Преподавание иностранных языков

В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

1.1 Место преподавания иностранных языков в системе дополнительного образования

Дополнительное образование детей (и взрослых) — вид образования, который ориентирован на многостороннее удовлетворение образовательных потребностей субъекта в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением степень образованности. Сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приoбрести устoйчивую необходимость в постижении и творчестве, в наибольшей степени реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно[45].

Учитывая, что не все без подготовки готовы посвятить время самообучению, это может стать серьезным препятствием, разрешить которое может только организация дополнительного образования среднего общеобразовательного учреждения. Для этого следует сформировать точную структуру, включающую в себя все направления, которые привлекут внимание детей и молодых людей.

Дополнительное образование предоставляет возможность использовать потенциальные внутренние резервы обучающихся для достижения более высокой результативности усвоения предмету с целью удовлетворения имеющих место быть в обществе необходимости иноязычного взаимодействия в различных областях деятельности[14].

Важным элементом этой структуры предстает внешкольное дополнительное образование, т. е. секции и кружки, на которых обучающиеся воплощают в жизнь свои творческие возможности. Они стимулируют заинтересованность учащихся к установленной деятельности, дают возможность получить новые знания и умения и закрепить те, которые уже получены в течении общего образования. Дополнительное образование предлагает огромнейший спектр направлений секций и кружков, что дает возможность учащимся после школ всесторонне совершенствоваться [19].

В течении десяти лет дополнительное образование детей Российской Федерации развивается в ее наилучшем состоянии. Под "дополнительным" подразумевается мотивированное образование, которое может получить человек помимо основного образования, позволяющее ему осуществить стабильную потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть свои таланты, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

- создание атмосферной обстановки для свободного выбора каждым учащимся образовательного направления (вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;

- разнообразие сфер деятельности, которые удовлетворяют всевозможные интересы, склонности и потребности ребенка;

-личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого;

- создание необходимых условий для реализации, самопознания, самоопределения личности;

- признание за учащимся права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;

- использование следующих средств как например, установление результативности продвижения ребенка в избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые сориентировали бы его, чтобы увидеть прогресс собственного развития и мотивировали бы данное совершенствование, не ущемляя достоинства личности ребенка[см. напр. 18,20,21].

В сложившимся в российском обществе двадцать первого века дополнительное образование детей действительно можно по праву рассматривать как важнейшее основополагающее образовательного пространства.. Оно социально популярно, нуждается в постоянном внимании и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка[см. 5,9].

Рассмотрим некоторые направления ДО (здесь и далее – дополнительное образование).

Конструирование и робототехника. В данном направлении детям предлагается более углубленное изучение информатики и программирования, нежели в школах, так же ведутся использование информационных и цифровых технологий в качестве практики.

Естествознание. Это направление прививает детям навыки исследовательской работы, воспитывает глобальное мышление, развивает представление о практическом применении теоретических знаний.

Экологическое направление демонстрирует учащимся взаимосвязь между человеком и природой, то, какие могут быть пагубные последствия в случае пренебрежительного отношения к природе и так же обоснует важность природы в жизни каждого из нас.

Культурология приобщает детей к мировой культуре, помогает реализовать собственный потенциал в различных слоях общества и приспосабливаться в социальных кругах. Культурология изначально зародилась на самых первых порах развития общества и прочно связанна с историей. В обществе происходит беспрерывный процесс обогащения культуры, формирование и передачи ценностей и достижений.

Физкультурно-спортивное направление прививает навыки физической культуры учащимся, формирует стремление к правильному образу жизни, убеждает в престижности спорта, способствует проявлению себя на соревнованиях, воспитывает силу воли и ответственность, вырабатывает командный дух и умение работать в составе группы. Стоит отметить, что у некоторых видов спорта присутствуют терапевтическое воздействие, например как плавание, укрепляющее мышцы спины или же легкая атлетика, укрепляющая сердечно-сосудистую систему[39,40].

