Сюжетно-композиционное построение и монтаж сценария
В) Что режиссёр хочет сказать зрителю своей постановкой?
2. Метод, который соединил в себе анализ литературных особенностей произведения с анализом особенностей сценического действия это
А) событийный анализ;Б) идейно-тематический анализ; В) действенный анализ.
3. Воздействие на партнёра с определённой целью это
А) действие; Б) событие; В) сверхзадача.
4. Событие, с которого начинается конфликт –
А) исходное; Б) основное; В) центральное.
5. Событие, благодаря которому нам раскрывается идея автора –
А) главное; Б) финальное; В) центральное.
6. Система ассоциаций, где сверху вниз происходит управление одного объекта другим и существуют иерархические связи это
А) горизонталь; Б) вертикаль; В) саггиталь.
7. Какой тип модального взгляда устанавливает модальность «близость отношений»?
А) «потупленный»; Б) «глаза в глаза» В) «за спину».
8. Расположение актёров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде это
А) ракурс; Б) план; В) мизансцена.
9. Середину первого плана сцены в высоту человеческого роста принято принимать как
А) мизансценическую ось;Б) мизансценический флюс; В) диагональ входа.
10. Какой план считается семейным?
А) первый; Б) второй;В) дальний.
11. Как трактуется движение из правого дальнего угла сцены в левый ближний?
А) демонстрационная диагональ; Б) активная диагональ; В) пассивная диагональ.
12. С каким цветом ассоциируется центр сцены?
А) белый; Б) синий;В) красный.
13. Какой ракурс считается наиболее выгодным?
А) фас; Б) профиль; В) полуфас.
14. Какой ракурс используется для создания эффекта окаменелости?
А) спинной; Б) полуспинный; В) профиль.
15. Выражение изменения психологического состояния партнёров в процессе общения посредством перемены их местоположения относительно друг друга это -
А) невербальное высказывание;Б) мизансценическое действие;В) контрдействие.
16. Какое движение придаёт мизансцене сухость и строгость?
А) по прямой; Б) по кругу; В) по ломаной.
17. Типовой вид музыки в театре и кино, который излагает ту жизнь, которая проходит между действиями (применяется во время смены декораций или для смены картин, событий) это…
А) увертюра;Б) музыкальный антракт;В) музыкальный финал.
18. Профессия театрального художника появилась…
А) в Италии; Б) в Древней Греции; В) во Франции.
19. Одновременный показ всех мест действия подразумевает принцип -
А) несменяемой декорации; Б) архитектурно-перспективной декорации; В) симультанной декорации.
20. Тип образного решения пространства, который характеризуется стремлением создать реальную обстановку, называется…
А) Повествовательный; Б) Иносказательный; В) Иносказательно-вещный.
21. Какая характеристика атмосферы подразумевает умение ввести в свою роль пространственно-временной комплекс спектакля…
А) Пространственная; Б) Временная; В) Психологическая
22. Репетиция, на которой впервые собирают все номера и эпизоды представления воедино, называется…
А) прогонная; Б) сводная;В) генеральная.
23. Повторное использование музыки в постановках родственных по содержанию называется…
А) использование саундтреков; Б) цитирование; В) бытовая музыка.
24. Назовите последствия продолжительного воздействия звуков мощности >65 дб на человека.
А) потеря сознания; Б) продолжительная глухота; В) смерть.
25. Атмосфера – понятие…А) динамичное; Б) статичное; В) постоянное.
Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Сценарно-режиссерские технологии – искусство, мастерство создания целостной формы культурно-досуговых мероприятий, при помощи совокупности различных методов на всех этапах работы над сценарием и режиссерской постановкой. Основополагающими понятиями при создании культурно-досуговых и любых других драматургических форм являются:
• драматургия – сюжетно-композиционная основа мероприятия с конкретизирующими её особенностями, как правило, заранее зафиксированная словесно; или межвидовая художественная форма, творимая содружеством деятелей разных видов искусства: сценарист, композитор, художник, режиссёр и т.п. Именно сценарий – это ведущий вид драматургии досуговых форм.
