Особенности творческого метода
o Обращение к методам: натурализма, романтизма, реализма
o Главная доминанта, проходило через все творчество Д Лондона - человек
o Человек - герой выступил в противопоставлении с природой, как ее органической составной часть, продолжение и развитие всего живого
o Оптимизм
o Своеобразный писательский стиль: изображение жизни в ее руках, контрастах, формах, реалиях, диалоги предельно сжатые и лаконичные, язык произведений обозначена колоритностью и разнообразием стилей
o Джек Лондон - мастер рассказа - Short story - национального американского повествовательного жанра В его развитие писатель сделал определенный вклад: наполнил рассказ определенным психологизмом, в центре сюж жету - не осложненные коллизии, а столкновение характеров, выраженных через дию.
"Северные рассказы" Джека Лондона долгие годы являлись для отечественного читателя квинтэссенцией приключенческой и романтической литературы. Укоренилось мнение, что произведения такого плана малоинтересны взрослым, но полезны для подрастающего поколения. И то сказать: советские дети читали мрачные истории из времен "золотой лихорадки", что называется, взахлеб - в те годы такие книги, пожалуй, заменяли всю расцветшую ныне массовую культуру.
Интересно, что на родине писателя, в США, он сам и произведения его практически забыты, давно не переиздаются. Оказалось, что именно "загадочной русской душе", а не ближе холодная, жесткая, а зачастую и кровавая романтика джеклондоновского Севера.
"Север есть Север, - писал Лондон,- и человеческие сердца подчиняются здесь странным законам, которых люди, не путешествовавшие в далеких краях, никогда не поймут". Для героев, которым отданы симпатии Лондона, главным на Севере было не золото, не обогащение: одних навсегда пленяла романтика Клондайка, другие больше всего дорожили крепко завязывавшимися здесь узами дружбы, чистотой человеческих отношений. Однако людей заставляла ехать на Север золотая лихорадка, и она не могла не разжигать низменных инстинктов, стремления во что бы то ни стало добиться удачи.
Рассказ "В далеком краю", где и содержится афоризм о законах Севера, непонятных тем, кто здесь не побывал, посвящен двум людям. Один - бывший конторский клерк, которого Север привлекал лишь шансом разбогатеть. Другой - романтически настроенный интеллигент, устремившийся сюда вместе с другими, но не ради банковского счета, а в поисках ярких впечатлений. Уэзерби и Катферт противоположны во всем, кроме одного,- они не созданы для Севера. Случается так, что они принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает то самое главное: их бескрайний эгоизм. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.
Тяготение к обобщенным сюжетным и психологическим ситуациям, к символической образности – вообще одна из характернейших черт северного цикла.
"Белое Безмолвие", "Там, где расходятся пути", "Сын Волка"не просто рассказы о нравах Клондайка, его жизни и людях. В лучших лондоновских новеллах проступают черты современного эпоса - присущая эпической поэзии обобщенность рисуемых ситуаций, многозначная символика образов и тяга к большой философской проблематике. Они были подлинной сагой о Севере, и одним из сказаний, без которых она была бы неполной, стало сказание об индейцах.
Сборник "Дети мороза" (1902) составленный из новелл индейской тематики,- вершина всего северного цикла. Его индейские новеллы свидетельствуют о том же глубоком понимании своеобразного национального характера и жизненного уклада индейцев. И в то же время они проникнуты" величием древней легенды", "скорбью роковых и вечных бед человеческого существования".
Лондон не идеализировал индейцев. Ему были чужды эфемерные романтические побуждения к бегству "прочь от цивилизации ". В новелле "Нам-Бок - лжец" он показал, что пути назад закрыты даже для индейцев, соприкоснувшихся с современной цивилизацией и усвоивших ее законы.
Трагична "Северная Одиссея", рассказ о юноше-индейце, по всему свету преследовавшем белого, который силой отобрал у него невесту,- трагична до безысходности, потому что поражение Нааса не поражение слабого: он все-таки настиг и убил врага, но Унга уже была пленницей белого мира и оттолкнула победителя, предпочтя смерть возврату в дымный вигвам. печальный финал закономерен - "век стали" вступал в свои права.
Джек Лондон называл "Лигу стариков"своим лучшим рассказом. И действительно, в этой новелле сочетаются лучшие черты творческой индивидуальности ее автора. В центре - героический характер, и рассказ проникнут сознанием правоты героя, одерживающего моральную победу, хотя ему и суждено умереть от полицейской пули. Впоследствии к сходным ситуациям не раз обратится Хемингуэй. За рассказанной в "Лиге стариков" историей стоит одна из вечных проблем человеческого существования: трагизм столкновений "века стали" и "каменного века", необратимость перемен, которые влекут за собой не один безостановочный "прогресс", а еще и утраты, и тяжкую, безысходную драму для тысяч и тысяч. Ведь на борьбу поднялись только старики; молодые смирились, они старательно прилаживаются к новым порядкам, хотят стать "почти белыми". С такими, как Имбер, навсегда уходит существовавший много столетий индейский жизненный уклад, уходят особое миропонимание, особая этика, особый человеческий тип.
Перечитанные на Севере спеисеровские "Основные начала" и "Основания психологии" укрепили убеждение Лондона в том, что и отношения между людьми, поколениями, расами, народами подчинены не только социальным законам, но и тому же "закону жизни": побеждают молодые, сильные, лучше приспособленные, однако приходит время, когда и они должны уступить в непрекращающейся борьбе за существование. Спенсерианство "научно" оправдывало и расизм, и насилие над "наименее приспособленными".
Но в северных рассказах дело обстояло по-иному. В известной мере это объяснялось самой атмосферой, в какой происходило действие: на Клондайке люди могли выжить, лишь ведя тяжкую и непрерывную борьбу с суровой природой, и каждодневный контакт с нею заставлял проникнуться уважением к ее законам, воздействовал на склад личности. А самое главное - биологизм искупался в новеллах ранних сборников верой в этические ценности человека, сознанием o его духовного величия.