Своеобразиие американского романтизма.

Американская литература конца 18 – начала 19 века развивалась одновременно со становлением соединенных Штатов как независимого государства. После провозглашения суверенных Соединенных Штатов в 1776 г. и принятия Конституции в 1787 г. американцы стремятся создать в Новом Свете новое государство на основе свободы и равенства. Люди из разных регионов страны, с различными национальными традициями, обычаями, религиозными убеждениями, языковыми особенностями постепенно образуют единое государство и единую нацию, исполненную оптимизма, патриотизма и веры в свое превосходство над странами Старого Света.

Таким образом, задачи американской романтической литературы:

- создание оригинальной национальной культуры

- создание образа страны в глазах соотечественников и иностранцев

- объединение творческих сил разных регионов в единое культурное сообщество.

Среди факторов, которые повлияли на американский романтизм, можно назвать:

- влияние фронтира(от англ. frontier, буквально – граница между освоенными и неосвоенными поселенцами землями, понятие связано с эпохой освоения свободных земель на западе США (до 1890 г.), обеспечивающее возможность для экспансии, роста, свободы (в европейском романтизме этот элемент отсутствует)

- оптимизм, вызванный перспективами, которые предлагают неизведанные территории

- иммиграция (новые культуры и перспективы)

- рост промышленности на Севере, что впоследствии противопоставил индустриальный Север аграрному Югу

- поиски новых духовных истоков

- связь с традициями европейской литературы и достижениями романтиков Старого Света

Жанровая система американского романтизма включала путевые заметки и очерки (В. Ирвинг), различные разновидности романа (исторический, социальный, фантастический, философский, аллегорический, роман-утопия – Ф. Купер, Н. Готорн, Г. Мелвилл), рассказ и новеллу (фантастическая, детективная, психологическая, готическая, аллегорическая – В. Ирвинг, Э.А. По), автобиографическая проза (эссе, лекция – Р.У. Эмерсон, Г. Торо), эпическая поэма (Г.У. Лонгфелло).

Хронологические рамки американского романтизма – с 1820 по 1860 гг.

Исследователи выделяют три этапа в развитии американского романтизма:

- ранний романтизм (1820-1830). Представители: В. Ирвинг, Дж. Ф. Купер.

Мировосприятие писателей преимущественно оптимистическое. Они пытаются найти альтернативу практичному и деловому обществу с его условностями в романтически идеализированной жизни индейцев (мотив «благородного дикаря») и американского Запада (пенталогия Дж. Ф. Купера про Натаниэля Бампо, по прозвищу Кожаный Чулок («Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Поинеры», «Прерии»)), героике Войны за Независимость и вольной морской стихии (романы Ф. Купера «Шпион», «Красный корсар»), патриархальном прошлом страны и богатой и красочной европейской истории (рассказы В. Ирвинга, его «История Нью-Йорка»). Творчество В. Ирвинга и Дж. Ф. Купера является частью оригинального американского романтического движения первой половины ХІХ века, известного как нативизм, которое заключается в художественно философском освоении страны, ее природы, истории, нравов и обычаев.

- зрелый романтизм (1840-1850). Представители: Н. Готорн, Г. Мелвилл, Э.А. По, Г.У. Лонгфелло, Р.У. Эмерсон, Г. Торо.

Увеличивается разрыв между идеалом и реальностью, нарастают мотивы разочарования, печали. Американский романтизм переходит от художественного освоения национальной реальности к исследованию на национальном материале универсальных проблем человека и мира. Писатели и поэты исследуют глобальные проблемы человеческого бытия: сущность человека, взаимоотношения человека и природы, человека и общества. Появляются характеры с раздвоенной психикой, сверхъестественные и мистические мотивы, символика. Отдельно необходимо рассматривать оптимистический гуманизм Г.У. Лонгфелло, который проявился в его поэзии и эпической поэме «Песнь о Гайавате» (поэтический пересказ легенд североамериканских индейцев) и представления трансценденталистов (Р. Эмерсон, Г. Торо) про всеобщую гармонию. Трансцендентализм – американское литературно-философское движение 1830 – 1860-х гг., представители которого критиковали буржуазную цивилизацию и ее ценности; видели путь к осовобождению личности в духовной свободе, самосовершенствовании, близости к природе. Так, Г. Торо проводит чуть более 2-х лет в построенной им хижине в лесу, самостоятельно обеспечивая себя всем необходимым для жизни. Промышленной революции и зарождающемуся обществу потребления он противопоставил свободу от материальных забот, уединение, самодостаточность, созерцательность и близость к природе. Результатом его добровольного уединения стала книга «Уолден», получившая популярность только в ХХ веке.

- поздний романтизм (1860-е). Представители: позднее творчество Н. Готорна и Г. Мелвилла, литература аболиционизма, вызванная Гражданской войной (Г. Бичер-Стоу) (Аболиционизм – движение за отмену рабства в США на рубеже 18-19 вв.). Усиливаются реалистические тенденции. Так, романы Н. Готорна о первых пуританских поселенцах Америки сочетали реалистические элементы и мистические мотивы. Его мировосприятие трагично, он ищет нравственную гармонию, идеализируя некоторые черты пуританской этики. При этом в основе романов и рассказов Н. Готорна часто лежит трагический конфликт между прямолинейными требованиями отвлеченной морали и естественными, непреодолимыми стремлениями человеческой природы (романы «Алая буква», «Дом о семи фронтонах»).

Поэтика романтизма в сочетании с реалистическими элементами, характерна роману Г. Мелвилла «Моби Дик», повествующего о бесконечной охоте фанатичного капитана за белым китом, образ которого несет символическую нагрузку. Этот роман, романтический, аллегорический, философский, сочетает реалистические сведения о жизни китобоев с аллегорической критикой американского образа жизни, философские обобщения и авантюрный сюжет. Роман также свидетельствует о трагическом мироощущении автора, характерном для позднего американского романтизма.

Наши рекомендации