Основные методы работы над сценарием: компиляция, инсценировка, драматургический метод.
Построение сценария:
- экспозиция – создание определённой атмосферы, введение в тему;
-завязка – «исходное» событие начала драматургического конфликта;
- основное действие – драматургическое продвижение сюжета в событийном ряде и блоках программы;
- кульминация – вершина развития драматургического конфликта;
- развязка – завершение сюжетно-композиционной линии сценария.
•режиссура (организация процесса и постановка культурно-досуговых форм).
Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несёт в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчётливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения. Структура замысла: тема, идея, содержание, форма, художественный образ.
• монтаж материала:
Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться "сочетания элементов в целое", подчинённое идее, без которой не может быть программы.
Принципы:
1. Последовательный. Является формирующей единицей представления. Он же формирует тематический цикл номеров.
2.Параллельный. Диктуется одновременным развитием действия на разных сценических планах. (Например, на стадионе могут стать площадками беговая дорожка, зелёное поле и др.)
3. По контрасту. Монтаж номеров, развёрнутых до значимости эпизодов.
4. Контрапункта. При котором звуковой образ не был бы избыточным дополнением зрительного.
Сценарист - создаёт сценарий, режиссер - воплощает, существует режиссерский замысел, который может отличаться от сценарного. На практике вышеизложенные сценарно-режиссерские технологии применяются в постановке различных
форм культурно-досуговых программ:
• Информационно-развлекательные программы;
• Театрализованные концерты;
• Театрализованные представления;
• Тематические вечера;
• Праздники и обряды.
В учреждении культуры:
творчество сценариста профессионально;
драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач даёт им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ - документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории);
построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию;
в сценарии используется всё многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а также и специальных выразительных средств;
использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа;
в сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ;
задача сценариста - создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.
В театре:
творчество драматурга носит индивидуальный характер;
написание пьесы требует оригинального творчества;
использование документального материала бывает крайне редко, в основном творчество драматурга представляет собой художественный вымысел;
пьеса строится по актам;
задача драматурга - создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства);
театральная драматургия сценична;
герой пьесы – художественный, обобщенный образ;
задача драматурга - наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.
ЗАМЫСЕЛ
Замысел в литературоведческом словаре определяется как первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного произведения. Замысел – это сложное социально-психологическое, эмоционально-интеллектуальное и творческое явление. Источником замысла художника является социальная практика человека во всех её радостных и драматических проявлениях. Отражая мир вещей и явлений, художник накапливает впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла художественного произведения. Писатель К. Паустовский в своём произведении о писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию-замысел».
В рождении и формировании замысла участвуют такие психологические механизмы, как внимание, память, воображение, вдохновение. Внимание, окрашенное художественным чувством, даёт возможность из множества объектов избирательно выбрать те, которые достойны художественного воплощения. Память удерживает эмоциональные впечатления, полученные в ходе выбора объектов, позволяет с течением времени воспроизводить их, сохраняя первоначальную эмоционально-смысловую природу.Воображениедаёт работу ассоциативной природе художественного мышления, образующего связи между новыми объектами и накопленным интеллектуальным опытом художника, в результате чего возникает новая мыслительная художественная комбинация.
Вдохновение – это творческое состояние, характеризующееся «могучим выбросом творческой энергии, накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного его включения в творческий процесс, ясность мысли, обострённая виртуозность в чувствовании формы». По суждению К. Паустовского, «вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. … внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни».
Замысел – это неосуществлённое решение художественной задачи. Он возникает в сознании художника как творческий набросок, задуманный план действий, как схема будущего художественного произведения, установка на творческий поиск. Формирование замысла проходит стадии – от первоначальной, интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчётливо проявляющейся концепции художественного произведения. Пушкин в романе «Евгений Онегин» так поэтически характеризовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё не ясно различал».
