Сюжетно-композиционное построение и монтаж сценария

В) Что режиссёр хочет сказать зрителю своей постановкой?

2. Метод, который соединил в себе анализ литературных особенностей произведения с анализом особенностей сценического действия это

А) событийный анализ;Б) идейно-тематический анализ; В) действенный анализ.

3. Воздействие на партнёра с определённой целью это

А) действие; Б) событие; В) сверхзадача.

4. Событие, с которого начинается конфликт –

А) исходное; Б) основное; В) центральное.

5. Событие, благодаря которому нам раскрывается идея автора –

А) главное; Б) финальное; В) центральное.

6. Система ассоциаций, где сверху вниз происходит управление одного объекта другим и существуют иерархические связи это

А) горизонталь; Б) вертикаль; В) саггиталь.

7. Какой тип модального взгляда устанавливает модальность «близость отношений»?

А) «потупленный»; Б) «глаза в глаза» В) «за спину».

8. Расположение актёров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде это

А) ракурс; Б) план; В) мизансцена.

9. Середину первого плана сцены в высоту человеческого роста принято принимать как

А) мизансценическую ось;Б) мизансценический флюс; В) диагональ входа.

10. Какой план считается семейным?

А) первый; Б) второй;В) дальний.

11. Как трактуется движение из правого дальнего угла сцены в левый ближний?

А) демонстрационная диагональ; Б) активная диагональ; В) пассивная диагональ.

12. С каким цветом ассоциируется центр сцены?

А) белый; Б) синий;В) красный.

13. Какой ракурс считается наиболее выгодным?

А) фас; Б) профиль; В) полуфас.

14. Какой ракурс используется для создания эффекта окаменелости?

А) спинной; Б) полуспинный; В) профиль.

15. Выражение изменения психологического состояния партнёров в процессе общения посредством перемены их местоположения относительно друг друга это -

А) невербальное высказывание;Б) мизансценическое действие;В) контрдействие.

16. Какое движение придаёт мизансцене сухость и строгость?

А) по прямой; Б) по кругу; В) по ломаной.

17. Типовой вид музыки в театре и кино, который излагает ту жизнь, которая проходит между действиями (применяется во время смены декораций или для смены картин, событий) это…

А) увертюра;Б) музыкальный антракт;В) музыкальный финал.

18. Профессия театрального художника появилась…

А) в Италии; Б) в Древней Греции; В) во Франции.

19. Одновременный показ всех мест действия подразумевает принцип -

А) несменяемой декорации; Б) архитектурно-перспективной декорации; В) симультанной декорации.

20. Тип образного решения пространства, который характеризуется стремлением создать реальную обстановку, называется…

А) Повествовательный; Б) Иносказательный; В) Иносказательно-вещный.

21. Какая характеристика атмосферы подразумевает умение ввести в свою роль пространственно-временной комплекс спектакля…

А) Пространственная; Б) Временная; В) Психологическая

22. Репетиция, на которой впервые собирают все номера и эпизоды представления воедино, называется…

А) прогонная; Б) сводная;В) генеральная.

23. Повторное использование музыки в постановках родственных по содержанию называется…

А) использование саундтреков; Б) цитирование; В) бытовая музыка.

24. Назовите последствия продолжительного воздействия звуков мощности >65 дб на человека.

А) потеря сознания; Б) продолжительная глухота; В) смерть.

25. Атмосфера – понятие…А) динамичное; Б) статичное; В) постоянное.

Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Сценарно-режиссерские технологии – искусство, мастерство создания целостной формы культурно-досуговых мероприятий, при помощи совокупности различных методов на всех этапах работы над сценарием и режиссерской постановкой. Основополагающими понятиями при создании культурно-досуговых и любых других драматургических форм являются:

• драматургия – сюжетно-композиционная основа мероприятия с конкретизирующими её особенностями, как правило, заранее зафиксированная словесно; или межвидовая художественная форма, творимая содружеством деятелей разных видов искусства: сценарист, композитор, художник, режиссёр и т.п. Именно сценарий – это ведущий вид драматургии досуговых форм.