Иностранные языки раскрывают способность к музыке. Человек, изучающий иностранный язык, учится куда лучше распознавать звуки — и в дальнейшем делает успехи в овладении музыкальными инструментами. Знатоки языков отличаются способностями к многозадачности - они способны легче переключиться между задачами и параллельно решать в уме несколько различных проблем. Так же иностранные языки улучшают память, улучшается способность к концентрации. Изучение языков заставляет мозг увеличиваться в объеме, при изучении иностранных языков, мозг в буквальном смысле растет, точнее растут его отдельные области — гиппокамп и некоторые участки коры больших полушарий и, в заключение, иностранные языки спасают от синдрома Альцгеймера[28,29,30,31,32,33].

Обучение иностранным языкам

в системе дополнительного образования

Существует множество причин, побуждающих людей учить иностранные языки. Одна из них заключается в потребности поддерживать связь как письменно, так и устно с носителями языка. Есть множество вариантов общения с носителями языка, например, на сайтах, которые направлены на общение с иностранцами, по Скайпу и масса других прекрасных возможностей общаться с людьми в режиме онлайн. Английский язык автоматически становится неотъемлемой частью работы людей, работающих в областях науки т.к. является языком научных книг и журналов. Более общей целью изучения английского языка является стремление расширить интеллектуальные и культурные горизонты. Во времена эпохи глобализации и расширения международных контактов изучение английского языка приобретает особую значимость. Основные причины, по которым изучают английский язык в России – учёба, чтобы была возможность обучаться за границей, работа, с таким же успехом есть большая вероятность, что с отличным знанием иностранного языка, человек сможет найти престижную работу за пределами Российской Федерации, отдых, чтобы не возникало никаких проблем с работающим персоналом и заводить друзей по всему миру [3,41].

Дополнительное образование по английскому языку органически входит в учебно-воспитательный процесс. Перемены, происходящие в нашей стране, коснулись практически всех сфер жизни, в том числе и образования, а иностранный язык подвергся максимальным изменениям, в плане обновления содержания имело место переосмысление целей и задач обучения, и это поспособствовало возрастанию роли дополнительного образования[7].

Дополнительные занятия по английскому языку проявляют самое хорошее воздействие в становлении учащихся, их познавательных и языковых возможностях, способствует разрешению многочисленных воспитательных и образовательных задач. Вероятность влияния дополнительного образования по английскому языку на развитие личности учащихся неповторимы, у детей развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности, а также личностные качества, как концентрация, воля и так далее. Кроме того, ознакомление ребёнка с помощью дополнительных занятий по английскому языку к иной культуре позволяет ему понять себя как личность, принадлежащую к определенной социокультурной общности людей, с одной стороны, а с другой – воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Правильно организованные дополнительные занятия достаточно эмоциональны, содействует в возможности снять у детей скованность, застенчивость, помогают раскрепостить ребенка в его общении с детьми и педагогом. На дополнительных занятиях совершенствуется эмоциональная сфера ребенка, связанная с гуманистическими устремлениями: помогать слабым, спасать попадавших в беду и т.д. Результативность обучения на дополнительном занятии оказывает содействие максимальный учет способностей обучаемых, их наклонностей, психологической совместимости при выборе партнеров для коммуникации. Для осуществлений целей дополнительного образования очень важно воспользоваться разнообразными методами, приемами, для того, чтобы стимулировать деятельность учащегося вообще, чтобы занятие стало эмоциональным, интересным, дающим возможность познания. Дополнительное занятие является действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет делать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Это мощный стимул к овладению языком. Все же дополнительное образование не только углубляет и увеличивает познания английского языка, развивает умения и улучшает навыки коммуникативной деятельности, но и стимулирует раскрытию творческих способностей учащихся, их социокультурному развитию и, тем самым, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны, учит толерантности, что особенно актуально в нашей многонациональной стране. Однако в связи с интенсивными процессами социокультурной интеграции в мире появляется актуальная необходимость образовывать и совершенствовать у учащихся снисходительное отношение к межкультурным различиям. Практическое использование дополнительного образования в школе занимает главное место в процессе обучения английскому языку, так как позволяет стимулирует ученика на изучения нового материала, сформировать условия для развития творческой активности учащихся, реализуя при этом профессиональный и личностный потенциал педагога[19,22].

