость ученья;
14) а, в — значимость труда,
б, г — незначимость труда;
15) а, в — значимость соблюдения законов,
б, г — незначимость соблюдения законов.
Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".
Основной принцип оценивания полученных результатов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости желательных ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.
Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.
Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».
АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Номер вопроса | Буква ответа | ||
а | б | в | |
* | |||
* | |||
* |
Важно проследитьза тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты
делаешь?
а) обойду, не потревожив;
б) отодвину и пройду;
в) смотря какое будет настроение. 1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
а) ничего, какое мое дело;
б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
в) подойду и непременно заговорю.
3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
а) тороплюсь в школу;
б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
а) предложу свою помощь;
б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
в) если попросят, я, конечно, помогу.
5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
в) вступаюсь за обиженного.
6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги.Что делаешь?
а) они мои, раз я их нашел;
б) завтра спрошу, кто их потерял;
в) может быть, возьму себе.
7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
а) на шпаргалки;
б) на усталость учителя: авось, пропустит;
в) на свои знания.
8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
а) наболтаюсь немного, потом видно будет;
б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
а) соглашусь с благодарностью;
б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
в) отказываюсь решительно.
10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
б) выполняю, конечно;
в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
б) не знаю, как придется;
в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;
в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
а) напомню о праве на отдых;
б) делаю, раз надо;
в) посмотрю, что скажут остальные.
14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
а) отвечаю тем же;
б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
в) разрываю все отношения с этим человеком.
15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
в) буду ждать новых сообщений.
16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
а) ужасно завидую, мне неудобно;
б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
в) мне все равно.
17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
а) отдаю— здоровье дороже;
б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
а) быстро начинаю скучать;
б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
в) не замечал.
19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
а) отбираю интересное и приношу;
б) ненужных книг у меня нет;
в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
б) человеку просто повезло прославиться;
в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими. Большое спасибо за ответы.
Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо подсчитать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
Графа б. Сосчитать * на вопросы 1,4, 5, 8, 14, 18, 19.
Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.
Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.
МЕТОДИКА «СИТУАЦИЯ ВЫБОРА»
(разработана профессором Л.В. Байбородовой)
Цель: выяснить направленность личности учащихся. Ход проведения. В классе проводится час творчества. Учащимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из
перечня следующих занятий:
• разработка программы вечера;
• изготовление подарков для детей детского дома;
• подготовка сюрприза для учащихся младших классов;
• овладение навыками самообороны;
• • изготовление украшений для вечернего платья и т.д.
При следующем проведении часа творчества ученикам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня занятий в соответствии с его главным назначением:
• проявить свои таланты;
• сделать приятный сюрприз для друзей;
• весело провести время;
• оказать помощь детскому дому или его воспитанникам;
• приобрести умение устанавливать контакт с людьми и тд.
Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в классе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым учащиеся готовятся в данный момент. Обработка полученных данных. Сопоставление результатов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и деятельности, направленность их личности. Выявляемые мотивы можно разделить на три группы:
а) преобладание общественных мотивов;
б) преобладание личностных мотивов;
в) преобладание престижных мотивов.
При изучении направленности личности учащиеся можно определить устремленность: 1) на себя; 2) на других людей; 3) неопределенную направленность.
МЕТОДИКА «АКТ ДОБРОВОЛЬЦЕВ»
(составлена профессором Л. В. Байбородовой)
Цель: определить активность и мотивы участия учащихся в жизнедеятельности школьного или классного сообщества.
Ход проведения. Акт добровольцев как метод изучения направленности личности ребенка может естественно «вписываться» в учебно-воспитательный процесс. Например, в школе через определенный промежуток времени появляются следующие объявления:
1. «Ребята, поможем учителям в оформлении кабинетов! Приглашаем всех желающих в школу 5 сентября в 10 часов. Совет старшеклассников».
2. «Всех желающих приглашаем принять участие в разговоре-поиске «Как сделать нашу школу красивой и уютной».
3. «Тех, кто хочет принять участие в подготовке и проведении Новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела».
Началом акта добровольцев может стать и обращение руководителя или педагога школы к учащимся с целью приглашения их для участия в том или ином деле, проводимом в школе или классе.
Обработка полученных данных. Необходимо вести учет добровольного участия каждого учащегося в проводимых делах и мероприятиях, что может стать основанием для оценки общественной активности школьников.