Основные методы работы над сценарием: компиляция, инсценировка, драматургический метод.

Построение сценария:

- экспозиция – создание определённой атмосферы, введение в тему;

-завязка – «исходное» событие начала драматургического конфликта;

- основное действие – драматургическое продвижение сюжета в событийном ряде и блоках программы;

- кульминация – вершина развития драматургического конфликта;

- развязка – завершение сюжетно-композиционной линии сценария.

•режиссура (организация процесса и постановка культурно-досуговых форм).

Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несёт в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчётливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения. Структура замысла: тема, идея, содержание, форма, художественный образ.

• монтаж материала:

Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться "сочетания элементов в целое", подчинённое идее, без которой не может быть программы.

Принципы:

1. Последовательный. Является формирующей единицей представления. Он же формирует тематический цикл номеров.

2.Параллельный. Диктуется одновременным развитием действия на разных сценических планах. (Например, на стадионе могут стать площадками беговая дорожка, зелёное поле и др.)

3. По контрасту. Монтаж номеров, развёрнутых до значимости эпизодов.

4. Контрапункта. При котором звуковой образ не был бы избыточным дополнением зрительного.

Сценарист - создаёт сценарий, режиссер - воплощает, существует режиссерский замысел, который может отличаться от сценарного. На практике вышеизложенные сценарно-режиссерские технологии применяются в постановке различных

форм культурно-досуговых программ:

• Информационно-развлекательные программы;

• Театрализованные концерты;

• Театрализованные представления;

• Тематические вечера;

• Праздники и обряды.

В учреждении культуры:

творчество сценариста профессионально;

драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач даёт им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ - документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории);

построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию;

в сценарии используется всё многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а также и специальных выразительных средств;

использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа;

в сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ;

задача сценариста - создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

В театре:

творчество драматурга носит индивидуальный характер;

написание пьесы требует оригинального творчества;

использование документального материала бывает крайне редко, в основном творчество драматурга представляет собой художественный вымысел;

пьеса строится по актам;

задача драматурга - создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства);

театральная драматургия сценична;

герой пьесы – художественный, обобщенный образ;

задача драматурга - наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.

ЗАМЫСЕЛ

Замысел в литературоведческом словаре определяется как первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного произведения. Замысел – это сложное социаль­но-психологическое, эмоционально-интеллектуальное и творче­ское явление. Источником замысла художника является социаль­ная практика человека во всех её радостных и драматических проявлениях. Отражая мир вещей и явлений, художник накапли­вает впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла художественного произведения. Писатель К. Пау­стовский в своём произведении о писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыс­лями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это ис­подволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию-замысел».

В рождении и формировании замысла участвуют такие психологические механизмы, как внимание, память, воображе­ние, вдохновение. Внимание, окрашенное художественным чув­ством, даёт возможность из множества объектов избирательно выбрать те, которые достойны художественного воплощения. Память удерживает эмоциональные впечатления, полученные в ходе выбора объектов, позволяет с течением времени воспроиз­водить их, сохраняя первоначальную эмоционально-смысловую природу.Воображениедаёт работу ассоциативной природе ху­дожественного мышления, образующего связи между новыми объектами и накопленным интеллектуальным опытом художни­ка, в результате чего возникает новая мыслительная художест­венная комбинация.

Вдохновение – это творческое состояние, характеризующее­ся «могучим выбросом творческой энергии, накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосред­ственного его включения в творческий процесс, ясность мысли, обострённая виртуозность в чувствовании формы». По сужде­нию К. Паустовского, «вдохновение - это строгое рабочее со­стояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтиче­ский подтекст. … внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни».