В нашей стране в последнее время всё больше ребят стремится уже с малых лет совершенствовать свою речь на английском языке. Надобность использовать иностранный язык в будущей профессии порождает любопытство к странам изучаемого языка (их истории, политике, литературе, жизни детей и молодёжи и т.д.), а также стремление понять друг друга и быть понятыми, желание поведать о жизни людей своей страны, своём «я», так же подвергнуть обсуждению своё видение культуры, мира и проблемы взаимопонимания – для того чтобы учесть все мотивы деятельности ребят и в полной мере их использовать учителю английского языка помогает дополнительное образование[15,16].

Дополнительные занятия по английскому языку являются непременным условием для пополнения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, раскрытия творческих способностей учащихся и их социокультурного развития[11].

Дополнительное образование указывает учителю не только учесть индивидуальные особенности учащихся (память, слух, логическое мышление и т.д., а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития), но что немаловажно, педагог имеет право установить наиболее дружеский и тесный контакт с воспитанниками, что снимает многие затруднения во взаимодействии, помогает стимулировать коммуникативную и творческую деятельность учащихся. А такой подход гарантирует успех, дающий учащемуся возможность самоутвердиться. Признание, самоутверждение, поощрение достижений являются условиями для последующей мотивации детей на дополнительных занятиях по английскому языку[7,12].

Однако, как и любой вид деятельности, дополнительное образование должно быть увлекательным и интересным, вызывать интерес у учащихся, ведь интерес это главная движущая сила познавательной деятельности. Конечно, на дополнительных занятиях учащимся не обойтись без приложения умственных и физических усилий. Преподаватель обязан разъяснить, что без труда не бывает ни успеха, ни отдыха, ни веселья[23,26].

поведения[1,2,4,14,44].

Д. Чернилевский приводит следующую классификацию средств обучения, включающую шесть категорий [12,13,42]:

-учебные пособия и другие печатные текстовые средства;

-простые визуальные средства — оригинальные предметы, модели, картины, диаграммы, графики, карты;

-механические визуальные средства — диаскоп, эпидиаскоп, микроскоп, телескоп:

-аудиальные средства — проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники; - аудиовизуальные средства — телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны; - средства, автоматизирующие процессы обучения — тренажер, лингафонные кабинеты, компьютеры.

Точка зрения Муртазаевой М. М. по этому поводу заключается в том, что средства обучения — это материалы учебного процесса, которые помогают педагогу создавать эффективное изучению иностранному языку, а учащимся — хорошо овладеть им [12,13,42]:. Педагоги прекрасно понимают, что он не может быть ни единственным, ни основным, но пренебрегать им неразумно. «Комикс, воспроизводящий реальные жизненные ситуации, может приблизить обучение к жизни, помочь детям осознать смысл учебной деятельности, демонстрировать, как можно пользоваться полученными в школе знаниями в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны осозновать, зачем они учатся. Кроме того, комикс способен разрешить проблему мотивации, заинтересованности детей к учебе, без которого не может быть настоящей учебной деятельности. Сухой, академичный школьный учебник с решением этой задачи никак не справляется. Учеба для детей — не радость, а пытка. Комикс же завлекает, вдохновляет, стимулирует творческую активность, заставляет заниматься самообразованием, превращая учебу в радостную, осмысленную деятельность». Преподавателю повезло, если готовые образовательные комиксы уже включены в содержание учебного пособия и вызывают интерес у детей. Когда работаешь по учебнику для 2 класса, разработанного по ФГОС, в котором примитивно разработанные комиксы не находят отклика ни у детей, ни у учителя, становится понятно опасение некоторых преподавателей, что отношению к комиксу в России весьма специфическое, его само собой разумеющееся подозревают в ущербности, неполноценности, в каком-то страшно разрушительном влиянии на формирующуюся личность ребенка, недооценивают, игнорируют. Все разговоры о жанре до сих пор носят исключительно эмоциональный характер и ведутся на уровне предположений, домыслов и фантазий. Говоря о комиксе, мы, имеем в виду не жанр как таковой, а те его жалкие, грошовые по сути своей образцы, не разделяя форму и содержание комикса, зерна и плевела. Весьма трудно рассмотреть преимущества и недочеты жанра, его специфику, а уж тем более дидактический потенциал, который в течение ряда лет с успехом используется в образовательных системах многих стран мира. Ответив на все поставленные в начале статьи вопросы, приходишь к интересным выводам. Комикс действительно мотивирует читателей к изучению иностранного языка. Однако, несмотря на долгий процесс перехода образовательного комикса в разряд необходимых средств обучения, у нас пока не существует реальных, отечественных методик работы с комиксом для обучающихся начальной и средней школы[12,13,44].