Специфика промежуточных творческих поисков заключается в практических «пробах» проверки замысла – в создании отдельных фрагментов художественного произведения, которые могут материализоваться в таких формах, как эскиз, этюд, сценарный набросок, сюжетно-композиционный план, которые, в свою очередь, оказывают обратное воздействие на первоначально возникшую идею – её корректировку, уточнение или изменение.
В этой связи целостный замысел часто формируется с течением практически осуществляемой творческой деятельности, и здесь замысел как творческое явление не лишён парадоксов. Замысел часто бывает ярче, богаче самой реализации. Л.Н. Толстой отмечал: «Я думал хорошо, а записал плохо». Русский философ Бердяев писал в «Самопознании»: «Я полон тем для романов и в моей восприимчивости есть элемент художественный, но я бы не мог написать романа, хотя у меня есть свойства, необходимые беллетристу. Я лишён изобразительного художественного дара. В моей изобразительности есть бедность словесная и бедность образов».
Замысел – это структурное образование. Структурными элементами замысла являются - тема, проблема, идея, цель.
Тема (с гр. – то, что положено в основу) – это совокупность жизненных явлений, процессов, связанных с определённым историческим временем и кругом действующих лиц, отобранных для освещения в сценарии. Тема выступает как предметный аспект содержания сценария, реализуемый в процессе художественного размышления или рассуждения. Тема сценария возникает на основе объективной социальной деятельности, общественной практики и духовной жизни людей, и в этой связи, тема, как правило, содержит в себе скрыто или явно проблему, которую необходимо разрешить в процессе мероприятия.
Проблемный характер темы часто обозначен в названии мероприятия («Ужель та самая Татьяна?», «Эхо прошедшей войны», «Красная книга Руси»).
Тематика мероприятий в широком значении охватывает весь спектр жизненных явлений, но при этом на первый план выдвигается тема в узком значении – конкретная мысль автора-сценариста, положенная в основу мероприятия. В узком значении тема – понятие авторское. Каждый художник, создавая произведение в рамках «вечных тем», высказывает свою точку зрения, видит свой ракурс решения проблем, тем самым заявляя о себе как неповторимая индивидуальность в том, или ином направлении художественного творчества.
Идея (с гр. – представление) является зерном замысла. Это та главная мысль, ради которой сценарист берётся за перо, которая заполняет всё интеллектуальное пространство его сознания, подводит эмоциональное состояние близкое к экспрессии и страсти, активизирует все его сущностные творческие силы и энергию. Мысль «любить идею своего будущего художественного произведения» неоднократно высказывалась великими художниками (Л.Н. Толстой), поскольку это чувство поддерживает и сопровождает весь творческий процесс создания художественного произведения, в том числе и культурно-досуговой программы.
Оригинальная идея мероприятия – это творческое достижение сценариста. Сформулировать главную мысль, выделить её из общей тематической направленности мероприятия – это значит отразить социально-мировоззренческий аспект темы, придать ей ценностно-идеологический характер. В этой связи идея мероприятия всегда социально значима и, как правило, тенденциозна, поскольку выражает субъективный взгляд сценариста на мир вещей и явлений, отражаемых в программе.
Идея – художественный элемент содержания мероприятия. Она пронизывает и передаётся реципиенту всей её целостной структурой, обретая конкретно-чувственную форму выражения в эпизодах, фрагментах, номерах, высказываниях и суждениях ведущих, в монтажном их соединении и композиционном построении.
Взаимосвязь темы, проблемы, идеи рождает цель – сверхзадачу сценария, преследующую формирование тех эмоциональных откликов и интеллектуальных восприятий, на которые изначально ориентировано мероприятие. Положительная реакция зрительской аудитории свидетельствует о соответствии мероприятия социальному заказу, каким на данный момент является данная аудитория, её интересы и потребности.
Чёткое осознание функций и содержания этих составных частей замысла рождает концепцию – целостное полное и ясное представление образа будущего мероприятия – его формы и содержания, основных событийных акцентов. Замыселприобретает свою полную, окончательную форму, если сценарист может внятно изложить фабулу своего будущего сценария, его пунктирную сюжетную линию.