Замысел – это неосуществлённое решение художественной задачи. Он возникает в сознании художника как творческий на­бросок, задуманный план действий, как схема будущего художе­ственного произведения, установка на творческий поиск. Фор­мирование замысла проходит стадии – от первоначальной, интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчётливо прояв­ляющейся концепции художественного произведения. Пуш­кин в романе «Евгений Онегин» так поэтически характери­зовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё не ясно различал».

Специфика промежуточных творческих поисков заключается в практических «пробах» проверки замысла – в создании отдель­ных фрагментов художественного произведения, которые могут материализоваться в таких формах, как эскиз, этюд, сценарный набросок, сюжетно-композиционный план, которые, в свою оче­редь, оказывают обратное воздействие на первоначально возник­шую идею – её корректировку, уточнение или изменение.

В этой связи целостный замысел часто формируется с тече­нием практически осуществляемой творческой деятельности, и здесь замысел как творческое явление не лишён парадоксов. За­мысел часто бывает ярче, богаче самой реализации. Л.Н. Тол­стой отмечал: «Я думал хорошо, а записал плохо». Русский фи­лософ Бердяев писал в «Самопознании»: «Я полон тем для романов и в моей восприимчивости есть элемент худо­жественный, но я бы не мог написать романа, хотя у меня есть свойства, необходимые беллетристу. Я лишён изобразительного художественного дара. В моей изобразительности есть бедность словесная и бедность образов».

Замысел – это структурное образование. Структурными элементами замысла являются - тема, проблема, идея, цель.

Тема (с гр. – то, что положено в основу) – это совокупность жизненных явлений, процессов, связанных с определённым ис­торическим временем и кругом действующих лиц, отобранных для освещения в сценарии. Тема высту­пает как предметный аспект содержания сценария, реализуе­мый в процессе художественного размышления или рассужде­ния. Тема сценария возникает на основе объективной социальной деятельности, общественной практики и духовной жизни людей, и в этой связи, тема, как правило, содержит в себе скрыто или явно проблему, которую необходимо разрешить в процессе мероприятия.

Проблемный характер темы часто обозначен в названии мероприятия («Ужель та самая Татьяна?», «Эхо прошедшей войны», «Красная книга Руси»).

Тематика мероприятий в широком значении охватывает весь спектр жизненных явлений, но при этом на первый план вы­двигается тема в узком значении – конкретная мысль автора-сценариста, положенная в основу мероприятия. В узком значении тема – понятие авторское. Каждый ху­дожник, создавая произведение в рамках «вечных тем», высказы­вает свою точку зрения, видит свой ракурс решения проблем, тем самым заявляя о себе как неповторимая индивидуальность в том, или ином направлении художественного творчества.

Идея (с гр. – представление) является зерном замысла. Это та главная мысль, ради которой сценарист берётся за перо, которая заполняет всё интеллектуальное пространство его сознания, под­водит эмоциональное состояние близкое к экспрессии и страсти, активизирует все его сущностные творческие силы и энергию. Мысль «любить идею своего будущего художественного произве­дения» неоднократно высказывалась великими художниками (Л.Н. Толстой), поскольку это чувство поддерживает и сопровож­дает весь творческий процесс создания художественного произве­дения, в том числе и культурно-досуговой программы.

Оригинальная идея мероприятия – это творческое достиже­ние сценариста. Сформулировать главную мысль, выделить её из общей тематической направленности мероприятия – это значит отразить социально-мировоззренческий аспект темы, придать ей ценностно-идеологический характер. В этой связи идея мероприятия всегда социально значима и, как пра­вило, тенденциозна, поскольку выражает субъективный взгляд сценариста на мир вещей и явлений, отражаемых в программе.

Идея – художественный элемент содержания мероприятия. Она пронизывает и передаётся реципиенту всей её целостной структурой, обретая конкретно-чувственную форму выражения в эпизодах, фрагментах, номерах, высказываниях и суждениях ведущих, в монтажном их соединении и композиционном по­строении.

