Раздел 5. народное и декоративо-прикладное искусство
Практическая работа № 20
Тема 5.1.Виды и типы орнаментов.
Задание:Рисование разных типов орнамента (ленточного, сетчатого, замкнутого в круг и в квадрат).
Материал:гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4.
Цели:
1) Знать приемы цветового решения орнаментальных композиций.
2) Уметь выполнять узор в цвете.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите орнаментальные узоры. Обратите внимание на сочетания цветов в орнаменте.
2. Подберите несколько гармоничных оттенков, сочетающихся между собой.
3. На рисунке орнамента последовательно распределите цветовые отношения, выбирая определенную гамму цветов.
4. Повторите цветовые отношения для других раппортов орнамента, образующих узор.
5. Сохраните целостность цветовых сочетаний для узора в полосе и в круге.
6. Проанализируйте работу.
Задание № . Рисование разных видов орнамента.(Ковер-самолет….)
Методические рекомендации по выполнению задания
Принципы построения узора.
Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а так же от размера листа бумаги.
Узор на полосерасполагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов:
Повторение одного элемента на протяжении всего орнамента.
Повторение элементов, объединённых общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более) ; симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения) .
Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат:
По краю особое местоположение имеет кайма и может быть прямой или с поворотами на углах;
На углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах;
б) одинаковые рисунки в противоположных углах;
в центре: все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;
по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре;
б) сетчатый орнамент:
Практическая работа № 21
Тема 5.2.Народныйкостюм.
Задание: Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме.
Материал:гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4.
Цели:изучить женский и мужской народный костюм Севера и Юга России
Методические рекомендации по практической работе:
1. Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.2
2. Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу сарафана пустите широкую узорную кайму
3. Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи.4
4. Нарисуйте традиционную женскую прическу – ровный пробор волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на затылке расположите большой бант – его края видны спереди. А низ косы украсьте расшитым косником.
5. На голове изобразите красивый высокий кокошник сердцевидной или какой-либо иной формы. Край кокошника можно оформить фестончатой линией. Сбоку на кокошнике, а также по его краю вдоль лба могут идти короткие нитки бисера в виде бахромы. Украсьте кокошник растительным или геометрическим орнаментом, подчеркивающим его форму.6
6. Мужской народный костюм начните рисовать с рубахи, заканчивающейся ниже пояса. Плечи нарисуйте более широкими, мужскими. Рукава рубахи либо чуть расширенные к низу и прямые, либо собраны на манжете в сборку. Изобразите стоячий цилиндрический воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих элемента украшены вышивкой или тесьмой.
7. Обязательная и немаловажная деталь мужского костюма – пояс или кушак. Им подпоясывали рубаху на талии. В праздничном варианте кушак богато украшали. Нарисуйте завязанный узлом пояс с двумя свисающими концами.7
8. Далее рисуйте штаны – они широкие, заправлены в высокие сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху онучей надевались лапти. Онучи нарисуйте перевязанными узким шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем – напуск из собранной ткани.8
9. Обуйте изображаемого человека либо в мягкие сапоги с небольшими каблучками либо в плетеные из золотистого лыка лапти. Постарайтесь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов народного костюма.9
10. Завершите рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – картуза с узким околышем и украшенного цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.
Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с учетом того, что в старину использовались натуральные красители для окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми. Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными, золотистыми, коричневыми оттенками.
Также использовались ткани с различными набивными рисунками, типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный рисунок по белому фону).
Практическая работа № 22
Тема 5.3.Русская деревянная игрушка. «Топорщина», тарарушки, матрешка.
Задание: Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана.
Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета
Цели:
1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие
2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип росписи при нанесении ее на плоский контур.
3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.
Методические рекомендации по практической работе:
1. 1.Рассмотрите изделия Полхов-Майдана в подлинниках или на фотографиях;
2. Определите принцип построения орнамента на предмета.