Факторов – источников, рождающих замысел сценария, бесчисленное множество. Это события – исторические и современные, социально-культурная проблематика, личные судьбы и биографии значимых людей, их творческая и профессиональная деятельность. Источником замысла, как предвосхищением художественного образа будущего сценария, может стать поэтическая или песенная строка, крылатая фраза, афоризм, аббревиатура, образная строка в газетном очерке, пословицы и поговорки. Так известно, что многие драматические произведения А.Н. Островского носят названия пословиц и поговорок - «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», ставшие источником создания неповторимого и самобытного образа русского провинциального человека.
В технологическом процессе формирования замысла будущего сценария следует учитывать фактор профессиональной необходимости, который предусматривает в некотором роде «рутинную» работу, обусловленную идущим потоком организации мероприятий. В этом случае специалисту не следует рассчитывать на «приходящее» особое вдохновение, длительное «вынашивание» замысла. Создание сценария – текущая профессиональная задача, и решение её требует наличия таких качеств, как способность специалиста к предельной концентрации внимания на решении поставленной задачи, быстрой мобилизации своих творческих сил, но в то же время фактор профессиональной необходимости не исключает оригинального решения творческой задачи и осуществления всех видов деятельности, сопутствующих художественно-творческому процессу создания сценария.
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняют, в какой обстановке происходит действие и т.д.
ПОНЯТИЯ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ В СЦЕНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СЦЕНАРНАЯ КУЛЬТУРА
- комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионального регулирования воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельности;
ИЛИ
- профессионально-значимое качество личности режиссёра театрализованных представлений и праздников, интегрирующих многообразный комплекс профессиональных характеристик.
СЦЕНАРНОЕ ТВОРЧЕСТВО
- драматургическое мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого сценарного решения проблемы уже известными способами.
СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО
- высший уровень профессиональных сценарно-педагогических умений, приобретённых в данной области на основе гибких навыков и творчества.
СКД РЕЖИССЕРОВ ТП
- художественно-педагогическое оснащение социальных процессов театрализованными формами досуга и создание условий для реализации творческого потенциала личности.
ТЕМА
- круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.
ПРОБЛЕМА
- теоретический или практический вопрос, требующий сценического разрешения.
РАКУРС
- точка зрения, с которой автор рассматривает проблему.
АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ
- позиция автора, развёрнутая в систему взглядов.
СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА СЦЕНАРИЯ
- художественное утверждение авторской позиции посредством драматургической организации доказательств.
СПОД (ситуация педагогически организованной деятельности)
- форма осуществления воспитательных задач театрализованными представлениями и праздниками.
МЕРЫ ЧЛЕНЕНИЯ СЦЕНАРИЯ
- БЛОКИ-ЭПИЗОДЫ-ЕДИНИЦЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.
БЛОК СЦЕНАРИЯ
- совокупность эпизодов, объединённых сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.
ЭПИЗОД СЦЕНАРИЯ
- внутреннее (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в которой единицы сценической информации сюжетно и тематически связаны.
СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ
- обучающий метод драматургической расстановки «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу художественного исследования.
СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
- драматургическое построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства».
СМЫСЛОВОЙ КАРКАС СЦЕНАРИЯ
- результат анализа «фактов жизни» и «фактов искусства», зафиксированный в форме сценических заданий, моделирующих зрительские реакции аудитории и её поведение.
СЦЕНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
- смысловое задание, которое необходимо спланировать для сценической реализации сверхзадачи.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ
- художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно-осязаемой временной и пластической разрешённости.
СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД
- образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели педагогического воздействия.
МОНТАЖ
- драматургический метод конфликтной организации сценарного материала.
СЦЕНАРИИ ТП
- художественные программы драматургически организованных воспитательных целей.
В) Что режиссёр хочет сказать зрителю своей постановкой?
