Принцип систематичности и последовательности обучения
Педагогическая наука требует, чтобы каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным. Процесс усвоения знаний и навыков предопределяет непрерывность между-последую-щими знаниями и предыдущими, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний. Принцип систематичности и последовательности состоит в том, что новый учебный материал вызывает в памяти ранее воспринятое, уточняет его и дополняет.
В связи с передачей уроков изобразительного искусства в начальных классах специалистам перед учителем рисования общеобразовательной школы сегодня встают новые задачи:
— соблюдение преемственности в изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
— последовательное усложнение учебно-воспитательных задач, предусмотренных программой детских садов и программой по изобразительному искусству в начальных классах общеобразовательной школы;
— достижение единства методов всестороннего развития личности ребенка.
Некоторые учителя игнорируют опыт работы детей дошкольного возраста, в результате нарушается принцип систематичности и последовательности не только в навыках рисования, но и во всем духовном развитии ребенка. Они часто начинают свои занятия с таких слов: "Вы ничего не знаете и ничего не умеете. Только я смогу вас чему-то научить". Такое начало всегда на учащихся оказывает сильное впечатление и, как правило, импонирует им. С этических и педагогических позиций так начинать работу недопустимо.
Учащиеся первого класса действительно очень мало знают и умеют, но считать, что они абсолютно ничего не знают и ничего не умеют — грубая ошибка. Согласно "Программе воспитания в детском саду" ' дети младшей группы (2—4 года) учатся правильно держать карандаш и кисть и пользоваться ими, изображать формы округлых и прямоугольных предметов (мяч, флажок). В старшей группе (5—7 лет) дошкольники составляют несложные декоративные композиции, учатся передавать в рисунке свои впечатления от реальной действительности (темы "Лес зимой", "Моя мама", "Наша собака", "Сад летом", "Папа за работой" и т. п.).
В период обучения в институте студент художественно-графического факультета, готовя себя к педагогической деятельности, должен не только ознакомиться с характером деятельности ребенка в дошкольном возрасте, но и понять, в чем заключается преемственность в обучении. Здесь можно рекомендовать следующие пособия:
Е. И. И г н а т ь е в. Психология изобразительной деятельности детей. М., 1961; Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М., 1972; Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников. / Под ред. В. С. Кузина. М., 1974; В. Б. К о с ь м и н с-к а я и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М., 1977; С. Д. Л е в и н. Ваш ребенок рисует. М., 1979.
1 Программа воспитания в детском саду. М., 1978.
При организации учебно-воспитательной работы во втором и третьем классах следует следить за соблюдением принципа систематичности и последовательности в усложнении учебных задач. Очень часто мы не делаем особых различий в методике преподавания изобразительного искусства в первом и во втором классах. Во втором классе методика преподавания та же, что и в третьем. Обычно все это объединяется одним понятием — методика преподавания в начальных классах. Между тем для каждого класса характерны свои специфические особенности. Все это следует учитывать педагогу.
Для соблюдения принципа систематичности и последовательности большую помощь учителю оказывают рабочие и тематические планы, методические разработки, иллюстрированные годовые планы, позволяющие наглядно проследить за системой последовательного усложнения учебных задач.
Принцип систематичности в обучении рисунку требует строгого правила — не переходить к новому учебному материалу, пока не усвоен и не закреплен предыдущий. Школьник должен последовательно закреплять отдельные разделы учебного рисунка, так как каждый предыдущий раздел входит составной частью в последующий.
Иногда из-за бедности натюрмортного фонда учитель пользуется одними и теми же предметами для различных постановок, ставит их и в разных классах, и в одном и том же по нескольку раз. Дети это замечают и теряют интерес к заданиям. Натурные постановки не должны быть случайными. Ученикам надо дать почувствовать, что трудность учебной задачи от постановки к постановке возрастает. На каждом уроке учитель должен ставить перед классом новые задачи.
Серьезный момент в педагогической работе — связь между отдельными уроками, которая дает возможность построить из этих уроков единую систему. Занятия оказываются плодотворными только в том случае, если педагог в процессе проведения уроков сознательно и систематически связывает каждый урок с комплексом занятий по изобразительному искусству. Преподавателя должно интересовать не проведение эпизодических уроков, а систематические занятия, входящие в состав всего курса обучения.
