Под редакцией Е.Н. Степанова

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие    
Глава I. Изучение эффективности воспитательного процесса    
Глава II. Методики, методики, методики    
2.1. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося    
2.1.1. Методика «Пословицы»    
2.1.2. Тест «Размышляем о жизненном опыте.    
2.1,3. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников    
2.1.4. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.    
2.1.5. Методика «Ситуация выбора»    
2.1.6. Методика «Акт добровольцев»    
2.1.7. Методика «Цветик-семицветик»    
2.1.8. Методика определения общественной активности учащихся    
2.1.9. Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся    
2.1.10. Методика диагностики уровня творческой активности учащихся    
2.1.11. Смотр-конкурс «Ученик года    
2.1.12. Методика «Составление расписания    
2.1.13. Методика «Диагностическая контрольная работа»    
2.1.14. Школьный тест умственного развития (ШТУР)    
2.1.15. Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии .    
2.1.16. Методика для изучения социализированности личности учащегося.    
2.1.17. Игра «Магазин»    
2.1.18. Методика «Репка» .    
2.2. Методики диагностики сформированности коллектива    
2.2.1. Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива»    
2.2.2. Методика «Мы — коллектив? Мы — коллектив. Мы — коллектив!»    
2.2.3. Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива    
2.2.4. Методика «Какой у нас коллектив»    
«Песчаная россыпь»    
«Мягкая глина»    
2.2.5. Игра «Морские командные учения»    
Обоснование правильного ранжирования предметов    
2.2.6. Социометрия    
2.2.7. Методика «Наши отношения»    
2.2.8. Методика «Психологическая атмосфера в коллективе»    
2.2.9. Анкета для старшеклассников    
2.2.10. Методика Сочинения учащихся    
2.2.11. Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.    
2.2.12. Методика «Выбор педагога в разных жизненных ситуациях»    
2.2.13. Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе .    
2.3. Методики для исследования удовлетворенности педагогов, учащихся и родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельностью в учебном заведении    
2.3.1. Анкета выпускника    
2.3.2. Анкета для учащихся старших классов    
2.3.3. Анкета для учащихся 7—11-х классов    
2.3.4. Экспериментальная методика изучения объяснения школьником факторов собственного развития.    
2.3.5. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью    
2.3.6. Комплексная методика для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения —    
2.3.7. Анкета «Ваше мнение    
2.3.8. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения    
2.3.9. Методика изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении.-,    
Литература    


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС:

ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Методические рекомендации

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»

(разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 по­словицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содер­жанием по следующей шкале:

1 балл — согласен в очень незначительной степени;

2 балла — частично согласен;

3 балла — в общем согласен;

4 балла — почти полностью согласен;

5 баллов — совершенно согласен.

Во втором случае каждому ученику необходимо внима­тельно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согла­сен в наибольшей степени.

Предлагаются следующие пословицы:

1. а) счастлив тог, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, коли нечего есть.

2. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу.

3. а) кому счастье служит, тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится, там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь прожить — не поле перейти.

4. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги — дело наживное;

г) голым родился, гол и умру.

5. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, а сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду.

6. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу — половина могу;

г) лбом стены не прошибешь.

7. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь.

8. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди — всё, а деньги — сор;

г) деньгам все повинуются.

9. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать — жертвою стать;

г) никто мне не указ.

10. а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело — сторона.

11. а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, то никому не делай зла.

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

б) на обеде все — соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

в) доброе братство лучше богатства;

г) черный день придет — приятели откажутся.

13. а) ученье — свет, неученье — тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, а дураком помрешь.

14. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богату быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат.

15. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон — паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там всяк умен;

г) закон — что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

Обработка полученных данных. Текст методики содер­жит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и про­тиворечащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизиру­ются в отдельных пословицах и в тексте методики распола­гаются следующим образом:

1) а, в — духовное отношение к жизни, б, г — бездуховное отношение к жизни;

2) а, в — незначимость материального благополучия

в жизни, б, г — материально благополучная жизнь;

3) а, в — счастливая, хорошая жизнь, б, г — трудная, сложная жизнь;

4) а, в — оптимистическое отношение к жизни, б, г — пессимистическое отношение к жизни;

5) а, в — решительное отношение к жизни, б, г — осторожное отношение к жизни;

6) а, в — самоопределение в жизни,

б, г — отсутствие самоопределения в жизни;

7) а, в — стремление к достижениям в жизни,

б, г — отсутствие стремления к достижениям в жизни;

8) а, в — хорошее отношение к людям, б, г — плохое отношение к людям;

9) а, в — коллективистическое отношение к людям, б, г — индивидуалистическое отношение к людям;

10) а, в — эгоцентрическое отношение к людям, б, г — эгоистическое отношение к людям;

11) а, в — альтруистическое отношение к людям, б, г — паритетное отношение к людям;

12) а, в — значимость дружбы, б, г — незначимость дружбы;

13) а, в — значимость ученья,

б, г — незначимость ученья;

14) а, в — значимость труда,

б, г — незначимость труда;

15) а, в — значимость соблюдения законов,

б, г — незначимость соблюдения законов.

Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или коли­чество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г".

Основной принцип оценивания полученных результа­тов — сравнение сумм баллов или количества выборов. Бо­лее высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости жела­тельных ценностных отношений учащихся к жизни, к лю­дям, к самим себе; по ответам «б» и «г» — об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к лю­дям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержани­ем пословиц «б» и «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и, наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем он ниже.

Допускается использование сокращенного варианта дан­ной методики. В этом случае учащимся предъявляются от­дельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».

АДАПТИРОВАННЫЙ ВАРИАНТ ТЕСТА «РАЗМЫШЛЯЕМ О ЖИЗНЕННОМ ОПЫТЕ» ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

(составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым)

Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.

Ход проведения. Для успешного проведения теста необ­ходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).

Предварительно подготавливаются листы бумаги для бо­лее удобного подсчета результатов.

Номер вопроса   Буква ответа  
а   б   в  
  *          
      *      
          *  

Важно проследитьза тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.

Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ров­ным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщен­ность не влияла на выбор ответа.

Учащимся предлагается выбрать один из трех предложен­ных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.

1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты

делаешь?

а) обойду, не потревожив;

б) отодвину и пройду;

в) смотря какое будет настроение. 1. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?

а) ничего, какое мое дело;

б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;

в) подойду и непременно заговорю.

3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?

а) тороплюсь в школу;

б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;

в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...

4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они ста­рые. Как ты поступишь?

а) предложу свою помощь;

б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;

в) если попросят, я, конечно, помогу.

5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо нака­зан. Как ты поступишь в этом случае?

а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;

б) ничего: жизнь вообще несправедлива;

в) вступаюсь за обиженного.

6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги.Что делаешь?

а) они мои, раз я их нашел;

б) завтра спрошу, кто их потерял;

в) может быть, возьму себе.

7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчиты­ваешь?

а) на шпаргалки;

б) на усталость учителя: авось, пропустит;

в) на свои знания.

8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?

а) наболтаюсь немного, потом видно будет;

б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;

в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.

9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?

а) соглашусь с благодарностью;

б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;

в) отказываюсь решительно.

10. Тебя учитель просит выполнить общественное поруче­ние. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?

а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;

б) выполняю, конечно;

в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.

11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизве­стном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?

а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;

б) не знаю, как придется;

в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.

12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сде­лать. Как ты поступишь?

а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;

б) сижу и жду, когда кто-то назовет мою фамилию;

в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.

13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?

а) напомню о праве на отдых;

б) делаю, раз надо;

в) посмотрю, что скажут остальные.

14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?

а) отвечаю тем же;

б) не замечаю, это не имеет значения для меня;

в) разрываю все отношения с этим человеком.

15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?

а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;

б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;

в) буду ждать новых сообщений.

16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?

а) ужасно завидую, мне неудобно;

б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;

в) мне все равно.

17. Тебе подарили красивую необычной формы авторуч­ку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?

а) отдаю— здоровье дороже;

б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;

в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.

18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?

а) быстро начинаю скучать;

б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;

в) не замечал.

19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?

а) отбираю интересное и приношу;

б) ненужных книг у меня нет;

в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.

20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще все­го приходит тебе в голову?

а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;

б) человеку просто повезло прославиться;

в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими. Большое спасибо за ответы.