Взаимосвязь темы, проблемы, идеи рождает цель – сверхза­дачу сценария, преследующую формирование тех эмоцио­нальных откликов и интеллектуальных восприятий, на которые изначально ориентировано мероприятие. По­ложительная реакция зрительской аудитории свидетельствует о соответствии мероприятия социальному заказу, каким на данный момент является данная аудитория, её интересы и потребности.

Чёткое осознание функций и содержания этих составных частей замысла рождает концепцию – целостное полное и ясное представление образа будущего мероприятия – его формы и содержания, основных событийных акцентов. Замы­селприобретает свою полную, окончательную форму, если сце­нарист может внятно изложить фабулу своего будущего сценария, его пунктирную сюжетную линию.

Факторов – источников, рождающих замысел сценария, бесчисленное множество. Это события – исторические и современные, социально-культурная проблема­тика, личные судьбы и биографии значимых людей, их творче­ская и профессиональная деятельность. Источником замысла, как предвосхищением художественного образа будущего сценария, может стать поэтическая или песенная строка, крылатая фраза, афоризм, аббревиатура, образная строка в газетном очер­ке, пословицы и поговорки. Так известно, что многие драмати­ческие произведения А.Н. Островского носят названия пословиц и поговорок - «Не в свои сани не садись», «На всякого мудреца довольно простоты», «Правда - хорошо, а счастье лучше», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», ставшие источником создания неповторимого и самобытного образа русского провинциально­го человека.

В технологическом процессе формирования замысла буду­щего сценария следует учитывать фактор профессиональной необходимости, который предусматривает в некотором роде «рутинную» работу, обусловленную идущим по­током организации мероприятий. В этом случае специалисту не следует рассчитывать на «приходящее» особое вдохновение, длительное «вынашивание» замысла. Создание сценария – текущая профессиональная задача, и ре­шение её требует наличия таких качеств, как способность специа­листа к предельной концентрации внимания на решении поставленной задачи, быстрой мобилизации своих творческих сил, но в то же время фактор профессиональной необходимости не исключает оригинального решения творческой задачи и осуще­ствления всех видов деятельности, сопутствующих художествен­но-творческому процессу создания сценария.

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается, что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняют, в какой обстановке происходит действие и т.д.

ПОНЯТИЯ и ОПРЕДЕЛЕНИЯ В СЦЕНАРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СЦЕНАРНАЯ КУЛЬТУРА

- комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков интеграционного характера, необходимых для профессионального регулирования воспитательных процессов в культурно-досуговой деятельности;

ИЛИ

- профессионально-значимое качество личности режиссёра театрализованных представлений и праздников, интегрирующих многообразный комплекс профессиональных характеристик.

СЦЕНАРНОЕ ТВОРЧЕСТВО

- драматургическое мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого сценарного решения проблемы уже известными способами.

СЦЕНАРНОЕ МАСТЕРСТВО

- высший уровень профессиональных сценарно-педагогических умений, приобретённых в данной области на основе гибких навыков и творчества.

СКД РЕЖИССЕРОВ ТП

- художественно-педагогическое оснащение социальных процессов театрализованными формами досуга и создание условий для реализации творческого потенциала личности.

ТЕМА

- круг жизненных явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.

ПРОБЛЕМА

- теоретический или практический вопрос, требующий сценического разрешения.

РАКУРС

- точка зрения, с которой автор рассматривает проблему.

АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

- позиция автора, развёрнутая в систему взглядов.

СВЕРХЗАДАЧА АВТОРА СЦЕНАРИЯ

- художественное утверждение авторской позиции посредством драматургической организации доказательств.

СПОД (ситуация педагогически организованной деятельности)

- форма осуществления воспитательных задач театрализованными представлениями и праздниками.

МЕРЫ ЧЛЕНЕНИЯ СЦЕНАРИЯ

- БЛОКИ-ЭПИЗОДЫ-ЕДИНИЦЫ СЦЕНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ.