В практике школьной работы отдельные виды занятий часто проводятся изолированно друг от друга и имеют как бы самостоятельные программы: по декоративному рисованию, по беседам об искусстве, по тематическому рисованию. Связь между ними не всегда соблюдается. Между тем декоративное и тематическое рисование должно быть связано с рисованием с натуры, беседы об искусстве — со всеми остальными видами занятий. Один вид занятий должен дополнять другой, все они должны помогать учащимся получать полное и широкое представление об искусстве.
72. Пример стилизации цветка в орнаменте.
Например, на уроках декоративного рисования мы знакомим детей с тем, как художник использует природные формы растений в своих декоративных композициях, как перерабатывается рисунок с натуры в декоративно-прикладной, какие методы стилизации возможны. Лучше всего это показывать на примерах образцов декоративно-прикладного искусства (рис. 72).
Конечно, сразу овладеть методом обобщения и упрощения живой формы природы дети не смогут, их надо к этому подвести через систему специальных упражнений, начиная с натурных зарисовок.
В художественных учебных заведениях, где готовятся художники-прикладники, студенты учатся, рисуя с натуры, сразу вводить элементы стилизации. На рисунках 73, 74 показаны примеры подобной стилизации. Таким методом обучения может воспользоваться и учитель общеобразовательной школы.
В то же время надо следить, чтобы сведения по отдельным видам изобразительного искусства излагались в определенной системе и последовательности. Для этого весь учебный процесс следует разбить на отдельные звенья-уроки, где четко предусмотреть объем знаний и навыков, который учащиеся должны усвоить.
Этот принцип деления темы на звенья нужно сохранить и на занятиях кружков. Такая система заставляет учащихся работать по строго намеченному плану, воспитывает у них умение работать размеренно и организованно.
Особое внимание должно быть уделено принципу систематичности и последовательности при обучении основам живописи и композиции. В практике принцип систематичности и последовательности по этим дисциплинам соблюдается формально: по живописи — в порядке перечисления и усложнения натюрмортных постановок, по композиции — в порядке усложнения тематики. Какова последовательность изложения научно-теоретического материала, какой объем знаний и навыков должен быть предусмотрен в каждом классе, — за этим мало следят. Мало кто задумывается над систематичностью и последовательностью усложнения научно-теоретического материала.
73. Пример стилизации.
Строя систему изложения учебного материала, педагог не только разбивает теоретический курс по классам, исходя из учебной программы, но и продумывает методику изложения этого материала. Одни и те же законы (цветоведения, композиции) требуют разного по объему и содержанию изложения. Например, об основах композиции приходится говорить и в начальных классах, и в средних — говорить, по сути дела, об одном и том же, но в начальных классах в более элементарной форме, чем в пятых-шестых. Эта неизбежная повторяемость учебного материала иногда приводит к тому, что учитель начинает нарушать систему последовательного усложнения научно-теоретического материала.
74. К.Хокусай. Животные.
Чтобы избежать этого, педагогу следует наметить для себя, что нового он будет давать детям в каждом классе.
Например, из области цветоведения педагог наметил: в первом классеознакомить детей с основными и составными цветами спектра — красным, синим, желтым и оранжевым, зеленым, фиолетовым; а также с правилами смешения цветов — красного с синим для получения фиолетового, синего с желтым для получения зеленого и красного с желтым для получения оранжевого.
Во втором классе— ознакомить детей с названиями художественных красок: лимонно-желтая, крон желтый, охра светлая, охра золотистая, сиена натуральная, сепия, кадмий оранжевый, краплак красный, краплак фиолетовый, ультрамарин синий, кобальт синий, изумрудная зелень, кобальт зеленый; научить школьников различать эти цвета.
В третьем классезнакомим детей с законами дополнительных цветов. Третьеклассники должны знать, что смешивать синюю краску с оранжевой не нужно — получится грязь; то же самое — если мы будем смешивать красную краску с зеленой или желтую с фиолетовой.
В четвертом класседетей надо познакомить с законами цветового контраста: на темном фоне светлое поле кажется еще светлее, а на светлом, наоборот, темное поле в окружении светлого фона кажется темнее. Здесь же можно объяснить, что цветовой контраст имеет много общего с дополнительными цветами, однако это относится только к синему и оранжевому, желтому и фиолетовому. Остальная часть спектра цветов уже не имеет одновременного закона контраста. Так, например, к желто-зеленому цвету контрастным является оранжевый, но к тому же оранжевому цвету контрастным будет уже не желто-зеленый, а сине-голубой.
