Композиционное построение речи

Вступление(введение, начало, «голова» речи)

По Сократу и Платону – 1/8 часть всей речи

Задачи:

· Установить контакт со слушателями

· Вызвать интерес к теме

· Сформулировать тему речи, её основной тезис

· Подготовить слушателей к восприятию речи

Типичные ошибки: начинать речь с разговора о неопытности оратора, о том, что он недостаточно представляет себе тему и т.д.

Основная часть(«середина», «тело» речи)

Не более 5 основных положений, логически связанных между собой

Задачи:

· Раскрыть основные положения темы

· Доказать основной тезис презентации и главные тезисы каждого раздела

· Убедить аудиторию

· Побудить слушателей к конкретным действиям

Типичные ошибки: выход за пределы темы, перекраивание пунктов плана (то об одном, то о другом), усложнение отдельных положений темы.

Заключение(«ноги» речи)

«Генеральный штурм» аудитории

Задачи:

· Суммировать сказанное

· Повысить интерес к предмету речи

· Подчеркнуть значение сказанного

· Активизировать аудиторию

Типичные ошибки:введение дополнительных сведений в заключение речи, многократное прощание с аудиторией, неумение остановиться.

Приёмы привлечения внимания:

Обращение

Изложение цели выступления, обзор его главных моментов, которые предстоит сообщить

Апелляция к интересам аудитории

Приём соучастия

Обращение к событиям, неизвестным аудитории

Апелляция к географическим или погодным условиям

Обращение к речи предыдущего оратора

Апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации

Апелляция к собственной личности

Юмористическое замечание

Вопросы к аудитории

Постройте свою речь так, чтобы у вас был повод встать в самом ее начале. В наши дни в любом офисе висит на стене какой-нибудь плакат, или экран, или грифельная доска. Попросите разрешения воспользоваться ими и для начала прикрепите к ним что-нибудь. Что угодно: плакатик с наводящим на размышления вопросом, с любопытной формулой, с неожиданными статистическими данными. Вы стоите, и вы хозяин положения. Больше того, у вас гораздо больше шансов остаться хозяином положения до конца.

Не спорь с собеседником, по какой стороне улицы идти, - иди по той стороне улицы, по которой хочет он, но веди его туда, куда надо тебе.

Если вы презентуете свой проект перед аудиторией:

Анализ аудитории

Предварительное знакомство с участниками предстоящей презентации может определить порядок подачи материалов, формы подачи материала и работы с аудиторией, использование наглядных средств представления информации (проектор, флип-чарт, доска, информационные материалы для каждого участника и т.д.). Самый важный параметр – размер аудитории: чем меньше поставленные цели предполагают участие аудитории в презентации, тем больше может быть размер аудитории и тем меньшее значение может придаваться качеству людей пришедших на презентацию.

Таблица вопросов по характеристике аудитории

Позиция анализа Вопросы по обозначенной позиции
Размер и состав аудитории Спрогнозируйте, сколько человек придет на презентацию. Выясните, есть ли у них какие-либо политические, религиозные, профессиональные комплексы или предубеждения. Проанализируйте соотношение мужчин и женщин, возраст присутствующих, отношение присутствующих к определенным социальным и этническим группам, профессиональные аспекты деятельности присутствующих.
Анализ возможной реакции Проведите анализ, зачем конкретные люди пришли на реакции публики презентацию. Определите отношение публики к предмету презентации. Решите, заинтересована ли в нем аудитория или равнодушна. Отрефлексируйте, как аудитория реагировала на презентации такого рода в прошлом. Определите, какие стороны предмета и в каком свете лучше показать данной аудитории. Определите, будут ли затруднения в понимании частей вашей презентации. Анализируйте настроение публики и ее ожидания в ходе презентации. Вычислите какой способ преподнесения информации будет наиболее эффективным, выгодным и произведет наибольшее впечатление на присутствующих: предоставление технической информации, статистического анализа, исторической информации, демонстрация, подобный пример и т. д. Предугадайте ответ публики: пропишите пути реакции на ваши действия. Смоделируйте возможно наихудшую аудиторию и попытайтесь попробовать действовать в такой ситуации. Предугадайте возможные уточнения и вопросы. Проанализируйте наихудшее, что может произойти на презентации.
Уровень понимания аудитории Определите, знает ли аудитория об объекте, знакома ли тема презентации. Определите насколько возможно использовать специфические термины и тематический словарь. Спрогнозируйте, все ли способны понять то, о чем вы говорите, какую поддерживающую информацию необходимо предоставить аудитории для лучшего понимания предмета. Подумайте о конкретных цифрах и спецификациях, которые могут попросить предоставить. Проанализируйте, включает ли в себя объект презентации рутинное, длительное представление информации.
Отношения презентующего с аудиторией Проанализируйте, как такая аудитория обычно реагирует на выступления ораторов. Определите, насколько аудитория дружественна, открыта, гостеприимна вашей точке зрения, вашему стилю презентации. Определите, как аудитория настроена по отношению к вам. Определите вашу роль и статус. Определите, есть ли у аудитории склонности, которые могут работать против вас. Проанализируйте возможное отношение публики к построению вашей презентации. Определите, какие аспекты поддерживающей информации будут выглядеть для данной аудитории наиболее надежно.


Наши рекомендации