Обработка полученных данных. Количество выборов, сде­ланных школьниками в каждом случае, необходимо под­считать и выразить в процентном отношении к общему чис­лу учащихся.

Показателем, свидетельствующим о достаточной нрав­ственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 11, 12, 18, 19. Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.

Показателем, свидетельствующим о некоторой безнрав­ственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:

Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.

Графа б. Сосчитать * на вопросы 1,4, 5, 8, 14, 18, 19.

Графа в. Сосчитать * на вопросы 11, 12.

Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсив­ном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

МЕТОДИКА «СИТУАЦИЯ ВЫБОРА»

(разработана профессором Л.В. Байбородовой)

Цель: выяснить направленность личности учащихся. Ход проведения. В классе проводится час творчества. Уча­щимся предлагается выбрать предмет своей деятельности из

перечня следующих занятий:

• разработка программы вечера;

• изготовление подарков для детей детского дома;

• подготовка сюрприза для учащихся младших классов;

• овладение навыками самообороны;

• • изготовление украшений для вечернего платья и т.д.

При следующем проведении часа творчества ученикам рекомендуется выбрать одно из предлагаемого перечня за­нятий в соответствии с его главным назначением:

• проявить свои таланты;

• сделать приятный сюрприз для друзей;

• весело провести время;

• оказать помощь детскому дому или его воспитанникам;

• приобрести умение устанавливать контакт с людьми и тд.

Перечень занятий, которые могут быть предложены для выбора учащимся, зависит от реальной ситуации в классе и образовательном учреждении, от тех дел, к которым уча­щиеся готовятся в данный момент. Обработка полученных данных. Сопоставление результа­тов выбора учащимися занятий в нескольких ситуациях позволяет определить ведущие мотивы их поведения и дея­тельности, направленность их личности. Выявляемые моти­вы можно разделить на три группы:

а) преобладание общественных мотивов;

б) преобладание личностных мотивов;

в) преобладание престижных мотивов.

При изучении направленности личности учащиеся мож­но определить устремленность: 1) на себя; 2) на других людей; 3) неопределенную направленность.

МЕТОДИКА «АКТ ДОБРОВОЛЬЦЕВ»

(составлена профессором Л. В. Байбородовой)

Цель: определить активность и мотивы участия учащихся в жизнедеятельности школьного или классного сообщества.

Ход проведения. Акт добровольцев как метод изучения направленности личности ребенка может естественно «впи­сываться» в учебно-воспитательный процесс. Например, в школе через определенный промежуток времени появляют­ся следующие объявления:

1. «Ребята, поможем учителям в оформлении кабинетов! Приглашаем всех желающих в школу 5 сентября в 10 часов. Совет старшеклассников».

2. «Всех желающих приглашаем принять участие в разго­воре-поиске «Как сделать нашу школу красивой и уютной».

3. «Тех, кто хочет принять участие в подготовке и прове­дении Новогоднего праздника для младших школьников, ждем 25 ноября в 14 часов в актовом зале школы. Совет дела».

Началом акта добровольцев может стать и обращение ру­ководителя или педагога школы к учащимся с целью при­глашения их для участия в том или ином деле, проводимом в школе или классе.

Обработка полученных данных. Необходимо вести учет добровольного участия каждого учащегося в проводимых делах и мероприятиях, что может стать основанием для оцен­ки общественной активности школьников.

Установление связи между активностью учеников и их предпочтениями в выборе направленности (познавательной, герои ко-патриотической, шефской, развлекательной и т.д.) организуемых дел позволяет судить об интересах и мотивах участия детей в жизнедеятельности школьного (классного) сообщества.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

(составлена доцентом Е.Н. Степановым)

Цель: определить общественную активность учащихся. Необходимо для проведения. На доске составляется спи­сок учащихся с порядковыми номерами перед каждой фа­милией, а также дается краткое описание пяти ориентиров для оценки общественной активности школьников.

1-й ориентир. Является инициатором и организатором большинства дел в классе, служит примером в выполнении общественных поручений, требует добросовестного отноше­ния к ним своих товарищей, настойчиво борется и мобили­зует других на выполнение целей и задач коллектива.

2-й ориентир. Участвует в делах класса добросовестно, охотно, но редко бывает их организатором, не требует ответ­ственного отношения к общественным поручениям от других, разделяет позиции коллектива, но слабо их отстаивает.