2. Метод, который соединил в себе анализ литературных особенностей произведения с анализом особенностей сценического действия это
А) событийный анализ;Б) идейно-тематический анализ; В) действенный анализ.
3. Воздействие на партнёра с определённой целью это
А) действие; Б) событие; В) сверхзадача.
4. Событие, с которого начинается конфликт –
А) исходное; Б) основное; В) центральное.
5. Событие, благодаря которому нам раскрывается идея автора –
А) главное; Б) финальное; В) центральное.
6. Система ассоциаций, где сверху вниз происходит управление одного объекта другим и существуют иерархические связи это
А) горизонталь; Б) вертикаль; В) саггиталь.
7. Какой тип модального взгляда устанавливает модальность «близость отношений»?
А) «потупленный»; Б) «глаза в глаза» В) «за спину».
8. Расположение актёров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде это
А) ракурс; Б) план; В) мизансцена.
9. Середину первого плана сцены в высоту человеческого роста принято принимать как
А) мизансценическую ось;Б) мизансценический флюс; В) диагональ входа.
10. Какой план считается семейным?
А) первый; Б) второй;В) дальний.
11. Как трактуется движение из правого дальнего угла сцены в левый ближний?
А) демонстрационная диагональ; Б) активная диагональ; В) пассивная диагональ.
12. С каким цветом ассоциируется центр сцены?
А) белый; Б) синий;В) красный.
13. Какой ракурс считается наиболее выгодным?
А) фас; Б) профиль; В) полуфас.
14. Какой ракурс используется для создания эффекта окаменелости?
А) спинной; Б) полуспинный; В) профиль.
15. Выражение изменения психологического состояния партнёров в процессе общения посредством перемены их местоположения относительно друг друга это -
А) невербальное высказывание;Б) мизансценическое действие;В) контрдействие.
16. Какое движение придаёт мизансцене сухость и строгость?
А) по прямой; Б) по кругу; В) по ломаной.
17. Типовой вид музыки в театре и кино, который излагает ту жизнь, которая проходит между действиями (применяется во время смены декораций или для смены картин, событий) это…
А) увертюра;Б) музыкальный антракт;В) музыкальный финал.
18. Профессия театрального художника появилась…
А) в Италии; Б) в Древней Греции; В) во Франции.
19. Одновременный показ всех мест действия подразумевает принцип -
А) несменяемой декорации; Б) архитектурно-перспективной декорации; В) симультанной декорации.
20. Тип образного решения пространства, который характеризуется стремлением создать реальную обстановку, называется…
А) Повествовательный; Б) Иносказательный; В) Иносказательно-вещный.
21. Какая характеристика атмосферы подразумевает умение ввести в свою роль пространственно-временной комплекс спектакля…
А) Пространственная; Б) Временная; В) Психологическая
22. Репетиция, на которой впервые собирают все номера и эпизоды представления воедино, называется…
А) прогонная; Б) сводная;В) генеральная.
23. Повторное использование музыки в постановках родственных по содержанию называется…
А) использование саундтреков; Б) цитирование; В) бытовая музыка.
24. Назовите последствия продолжительного воздействия звуков мощности >65 дб на человека.
А) потеря сознания; Б) продолжительная глухота; В) смерть.
25. Атмосфера – понятие…А) динамичное; Б) статичное; В) постоянное.
Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Сценарно-режиссерские технологии – искусство, мастерство создания целостной формы культурно-досуговых мероприятий, при помощи совокупности различных методов на всех этапах работы над сценарием и режиссерской постановкой. Основополагающими понятиями при создании культурно-досуговых и любых других драматургических форм являются:
• драматургия – сюжетно-композиционная основа мероприятия с конкретизирующими её особенностями, как правило, заранее зафиксированная словесно; или межвидовая художественная форма, творимая содружеством деятелей разных видов искусства: сценарист, композитор, художник, режиссёр и т.п. Именно сценарий – это ведущий вид драматургии досуговых форм.
Основные методы работы над сценарием: компиляция, инсценировка, драматургический метод.
