Режиссерское искусство американского театра.

Ярчайшие индивидуальности: Артур Хопкинс, Гарольд Клармен, Ли Страсберг, Элиа Казан, Джозеф Папп, Джозеф Чайкин, Джулиан Бекк, Джудит Малина, Ален Шнайдер, Том О'Хорган, Зельда Фичлендер.

Крупнейшие актеры Америки.

Ярчайшие индивидуальности: Джон Барримор, Кэтрин Корнелл, Марлон Брандо, Род Стайгер, Джейн и Генри Фонда, Джессика Тэнди, Хьюм Кронин и др.

30.23. Этнические театры США: "Черный театр" (Лоррейн Хэнсберри, Лерой Джонс, Джемс Болдуин, Эд Буллинз). Азиато-американский театр (Дэвид Генри Хуан). Театр чиканос.

Общая характеристика явления. Этапы становления и развития. Ярчайшие актерские и режиссерские индивидуальности.

Драматургия Сэма Шепарда.

Творчество Сэма Шепарда (р. 1943).

Контрольные и курсовые работы

Не предусмотрены.

Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену

Театр Древней Греции

1. Происхождение древнегреческого театра.

2. Устройство театра, организация зрелищ. Основные жанры.

3. Характер спектаклей, театральный хор и актерское искусство в Древней Греции.

4. Трагедии Эсхила.

5. Трагедии Софокла.

6. Трагедии Еврипида.

7. Учение Аристотеля о театре.

8. «Древняя комедия». Аристофан.

9. Театр эллинистического периода. Общая характеристика.

10. «Новая комедия». Менандр.

11. Эллинистические спектакли.

Театр Древнего Рима

1. Особенности развития театра в Древнем Риме в эпоху Республики.

2. Древнеримская «комедия плаща» (паллиата). Драматургия Тита Макция Плавта.

3. Драматургия Публия Теренция.

4. Особенности развития театра в Древнем Риме в эпоху Империи.

5. Римские театральные сооружения и характер зрелищ.

6. Трагедии Сенеки.

7. Античные мыслители о театральном искусстве.

Средневековый театр

  1. Истоки и пути формирования Средневекового театра.
  2. Искусство гистрионов-жонглеров.
  3. Эволюция церковного театра.
  4. Литургическая драма.
  5. Миракль.
  6. Представление Средневековых мистерий.
  7. Развитие светских форм Средневекового театра. Общая характеристика.
  8. Драматургия Адама де ла Аля.
  9. Моралите и соти.
  10. Фарс.

Театр эпохи Возрождения и Нового времени (XVII в.)

Итальянский театр

  1. Истоки итальянского театра эпохи Возрождения.
  2. Театр эрудитов (ученый театр). Трагедия. Комедия. Пастораль. Характеристика жанров.
  3. Лудовико Ариосто и театр.
  4. Никколо Макиавелли и театр
  5. Пасторальная драма.
  6. Театральная архитектура и декорационное искусство XVI–XVII в. Театр Олимпико
  7. Режиссерско-сценографическая деятельность Леонардо да Винчи .
  8. Театральное творчсество Рафаэля Сантио.
  9. Сценографические концепции Себастиано Серлио и Джорджо Вазари
  10. Бернардо Буонталенти и традиции его сценографии.
  11. Театральное творчество Джован Баттиста Алеотти.
  12. Комедия дель арте. Ее истоки и пути формирования.
  13. Театрально-эстетические принципы комедии дель арте.
  14. Основные маски комедии дель арте.
  15. Выдающиеся театральные труппы (Джелози, Конфиденти и др)
  16. Крупнейшие актеры: актерская династия Андреини и др
  17. Гастроли трупп дель арте и их влияние на зарубежную сценическую практику.


Испанский театр

  1. Основные этапы развития испанского театра эпохи Возрождения.
  2. Лопе де Руэда его «пасос» (фарсы) и тип сценического простака.
  3. Мигель Сервантес Сааведра как реформатор драматургии..
  4. «Золотой век» испанского театра. Драматургия и театральная деятельность Лопе де Вега.
  5. Трактат Лопе де Вега «Новое искусство сочинять комедии»
  6. Драматургия Тирсо де Молина.
  7. Драматургия Хуана Руиса де Аларкона.
  8. Драматургия Педро Кальдерона де ла Барка.
  9. Организация театральных зрелищ. «Бродячие» и «титулярные» труппы. Публичные коррали (театры).
  10. Сценография. Особенности спектакля в коррале. Представление аутос.
  11. Актерское искусство Испании XVI – XVII вв.