3-й ориентир. Удовлетворительно выполняет поруче­ния, на просьбы взрослых и товарищей откликается, но без особого желания, чаще всего занимает позицию пассивного наблюдателя или исполнителя.

4-й ориентир. Неохотно выполняет поручения, уча­ствует в общественной работе лишь при наличии настойчи­вых требований со стороны взрослых и товарищей, безраз­личен к делам коллектива и участию в них других.

5-й ориентир. Уклоняется от поручений, от участия в общественных делах, проявляет безответственность, часто пренебрегает интересами своего коллектива и товарищей.

Ход проведения. Исследователь подробно разъясняет условия выполнения задания, обращая особое вниманиеусвоение испытуемыми содержательных характеристик наори­ентиров. Затем испытуемые заносят на листке бумаги в пер­вую строку номера самых активных учащихся, соответству­ющих требованиям 1-го ориентира, во вторую строку — тех, кто соответствует требованиям 2-го ориентира, и так далее до тех пор, пока не будут занесены порядковые номе­ра всех учащихся в пять отведенных строк. В одну из пяти строк учащийся заносит свой порядковый номер, тем са­мым осуществляя самооценку собственной активности. Под­писанные учащимися листки сдаются исследователю.

Обработка и интерпретация полученных данных. Иссле­дователь обрабатывает полученные данные с помощью сле­дующей матрицы:

    Фамилия, имя   Кого оценивают  
                       
1. АндреевС.                      
2. Бибикова Н.             -2          
3 Демченкова В.                      
4. Дроздова В.                      
5. Иванов П.                      
6. Кузнецова Л.   ,3                    
7. Кутасов А.                      
8 ЛадзинаН.                      
9 Лаптев В.                      
10. Леонов В.                      
Сумма оценок (исключая самооценку)     30 10         31 11   17 43  
Количество оценок (исключая самооценку)     9 9         9 9   9 9  
Средняя оценка   3,1   3,3 1,1   2,8   4,0   2,8   3,4 1,2   1,9 4.8  

В матрицу — напротив каждой фамилии — заносятся оцен­ки испытуемого общественной активности своих товарищей, Например, Андреев С. в ходе эксперимента внес фамилию Демченковой В. в первую строку, то в матрицу ставится цифра 1 на пересечении первой строки и третьего столбца;

тот же испытуемый внес фамилию Леонова В. в пятую строку, тогда цифра 5 ставится на пересечении первой строки и десятого столбца. Подсчитывается количество оценок, полу­ченных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), исключая самооценку. Далее вычисляется средняя оценка общественной активности испытуемого, которая может рас­сматриваться как статус активности учащегося.

Сумма оценок активности испытуемого Статус активности (А) = Число испытуемых минус единица

По уровню статуса активности можно классифицировать испытуемых на пять групп:

Номер статусной группы   Активность учащегося   Величина статуса  
  Высокая (организаторская)   А< 1,5  
  Хорошая (активно-исполнительская)   1,5<А<2,5  
  Средняя (пассивно-исполнительская)   2,5 <А<3,5  
  Низкая (принудительная)   3,5 <А<4.5  
  Не проявляется   4,5 < А  

На основании приведенных данных испытуемые класси­фицируются следующим образом:

1-я группа — Демченкова В., Ладзина Н.;

2-я группа — Лаптев В.;

3-я группа — Андреев С., Бибикова Н., Дроздова В., Кузнецова Л.;

4-я группа — Иванов П.;

5-я группа — Леонов В.

Сопоставление самооценки (в матрице самооценки выде­лены другим шрифтом) и оценки общественной активно­сти позволяет определить степень адекватности первой, а также увидеть: она завышается, занижается или соответ­ствует мнению одноклассников.