БЛОК СЦЕНАРИЯ

- совокупность эпизодов, объединённых сценическим заданием, художественно раскрывающих один из аспектов авторской концепции.

ЭПИЗОД СЦЕНАРИЯ

- внутреннее (по смыслу) и драматургически законченная часть сценария, в которой единицы сценической информации сюжетно и тематически связаны.

СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ

- обучающий метод драматургической расстановки «фактов жизни» и «фактов искусства» в порядке, соответствующем ходу художественного исследования.

СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

- драматургическое построение, основанное на смысловой взаимосвязи «фактов жизни» и «фактов искусства».

СМЫСЛОВОЙ КАРКАС СЦЕНАРИЯ

- результат анализа «фактов жизни» и «фактов искусства», зафиксированный в форме сценических заданий, моделирующих зрительские реакции аудитории и её поведение.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

- смысловое задание, которое необходимо спланировать для сценической реализации сверхзадачи.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ

- художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно-осязаемой временной и пластической разрешённости.

СЦЕНАРНО-РЕЖИССЕРСКИЙ ХОД

- образное движение авторской концепции, направленное на достижение цели педагогического воздействия.

МОНТАЖ

- драматургический метод конфликтной организации сценарного материала.

СЦЕНАРИИ ТП

- художественные программы драматургически организованных воспитательных целей.

В) Что режиссёр хочет сказать зрителю своей постановкой?

2. Метод, который соединил в себе анализ литературных особенностей произведения с анализом особенностей сценического действия это

А) событийный анализ;Б) идейно-тематический анализ; В) действенный анализ.

3. Воздействие на партнёра с определённой целью это

А) действие; Б) событие; В) сверхзадача.

4. Событие, с которого начинается конфликт –

А) исходное; Б) основное; В) центральное.

5. Событие, благодаря которому нам раскрывается идея автора –

А) главное; Б) финальное; В) центральное.

6. Система ассоциаций, где сверху вниз происходит управление одного объекта другим и существуют иерархические связи это

А) горизонталь; Б) вертикаль; В) саггиталь.

7. Какой тип модального взгляда устанавливает модальность «близость отношений»?

А) «потупленный»; Б) «глаза в глаза» В) «за спину».

8. Расположение актёров на сцене по отношению друг к другу и окружающей их среде это

А) ракурс; Б) план; В) мизансцена.

9. Середину первого плана сцены в высоту человеческого роста принято принимать как

А) мизансценическую ось;Б) мизансценический флюс; В) диагональ входа.

10. Какой план считается семейным?

А) первый; Б) второй;В) дальний.

11. Как трактуется движение из правого дальнего угла сцены в левый ближний?

А) демонстрационная диагональ; Б) активная диагональ; В) пассивная диагональ.

12. С каким цветом ассоциируется центр сцены?

А) белый; Б) синий;В) красный.

13. Какой ракурс считается наиболее выгодным?

А) фас; Б) профиль; В) полуфас.

14. Какой ракурс используется для создания эффекта окаменелости?

А) спинной; Б) полуспинный; В) профиль.

15. Выражение изменения психологического состояния партнёров в процессе общения посредством перемены их местоположения относительно друг друга это -

А) невербальное высказывание;Б) мизансценическое действие;В) контрдействие.

16. Какое движение придаёт мизансцене сухость и строгость?

А) по прямой; Б) по кругу; В) по ломаной.

17. Типовой вид музыки в театре и кино, который излагает ту жизнь, которая проходит между действиями (применяется во время смены декораций или для смены картин, событий) это…

А) увертюра;Б) музыкальный антракт;В) музыкальный финал.

18. Профессия театрального художника появилась…

А) в Италии; Б) в Древней Греции; В) во Франции.

19. Одновременный показ всех мест действия подразумевает принцип -

А) несменяемой декорации; Б) архитектурно-перспективной декорации; В) симультанной декорации.

