Рисование, рисование форм, ремесло, рукоделие и драма
В живописи цвет является средством обучения, но с эстетической, функциональной и педагогической сторон он играет важную роль во всех видах образования.
В свободном рисовании, как указывалось, выбор цвета остается открытым, свободным как можно дольше. Учитель может поддержать ребенка, но выбор оставляет всегда за ним самим. Вообще-то ребенок сам выбирает цвет в рисовании линии. Иногда необходим черный при рисовании угля или черной машины. Тогда этот цвет должен быть доступен. Однако в определенных случаях следует защитить ребенка от широкого использования черного, так как тот предполагает отсутствие света и не является цветом в полном смысле слова.
С 3 класса и далее детям нужно много помогать в рисовании цветом, потому что в этом возрасте они не обращают при рисовании внимания на цвет. Мы делаем это, выполняя время от времени вместе с ними рисунок, в котором работаем цветовыми плоскостями, более сформированный, чем живописная работа. Это мы называем рисованием в стиле живописи. Особенно важно установить такой способ рисования на классной доске (в младших классах): с широкими цветовыми пространствами и, насколько возможно, меньшим количеством линий и границ.
В рисовании форм средством выражения являются линия, постоянное движение. Цвет в этом случае имеет второстепенное значение. В определенных заданиях (например, относительно темперамента) цвет поддерживает форму. Таким образом, в рисовании форм мы используем цвет, только лишь, чтобы подчеркнуть форму.
Рукоделие, которое преподается во всех классах, является предметом, где «ощущение цвета» пробуждается особенно сильно. Что бы мы ни создавали на уроке рукоделия, все должно иметь в итоге практическое применение (не имеет значения насколько прост этот предмет, важна его полезность). Это делает рукоделие одним из предметов, где с раннего возраста становится очевидным назначение через цвет и форму предмета. Например, мотивы на шапках и сумках или подбор цвета внутренней и наружной стороны тапочек. В переплете книг также важно, чтобы обложка книги подходила к ее содержанию.
Замечательным способом работы со светом и цветом является выполнение витражей. С помощью этой техники можно принести в класс настроение цвета, закрывая окно шелковой бумагой определенных цветов. Таким способом можно изображать сюжеты различных праздников или другие темы. Для учеников это цветовая деятельность: они работают, стоя перед окном или работая на стекле с подсветкой снизу. Важно предотвратить создание безвкусной работы. В этой технике витраж выполняется путем использования частично перекрывающихся слоев шелковой бумаги при постоянном наблюдении за светлыми и темными участками. Применение этой техники к фонарикам, декорациям сказок и спектаклей требует такого же глубокого понимания учителем значения цвета, как и то, что обсуждалось нами в главах, посвященных живописи.
Как цвета соотносятся, например, с настроением сцены в пьесе? Определение цвета для костюмов, кулис и декораций помогает нам по-настоящему настроиться на драму. Цвет имеет здесь очень сильное воздействие и важно, чтобы каждый учитель имел элементарные знания об этом.
Дошкольников и младших школьников мы одариваем работой с воском. Детям нравится придавать форму и этому материалу, в соответствии с их богатым воображением. Выбор цвета всегда должен быть как можно более широким. Плохо разделенные, смешанные или серые цвета намного менее популярны чем те, где явно выражен характер. Таким образом, мы держим эти цвета отдельно в стеклянных сосудах, чтобы иметь возможность доставить себе немного удовольствия. В старших классах можно сделать витражи на стекле, используя цветной воск. Чтобы сделать что-то визуально четче, мы обычно используем очень насыщенные цвета.
Значение выбора цвета для определенной цели нельзя недооценивать. В школе мы постоянно стремимся к тому, чтобы цвета приносили пользу, например, на доске и в эпохальных тетрадях. Избыток цвета ослабляет значение задачи. Недостаток цвета указывает на интеллектуализм, отвергает интерес и энтузиазм и выключает чувство. Цвет, форма и предназначение в равновесии создают красоту в повседневных делах. В оформлении самостоятельно созданных сообщений, в эпохальных тетрадях и других письменных работах поощряется создание учеником прекрасного. Учитель дает примеры и советует, ученик действует и учится.