Установление связи между активностью учеников и их предпочтениями в выборе направленности (познавательной, герои ко-патриотической, шефской, развлекательной и т.д.) организуемых дел позволяет судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности школьного (классного) сообщества.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
(составлена доцентом Е.Н. Степановым)
Цель: определить общественную активность учащихся. Необходимо для проведения. На доске составляется список учащихся с порядковыми номерами перед каждой фамилией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.
1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отношения к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобилизует других на выполнение целей и задач коллектива.
2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.
3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поручения, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.
4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, участвует в общественной работе лишь при наличии настойчивых требований со стороны взрослых и товарищей, безразличен к делам коллектива и участию в них других.
5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.
Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое вниманиеусвоение испытуемыми содержательных характеристик наориентиров. Затем испытуемые заносят на листке бумаги в первую строку номера самых активных учащихся, соответствующих требованиям 1-го ориентира, во вторую строку — тех, кто соответствует требованиям 2-го ориентира, и так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номера всех учащихся в пять отведенных строк. В одну из пяти строк учащийся заносит свой порядковый номер, тем самым осуществляя самооценку собственной активности. Подписанные учащимися листки сдаются исследователю.
Обработка и интерпретация полученных данных. Исследователь обрабатывает полученные данные с помощью следующей матрицы:
Фамилия, имя | Кого оценивают | |||||||||
1. АндреевС. | ||||||||||
2. Бибикова Н. | -2 | |||||||||
3 Демченкова В. | ||||||||||
4. Дроздова В. | ||||||||||
5. Иванов П. | ||||||||||
6. Кузнецова Л. | ,3 | |||||||||
7. Кутасов А. | ||||||||||
8 ЛадзинаН. | ||||||||||
9 Лаптев В. | ||||||||||
10. Леонов В. |
Сумма оценок (исключая самооценку) | 30 10 | 31 11 | 17 43 | ||||
Количество оценок (исключая самооценку) | 9 9 | 9 9 | 9 9 | ||||
Средняя оценка | 3,1 | 3,3 1,1 | 2,8 | 4,0 | 2,8 | 3,4 1,2 | 1,9 4.8 |
В матрицу — напротив каждой фамилии — заносятся оценки испытуемого общественной активности своих товарищей, Например, Андреев С. в ходе эксперимента внес фамилию Демченковой В. в первую строку, то в матрицу ставится цифра 1 на пересечении первой строки и третьего столбца;
тот же испытуемый внес фамилию Леонова В. в пятую строку, тогда цифра 5 ставится на пересечении первой строки и десятого столбца. Подсчитывается количество оценок, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рассматриваться как статус активности учащегося.
Сумма оценок активности испытуемого Статус активности (А) = Число испытуемых минус единица
По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на пять групп:
Номер статусной группы | Активность учащегося | Величина статуса |
Высокая (организаторская) | А< 1,5 | |
Хорошая (активно-исполнительская) | 1,5<А<2,5 | |
Средняя (пассивно-исполнительская) | 2,5 <А<3,5 | |
Низкая (принудительная) | 3,5 <А<4.5 | |
Не проявляется | 4,5 < А |
На основании приведенных данных испытуемые классифицируются следующим образом:
1-я группа — Демченкова В., Ладзина Н.;
2-я группа — Лаптев В.;
3-я группа — Андреев С., Бибикова Н., Дроздова В., Кузнецова Л.;
4-я группа — Иванов П.;
5-я группа — Леонов В.
Сопоставление самооценки (в матрице самооценки выделены другим шрифтом) и оценки общественной активности позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответствует мнению одноклассников.