3. Определите приём письма для наиболее широкого места предмета;
4. Вырежьте контур матрешки из простой бумаги складывание пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги
5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных элементов орнамента карандашом;
6. Краской выполните основные элементы орнамента;
7. Дополните орнамент второстепенными украшающими элементами и выполните прорисовку;
8. Украсьте края контура орнаментом тонкой кистью.
9. Проанализируйте работу.
Практическая работа № 23
Тема 5.4.Русская глиняная игрушка.
Задание: Выполнение росписи шаблонов по мотивам Дымковской, Каргопольской и Филимоновской глиняной игрушки.
Материал: гуашь. Формат А- 4.
Цели:
1) Изучить традиционные образы глиняной игрушки и ее разнообразие
2) Знать построение орнамента, элементы, входящие в узор, ритмическое их расположение.
3) Уметь выполнять узор из элементов росписи на геометрической форме в цвете.
4) Знать общий стиль игрушки и ее росписи.
5) Уметь выполнять плоское изображение игрушки, передавая ее характерные черты и своеобразие росписи в цвете.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите игрушки, обратите внимание на своеобразие форм и индивидуальный характер украшающей росписи.
2. Выберите образ и рассмотрите особенности его росписи (3- 4 варианта для сравнения). Определите общие элементы росписи.
3. В легких линиях карандаша нанесите рисунок плоского контура игрушки, сохраняя пропорции фигуры.
4. Выполните цветовое решение, сохраняя традиционный дымковский стиль росписи.
5. Проанализируйте работу.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами. Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике – «Свистопляске», во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором. Глиняными игрушками торговали не только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах, отправляли в другие губернии. До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети.
Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Здесь работают всем известные прославленные мастера А.А. Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина, которые, сохраняя старые традиции, создают новые оригинальные игрушки. Народные умельцы работают в благоустроенных светлых мастерских. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это барыни-франтихи, расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Например, изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды (рюши оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами.
Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски.
Для работы можете изготовить шаблон игрушки. Очень легко рисуется барыня — круглая голова, туловище, руки «колбаски» и широкая юбка. Затем аккуратно соедините между собой детали наброска. Обратите внимание, что кисти рук у игрушек не прорисовываются, а остаются слегка заостренными. На голове нарисуйте кокошник и большие серьги «капли».2
Затем готовый шаблон аккуратно вырежете. Попробуйте сделать несколько разных шаблонов, с разным положением рук, размером кокошников, пышностью юбок. Используйте для работы плотный картон, так ваш трафарет дольше прослужит.3
Обведите трафарет на листе бумаги, расположенном вертикально. Сильно не нажимая карандашом нарисуйте нужные детали. Отметьте границы кокошника дугой, уточните рисунок сережек. Нарисуйте прическу – чаще всего это коса, скрученная в бублик – она закроет границу кокошника. Наметьте детали лица. Глаза, щеки, рот и нос на таких игрушках обозначаются точками и кружочками разных размеров.4
Теперь переходите к костюму. Наметьте ворот, рукава игрушки. Вырез может быть самым различным и украшен орнаментом. Кофта зачастую бывает одноцветной, без ярких рисунков. Однако на ней могут присутствовать волнистые и прямые линии с точками. Можете украсить ими рукава, середину, край кофты.5
На юбке чаще всего встречается рисунок из стилизованных цветов, а так же клетка и полоска на подоле. Цветы рисуются в виде кругов с сердцевиной в виде небольшого кружочка, в котором рисуются точки, полоски или волнистые линии. Между «цветами» расположите волнистые линии (стебли) и на них обозначьте маленькие кружочки (ягоды). Можете украсить подол юбки клеткой или полосками по вашему усмотрению.6
Приготовьте материалы для работы в цвете. Лучше всего использовать гуашь, тогда рисунок будет ярким. Тело куклы оставьте белым, дымковские игрушки покрывали белой краской всегда. Начните работу сверху рисунка. При работе с гуашью сначала наносите основной цвет – на кокошник, волосы, кофту и юбку. После высыхания перейдите к деталям лица и цветам на юбке. Работайте кистью аккуратно – сначала обрисуйте контур, а затем заполните его. Затем тонкой кистью проработайте точки и линии.