В пятом классезнакомим учащихся с более широкой палитрой художественных красок и учим их различать эти цвета.
Желтые краски
Стронциановая желтая — лимонно-желтого оттенка; крон желтый — ярко-желтая; кадмий желтый — светлый и темный, светлый имеет цвет спелого лимона, темный — с оранжевым оттенком; охра — желтая с коричневатым оттенком, бывает светлая, золотистая, красная (коричневато-красного оттенка); бакан — яркая, коричневато-зеленого оттенка; индийская желтая — краска изумительной красоты, теплого, золотистого цвета; гуммигут — лимонно-желтого цвета с коричневатым оттенком.
Коричневые краски
Сиена натуральная — светло-коричневого оттенка, близкая к охре; сиена жженая — красно-коричневого оттенка; сепия — светло-коричневая с зеленоватым оттенком; умбра — светлая с коричневато-зеленоватым оттенком и жженая красновато-коричневого оттенка;' марс — красновато-коричневая краска; Ван-Дик коричневый — темная коричневая краска с красивым глубоким оттенком.
Красные краски
Киноварь — яркая оранжево-красная краска; кадмий красный — красивого красного цвета, близкого к киновари; сурик — огненно-красного цвета; кармин — краска поразительной красоты малинового цвета; краплак — светлый напоминает кармин и темный — глубокого красного цвета; краплак фиолетовый — краска темно-красного цвета с лиловым оттенком.
Синие краски
Церулеум — краска небесно-голубого цвета; кобальт синий — светлый напоминает синее небо в марте и темный имеет светло-синий цвет теплого оттенка; ультрамарин — краска красивого синего цвета; берлинская лазурь — темно-синяя, холодноватого тона; индиго — темно-синяя, теплого тона.
Зеленые краски
Перманент зеленый — яркого светло-зеленого цвета; изумрудная зелень — яркая краска темно-зеленого цвета; кобальт зеленый бывает светлого и темного оттенка, светлый напоминает зелень декоративной ели, незрелого овса, темный — морскую волну; зеленая земля — мутно-зеленого цвета; окись хрома — зеленая с тепловатым оттенком; волконскоит — темно-зеленая краска с мутноватым оттенком.
В шестом классеучащихся надо ознакомить с законами тоновых и цветовых отношений, с законами колорита и правилами использования этих законов на практике. Например, при работе с натуры в помещении освещенные поверхности предметов всегда будут иметь холодный оттенок, а теневые — теплый. На пленэре, наоборот, освещенные поверхности, в особенности освещенные лучами солнца, будут иметь теплый оттенок, а теневые — холодный. Тени, падающие
от предметов, также подчиняются этому закону: в помещении они кажутся теплого тона, на пленэре — холодного (синие тени от деревьев на снегу).
В области теории композиции можно составить следующую последовательность изложения материала:
Первый класс. Элементарное понятие о композиции — рациональное размещение изображения на плоскости в пределах заданного формата.
Ритм в композиции (повторяемость элементов изображения) — на примерах декоративного искусства (узоры, орнаменты).
Второй класс. Симметрия в композиции. Закон равновесия — симметричное расположение объектов изображения в заданном формате, с учетом рисунка и тона.
Третий класс. Симметрия и асимметрия в композиции. Композиционный центр. Эскиз композиции и его развитие при решении композиционного замысла.
Четвертый класс. Статика и динамика в композиции. Главное и второстепенное в композиции. Правила подчинения второстепенного главному.
Пятый класс. Идейное содержание композиции. Сюжет и тема, раскрытие этих понятий. Перспектива в композиции — высокий и низкий горизонт и их влияние на выразительность композиции.
Шестой класс. Форма и содержание — раскрытие этих понятий. Единство формы и содержания. Композиционное единство графических, тоновых и цветовых отношений.
Здесь дано условное разграничение последовательности усложнения учебного материала. Объем и содержание того или иного материала для каждого класса определяются преподавателем в зависимости от состава учащихся, их подготовленности.
Однако, разрабатывая систему последовательности усложнения учебных задач и определяя объем учебного материала для каждого класса, надо помнить о принципе доступности и посильности обучения. Этот принцип в средней общеобразовательной школе имеет особое значение.