Опросник. «Чувство новизны»
Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняетсясимвол ответа в карточках):
1. Если бы я строил дом для себя, то: | |
а) построил бы его по типовому проекту | |
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино | |
в) построил бы такой, которого нет ни у кого | |
1. Если мне нужно развлекать гостей, то я: | |
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми | |
б) сочиняю сам сюрприз для гостей | |
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино | |
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю: | |
а) оригинальную | |
б) трудную | |
в) простую | |
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название: | |
а) красивое | |
б) точное | |
в) необычное | |
5. Когда я пишу сочинение, то: | |
а) подбираю слова как можно проще | |
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли | |
в^ стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова | |
6. Мне хочется, чтобы на уроках. | |
а) все работали | I |
б) было весело | |
в) было много нового | |
7. Для меня в общении самое важное: | |
и) хорошее отношение товарищей | |
б) возможность узнать новое («родство душ») | |
в) взаимопомощь | |
8. Если бы я был поваром, то: | |
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны | |
б) создавал бы новые блюда | |
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда | |
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы: | |
а) «Седьмое чувство» | |
б) «Поле чудес» | |
в) «Очевидное—невероятное» | |
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы: | |
а) наиболее удобный маршрут | |
б) неизведанный маршрут | |
в) маршрут, который хвалили мои друзья |
2. Опросник «Критичность»
Согласны ли Вы со следующими высказываниями великих? Обозначьте на карточке следующими символамиВаши ответы:
а) полностью согласен — 0;
б) не согласен — 2;
в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.
11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И. Писарев).
12. Лицо — зеркало души (М. Горький).
13. Единственная настоящая ценность — это труд человеческий (А. Франс).
14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).
15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл). 16 Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).
17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Франсуа де Ларошфуко).
18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).
19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).
20. Только глупцы и покойники никогда не меняют своих мнений (Д.Л. Оруэлл).
3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»
21—23 (для старшеклассников)
В каждом пункте есть пара слов, между которыми существует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предложенных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку номер ответа.
21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ
Арест | а) вор |
б) обвиняемый | |
в) судья | |
г) адвокат | |
22. ОЗЕРО - ВАННА | |
Водопад | а) лужа |
6) труба | |
в) вода | |
г) душ |
23. ВУЛКАН-ЛАВА
1) источник — родник
2) глаз — слеза
3) огонь — костер
4) шторм — наводнение
21—23 (для среднего возраста)
Представлена исходная пара слов, которые находятсявгопределенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).
21. ШКОЛА-ОБУЧЕНИЕ
Водопад | а) доктор |
б) ученик | |
в) учреждение | |
г) лечение | |
д) больной |
22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ | |
Картина | а) хромой |
б) слепой | |
в) художник | |
г) рисунок | |
д) больной | |
23. РЫБА - СЕТЬ | |
Муха | а) решето |
б) комар | |
в) комната | |
г) жужжать | |
д) паутина |
24—27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций:
(свой ответ запишите на обороте карточки).
24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пустыне. Ваши действия?
25. В машине, которой Вы управляли, оказались проколотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?
26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.
27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?
Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 секунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:
отсутствие ответа — 0;
тривиальный ответ — 1;
оригинальный ответ — 2.
28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.
28. Консервная банка.
29. Металлическая линейка.
30. Велосипедное колесо.
СМОТР-КОНКУРС «УЧЕНИК ГОДА»
(положение разработано Л. В. Краснобаевой, М.К. Беловой)
Цель: выявить уровень развития творческих способностей учащихся в различных видах деятельности.
Ход проведения. Смотр-конкурс организуется В соответствии с разработанным в учебном заведении положением.
ПОЛОЖЕНИЕ
о смотре-конкурсе «Ученик года» и школьных премиях имени замечательных деятелен Псковщины
Кто проводит. Конкурс проводит Совет школы, органы ученического самоуправления, организует работу Совет галереи «Псковщина — Родина замечательных людей».
Цели и задачи смотра-конкурса: выявить талантливых, одаренных, творческих детей; расширить диапазон общения; вызвать интерес к делам школы и желание углубить свои знания.
Участники смотра-конкурса. Участниками могут быть:
все желающие ученики с 3 по 11 классы;
представители ученических коллективов, выдвинутыеот классов;
кандидаты на премии имени земляков, представленные клубом, кружком, обществом и другим объединением.
Для этого следует внимательнее изучить мнение товарищей, классного руководителя, провести анкетирование.
Организация и проведение смотра-конкурса. Смотр-конкурс проходит в 4 этапа:
1-й этап — организационный (сентябрь);
2-3-й — основные (октябрь-апрель);
4-й — заключительный (май).
На 1-м этапе идет выдвижение кандидатур на участие в школьном смотре-конкурсе, обсуждается и утверждается план мероприятий в рамках конкурса, проводится организационное собрание участников конкурса.
На 2-м и 3-м этапах могут быть использованы следующие формы работы с участниками конкурса-
игровые конкурсы «Что? Где? Когда?», «Аукционы знаний», «Круглый стол эрудитов» и другие ин