К.Д. Ушинский полагал, что маленький ребенок способен научиться разговаривать на иностранном языке за несколько месяцев лучше, чем взрослый за несколько лет. Он считал, что иностранные языки учат с определенными целями: «Первая цель – познакомиться с литературой народа, язык которого изучают. Втoрая – дать средствo лoгического развития уму, так как усвoение oрганизма каждoго языка дает в этoм отнoшении средства важнейшей умственнoй дисциплины, в осoбенности, если этoт язык развит так oрганически, как язык Греции и Рима. Третья – иностранные языки изучаются как средство словесно или письменно контактировать, а в дальнейшем поддерживать связь с людьми той нации, язык которой изучаеется. Четвертая – чтобы разговаривать или переписываться на этом языке с нашими земляками, обладающими практически теми же самыми иностранными языками».[26, с.210]

Данные задачи очень типичны для людей того времени. «Как только ребенок получает возможность мыслить довольно свободно что-нибудь легкое на иностранном языке, то тут же должен прибегнуть этими знаниями для изучения родного языка в переводах с иностранного языка на русский, с наставлениями русского учителя». С точки зрения одного из основоположников отечественной педагогики «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. Принимая язык за органическое создание народной мысли и чувства, в котором выражаются результаты духовной жизни народа, мы, конечно, поймем, почему в языке каждого народа выражается особенный характер, почему язык является лучшей характеристикой народа». Ушинский всегда подчеркивал, что первый и родной язык – важнее всего для человека: «Изучение иностранных языков не должно никогда начинаться слишком рано и никак прежде того, пока будет заметно, что родной пустил глубокие корни в духовную природу дитяти. Поставить какой-нибудь общий срок в этом отношении нельзя »[26, с. 221].

С ребенком можно начать изучать иностранный язык в 7-8 лет (иногда даже раньше), с другим детьми – в 10-12; с детьми, обладающими слабой восприимчивостью, лучше не начинать никогда: иностранный язык только подавит окончательно и без того слабые его способности. В этом были и слабость тогдашней методики, и взаимонепонимание большого познавательного потенциала знания несколькими иностранными языками (цель: развитие языковой личности, поддержка способности к научению и памяти, стимулирование умственной активности). Кроме того, в XIX в. для русских существовала большая опасность изучать иностранный язык настолько хорошо, что была большая вероятность забыть свой собственный, и эта опасность актуальна только для тех, кто отправляет своих чад обучаться в интернаты за границу на продолжительное время.

Материал для чтения вначале преподносится устно; грамматика дается индуктивно; обучают как говорению, так и слушанию. Подчеркивается необходимость правильного произношения и знания грамматики. Большая часть работы осуществляется в классе; группы небольшие, занятия ведутся интенсивно[11,12,40,44].

Наши рекомендации