Английский театр

  1. Формирование и организация английского профессионального театра.
  2. Возникновение гуманистической драмы в Англии в XVI в. Предшественники Шекспира.
  3. Драматургия Кристофера Марло.
  4. Общая характеристика творчества Шекспира (периодизация его драматургии).
  5. Исторические хроники Шекспира. Общая характеристика.
  6. «Ричард III». Проблематика и поэтика.
  7. «Генрих IV». Проблематика и поэтика.
  8. Образ Фальстафа в творчестве Шекспира.
  9. Основная проблематика ранних комедий Шекспира. «Укрощение строптивой».
  10. Зрелые комедии. «Сон в летнюю ночь», «Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь».
  11. «Мрачные комедии» Шекспира. «Мера за меру».
  12. Великие трагедии Шекспира. Общая характеристика. Проблема героя.
  13. «Ромео и Джульетта». Особенности трагического мироощущения.
  14. «Гамлет». Проблематика и поэтика.
  15. «Отелло». Проблематика и поэтика.
  16. «Король Лир». Проблематика и поэтика.
  17. «Макбет». Проблематика и поэтика.
  18. «Антоний и Клеопатра». Проблематика и поэтика.
  19. Герой и народ в римских трагедиях Шекспира. «Юлий Цезарь», «Кориолан».
  20. Последние пьесы Шекспира. Общая характеристика.
  21. «Буря». Проблематика и поэтика.
  22. Драматургия младших современников Шекспира. Бен Джонсон.
  23. Типы театров, устройство сцены, декорации и постановочная техника в Англии XVI – начала XVII вв.
  24. Актерское искусство английского театра эпохи Шекспира. Общая характеристика.
  25. Актерское товарищество театра «Глобус».
  26. Шекспир об актерском искусстве.
  27. Младшие современники Шекспира. Бен Джонсон
  28. Парламентский указ 1642 г. о запрете театра и его последствия.


Театр эпохи классицизма (Франция XVII в.) Театр эпохи Просвещения (XVIII в.)

Театр Франции XVII в.

  1. Формирование французского профессионального театра.

25. Бургундский отель XVI-начала XVII вв.

  1. Поэтика классицизма и творчество Пьера Корнеля первого периода. «Сид», «Гораций».
  2. Барокко и классицизм в творчестве Корнеля. «Родогюна».
  3. Становление творческого метода Жана Расина. «Андромаха».
  4. Трагедии Расина на античные сюжеты. Общая характеристика.
  5. «Федра». Проблематика и поэтика.
  6. Поздние трагедии Расина. «Гофолия» («Аталия»). Проблематика и поэтика.
  7. Расин – постановщик и педагог. Ведущие актеры Бургундского отеля конца XVII в.
  8. Ранний период театральной деятельности Жана-Батиста Мольера. «Смешные жеманницы».
  9. Формирование жанра высокой комедии в творчестве Мольера. «Школа жен».
  10. «Тартюф». Проблематика и поэтика. Борьба за постановку «Тартюфа».
  11. «Дон Жуан». Проблематика и поэтика.
  12. «Мизантроп». Проблематика и поэтика.
  13. «Скупой». Проблематика и поэтика.
  14. Комедии-балеты Мольера. «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной».
  15. Мольер – актер, режиссер, руководитель труппы.
  16. Ведущие актеры Мольера.
  17. Эстетика французского театра XVII в. «Поэтическое искусство» Никола Буало.
  18. Организация Комедии Франсез. Ее деятельность в конце XVII – начале XVIII вв.
  19. Театр эпохи Реформации в Нидерландах. Творчество Йоста Вондела.

Английский театр XVIII века

  1. Общая характеристика развития английского театра конца XVII – начала XVIII вв.
  2. Слезная комедия и мещанская драма. Джон Лилло.
  3. Сатирическая комедия 1720 – 1730-х гг. Джон Гей.
  4. Драматургия Генри Филдинга.
  5. Особенности английской комедии середины и второй половины XVIII в. Драматургия Оливера Голдсмита.
  6. Драматургия и театральная деятельность Ричарда-Бринсли Шеридана.
  7. Основные театральные организмы. Театр Дрюри-Лейн и Ковент-Гарден.
  8. Ведущие английские актеры. Томас Беттертон. Джеймс Куин. Чарльз Малкин.
  9. Творчество Дэвида Гаррика. Общая характеристика его метода.
  10. Особенности интерпретации Гарриком шекспировских ролей.
  11. Гаррик как руководитель театра и режиссер.

Наши рекомендации