20. Тип образного решения пространства, который характеризуется стремлением создать реальную обстановку, называется…

А) Повествовательный; Б) Иносказательный; В) Иносказательно-вещный.

21. Какая характеристика атмосферы подразумевает умение ввести в свою роль пространственно-временной комплекс спектакля…

А) Пространственная; Б) Временная; В) Психологическая

22. Репетиция, на которой впервые собирают все номера и эпизоды представления воедино, называется…

А) прогонная; Б) сводная;В) генеральная.

23. Повторное использование музыки в постановках родственных по содержанию называется…

А) использование саундтреков; Б) цитирование; В) бытовая музыка.

24. Назовите последствия продолжительного воздействия звуков мощности >65 дб на человека.

А) потеря сознания; Б) продолжительная глухота; В) смерть.

25. Атмосфера – понятие…А) динамичное; Б) статичное; В) постоянное.

Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном прогрессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.

Сценарно-режиссерские технологии – искусство, мастерство создания целостной формы культурно-досуговых мероприятий, при помощи совокупности различных методов на всех этапах работы над сценарием и режиссерской постановкой. Основополагающими понятиями при создании культурно-досуговых и любых других драматургических форм являются:

• драматургия – сюжетно-композиционная основа мероприятия с конкретизирующими её особенностями, как правило, заранее зафиксированная словесно; или межвидовая художественная форма, творимая содружеством деятелей разных видов искусства: сценарист, композитор, художник, режиссёр и т.п. Именно сценарий – это ведущий вид драматургии досуговых форм.

Основные методы работы над сценарием: компиляция, инсценировка, драматургический метод.

Построение сценария:

- экспозиция – создание определённой атмосферы, введение в тему;

-завязка – «исходное» событие начала драматургического конфликта;

- основное действие – драматургическое продвижение сюжета в событийном ряде и блоках программы;

- кульминация – вершина развития драматургического конфликта;

- развязка – завершение сюжетно-композиционной линии сценария.

•режиссура (организация процесса и постановка культурно-досуговых форм).

Любое массовое зрелище или камерная программа, эстрадное представление или отдельный номер начинаются с творческого замысла, в котором в образной художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором (сценаристом, режиссером, исполнителем) отдельные факты или целые явления социальной и частной жизни человека и общества. Именно замысел становится движущей пружиной в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несёт в себе логику сценария будущего шоу, отдельного номера. Здесь должны быть отчётливо видны как общий смысл - тема, идея, содержание, форма, то есть каркас сценария, так и его отдельные структурные составляющие - действующие лица, события, конфликт, строгая логичность композиционного построения. Структура замысла: тема, идея, содержание, форма, художественный образ.

• монтаж материала:

Монтаж называют художественным, поскольку он позволяет из огромного количества материала отобрать и добиться "сочетания элементов в целое", подчинённое идее, без которой не может быть программы.

Принципы:

1. Последовательный. Является формирующей единицей представления. Он же формирует тематический цикл номеров.

2.Параллельный. Диктуется одновременным развитием действия на разных сценических планах. (Например, на стадионе могут стать площадками беговая дорожка, зелёное поле и др.)

3. По контрасту. Монтаж номеров, развёрнутых до значимости эпизодов.

4. Контрапункта. При котором звуковой образ не был бы избыточным дополнением зрительного.

Сценарист - создаёт сценарий, режиссер - воплощает, существует режиссерский замысел, который может отличаться от сценарного. На практике вышеизложенные сценарно-режиссерские технологии применяются в постановке различных

форм культурно-досуговых программ:

• Информационно-развлекательные программы;

• Театрализованные концерты;

• Театрализованные представления;

• Тематические вечера;

• Праздники и обряды.