Построение сценария:
- экспозиция – создание определённой атмосферы, введение в тему;
-завязка – «исходное» событие начала драматургического конфликта;
- основное действие – драматургическое продвижение сюжета в событийном ряде и блоках программы;
- кульминация – вершина развития драматургического конфликта;
- развязка – завершение сюжетно-композиционной линии сценария.
•режиссура (организация процесса и постановка культурно-досуговых форм).
Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несёт в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчётливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения. Структура замысла: тема, идея, содержание, форма, художественный образ.
• монтаж материала:
Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться "сочетания элементов в целое", подчинённое идее, без которой не может быть программы.
Принципы:
1. Последовательный. Является формирующей единицей представления. Он же формирует тематический цикл номеров.
2.Параллельный. Диктуется одновременным развитием действия на разных сценических планах. (Например, на стадионе могут стать площадками беговая дорожка, зелёное поле и др.)
3. По контрасту. Монтаж номеров, развёрнутых до значимости эпизодов.
4. Контрапункта. При котором звуковой образ не был бы избыточным дополнением зрительного.
Сценарист - создаёт сценарий, режиссер - воплощает, существует режиссерский замысел, который может отличаться от сценарного. На практике вышеизложенные сценарно-режиссерские технологии применяются в постановке различных
форм культурно-досуговых программ:
• Информационно-развлекательные программы;
• Театрализованные концерты;
• Театрализованные представления;
• Тематические вечера;
• Праздники и обряды.
В учреждении культуры:
творчество сценариста профессионально;
драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач даёт им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ - документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории);
построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию;
в сценарии используется всё многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а также и специальных выразительных средств;
использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа;
в сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ;
задача сценариста - создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.
В театре:
творчество драматурга носит индивидуальный характер;
написание пьесы требует оригинального творчества;
использование документального материала бывает крайне редко, в основном творчество драматурга представляет собой художественный вымысел;
пьеса строится по актам;
задача драматурга - создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства);
театральная драматургия сценична;
герой пьесы – художественный, обобщенный образ;
задача драматурга - наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.
ЗАМЫСЕЛ
Замысел в литературоведческом словаре определяется как первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного произведения. Замысел – это сложное социально-психологическое, эмоционально-интеллектуальное и творческое явление. Источником замысла художника является социальная практика человека во всех её радостных и драматических проявлениях. Отражая мир вещей и явлений, художник накапливает впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла художественного произведения. Писатель К. Паустовский в своём произведении о писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию-замысел».
В рождении и формировании замысла участвуют такие психологические механизмы, как внимание, память, воображение, вдохновение. Внимание, окрашенное художественным чувством, даёт возможность из множества объектов избирательно выбрать те, которые достойны художественного воплощения. Память удерживает эмоциональные впечатления, полученные в ходе выбора объектов, позволяет с течением времени воспроизводить их, сохраняя первоначальную эмоционально-смысловую природу.Воображениедаёт работу ассоциативной природе художественного мышления, образующего связи между новыми объектами и накопленным интеллектуальным опытом художника, в результате чего возникает новая мыслительная художественная комбинация.
Вдохновение – это творческое состояние, характеризующееся «могучим выбросом творческой энергии, накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосредственного его включения в творческий процесс, ясность мысли, обострённая виртуозность в чувствовании формы». По суждению К. Паустовского, «вдохновение - это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст. … внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни».
Замысел – это неосуществлённое решение художественной задачи. Он возникает в сознании художника как творческий набросок, задуманный план действий, как схема будущего художественного произведения, установка на творческий поиск. Формирование замысла проходит стадии – от первоначальной, интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчётливо проявляющейся концепции художественного произведения. Пушкин в романе «Евгений Онегин» так поэтически характеризовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё не ясно различал».
Специфика промежуточных творческих поисков заключается в практических «пробах» проверки замысла – в создании отдельных фрагментов художественного произведения, которые могут материализоваться в таких формах, как эскиз, этюд, сценарный набросок, сюжетно-