Опросник. «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняетсясим­вол ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:      
а) построил бы его по типовому проекту    
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино    
в) построил бы такой, которого нет ни у кого    
1. Если мне нужно развлекать гостей, то я:      
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми    
б) сочиняю сам сюрприз для гостей    
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино    
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:  
а) оригинальную    
б) трудную    
в) простую    
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:  
а) красивое    
б) точное    
в) необычное    
5. Когда я пишу сочинение, то:      
а) подбираю слова как можно проще    
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли    
в^ стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова    
6. Мне хочется, чтобы на уроках.      
а) все работали   I  
б) было весело    
в) было много нового    
7. Для меня в общении самое важное:      
и) хорошее отношение товарищей    
б) возможность узнать новое («родство душ»)    
в) взаимопомощь    
     
8. Если бы я был поваром, то:      
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны    
б) создавал бы новые блюда    
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда    
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:  
а) «Седьмое чувство»    
б) «Поле чудес»    
в) «Очевидное—невероятное»    
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:  
а) наиболее удобный маршрут    
б) неизведанный маршрут    
в) маршрут, который хвалили мои друзья    

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями вели­ких? Обозначьте на карточке следующими символамиВаши ответы:

а) полностью согласен — 0;

б) не согласен — 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И. Писарев).

12. Лицо — зеркало души (М. Горький).

13. Единственная настоящая ценность — это труд челове­ческий (А. Франс).

14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл). 16 Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Фран­суа де Ларошфуко).

18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).

20. Только глупцы и покойники никогда не меняют сво­их мнений (Д.Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21—23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми суще­ствует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предло­женных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку но­мер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

  Арест   а) вор  
б) обвиняемый  
в) судья  
г) адвокат  
22. ОЗЕРО - ВАННА  
  Водопад   а) лужа  
6) труба  
в) вода  
г) душ  

23. ВУЛКАН-ЛАВА

1) источник — родник

2) глаз — слеза

3) огонь — костер

4) шторм — наводнение

21—23 (для среднего возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятсявгопределенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

21. ШКОЛА-ОБУЧЕНИЕ

  Водопад   а) доктор  
б) ученик  
в) учреждение  
г) лечение  
д) больной  
22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ  
Картина   а) хромой  
б) слепой  
в) художник  
г) рисунок  
д) больной  
23. РЫБА - СЕТЬ  
Муха   а) решето  
б) комар  
в) комната  
г) жужжать  
д) паутина  

24—27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций:

(свой ответ запишите на обороте карточки).

24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пус­тыне. Ваши действия?

25. В машине, которой Вы управляли, оказались проко­лотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?

26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 се­кунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

отсутствие ответа — 0;

тривиальный ответ — 1;

оригинальный ответ — 2.

28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

28. Консервная банка.

29. Металлическая линейка.

30. Велосипедное колесо.

СМОТР-КОНКУРС «УЧЕНИК ГОДА»

(положение разработано Л. В. Краснобаевой, М.К. Беловой)

Цель: выявить уровень развития творческих способно­стей учащихся в различных видах деятельности.

Ход проведения. Смотр-конкурс организуется В соот­ветствии с разработанным в учебном заведении положе­нием.

ПОЛОЖЕНИЕ

о смотре-конкурсе «Ученик года» и школьных премиях имени замечательных деятелен Псковщины

Кто проводит. Конкурс проводит Совет школы, органы ученического самоуправления, организует работу Совет га­лереи «Псковщина — Родина замечательных людей».

Цели и задачи смотра-конкурса: выявить талантливых, одаренных, творческих детей; расширить диапазон обще­ния; вызвать интерес к делам школы и желание углубить свои знания.

Участники смотра-конкурса. Участниками могут быть:

все желающие ученики с 3 по 11 классы;

представители ученических коллективов, выдвинутыеот классов;

кандидаты на премии имени земляков, представленные клубом, кружком, обществом и другим объединением.

Для этого следует внимательнее изучить мнение товарищей, классного руководителя, провести анкетирование.

Организация и проведение смотра-конкурса. Смотр-кон­курс проходит в 4 этапа:

1-й этап — организационный (сентябрь);

2-3-й — основные (октябрь-апрель);

4-й — заключительный (май).

На 1-м этапе идет выдвижение кандидатур на участие в школьном смотре-конкурсе, обсуждается и утверждается план мероприятий в рамках конкурса, проводится органи­зационное собрание участников конкурса.

На 2-м и 3-м этапах могут быть использованы следую­щие формы работы с участниками конкурса-

игровые конкурсы «Что? Где? Когда?», «Аукционы зна­ний», «Круглый стол эрудитов» и другие ин

Наши рекомендации