В учреждении культуры:

творчество сценариста профессионально;

драматургическое творчество осуществляется коллективно и индивидуально; драматургия культурно-досуговых программ динамична и оперативна; многогранность и оперативность решаемых учреждением культуры задач даёт им право использования в сценарии опубликованных литературно-художественных, документальных и исторических произведений или их фрагментов; драматургия культурно-досуговых программ - документальна (обязательным является включение в сценарий фактов из жизни конкретной аудитории);

построение сценария осуществляется по эпизодам; задача драматурга – создать наиболее эффективное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на аудиторию;

в сценарии используется всё многообразие выразительных средств как профессионального, так и самодеятельного искусства, а также и специальных выразительных средств;

использование документального и художественного материала осуществляется на основе метода монтажа;

в сценарии культурно-досуговой программы герой – конкретный, реальный человек или художественный образ;

задача сценариста - создать идеальное проектирование будущей программы, которая может быть осуществлена не только на сцене, но и в зрительном зале, на улице, в доме.

В театре:

творчество драматурга носит индивидуальный характер;

написание пьесы требует оригинального творчества;

использование документального материала бывает крайне редко, в основном творчество драматурга представляет собой художественный вымысел;

пьеса строится по актам;

задача драматурга - создать пьесу как художественную ценность (произведение искусства);

театральная драматургия сценична;

герой пьесы – художественный, обобщенный образ;

задача драматурга - наделить конкретного героя социальными чертами, создать типический образ.

ЗАМЫСЕЛ

Замысел в литературоведческом словаре определяется как первая ступень творческого процесса, начальное звено будущего художественного произведения. Замысел – это сложное социаль­но-психологическое, эмоционально-интеллектуальное и творче­ское явление. Источником замысла художника является социаль­ная практика человека во всех её радостных и драматических проявлениях. Отражая мир вещей и явлений, художник накапли­вает впечатления, наблюдения, идеи, со временем обретающие форму замысла художественного произведения. Писатель К. Пау­стовский в своём произведении о писательском труде «Золотая роза» так характеризует процесс рождения замысла: «Замысел, так же как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыс­лями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это ис­подволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию-замысел».

В рождении и формировании замысла участвуют такие психологические механизмы, как внимание, память, воображе­ние, вдохновение. Внимание, окрашенное художественным чув­ством, даёт возможность из множества объектов избирательно выбрать те, которые достойны художественного воплощения. Память удерживает эмоциональные впечатления, полученные в ходе выбора объектов, позволяет с течением времени воспроиз­водить их, сохраняя первоначальную эмоционально-смысловую природу.Воображениедаёт работу ассоциативной природе ху­дожественного мышления, образующего связи между новыми объектами и накопленным интеллектуальным опытом художни­ка, в результате чего возникает новая мыслительная художест­венная комбинация.

Вдохновение – это творческое состояние, характеризующее­ся «могучим выбросом творческой энергии, накопленного в подсознании жизненного и художественного опыта и непосред­ственного его включения в творческий процесс, ясность мысли, обострённая виртуозность в чувствовании формы». По сужде­нию К. Паустовского, «вдохновение - это строгое рабочее со­стояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтиче­ский подтекст. … внутренний мир настроен тонко и верно, как некий волшебный инструмент, и отзывается на все, даже самые скрытые, самые незаметные звуки жизни».

Замысел – это неосуществлённое решение художественной задачи. Он возникает в сознании художника как творческий на­бросок, задуманный план действий, как схема будущего художе­ственного произведения, установка на творческий поиск. Фор­мирование замысла проходит стадии – от первоначальной, интуитивно осознаваемой, идеи до целостной, отчётливо прояв­ляющейся концепции художественного произведения. Пуш­кин в романе «Евгений Онегин» так поэтически характери­зовал начальную стадию замысла: «И даль свободного романа я сквозь магический кристалл ещё не ясно различал».

Специфика промежуточных творческих поисков заключается в практических «пробах» проверки замысла – в создании отдель­ных фрагментов художественного произведения, которые могут материализоваться в таких формах, как эскиз, этюд, сценарный набросок, сюжетно-

Наши рекомендации